Положение о школьной библиотеке

Принято
На педагогическом совете школы
Протокол от 22.07.2024г.

Директор шко.
Приказ о

аМ.Н.

Положение
о школьной библиотеке
МБОУ Скворцовской СОШ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке МБОУ Скворцовской СОШ разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-Ф 3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ
«О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021 года), с учетом Федерального закона от 25
июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями на 28
декабря 2022 года, Устава МБОУ Скворцовской СОШ и других нормативных правовых актов
Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки.
1.3.
Настоящее
Положение
регламентирует
работу
и
функции
библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности
учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания
образовательной, воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке.
1.5. Школьная библиотека участвует в образовательной, воспитательной деятельности в
целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование
библиотечно- информационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе
идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции
библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры, обеспечивается учебными, методическими и справочными документами.
1.7. Школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и
других работников образовательной организации. Удовлетворяет запросы родителей на
литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на
основе освоения Федеральных государственных образовательных стандартов, содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование установки на здоровый образ жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями органа управления образованием и Уставом образовательной
организации.

1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам относятся:
материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
- публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной,
расовой, национальной или религиозной группы;
- официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
- материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно­
правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
- любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и самообразования учащихся
и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
- бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
- цифровом (Ц У Б -диски, флэш-накопители);
- посредством информационно-коммуникационной сети Интернет.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя - обучение
пользованию книгой, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.

3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки - образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной
к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных образовательной организации;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4.
Осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
обучающихся:
- обслуживание читателей на абонементе;
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
- способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5.
Осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся школы.
4.7. Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых
форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских
конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия
для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда образовательной организации.
4.15. Проводит проверки справочно-библиографического аппарата фонда на наличие
экстремистских материалов.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы школьной библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом образовательной организации,
5.4. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (при наличии) или
директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка МБОУ Скворцовской
СОШ.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор
школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство
библиотекой
осуществляет
педагог-библиотекарь,
который
несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их
родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Ответственный педагог назначается директором образовательной организации, является
членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.

6.4. Ответственный педагог отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является
частью общего годового плана образовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы образовательной организации.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми
документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и образовательной
организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.9. Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в образовательной
организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Работники библиотеки имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно­
библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность
несут законные представители;
- вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере);
- участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом Уставом;
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Работники библиотеки обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;

- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
- вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность:
- за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором;
- за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
- за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами и литературой;
- участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
- пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
- убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать
об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах
несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 2 классов);
- возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Пользователи библиотеки имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
пяти документов одновременно.

9.6. Максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 10 дней;
Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
9.7. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками и изданиями, которые имеются в
единственном экземпляре, осуществляется в библиотеке.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора школы.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 10.1.
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».