СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН………………………………………………………………………...5 III. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………..6 IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ……………….18 V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………27 VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………30 VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………32 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Общие положения Образовательная программа предназначена для профессионального обучения обучающихся МБОУ ТР Скворцовской СОШ по должности служащего «Социальный работник» (код профессии – 26527), при условии их обучения по основным общеобразовательным программам среднего общего образования или имеющих основное общее образование. 1.2. Нормативно-правовая база разработки и реализации программы: Нормативной базой для разработки данной программы профессионального обучения являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Минпросвещения России от 26 августа 2020 года № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; - Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 26 августа 2010 г. n 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"; -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 354н «Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник"» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""; Организация профессионального обучения регламентируется программой профессиональной подготовки, в том числе учебным планом, календарным учебным графиком, рабочей программой дисциплин и профессиональных модулей, локальными нормативно-правовыми актами, расписанием занятий. Основными формами профессионального обучения являются теоретические и практические занятия. Практические занятия осуществляются с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений по возрасту, полу, состояния здоровья обучающихся. В учебном процессе используется материально-техническая база и кадровые ресурсы школы. 1.3.Нормативный срок освоения программы и организация обучения: 3 Реализация программы предусмотрена в очной форме (аудиторно). Обучение по программе может осуществляться в составе учебной группы. Продолжительность обучения по программе профессиональной подготовке установлена 68 часов (срок реализации 2 года). 1.4. Цели и задачи программы Целью настоящей программы является профессиональная подготовка старшеклассников по должности служащего «Социальный работник». Основными задачами программы являются: - формирование у обучающихся совокупности знаний и умений, необходимых для осуществления трудовых действий и трудовых функций по должности служащего 26527 «Социальный работник»; - развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда; - оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования. 1.5. Категория обучающихся Программа предназначена для подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. Возраст до 18 лет, при условии обучения в 10-11 классах на момент завершения освоения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. 1.6. Режим занятия Общее количество часов – 68. Допускается сочетание различных форм и технологий обучения. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Максимальная учебная нагрузка в часах в неделю при используемой форме обучения – 1 академический час. 1.7. Присваиваемая квалификация Квалификация, присваиваемая выпускникам Программы профессиональной подготовки по должности служащего «Социальный работник» без разряда. По завершении освоения Программы профессиональной подготовки по должности служащего «Социальный работник» выпускникам выдается свидетельство. 4 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Таблица 2 Объем программы профессионального обучения в академических часах Аудиторно Наименование и содержаниеразделов, тем Всего, часов 1 1.Теоретическое обучение 1.1.Общепрофессиональный модуль Теоретические социальной работы Организация работы в РФ основы социальной 1.2. Профессиональный модуль Основы профессионального общения Социально-медицинские основы профессиональной деятельности Основы социально-бытового обслуживания Теорети Учебн ческие ая занятия практи ка 2 3 4 58 24 34 7 4 3 Текущий контроль 4 2 2 Устный опрос 3 2 1 Устный опрос 5 51 20 31 8 4 4 20 8 12 23 8 15 Зачет 34 8 Текущий контроль Текущий контроль 2.Практика 1.Учебная практика 2. Производственная практика 34 8 3.Итоговая аттестация 2 1 1 68 25 43 Итого Вид контроля/ Форма контроля 5 Промежуточный контроль Зачет Зачет Квалификационный экзамен III. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Рабочая программа профессиональной подготовки по должности служащего «Социальный работник» 1 год обучения 3.1.1. Распределение учебных часов Таблица 3 Объем программы профессионального обучения в академических часах Аудиторно Всего, часов Теоретичес кие Учебная занятия практика Наименование и содержаниеразделов, тем 1 I Теоретическое обучение 1.Теоретические основы социальной работы Основы теории социальной работы 2 3 4 29 2 11,5 1 17,5 1 1 0,5 0,5 Основные направления социальной работы 1 0,5 0,5 2. Организация социальной работы в РФ Особенности социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому Социальная политика современной России 1.2. Профессиональный модуль 3 Основы профессионального общения Понятие общение, его виды и функции Общение – профессионально важное качество социальногоработника 2 1,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 9 Консультирование в социальной работе 6 25 4 2,5 16 1,5 1 1 1 0,5 0,5 2 1 1 4.Социально-медицинские основы профессиональной деятельности Этапы социальной работы в медико-социальной сфере 5 2,5 2,5 2 1 1 Влияние медико-социальных факторов на состояние здоровья лицам пожилого возраста и инвалидов 2 1 1 Организация государственной медицинской санитарной помощи 1 0,5 0,5 16 4 12 3 1 2 3 1 2 Основные направления социально-бытового обслуживания 4 1 3 Социально-бытовое обслуживание и решение социально- бытовых вопросов 6 1 5 5.Основы социально-бытового обслуживания Старость как социальная проблема Социально-бытовое обслуживание сущность и классификация II. Производственная практика 4 4 Ознакомление с особенностями профессии «Социальный работник», первая встреча с клиентом; работа спрофессиональной документацией Оказание консультативной помощи по социально-медицинским вопросам Оказание консультативной помощи по социально-бытовому обслуживанию; выявление основных проблем социально-бытового обслуживания Работа с профессиональной документацией III.Промежуточная аттестация Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 0,5 12 0,5 22 3.1.2. Содержание учебной дисциплины Тема 1. Теоретические основы социальной работы Основы теории социальной работы Теоретические занятия: Социальная работа: определение, сущность, перспективы развития социальной системы, традиции российской и международной благотворительности. Специалист 7 по социальной работе как субъект профессиональной деятельности: социальноправовой статус социального работника; профессиограмма специалиста по социальной работе;профессиональные функции специалиста по социальной работе. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника: личностнаяпроблема, ее истоки, субъективный характер; виды личностных проблем; изменения личностной ситуации клиента социальной службы; клиент как объект познания. Практические занятия: Составление программы диагностики проблем клиента. Составление терминологического гнезда основных понятий и обеспечении. Основные направления социальной работы Теоретические занятия: Социальная работа с семьей: семья как объект социальной работы; сущность и содержание социальной работы с семьей; особенности социальной работы с разными категориями семей. Социальная работа с престарелыми и одинокими людьми: характеристика положения пожилых людей в обществе; специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста; организация культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста. Практические занятия: Составление программы культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста и инвалидами. Составить перечень способов и методов обслуживания пожилых людей иинвалидов на дому. Составить план работы социального работника с людьми пожилого возраста. Тема 2. Организация социальной работы в РФ Особенности социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому Теоретические занятия: Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы. Социальная работа как особый вид практической деятельности. Объекты и субъекты социальной работы. Субъект-субъектный подход в социальной работе. Основные направления и принципы социальной работы в России. Понятия «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». Их взаимосвязь с социальной работой. Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы. Практические занятия: Составление периодической таблицы исторического развития социальной работы в России. Составление структурно-логической схемы направлений современной социальной работы в России и за рубежом. Тема 3. Основы профессионального общения Понятие общение, его виды и функции 8 Теоретические занятия: Определение общения, различные подходы к пониманию термина «общения». Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Функции и уровни общения. Виды общения. Структура общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Функции и трудности общения. Общение и терпимость. Зоны личного пространства. Правила и техники общения. Деформации общения. Характеристики профессионального общения. Общение – профессионально важное качество социальногоработника Теоретические занятия: Основные виды общения социального работника: деловое, консультативное, интимно-личностное. Особенности делового общения социального работника. Общение в процессе консультирования. Интимно- личностное общение в деятельности социального работника. Практические занятия: Отработка практических навыков ведения деловой беседы. Консультирование в социальной работе Теоретические занятия: Цель, задачи и условия проведения консультирования в социальной работе. Этапы консультативной беседы. Основные правила и принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом. Особенности оказания социально -психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам. Социально -психологический патронаж. Помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях. Практические занятия: Отработка практических навыков ведения консультативной беседы. Тема 4. Социально-медицинские основы профессиональной деятельности Этапы социальной работы в медико-социальной сфере Теоретические занятия: Основные понятия о социальной медицине. Основы медицинской этики и деонтологии. Краткий исторический очерк развития социальной медицины. Роль предмета в подготовке социального работника. Основные медико-социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам. Основные медико- социальные проблемы клиента на современном этапе. Роль социального работника в решении этих проблем. Этапы социальной работы в медико- социальной сфере. Практические занятия: Медико-социальная работа как новый вид профессиональной деятельности. Роль социального работника в решении медико-социальных проблем клиента. Состояние социальной работы в учреждениях здравоохранения России. Состояние медико-социальной работы в учреждениях социального обслуживания. Влияние медико-социальных факторов на состояние здоровья лицам пожилого возраста и инвалидов Теоретические занятия: Понятие здоровья. Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Здоровый 9 образ жизни. Факторы, формирующие здоровый образ жизни. Основные факторы риска заболеваний. Экологические факторы. Практические занятия: Образ жизни и его составляющие. Стиль,качество, уровень, уклад жизни. Организация государственной медицинской санитарной помощи Теоретические занятия: Особенности здоровья старшего поколения. Медико-психологические методы и организация медицинской помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Нормативно-правовое обеспечение, правовая защита инвалидов. Санитарногигиенические методы по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами. Гигиенические требования по уходу за лицами пожилого возрастаи инвалидами на дому. Организация медицинской помощи и лекарственное обеспечение. Медикосоциальная экспертиза, социальные проблемы обслуживания инвалидов. Практические занятия: Деятельность специалиста в зависимости от групп населения: группы повышенного риска; члены семьи клиента и его ближайшего окружения; длительно, часто и тяжело болеющие; больные с выраженными социальными проблемами; инвалиды. Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем. Особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. Субъективные и объективные методы обследования. Системы оздоровления и самосовершенствования. Тема 5. Основы социально-бытового обслуживания Старость как социальная проблема Теоретические занятия: Проблема старения современного общества: изменение демографических показателей, сферы социальных отношений, профессиональной ориентации пожилых людей. Изменения функциональных способностей здоровья пожилых людей. Практические занятия: Календарный биологический возраст. Различные градации деления пожилых людей на возрастные группы. Рост одиноких пожилых. Группы риска пожилых людей, нуждающихся в особом внимании и защите. Социально-бытовое обслуживание сущность и классификация Теоретические занятия: Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Нормативно-правовая база для оказания социальнобытовых услуг. Технологии формированияинфраструктуры социальных программ по социально-бытовому обслуживанию в регионе. Особенности региональной и муниципальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов. Реализация права пожилых и инвалидов на здоровье. Практические занятия: Определение конституциональных прав пожилых людей и инвалидов на здоровье. Нормативно-правовая база для оказания социально-бытовых услуг. 10 Оформление информационного листа по теме «Современные подходы к социально-бытовому обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов». Объекты социально бытового обслуживания. Субъекты социальнобытового обслуживания. Преобладание метода индивидуальной работы с клиентом. Классификация личностных качеств социального работника. Основные направления социально-бытового обслуживания Теоретические занятия: Объекты и субъекты социально-бытового обслуживания. Организационные технологии в сфере социально-бытового обслуживания. Информационное обеспечение социально-бытовой работы. Формы социально- бытового обслуживания на дому. Бытовые услуги и их роль в социальной поддержке малообеспеченного населения. Новые формы нестационарного обслуживания: бригадный метод обслуживания, «мобильные службы» для отдаленных районов, «участковыйсоциальный работник», «социальное такси», «приемная семья». Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Право пожилых людей и инвалидов на социально- бытовое обслуживание и социальное обеспечение. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Практические занятия: Установление контакта с клиентом. Предварительная оценка нуждаемости в социальнобытовых услугах. Социально-бытовое обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны. Разработка плана работы по оказанию социально-бытовой помощи на дому людям пожилого возраста и инвалидов. Социально-бытовое обслуживание и решение социально- бытовых вопросов Теоретические занятия: Оказание консультативной помощи клиенту по социально-бытовым вопросам. Социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому. Роль социального работника при взаимодействии с межведомственными организациями в решении социально-бытовых вопросов. Социальная адаптация, реабилитация, социальная опека для граждан пожилого возраста и инвалидов. Организация доступной среды при социальном обслуживании на дому по категориям клиентов (мобильные, маломобильные, немобильные). Пожилой человек и семья. Типы семьи. «Социальное сиротство»пожилых людей и инвалидов. Предоставление социально-бытовых услуг на дому и содействие в решении социально-бытовых вопросов клиента. Особенности социально- бытового обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей - инвалидов. Организация первичной психологической поддержки клиента Практические занятия: Основные составляющие социально-бытовых услуг. Роль социального работника в оказании помощи на дому в отделениях срочной социальной помощи. Использование инновационных методов и технологий при предоставлении 11 социально-бытовых услуг (работа командой). Оказание содействия в поддержании социальных контактов.Сфера социально бытового обслуживания. Порядок предоставления социально-бытовых услуг. Предоставление социально-бытовых услуг на дому и содействие в решении социально бытовых вопросов клиента. Отработка навыков оказания гражданам социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи, квалифицированного ухода в надомных условиях. Разработка последовательности действий по оказанию социально-бытовой помощи лицам пожилого возраста и инвалидам с различными видами нарушений. Составление плана работы по поддержанию условий проживания семей, лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями. Определение конкретных форм помощи, периодичности гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию. Изучение способов оказания социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера гражданам в соответствии с перечнем услуг. Разработка содержания консультаций по социально-бытовым вопросам инвалидам с разными категориями нарушений. Особенности оказания социально-бытовых услуг различным категориям граждан. Особенности социальной работы с семьями, где имеются престарелые и инвалиды. Работа с профессиональной документацией. Анализ информации о характере социально-бытовых проблем пожилых и инвалидов на базе практики. Этические стороны оценки проблемы клиента. Структура нравственных норм социальной работы. Этические аспекты первичного учета особенностей клиента.Активное слушание собеседника. Производственное обучение (производственная практика) Ознакомление с особенностями служащего «Социальный работник», первая встреча с клиентом; работа с профессиональной документацией. Оказание консультативной помощи посоциально-медицинским вопросам. Оказание консультативной помощи по социально-бытовому обслуживанию; выявление основных проблем социально-бытового обслуживания. Работа с профессиональной документацией Промежуточная аттестации 12 3.1.3. Распределение учебных часов 2 год обучения Таблица 4 Объем программы профессионального обучения в академических часах Аудиторно Всего, часов Теоретичес кие Учебная занятия практика Наименование и содержаниеразделов, тем 1 I.Теоретическое обучение 1.Теоретические основы социальной работы Основные методы социальной работы 2 29 2 3 12,5 1 1 4 16,5 1 0,5 0,5 Общие технологии социальной работы 1 0,5 0,5 2.Организация социальной работы в РФ Территориальные учреждения социальной защиты исоциального обеспечения населения 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 11 1,5 15 2,5 3 1 2 Профессиональное выгорание социального работника и ее профилактика 1 0,5 0,5 4.Социально-медицинские основы профессиональной деятельности Основы социальной медицины Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена клиента Питание больных и инвалидов Медико-социальный патронаж в практике социального работника 5.Основы социально-бытового 15 5,5 9,5 5,5 5 2 2 3,5 3 3 1,5 1 0,5 2 1 4 3 1.2. Профессиональный модуль 3 Основы профессионального общения Психологические возможности лиц пожилого возраста и инвалидов 26 4 13 7 обслуживания Трудная жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов Требования к качеству предоставления социально-бытовых услуг Технология реализации социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов 2 1 1 3 2 1 2 1 1 II. Производственное обучение (производственная практика) 4 4 Оказание первой медицинской помощи 1 1 1 1 2 2 Патронаж при госпитализации лиц пожилого возраста иинвалидов. Уход за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому III.Итоговая аттестация Итого Тема 1. Теоретические 1 34 0,5 13 0,5 основы социальной работы Основные методы социальной работы Теоретические занятия: Правовой инструментарий в социальной работе: государственно-правовые основы социальной работы; основные направления развития законодательно- правовой базы социальной работы с разными категориями людей, нуждающихся в социальной защите; права и работа социального работника. Медико-социальные методы в социальной работе: медико-психологические методы; санитарно-гигиенические методы. Педагогические методы в социальной работе: сущность и классификация педагогических методов в социальной работе; характеристика педагогических методов; условия успешности выбора и использования педагогических методов в социальнойработе. Практические занятия: Оказание медико-психологической помощи клиенту, пережившему трудную жизненную ситуацию. Социальная реабилитация, коррекция, терапия. Составить памятку по организации труда, социальной защиты населения. Общие технологии социальной работы Теоретические занятия: Социальная диагностика, адаптация в социальной работе: сущность социальной диагностики, адаптации; социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента; особенности социальной адаптации клиентов в учреждениях социального обслуживания. Социальная реабилитация в социальной работе: сущность социальной реабилитации; особенности проведения социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения. Социальная опека и попечительство: сущность опеки и попечительства; технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетними; технология усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ; технология установления опеки и 14 22 попечительства относительно совершеннолетних граждан. Практические занятия: Диагностика социальных проблем пожилых людей. Определить специфику и объём деятельности социальной работы по оформлению различных видов пенсий. Тема 2.Организация социальной работы в РФ Территориальные учреждения социальной защиты исоциального обеспечения населения Теоретические занятия: Система территориальных социальных служб. Территориальный центр социального обслуживания, его правовое положение, задачи и функции. Отделения социального обслуживания на дому, срочной социальной помощи, отделение дневного пребывания, их правовое положение, задачи и функции. Основные категории граждан и основания для оказания услуг учреждениями. Основания для отказа в обслуживании граждан территориальными службами. Виды и формы социальной помощи, оказываемые территориальными учреждениями. Особенности деятельности территориальных социальных служб в регионах РФ и их взаимодействие с учреждениями иных систем. Практические занятия: Составление структурной схемы служб социальной защиты региона. Тема 3. Основы профессионального общения Психологические возможности лиц пожилого возраста и инвалидов Теоретические занятия: Виды психологической помощи. Помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных и физических ресурсах для выхода из кризисного состояния. Профессиональное выгорание социального работника и ее профилактика Теоретические занятия: Понятие профессионального выгорания. Стадии, симптомы, факторы(личностный, ролевой, организационный) профессионального выгорания. Группы риска. Профилактика профессионального выгорания. Саморегуляция, ее способы. Сотрудничество с супервизором. Первичная самопомощь при стрессе. Практические занятия: Первичная самопомощь при стрессе. Тема 4. Социально-медицинские основы профессиональной деятельности Основы социальной медицины Теоретические занятия: Социальная медицина-понятие и взаимосвязь с клинической медициной. Показатели индивидуального и общественного состояния здоровья. Наследственность. Социальные факторы, обуславливающие здоровье. Классификация болезней, причины смерти. Анатомо-физиологические особенности человеческого организма. Основы медицинской психологии. Основные инфекционные заболевания и организация социально-медицинской помощи. Основные неинфекционные заболевания и организация социально- медицинской помощи. Понятие о хирургических болезнях. Понятие о нервно- психических болезнях. Медикосоциальная помощь лицам с ограниченными возможностями. 15 Практические занятия: Внутреннее строение человека. Костный скелет человека. Повреждение костно-суставного аппарата. Травма черепа. Первая помощь при ушибах, переломах, ранениях, удушении. Неотложная помощь при острых состояниях. Неотложная помощь при острых отравлениях. Неотложная помощь при терминальных состояниях. Транспортировка и сопровождение клиента в лечебно-профилактическоеучреждение. Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена клиента Теоретические занятия: Понятие ухода. Уход общий и специальный. Уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта. Профилактика пролежней. Смена постельного и нательного белья. Особенности санитарно-гигиенических требований по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидов. Практические занятия: Лечебные манипуляции. Отработка навыков по оказанию доврачебной медицинской помощи.Личная гигиена больного при различных типах заболеваний. Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, приступе стенокардии, диабетической коме. Понятие о реанимации. Понятие неотложных состояний. Виды неотложных состояний. Первая помощь при неотложных состояниях. Питание больных и инвалидов Теоретические занятия: Способы питания больных и инвалидов. Пищевой рацион лиц пожилоговозраста и инвалидов. Лечебное питание. Диетотерапия. Практические занятия: Что значит лечебное питание. Предложения по пищевому рациону нанеделю лицам пожилого возраста и инвалидам. Медико-социальный патронаж в практике социального работника Теоретические занятия: Понятие медико-социального патроната. Задачи медико-социального патроната. Особенности медико-социального патроната к пожилым людям и инвалидам. Практические занятия: Патронаж при госпитализации клиента. Медико-социальный патронаж к пожилым и инвалидам. Изучение документации по подготовке и сопровождению семей лиц пожилого возраста и инвалидов в системе социального патронажа. Тема 5. Основы социально-бытового обслуживания Трудная жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов Теоретические занятия: Трудная жизненная ситуация «социальные риски» для пожилых людей:малообеспеченность; одиночество; конфликты; неспособность к самообслуживанию и т.д. Определение инвалидности. Причины нарушения жизнедеятельности. Социальные проблемы инвалидов. Практические занятия: Определение Т.Ж.С. пожилых людей. Определение Т.Ж.С. инвалидов. Причины нарушения жизнедеятельности 16 Требования к качеству предоставления социально-бытовых услуг Теоретические занятия: Национальные стандарты РФ как важный фактор повышения качества социального обслуживания населения. Задачи национальных стандартов социального обслуживания населения. Критерии оценки качества предоставления социальных услуг. Основные требования к качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Порядок зачисления на социальное обслуживание, его условия. Услуги, входящие в социальные стандарты социального обслуживания и перечень услуг, не входящих в стандарты социального обслуживания. Правомерность взимания платы за социально-бытовые услуги. Осуществление подбора документов для предоставления льгот, компенсационных выплат и начисления пособий. Практические занятия: Порядок оплаты услуг, предоставляемых в социально-бытовом обслуживании. Практикум: «Определение критериев качества оказания социально- бытовых услуг». Школа ухода за престарелыми и лежащими клиентами. Разработка содержания консультаций и бесед по охране труда и техники безопасности на дому. Технология реализации социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов Теоретические занятия: Диагностические методики для работы с лицами пожилого возраста инвалидами. Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (МППК). Профилактика в системе социальной поддержки и помощи, ее основополагающие характеристики. Сущность и содержание реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Понятие комплексной реабилитации, ее виды. Практические занятия: Изучение опыта проведения и организации МППК на базе реабилитационных центров для лиц пожилого возраста и инвалидов в регионе. Составление конспектов реабилитационных мероприятий с лицами пожилого возраста и инвалидами. Производственное обучение (производственная практика) Оказание первой медицинской помощи. Патронаж при госпитализации лиц пожилого возраста и инвалидов. Уход за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому 17 IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в различных формах социального обслуживания. ПК1-Способность предоставлять социально-бытовых услуг получателям социальных услуг Должен Покупка и доставка на дом продуктов питания, владеть промышленных товаров первой необходимости, средствсанитарии и навыками гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств ухода, книг, газет, журналов за счет средств получателя социальных услуг Помощь в приготовлении и приеме пищи (кормление) Оплата социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи за счет средств получателя социальных услуг Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг Покупка топлива, топка печей, обеспечение водой (вжилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения) за счет средств получателя социальныхуслуг Организация помощи в проведении ремонта жилых помещений Уборка жилых помещений Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять уход за собой Отправка почтовой корреспонденции за счет средств получателя социальных услуг Обеспечение кратковременного присмотра за детьми Должен уметь Предоставление социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Взаимодействовать с различными категориями получателей социальных услуг Готовить пищу Осуществлять эксплуатацию печи (закладку и розжиг топлива, вынос золы) Выполнять санитарно-гигиенические процедуры в отношении получателей социальных услуг Организовывать приобретение и доставку товаров первой необходимости (воды, продуктов, топлива, средств санитарии и 18 гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств ухода, книг, газет, журналов) Производить уборку жилых помещений, в том числе спомощью специальных моющих и подручных средств Снимать показания счетчиков электро-, газо- и водоснабжения, заполнять квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг Взаимодействовать с организациями, предоставляющими услуги населению по стирке, Должен знать ремонту, химчистке вещей, уборке помещений, ремонту жилых помещений Оформлять документацию по направлениям своей деятельности, в том числе в электронном виде Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Требования к безопасности труда работника Элементарные правила приготовления пищи социального Организация и принципы ведения домашнего хозяйства Правила ухода за домашних условиях Основы личной гигиены престарелыми и инвалидами в Особенности взаимодействия с пожилыми людьми иинвалидами Основы этики в социальной работе Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур ПК2-Способность предоставлять услуг получателям социальных услуг Должен владеть навыками социально-медицинских Выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, проведение антропометрических измерений, контроль приема лекарственных препаратов) 19 Должен уметь Должен знать Содействие в оказании получателю социальных услуг медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации по направлению, взаимодействие слечащим врачом, доставка анализов по направлению) Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи Оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни Предоставление социально-медицинских услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Измерять температуру тела, артериальное давление, осуществлять контроль приема лекарственных препаратов Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи Поддерживать здоровый образ жизни получателей социальных услуг, обучать навыкам ухода за собой, основам здорового образа жизни Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Правила ухода за получателями социальных услуг в домашних условиях Правила измерения температуры тела, артериального давления, проведения антропометрических измерений (рост, вес) Правила оказания первой помощи до оказания медицинской помощи Основы организации здорового образа жизни, профилактики факторов риска заболеваний Требования работника к безопасности труда социального Основы этики в социальной работе ПК3-Способность предоставлять социально-психологические услуги получателям социальных услуг 20 Должен владеть навыками Должен уметь Должен знать Проведение бесед, направленных на формирование у получателей социальных услуг позитивного эмоциального состояния, поддержания активного образа жизни Содействие в получении психологической помощи (организация консультации у психолога по просьбе получателя социальных услуг) Предоставление социально-психологических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Организовывать и поддерживать беседу, формировать у получателей социальных услуг позитивное настроение Отслеживать изменения в поведении получателя социальных услуг Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Основы возрастной и специальной психологии Требования к безопасности труда социального работника Основы этики в социальной работе 21 ПК4-Способность предоставлять получателям социальных услуг Должен владеть навыками Должен уметь Должен знать социально-педагогические услуги Обучение членов семьи получателя социальных услуг практическим навыкам общего ухода за получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами Организация помощи в обучении навыкам самообслуживания получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности Помощь родителям и иным законным представителям детейинвалидов, воспитываемых дома, в обучениитаких детей навыкам самообслуживания и общения, направленным на развитие личности Содействие в организации досуговой деятельности врамках индивидуальной программы предоставления социальных услуг Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) получателей социальных услуг Предоставление социально-педагогических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Обеспечивать общий уход за получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, втом числе за детьми-инвалидами Обучать членов семьи, в том числе родителей детейинвалидов, практическим навыкам общего ухода Привлекать профильных специалистов для обучения получателей социальных услуг навыкам самообслуживания и общения Организовывать досуговую деятельность Применять технологии мотивации и формирования позитивных интересов Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Правила общего ухода за получателями социальныхуслуг, за гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами Методики обучения навыкам самообслуживания граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, втом числе детей-инвалидов. Основы организации процесса эффективного взаимодействия Основы здорового образа жизни и досуга Требования к безопасности труда социального работника Особенности взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами Основы организации досуговой социокультурной реабилитации Основы этики в социальной работе деятельности и ПК5-Способность предоставлять социально-правовые услуги получателям социальных услуг Должен владеть Информирование получателей социальных услуг об навыками оказываемых организацией социального обслуживания социальных услугах, в том числе предоставляемых на платной основе Помощь в оформлении документов для получения получателями социальных услуг: пенсии,пособий, компенсаций, социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации Помощь в подготовке документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, а также в подаче документов, в том числе с помощью, информационных технологий и информационнотелекоммуникационной сети Интернет Содействие в обеспечении безопасности получателей социальных услуг, вызов полиции, разъяснение получателям социальных услуг основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности Помощь в подготовке и подаче обращений, заявлений и жалоб, в том числе с помощью электронных средств связи, на действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения законных прав получателей социальных услуг Должен уметь Должен знать Оказание помощи в получении юридических услуг Предоставление социально-правовых услуг определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Использовать информационнотелекоммуникационную сеть Интернет для предоставления получателям социальных услуг государственных и муниципальных услуг, включая заполнение форм заявлений Оформлять документы, необходимые для оказания социальных услуг получателям социальных услуг Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Требования к оформлению документов на получение социальных услуг 23 Основные правила обеспечения жизнедеятельности Требования к безопасности труда работника Основы этики в социальной работе безопасности социального ПК6-Способность предоставлять социально-трудовые услуги получателям социальных услуг Должен владеть навыками Должен уметь Должен знать Информирование получателей социальных услуг о возможностях, которые могут быть им представлены организациями социального обслуживания и (или) службой занятости населения, по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам Посредничество при обращении в службу занятости или организацию социального обслуживания по вопросам использования трудовых возможностей получателя социальных услуг и обучению его доступным профессиональным навыкам Помощь в подготовке документов для регистрации в качестве безработного, подбора подходящей работы, обучения или переобучения, в том числе с помощью информационных технологий и информационнотелекоммуникационной сети Интернет Предоставление социально-трудовых услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Использовать информационнотелекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения работы с порталом государственных услуг Оформлять основные документы, необходимые для регистрации в качестве безработного, подбора подходящей работы, обучения или переобучения Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Основные направления деятельности службы занятости населения Виды социальных услуг Требования к безопасности труда социального работника Основы этики в социальной работе 24 ПК7- Способность предоставлять услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов Должен владеть Оказание содействия инвалидам (детям-инвалидам) в навыками использовании средств ухода и технических средств реабилитации, в том числе повышающих их коммуникативные возможности Содействие в проведении социальнореабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания Должен уметь Должен знать Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детейинвалидов, определенные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Пользоваться средствами ухода и техническими средствами реабилитации, в том числе повышающими коммуникативные возможности получателей социальных услуг Выполнять отдельные действия по подготовке и проведению социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Базовые знания об основных технических средствах реабилитации для лиц с ограничениями жизнедеятельности различного происхождения Основные социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания, необходимые для повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов Требования к безопасности труда социального работника ПК8–Способность предоставлять срочные социальные услуги получателям социальных услуг Должен владеть навыками Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов питания получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи Обеспечение предметами первой необходимости получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи 25 Должен уметь Должен знать Предоставление срочных социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Взаимодействовать с получателями социальных услуг, нуждающимися в срочном социальном обслуживании, с учетом особенностей их ситуации Оперативно обеспечивать получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи, горячим питанием или наборами продуктов Порядок предоставления социальных услуг Виды социальных услуг Требования к безопасности работника Основы этики в социальной работе 26 труда социального V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5.1 Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия обеспечивают реализацию Программы профессиональной подготовки по должности служащего «Социальный работник» в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Обучение проводится с использованием учебно-материальной базы МБОУ ТР Скворцовской СОШ. Теоретическое обучение проводится в оборудованном учебном кабинете. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет не более 4 часов в неделю. Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся предполагает лекции и практические занятия. При реализации Программы профессиональной подготовки предусмотрена практическая подготовка в виде учебной и производственной практики, которая проводится в аудитории и/или на базе школы по адресу Тверская область Торопецкий район д.Скворцово улица Школьная д.1. Для обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в здание школы имеется: - стоянка для автомобилей для лиц с ограниченными возможностями здоровья, - кнопка вызова персонала у входной группы в здание; - ширина и площади коридоров обучающимся с ограниченными возможностями. позволяют свободно передвигаться В школе имеются тактильные полосы на лестничных маршрутах, информационная вывеска азбукой Брайля. Имеется автоматическая система противопожарной сигнализации и оповещения, на стенах помещения располагаются план-эвакуации при пожаре с опознавательными указателями направления движения к выходу, ведется адаптированный информационный сайт образовательной организации. Приказом директора школы назначено ответственное лицо для оказания необходимой технической помощи, в том числе услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.2.Требования к кадровым условиям реализации программы. Педагогические работники, реализующие Программы профессиональной подготовки по должности служащего «Социальный работник» должны удовлетворять квалификационным требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы профессионального обучения, должны получать профессиональное образование по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра знаний, умений и навыков. 27 5.3. Информационно-методические условия реализации образовательной программы включают: - учебный план; - календарный учебный план; - рабочие программы учебных предметов; - методические материалы и разработки; - расписание занятий. 5.4. Материально-технические условия реализации образовательной программы Помещение представляет собой учебную аудиторию для проведения занятий всех видов, предусмотренных программой профессионального обучения, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения. 5.4.1.Необходимый перечень материально-технического обеспечения для реализации образовательной программы (теоретическая часть) включает в себя: учебный кабинет, оснащенный необходимой учебной мебелью: - стол преподавателя – 1 шт.; - стул преподавателя – 2 шт.; - стол обучающихся – 8 шт.; - стул обучающихся – 16 шт.; - доска классная -1 шт.; - стол демонстрационный – 1 шт; - шкаф для методической литературы и учебных пособий – 4 шт; - стеллаж – 2 шт. 5.4.2.Технические средства обучения: --МФУ – 1 шт.; - интерактивный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук) – 1 шт 5.4.3. Перечень оборудования учебного кабинета: - Мочеприемник мужской и женский - 1 шт. - Подушка для переворачивания, поворота лежачих больных -1шт - Поильник -1шт - Аптечка медицинская- 1 шт. - Тренажер манекен пострадавшего для отработки навыков оказания первой помощи – 1шт. 28 5.4.4.Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Основные источники: 1. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: учебное пособие / Г.П. Артюнина, Н.В. Иванова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 359 с 2. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 346 с. 3. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 346 с. 4. Сережко, Т. А. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации: учебное пособие / Т.А. Сережко. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 269 с. 5. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; отв. ред. П.Д.Павленок. — Москва: ИНФРАМ, 2021. — 167 с. Дополнительные источники: 1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы посоциальной защите женщин, детей и семьи. М., Академия, 2003. 234с. 2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. – М.,1999г. 3. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. В.И. Жукова. –М., 2008г. – 412с. 4. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 1999г. 5. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2003г. 29 VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В учебном процессе организуются различные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний разрабатываются преподавателями самостоятельно. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы(промежуточная аттестация) созданы оценочные средства и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Текущий контроль результатов подготовки осуществляется в целях получения информации: о выполнении требуемых действий в процессе учебной деятельности; о правильности выполнения требуемых действий; о соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; о формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Текущий контроль знаний осуществляет на всех организационных формах обучения (видах учебных занятий): лекция, практическое занятие, производственное обучение. Текущий контроль проводится систематически,без больших интервалов в отношении каждого слушателя. Целями проведения промежуточной аттестации являются объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение этого уровня с требованиями стандарта. Форма промежуточной аттестации – зачет (устный опрос, тестирование). Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Цель проведения итоговой аттестации: определение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям программы, готовности и способности решать профессиональные задачи с последующей выдачей документа о профессиональном обучении. Задачи: - определение соответствия знаний, умений навыков выпускников современным требованиям рынка труда, уточнение квалификационных требований конкретных работодателей; определение степени сформированности профессиональных компетенций, личностных качеств, наиболее востребованных на рынке труда; - приобретение опыта взаимодействия выпускников с потенциальными работодателями, способствующими формированию презентационных навыков, умения себя преподнести. Квалификационный экзамен проводится образовательной организацией, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения «Социальный работник» Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и устную проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональном стандарте «Социальный работник». К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Форма проведения квалификационного экзамена по теоретической части - устный опрос по экзаменационным билетам. Критерии оценивания итоговой аттестации Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется обучающемуся: - усвоившему взаимосвязь основных понятий программы в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; - обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос билета. Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет». Выставляется обучающемуся - обнаружившему полное знание учебно-программного материала, грамотно и по существу отвечающему на вопрос билета и не допускающему при этом существенных неточностей; - показавшему систематический характер знаний по программе и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Оценка «3» («удовлетворительно») выставляется обучающемуся, - обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; - допустившему неточности в ответе и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающими необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется обучающемуся, - обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; - давшему ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета. По окончании курса слушатели, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают квалификацию по должности служащего «Социальный работник», что подтверждается свидетельством (о профессии рабочего, должности служащего). Образцы выдаваемого свидетельства, порядок заполнения и выдачи образовательная организация устанавливает самостоятельно. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому школой. Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются образовательной организацией на бумажных и (или) электронных носителях. 31 VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Учебно-методические материалы представлены: - рабочей программой; - образовательной программой; - материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (Приложение 1) 32 Приложение 1 Материалы для проведения промежуточной аттестации Материалы к зачету по модулю «Организация социальной работы в РФ» Тест 1. Закон, определяющий социальную политику в области социальной защиты инвалидов а) «О государственном пенсионном обеспечении» б) «О социальной защите инвалидов в РФ» в) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 2. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания а) стационарное б) срочное в) полустационарное 3. Медико – социальная экспертиза осуществляется а) муниципальной службой МСЭ б) государственной службой МСЭ в) региональной службой МСЭ 3. Система медицинских, психологических, социально – экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма а) социальная технология б) социальная терапия в) социальная реабилитация 4. Определение структуры наиболее развитых возможностей человека с целью последующего подбора рационального вида общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности, а также процесс адаптации индивида к «большому социуму» - социальным системам и их нормам на территории проживания а) социальное сопровождение б) социально – бытовое устройство в) социально – средовая ориентация 5. Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе МСЭ, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности а) индивидуальная программа реабилитации б) индивидуальная социальная работа в) групповая социальная работа 6. Социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничения возможностей, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему их, быть интегрированным в общество на обычных основаниях а) инвалидность б) одиночество в) пенсионный возраст 7. Отделения, оказывающие гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги по организации питания, быта и досуга, социально – медицинские и санитарно – гигиенические услуги, правовые услуги а) социального обслуживания на дому б) социально – медицинского обслуживания на дому 8. Социальные последствия нарушения здоровья, жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты а) социальная диагностика б) социальная помощь в) социальная недостаточность приводящие к ограничению 10. Самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену, это способность а) к самообслуживанию б) к трудовой деятельности в) к самостоятельному передвижению Материалы к зачету по модулю «Теоретические основы социальной работы» Тест 1. Как называется наука о старости и старении а) валеология б) социология в) геронтология г) медицина 2. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию различного рода услуг (социально – бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, 34 социально-правовых) и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации а) социальное консультирование б) социальное обслуживание в) социальное обеспечение г) социальная терапия 3. Действия по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, клиентов социальной службы а) социальные услуги б) социальные службы в) социальная технология г) социальная поддержка 4. Мера жизненного пути а) адаптация б) здоровье в) одиночество г) возраст 5. Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги а) инвалид б) пожилой человек в) клиент социальной службы г) лицо БОМЖ 6. Чувство физической и психической слабости а) заболевание б) недужность в) одиночество г) старость 7. Регулярное посещение и разносторонняя поддержка людей по месту их проживания с целью создания оптимальных условий для нормализации их жизнедеятельности а) социальный патронаж б) социальная профилактика в) социальная поддержка г) социальная работа 8. Закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития а) мудрость б) инвалидность в) старость г) нетрудоспособность 35 9. К пожилым относят людей (возрастная схема, распространенная в России) а) от 60-74 лет б) от 75-90 лет в) от 50-60 лет г) свыше 90 лет 10. Социальное обслуживание пожилых граждан на дому осуществляется а) бесплатно б) с частичной оплатой в) с полной оплатой г) все ответы верны Перечень вопросов к зачету по модулю «Основы профессионального общения» 1. Определение общения, различные подходы к пониманию термина «общения». 2. Виды общения. 3. Правила и техники общения. 4. Основные виды общения социального работника. 5. Общение в процессе консультирования. 6. Основные правила и принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом. 7. Понятие профессионального выгорания. 8. Стадии, симптомы, факторы (личностный, ролевой, организационный) профессионального выгорания. 9. Профилактика профессионального выгорания. 10. Саморегуляция, ее способы. 11. Первичная самопомощь при стрессе. Материалы по модулю «Социально-медицинские основы профессиональной деятельности» Тест 1. Медико-санитарная экспертиза – это 1) определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма 2) план мероприятий направлен на реабилитацию, после перенесенного заболевания 3) комплекс мер, направленных на формирование реабилитационного процесса на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма 2. Экспертиза трудоспособности – это 36 1) вид экспертизы, который заключается в определении причин, длительности, степени временной или стойкой утраты трудоспособности человека в связи с заболеванием, травмой или другой причиной, а также определении потребности пациента в виде медицинской помощи и мерах социальной защиты 2) заключение врача о временной нетрудоспособности 3) комплекс мероприятий по заключению в определении причин, а также длительность нетрудоспособности человека в связи с заболеванием 3. Наука, изучающая форму и строение органов и систем человеческого тела в соответствии с выполняемыми функциями, называется 1) анатомия 2) гигиена 3) физиология 4) медицина 4. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохранения как науки 1) общественное здоровье и здравоохранение - здоровье и здравоохранении 2) общественное здоровье и здравоохранение – наука о социальных проблемах медицины 3) общественное здоровье и здравоохранение-система мероприятий по охране и здоровья населения 5. Общественное здоровье и здравоохранение - это 1) гигиеническая наука 2) клиническая наука 3) интегративная наука 4) общественная наука 6. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы 1) исторический 2) статистический 3) экспериментальный 4) экономический 5) социологический 6) все вышеперечисленные. 7. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются, кроме 1) генетические 2) природно-климатические 3) уровень и образ жизни населения 4) уровень, качество и доступность медицинской помощи 5) все вышеперечисленное 8. Основными задачами здравоохранения на этапе кризисного развития экономики являются, кроме: 37 1) недопущение снижения объемов медицинской и лекарственной помощи 2) использование финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях 3) сохранение общественного сектора здравоохранения 4) увеличение кадрового потенциала 9. Программа государственных гарантий по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи должна содержать 1) перечень соответствующих видов медицинской помощи 2) объемы медицинской помощи 3) базовую программу ОМС 4) подушевой норматив финансирования ЗО 5) все перечисленное 10. Какова наиболее выраженная тенденция происходящих структурных преобразований в здравоохранении 1) сокращение средней продолжительности лечения 2) снижение обеспеченности населения медицинскими кадрами 3) сокращение коечного фонда 4) сокращение среднего числа посещений на одного жителя в год Вопросы для промежуточного контроля по модулю «Основы социально-бытового обслуживания» 1. Набор социальных услуг включает в себя следующие услуги: 1. социальное обслуживание на дому 2. предоставление путевки на санаторно-курортное лечение 3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте 4. стационарное социальное обслуживание 2. Право на получение набора социальных услуг имеют: 1. инвалиды 2. лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве 3. участники Великой Отечественной войны 4. пенсионеры по старости 3. Стоимость набора социальных услуг определяется исходя: 1. из доходов лица, которому предоставляются услуги 2. прожиточного минимума 3. твердой суммы, предусмотренной в законе 4. минимального размера оплаты труда 4. В зависимости от источника финансирования, государственная социальная помощь может быть предоставлена за счет средств: 1. федерального бюджета 2. работодателей 38 3. бюджета субъекта РФ 4.органов местного самоуправления 5. Органом, который решает вопрос о предоставлении (или отказе от предоставления) набора социальных услуг, является: 1. органы социальной защиты населения 2. органы местного самоуправления 3. территориальный орган ПФР 4. органы Фонда социального страхования 6. Трудная жизненная ситуация — это: 1.ситуация, которая объективно нарушает жизненную деятельность гражданина, и которую он не может преодолеть самостоятельно; 2. ситуация, которая связана с тяжелым, продолжительным заболеванием самого гражданина или его близких родственников; 3. ситуация, когда одинокий пожилой человек не может самостоятельно себя обслуживать и нуждается в посторонней помощи; 4. ситуация, когда ребенок остался без родителей и его необходимо предать на воспитание в детский дом 7. Какие бывают должностные инструкции: 1.типичные и нетипичные 2.типовые и нетиповые 3.индивидуальные и неиндивидуальные 4.типичные и индивидуальные 9. Как называется определённым образом разработанный и реализуемый целевой комплекс задач улучшения жизни и деятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие): 1.социальная политика 2.социальная система 3.социалистическая система 4.социум 9. Какие наиболее характерные причины нереализованности социальной политики: 1.необоснованность 2.нереалистичность 3.необоснованность и не реалистичность 4.бесперспективность 10. Каковы основные принципы социальной работы с индивидами, имеющими особые проблемы: 39 1.уважение к личности клиента 2.признание уникальности личности клиента 3.признание выбора клиентом собственного стиля жизни 4.уважение к личности клиента, признание его уникальности и выбора клиентом собственного стиля жизни 11. Установите соответствие: 1.Правление ПФР утверждает положение о ревизионной комиссии и: 2.Средства ПФР формируются за счёт: 3.Правление ПФР обеспечивает передачу налоговым органам информацию: 4.Ведущий специалист Отдела выплаты пенсий: А. о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов Б. положение о региональных органах ПФР В. страховых взносов Г. ведёт приём пенсионеров по вопросам выплаты пенсий 12. Установите соответствие: 1.Ведущий специалист Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц: 2.Начальник Отдела назначения и перерасчёта пенсий: 3.В РФ обеспечивается: 4.В РФ каждому гарантируется: А. социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца Б. изучает нормативные, инструктивные документы В. государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб Г. ведёт приём граждан 13. Установите соответствие: 1.Ведущий специалист Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц: 2.Начальник Отдела назначения и перерасчёта пенсий: 3.В РФ обеспечивается: 4.В РФ каждому гарантируется: А. социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца Б. изучает нормативные, инструктивные документы В. государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб Г. ведёт приём граждан 14. Задайте правильный порядок К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся: 1.детские дома-интернаты общего типа для инвалидов 2.психоневрологические дома-интернаты 3.дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов 4.пансионаты для ветеранов войны и труда 40 Оценивание ответа на промежуточной аттестации осуществляется следующим образом: Оценка «отлично» / «зачтено». Тест: количество правильных ответов> 90 %. Оценка «хорошо» / «зачтено». Тест: количество правильных ответов> 70 %. Оценка «удовлетворительно» / «зачтено». Тест: количество правильных ответов> 50 %. Оценка «неудовлетворительно» / «не зачтено». Тест: количество правильных ответов <50 %. Материалы для итоговой аттестации Теоретические вопросы 1.Перечислите нормативно - правовые документы, регламентирующие организацию социального обслуживания населения. 2. Приведите элементарные правила приготовления пищи. 3. Раскройте организацию и принципы ведения домашнего хозяйства. 4. Приведите правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях. 5. Назовите основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов. 6. Охарактеризуйте основы этики в социальной работе. 7. Перечислите мероприятия по соблюдению требований этического кодекса социального работника. 8.Перечислите правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях. 9. Назовите основные правила оказания доврачебной помощи. 10. Порядок сопровождения клиента в медицинские организации. 11. Порядок сопровождения клиента в бюро медико-социальной экспертизы. 12.Перечислите порядок обеспечения клиента по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 13.Дайте характеристику реабилитационных мероприятий для ребенка- инвалида. 14.Назовите меры содействия в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. 15.Назовите мероприятия по соблюдению правил личной гигиены клиента. 16. Перечислите мероприятия по формированию у клиента позитивного настроения. 17.Назовите признаки проявления патологических психических состояний, депрессии, стрессового расстройства у клиента. 18. Раскройте основы этики в социальной работе. 19.Приведите основы законодательства, регламентирующего обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. 20.Перечислите требования к оформлению доверенности для получения пенсий, пособий. 21.Приведите основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности клиента. 41 Практические задания 1.Разработайте последовательность действий по оказанию социально-бытовой помощи лицам пожилого возраста и инвалидам с различными видами нарушений. 2.Составьте план работы по поддержанию условий проживания семей, лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями. 3.Разработайте план работы по оказанию социально-бытовой помощи на дому людям пожилого возраста и инвалидам. 4. Предложите пищевой рацион на неделю лицам пожилого возраста и инвалидам. 5. Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, приступе стенокардии, диабетической коме. 6.Уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта. 7.Смена постельного и нательного белья. 8.Первая помощь при ушибах, переломах, ранениях, удушении. 9.Неотложная помощь при острых состояниях. 10.Неотложная помощь при острых отравлениях. 11.Неотложная помощь при терминальных состояниях. 12.Транспортировка и сопровождение клиента в лечебно-профилактическое учреждение. 13.Первичная самопомощь при стрессе. 14.Навыки ведения консультативной беседы. 15.Практические навыки ведения деловой беседы. 16.Составить схему видов деятельности социальных служб. 17.Составить памятку по организации труда, социальной защиты населения. 18.Составить план работы социального работника с людьми пожилого возраста 19.Составить перечень способов и методов обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому. 20.Составить программу культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста и инвалидами. 21.Правила измерения температуры тела, артериального давления, проведения антропометрических измерений (рост, вес) 42 43 44 45