Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы. Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения. В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Целью духовно-нравственного развития и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших классов. Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской православной церковью. Задачи воспитания: содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь; стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения; научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего; знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести; способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.; формировать и расширять знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.; научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим); воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам; развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств; воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов; формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным; способствовать формированию готовности к самостоятельности, самоанализу и саморефлексии; научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного запаса и образного строя речи. Структура, содержание и задачи курса Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую части. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной позиции. Содержание тем курса «Добротолюбие» Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра. Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками. Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему (ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода (религиозной организации), благочиния, епархии). Планируемые результаты Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны. Тематическое планирование №п/ п Тема занятия 1 Путешествие в Страну доброты 1 Виртуальное путешествие 2 Город добра 1 Экск урси я 3 Это великое слово «дружба» 1 Конкурс стихов о дружбе 4 Хочу быть миротворцем 1 Конкурс рисунков 5 Счастье семьи 1 Просмотр видеороликов, беседа 6 Добрая сила 1 Лекция, беседа 7 Святые и животный мир 1 Виртуальное путешествие 8 Мир твоей души 1 Викто рина 9 Что на свете самое главное 1 Музыкальный конкурс 10 Воспитание человечности 1 Виртуальное путешествие 11 Тайна милосердия 1 Беседа 12 Любовь и сострадание 1 Творческая мастерская Количе ство часов Форма провед ения заняти я Электр онные учебнометоди ческие матери алы https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/p- 13 Чистота сердца 1 Работа с галереей героев 14 Жертвенное сердце 1 Обсуждение фильмов о войне 15 Птица счастья 1 Мультконцерт 16 День Победы – величие народного подвига 1 Просмотр видеороликов 17 Миролюбие 1 Творческая мастерская TTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ https://disk.yand ex.ru/d/pTTODF6kh9DQ