ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план дополнительного образования МБОУ Скворцовской СОШ - нормативный документ, на основании которого осуществляется образовательный процесс в учреждении, подготовлен в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; Приказом Министерства образования и науки Российской федерации ( Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. №196, а также федеральными государственными образовательными стандартамиобщего образования, методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; Уставом школы, Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Положением о правилах приема на обучение по дополнительным образовательным программам, Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. Общая характеристика учебного плана дополнительного образования Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого образовательного пространства школы, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Система дополнительного образования детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Работа системы дополнительного образования детей в школе опирается на следующие приоритетные принципы: · свободный выбор ребенком видов деятельности для полноценного развития своих потенциальных возможностей; · ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; · возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; · единство обучения, воспитания, развития; · в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); · практико-деятельная основа образовательного процесса. Система дополнительного образования в школе функционирует в течение учебного года и позволяет учащимся показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного, внеурочного) развития творческой личности. Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Учебный план дополнительного образования детей базируется на реализации образовательных программ дополнительного образования, способствует повышению качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных способностей и развития. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Содержание программ дополнительного образования направленно на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам В ОУ обеспечивается равный доступ обучающихся к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам ОУ регламентируется образовательными программами, учебным планом, расписанием учебных занятий, календарным учебным графиком дополнительного образования, утвержденными директором. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, определяет содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения, ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Руководителем организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам является заместитель директора поУВР, в функциональные обязанности которого включена деятельность по организации работы по дополнительному образованию. ОУ несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к реализации. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, технологии дистанционного обучения, электронное обучение, предлагаются различные формы организации образовательного процесса: занятия в учебном кабинете, актовом зале, спортивном зале; лекции, экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей; участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях, походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах и т. п. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. ОУ осуществляет обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных категорий обучающихся. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители). При реализации дополнительных общеобразовательных программ ОУ может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в ОУ исследованиях потребностей и интересов учащихся и родителей (законных представителей). Расписание занятий дополнительного образования составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией школы, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. Приём учащихся на обучение по программам дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора обучающихся по заявлению родителей. В школе не допускается создание и деятельность объединений в составе организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. Образовательная деятельность в ОУ осуществляется на русском языке. Балльного оценивания при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ не проводится. Продолжительность занятия (академического часа) в объединениях дополнительного образования для обучающихся 1 класса от 30 до 40 мин, для обучающихся 2-11 классов 45 минут. После каждого академического часа и между учебными группами устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещения. Численный состав 1 группы объединений определяется исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий и не может превышать 15 человек Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной руководителем программы и утвержденной директором В ОУ могут реализовываться программы дополнительного образования детей различных направленностей: художественной, физкультурно-спортивной, Направленность Название Форма Количество Общее социальн огуманитар ной, естествен нонаучно й, технической, туристско-краеведческой Контроль в образовательном процессе осуществляется с целью обеспечения необходимых организационных условий для учебной и творческой деятельности, анализа образовательного процесса и развития образовательной и творческой деятельности обучающихся. Контроль над деятельностью педагогов дополнительного образования осуществляется в соответствии с планом контроля за образовательным процессом в школе. Формы контроля: изучение и утверждение дополнительных образовательных программ; посещение и анализ занятий; посещение массовых мероприятий, творческих отчётов; индивидуальные собеседования с педагогами; проведение мониторинга достижений обучающихся, анализа и оценки результатов; реализации программ дополнительного образования. Для контроля результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся: анкетирование, тестирование, отчетные выставки, зачет, защита творческих работ, проектов, турнир, сдача нормативов и т.д. Показателем эффективности работы является участие детского объединения в конкурсах, соревнованиях,олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, программами и в рамках промежуточной и итоговой аттестации. Аттестации подлежат все обучающиеся объединений дополнительного образования. Форму промежуточной аттестации определяет педагог с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу, переводятся по результатам промежуточной аттестации на следующий год обучения. Итоговая аттестация проводится по завершению полного курса дополнительной образовательной программы и осуществляется в форме творческих отчетов, концертов, защиты индивидуальных проектов,работ обучающихся. объединения Естественнонаучная Химия в нашей жизни направленность Интересный (Точка роста) микромир Кружок Кружок часов в неделю 2 2 Физкультурноспортивная направленность Волейбол Пионербол Подвижные игры Шахматы Баскетбол Школьный музей Секция Секция Кружок Кружок Секция Кружок 2 1 1 1 1 1 68 34 34 34 34 34 Школьный медиацентр Кружок 1 34 12 408 Туристскокраеведческая направленность Сооциальногуманитарная направленность Всего занятия количество часов в год 68 68 Учебны й план