Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: - Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) с изменениями - Письмо Министерства просвещения Российской Федерацииот05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; - Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.08.2023 №ДГ-1773/05 «О направлении информации « о проведении внеурочного занятия «Россия – мои горизонты» - Распоряжение Правительства Тверской области от 12.12.2022 № 1414-рп о реализации региональных проектов «Добротолюбие» и «Моя семья» Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.01.2021№2(далее – СанПиН1.2.3685- 21). План внеурочной деятельности МБОУ Скворцовской СОШ является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций(в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно- спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования, до 680 часов за два года на уровне среднего общего образования (количество часов на одного обучающегося определяется его выбором); Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: Модель плана внеурочной Содержательное наполнение деятельности Преобладание учебнопознавательной деятельности - занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; - занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; - занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; - профориентационные занятия обучающихся; Цель и идеи внеурочной деятельности Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МБОУ Скворцовской СОШ являются: - создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; - ориентация на достижение учениками социальной зрелости; удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие основные педагогические задачи: - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению целеустремленности и настойчивости в достижении результата; трудностей, - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); - формирование стремления к здоровому образу жизни; - подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует вобщественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. Формы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах: - экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров - деятельность ученических сообществ, - клубы по интересам, -встречи, - профессиональные пробы, ролевые игры, - реализация проектов, - кружки, - походы и т.п. Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. В 2024-2025 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-4 классах, 5-9 классах, 10-11 классах. План внеурочной деятельности начального общего образования Направление внеурочной Программа деятельности 1 кл. 2 3 кл. Всего кл. Часть, обязательная для всех обучающихся ИнформационноРазговоры о просветительские занятия важном патриотической, нравственной и экологической Добротолюбие направленности «Разговоры о Моя семья важном» Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на 1/34 1/34 0,5/17 0,5/17 1/34 1/34 Учимся быть грамотными 1/34 1/34 Занимательная математика 1/34 1/34 Театральный сундучок 1/34 1/34 Орлята России 1/34 1/34 организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Всего правление еурочной ятельности 6,5/221 План внеурочной деятельности основного общего образования Программа 5 кл Часть, обязательная для всех обучающихся формационноРазговоры о 1/3 осветительские занятия важном 4 риотической, авственной и Добрый мир 1/3 логической 4 правленности азговоры о важном» нятия по формированию нкциональной мотности учающихся нятия, направленные на Россия – мои овлетворение горизонты офориентационных тересов и потребностей учающихся Вариативная часть нятия, связанные с лизацией особых теллектуальных и иокультурных ребностей учающихся нятия, направленные на Театральный 1/34 овлетворение интересов сундучок отребностей учающихся в рческом и физическом витии, помощь в мореализации, крытии и развитии особностей и талантов 6 кл. 5 ко р 1/34 1/34 6 кор . 8 ко р. 8 к л. 1/34 1/34 1/34 5/17 0 1/34 1/34 1/34 5/17 0 1/3 4 1/3 4 9 кл . всег о 7 кл 1/ 34 - 1/3 4 1/34 2/68 3/10 2 1/34 нятия, направленные на овлетворение циальных интересов и ребностей учающихся, на дагогическое ровождение тельности социально иентированных нических сообществ, ских общественных ъединений, органов нического моуправления, на анизацию совместно с учающимися комплекса роприятий питательной правленности его Юнармия План внеурочной деятельности среднего общего образования Направление внеурочной Программа деятельности 10 кл 11 кл Часть,обязательная для всех обучающихся Информационно1/34 Разговоры о просветительские занятия важном патриотической, нравственной и 1/34 экологической направленности Семьеведение «Разговоры о важном» Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на Россия – мои 1/34 удовлетворение горизонты профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть Занятия,связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в 1/ 34 1/34 17 /578 всего 1/34 1/34 1/34 творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии Способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Всего Юнармия 1/34 1/34 4/136