ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемыерезультатыпрограммыпоокружающемумирувключаютличностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательскойдеятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностейвзаимодействиявсистемах:«Человекиприрода»,«Человекиобщество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИл УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонныеизменениявприроде.Взаимосвязимеждучеловекомиприродой.Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительныймир.Растенияближайшегоокружения(узнавание,называние,краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: впроцессеучебногодиалогаслушатьговорящего;отвечатьнавопросы,дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотноситьпредметыдекоративно-прикладногоискусстваспринадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; описыватьпопредложенномупланувремягода,передаватьврассказесвоёотношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. Совместная деятельность способствует формированию умений: соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России:Кремль,Краснаяплощадь,Большойтеатридр.Характеристикаотдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремляи др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы :наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровыйобразжизни:режимдня(чередованиесна,учебныхзанятий,двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальныхучебныхдействий,коммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовыелогическиедействиякакчастьпознавательныхуниверсальныхучебных действий способствуют формированию умений: ориентироватьсявметодахпознанияприроды(наблюдение,опыт,сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества(жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различатьинформацию,представленнуювтексте,графически,аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотноситьпример(рисунок,предложеннуюситуацию)современемпротекания. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействияспособствуютформированию умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создаватьнебольшиеописаниянапредложеннуютему(например,«Моясемья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного ирастения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимаяценностьвкультуренародовРоссии.Особенноститрудалюдейродногокрая,их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры –символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения вприродных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучениеокружающегомирав3классеспособствуетосвоениюрядауниверсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатовсовместныхсодноклассникаминаблюдений(впарах,группах)делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять(впроцессерассматриванияобъектовиявлений)существенныепризнаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятияитермины,связанныесбезопаснойжизнедеятельностью(знакидорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать(характеризовать) условия жизни на Земле; описыватьсхожие,различные,индивидуальныепризнакинаосновесравнения объектов природы; приводитьпримеры,краткохарактеризоватьпредставителейразныхцарств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать(характеризовать)отдельныестраницыисториинашейстраны(впределах изученного). Регулятивныеуниверсальныеучебныедействияспособствуютформированию умений: планироватьшагипорешениюучебнойзадачи,контролироватьсвоидействия (при небольшой помощи учителя); устанавливатьпричинувозникающейтрудностиилиошибки,корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуявсовместнойдеятельности,выполнятьролируководителя(лидера), подчинённого; оцениватьрезультатыдеятельностиучастников,положительнореагироватьна советы и замечания в свой адрес; выполнятьправиласовместнойдеятельности,признаватьправодругогочеловека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. НаиболеезначимыеобъектыспискаВсемирногокультурногонаследиявРоссиииза рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методыпознанияокружающейприроды:наблюдения,сравнения,измерения,опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. В ращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучениеокружающегомирав4классеспособствуетосвоениюрядауниверсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливатьпоследовательностьэтаповвозрастногоразвитиячеловека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделироватьсхемыприродныхобъектов(строениепочвы;движениереки,форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работасинформациейкакчастьпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описыватьситуациипроявлениянравственныхкачеств–отзывчивости,доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельнопланироватьалгоритмрешенияучебнойзадачи;предвидетьтруднос ти и возможные ошибки; контролироватьпроцессирезультатвыполнениязадания,корректироватьучебные действия при необходимости; адекватноприниматьоценкусвоейработы;планироватьработунадошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине–России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории много национальной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящихей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: пониматьцелостностьокружающегомира(взаимосвязьприроднойисоциальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта(объекты)по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить(по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),а так же в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть– целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилина основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествование); конструироватьобобщенияивыводынаосновеполученныхрезультатовнаблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находитьошибкиивосстанавливатьдеформированныйтекстобизученныхобъектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: Планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; Выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; Находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1классеобучающийсянаучится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оцениватьситуации,раскрывающиеположительноеинегативноеотношениек природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдатьправилабезопасностинаучебномместешкольника;вовремянаблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдатьправилаиспользованияэлектронныхсредств,оснащённыхэкраном; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. 2 КЛАСС Кконцуобученияво2классеобучающийсянаучится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг)и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироватьсянаместностипоместнымприроднымпризнакам,Солнцу,компасу; создаватьпозаданномуплануразвёрнутыевысказыванияоприродеиобществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 КЛАСС К концу обучения в 3классеобучающийсянаучится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироватьсяввозможныхмошенническихдействияхприобщениивмессенджер ах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4классеобучающийсянаучится: проявлятьуважениексемейнымценностямитрадициям,традициямсвоегонарода и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показыватьнафизическойкартеизученныекрупныегеографическиеобъекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создаватьпозаданномупланусобственныеразвёрнутыевысказыванияоприроде и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС №п/п Наименование разделов и Количество часов тем программы Всего Электронные(цифровые) образовательные ресурсы Раздел1.Человекиобщество 1.1 Школа. Школьная жизнь. 3 1.2 Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. 2 1.3 Россия-наша Родина. 11 Итого по разделу Раздел2.Человекиприрода Природа-средаобитания человека. Взаимосвязи 2.1 между человеком и природой. ЦОР и ресурсы сети интернет из списка ЦОР и ресурсы сети интернет из списка ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 16 13 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 2.2 Растительный мир. Растения ближайшего окружения. 9 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 2.3 Мир животных. Разные группы животных. 15 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка Итого по разделу 37 Раздел3.Правилабезопасной жизнедеятельности 3.1 Режим дня школьника. 3 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 3.2 Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет 4 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 66 2 КЛАСС №п/п Наименование разделов и тем программы Раздел1.Человекиобщество Семья. Семейные 1.1 ценности традиции Количество часов Всего Электронные(цифровые) образовательные ресурсы 2 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 1.2 Правила культурного поведения в общественных местах 2 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 1.3 Наша родина- Россия 12 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка Итого по разделу Раздел2.Человекиприрода Методы познания природы. Земля и 2.1 другие планеты, звезды и созвездия. 2.2 2.3 2.4 Многообразие растений Многообразие животных Красная книга России. Заповедники и природные парки Итого по разделу 16 7 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 8 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 11 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 8 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 34 Раздел3.Правилабезопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни школьника 4 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка 3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет 8 ЦОР и ресурсы сети интернет из списка Итого по разделу 12 Резервное время 6 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68 ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС №п/п Наименование разделов и тем программы Раздел1.Человекиобщество Наша родина1.1 Российская Федерация Количество часов Всего Электронные(цифровые) образовательные ресурсы 14 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.2 Семья-коллектив близких. Родных людей. 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.3 Страны и народы мира. 4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу Раздел2.Человекиприрода Методы изучения природы. Разнообразие 2.1 веществ в Окружающем мире. 20 11 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.3 Разнообразие растений 7 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 7 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.4 2.5 2.6 Разнообразие животных Природные сообщества Человек-часть природы Итого по разделу 35 Раздел3.Правилабезопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 КЛАСС №п/п Наименование разделов и тем программы Раздел1.Человекиобщество Наша родина1.1 Российская Федерация Количество часов Всего Электронные(цифровые) образовательные ресурсы 10 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1.2 История Отечества. «Лента времени»и историческая карта 17 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу Раздел2.Человекиприрода Методы познания 2.1 Окружающей природы. Солнечная система Формы земной поверхности. Водоемы 2.2 И их разнообразие 33 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 9 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 24 Раздел3.Правилабезопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: 3.1 профилактика вредных 1 привычек 3.2 Безопасность в городе. 4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 БиблиотекаЦОК Безопасность в сети Интернет https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 5 Резервное время 6 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ1-4КЛАСС 1 КЛАСС № п/п Темаурока Количество часов Всего 1 Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями 1 2 Наша страна– Россия, Российская Федерация. Что такое Родина? 1 3 Наша Родина: от края и до края. Символы России 1 4 5 Народы России. Народов дружная семья Путешествие по родному краю 1 1 6 Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизнии Традиций народов РФ 1 7 Столица России‒ Москва. Достопримечательности Москвы 1 8 9 10 11 12 Что такоео кружающий мир? Что природа даёт человеку? Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы :выделение различий Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия Дикорастущих и культурных растений Явления и объекты неживой природы Природа и человек. Природные материалы и 1 1 1 1 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 13 Изделия из них. Наше творчество Что мы знаем о растениях? Что общего у разных растений? 1 14 Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения 1 15 Комнатные растения. Растения в твоём доме: краткое описание 1 16 Как мы ухаживаем за растениями(практическая работа) 1 17 Разнообразие растений: узнавание, называние, краткое описание 1 18 Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные Растения нашего края 1 19 Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения Нашего края 1 20 Мир животных :насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой Группы животных 1 21 Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида 1 22 Какие звери живут в морях и океанах? Морские звери: узнавание, называние, краткое описание 1 23 Мир животных: рыбы пресных и солёных водоёмов (сравнение, краткое описание) 1 24 Мир животных: птицы 1 (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных 25 Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания 1 26 Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) 1 27 Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о Своих детёнышах 1 29 Знакомься: электронные ресурсы школы Ты– пешеход! 30 Знаки дорожного движения 1 31 Родной край–малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название. Моя Малая родина 1 32 Культурные объекты родного края 1 33 Домашние и дикие животные. Различияв условиях жизни 1 34 Повторение изученногопо разделу"Человек и общество" 1 35 Семья–коллектив. Права и обязанности членов семьи 1 36 Значение природы в жизни людей 1 37 Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера Телефонов экстренных служб 1 28 1 1 38 Наблюдение за погодой. Анализ результатов наблюдений 1 39 Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды 1 40 Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) 1 41 Откуда в снежках грязь? 1 42 Как живут растения? 1 43 Многообразие мира животных. Какие животные Живут в нашем регионе? 1 44 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью 1 45 Откуда берётся и куда девается мусор? 1 46 Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности 1 47 Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха 1 48 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и Животного мира зимой 1 49 Мир животных. Где живут белые медведи? 1 50 51 Мир животных. Где живут слоны? Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. Где 1 1 Зимуют птицы? 52 Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, Предметах быта, игрушках 1 53 Труд людей родного края 1 54 Семейные поколения. Моя Семья в прошлом и настоящем 1 55 Повторение изученного по разделу"Человек и природа" 1 56 Мир животных. Почему мы любим кошек и собак? 1 57 Прогулки на природе. Правила поведения в природе 1 58 Зачем нужна вежливость? 1 59 Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника 1 60 Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом 1 61 Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания 1 62 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и Животного мира весной 1 63 Зачем люди осваивают космос? 1 64 Труд и быт людей в разные времена года 1 65 Кто заботится о домашних животных Профессии людей, 1 Которые заботятся о животных. Мои домашние питомцы 66 Повторениеизученногов1 классе ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 1 66 2 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Наша Родина‒ Россия, Российская Федерация 1 2 Народы России. Родная страна 1 3 Родной край, его природные достопримечательности. Город и село 1 4 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и предметы, созданные человеком 1 5 Заповедники России(Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы 1 6 Заповедники России 1 7 Заповедники России. Охрана природы 1 8 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Родной край, город (село) 1 9 Тематическая проверочная работа по разделу"Где мы живём?" 1 10 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и живая природа. Явления природы 1 11 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 12 Животных осенью и зимой. Явления природы Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Все профессии важны 1 13 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимые нити природы 1 14 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 15 Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты(название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 16 Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов Познания окружающего мира 1 17 18 Земля- живая планета Солнечной системы Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли 1 1 19 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какие бывают растения 1 20 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 21 Многообразие животных родного края и разных 1 22 23 24 Территорий России. Какие бывают животные Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимые нити. Впереди лето 1 1 1 25 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 26 Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатные растения 1 28 Многообразие животных. Дикие и домашние животные 1 29 Мир животных :звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 30 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 31 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, Называние и описание 1 32 Красная книга России. Её значение в сохранении и охра нередких растений и животных 1 33 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на Территории заповедника 1 34 Заповедники :значение для охраны природы 1 35 Тематическая проверочная работа по разделу"Человек и природа" 1 36 Мир профессий жителей нашего региона 1 37 Из чего что сделано 1 38 Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности 1 39 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если хочешь быть здоров 1 40 Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и 1 Здоровье ребёнка 41 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; На пришкольной территории 1 42 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности 1 43 Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 44 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах)и качелях. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы 1 45 Правила культурного поведения в общественных местах. Что такое этикет 1 46 Подробнее о лесных опасностях 1 47 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша Дружная семья 1 48 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, Уважение к чужому мнению 1 49 Безопасное пользование 1 50 Интернетом. Ты и твои друзья Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие 1 51 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Мы— пассажиры 1 52 Знаки безопасности на общественном транспорте 1 53 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 1 54 55 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения Модели Земли - глобус, карта, план. Практическая работа 1 1 56 Карта мира. Материки и океаны. Практическая работа 1 57 Ориентирование на местности по местным природным признаками с использованием компаса. Практическая работа 1 58 Формы земной поверхности 1 59 Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 60 61 Москва‒ столица России. Герб Москвы Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова .Путешествие по 1 1 Москве 62 Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь 1 63 Санкт-Петербург‒ северная столица. Достопримечательности города 1 64 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 65 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) 1 66 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явления природы. В гости к весне. Впереди лето 1 67 Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России 1 68 Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 68 3 КЛАСС № п/п 1 Тема урока Количество часов Всего Безопасная информационная среда Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы Бактерии–мельчайшие одноклеточные живые существа Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 7 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e 8 Что такое общество? 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa 9 Наша Родина Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным Символам России 1 2 3 10 Родной край–малая родина. Российская Федерация 1 11 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода ,тепло ,пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений И работы с информацией 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях Образования и культуры 1 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, Жидкостей и газов Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 16 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 17 Распространение воды в природе :водоёмы, реки. Круговорот воды в природе 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 18 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охранаводы 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a 13 14 19 Почва, её состав. Значение для живой природы 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de 22 Растение как живой организм 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 23 Как растения размножаются? 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c 24 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 25 Условия роста и развития растения(по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 29 Роль животных в природе и жизни людей 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 30 Бережное отношение к животным–нравственная ценность людей. Охрана Животного мира в России 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a 31 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 32 Проверочная работа по 1 теме "Многообразие растений и животных" Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 37 Пищеварительная Система и её роль вжизни человека 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 39 Кровеносная и нервная Система и их роль в жизни человека 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья Растущего организма 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 42 Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 44 Безопасное поведение пассажира 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 33 34 35 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека Органы чувствии их роль в жизни человека железнодорожного транспорта. Знаки безопасности Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре Народов России 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e 49 Горная порода как соединение разных минералов .Примеры минералов 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 50 Полезные ископаемые– богатство земных недр 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной Деятельности региона 1 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве ,в сельском хозяйстве 1 45 46 47 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во Дворе жилого дома Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c 54 55 Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 1 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 57 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c 58 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 59 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba 60 Памятники природы и культуры Белоруссии(по выбору) 1 61 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 62 Памятники природы и Культуры стран Азии(по выбору) 1 63 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 64 Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга 1 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 66 Достопримечательности 1 БиблиотекаЦОК Родного края :памятники Природы и культуры региона https://m.edsoo.ru/f841380e 67 Проверочная работа по теме "Наша Родина – Российская Федерация" 1 68 Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 2 Солнце-звезда 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 3 Планеты Солнечной системы. Луна–спутник Земли 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года 1 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 7 Экологически епроблемы взаимодействия человека и природы 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 8 Всемирное культурное наследие России 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c 9 10 11 Природные и культурные Объекты Всемирного наследия в России Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом Знакомство с Международной Красной книгой 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 12 13 Всемирное культурное наследие Охрана историкокультурного наследия 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 14 О вредных для здоровья привычках 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 16 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры Населённого пункта 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и Торговых центрах 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 19 Равнины России: Восточно-Европейская, Западно- Сибирская (название, общая характеристика, Нахождение на карте) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место Нахождения на карте) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 21 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры Водоёмов в России 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc 22 Река как водный поток 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae 23 Крупнейшие реки России: Название ,нахождение на карте 1 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в Природной зоне 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac 29 Формы земной поверхности(напримере родного края) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 30 31 Водоёмы и реки родного края Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 1 1 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха ,воды ,полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 33 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 34 Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности водоёмы" 1 35 Проверочная работа по теме"Природные зоны" 1 36 37 Человек - творец культурных ценностей Труд и быт людей в разные исторические времена 1 1 38 Новое время 1 39 Новейшее время :история продолжается сегодня 1 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 41 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 42 Государство Русь. Человек-защитник своего Отечества 1 43 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 44 Образование и культура в Московском государстве 1 45 Страницы истории Российской империи. Пётр I 1 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 47 48 Образование в Российской империи Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века(архитектура, 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa живопись, театр) 49 «Золотой век» русской культуры .Великие поэты и писатели, композиторы И художники XIX века 1 50 Первая Отечественная война:1812год.Защита Родины от французских завоевателей 1 51 Страницы истории России ХХ века 1 52 Великая Отечественная война1941-1945гг:как все начиналось… 1 53 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 54 55 Всё для фронта–всё для победы Взятие Берлина. Парад Победы БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c 1 56 Мы живём в Российской Федерации 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 57 Государственное устройство РФ(общее представление). Конституция РФ. Президент РФ .Политикоадминистративная карта России 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 59 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость И уважение 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 61 Государственные 1 БиблиотекаЦОК Праздники России 62 63 Праздник в жизни общества и человека Праздники и памятные даты своего региона https://m.edsoo.ru/f841dc50 1 1 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности Родного края 1 65 Наша малая Родина: главный город 1 66 Города России. Городагерои. Страницы истории 1 67 Проверочная работа по теме"История Отечества" 1 68 Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА • Окружающий мир(в2частях),1класс/Плешаков А.А.,Акционерное общество «Издательство«Просвещение» • Окружающиймир:2-йкласс:учебник:в2частях,2класс/ПлешаковА.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающиймир:3-йкласс:учебник:в2частях,3класс/ПлешаковА.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающиймир:4-йкласс:учебник:в2частях,4класс/ПлешаковА.А.,Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ - КИМ.Окружающиймир.1класс/Сост.И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО. - МаксимоваТ.Н.Поурочныеразработкипокурсу"Окружающиймир"1класс. -М.: ВАКО. - МаксимоваТ.Н.Поурочныеразработкипокурсу"Окружающиймир"2класс. -М.: ВАКО - КИМ.Окружающиймир.2класс/Сост.И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО. - ВасильеваН.Ю.Поурочныеразработкипопредмету«Окружающиймир»:3класс:к учебному комплексу А.А. Плешакова «Окружающий мир: 3 класс». - М.: ВАКО - КИМ.Окружающиймир.3класс/сост.И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО - МаксимоваТ.Н.Поурочныеразработкипокурсу"Окружающиймир".4класс:пособие для учителя / Т. Н. Максимова. - М.: ВАКО - КИМ.Окружающиймир.4класс/Сост.И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ https://edsoo.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/news https://rosuchebnik.ru/ https://infourok.ru/ https://znanio.ru/ https://education/.yandex.ru https://urok.1sept.ru/ https://nsc.1sept.ru/ https://vneuroka.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://nsportal.ru/ https://videouroki.net/