Пояснительная записка Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Скворцовской средней общеобразовательной школе начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Продолжительность урока – 35 минут С целью профилактики перегрузок проводятся динамические, физкультурные, игровые паузы, т.е. устанавливается особый здоровьесберегающий режим. Снижению утомляемости способствует активный двигательный режим, наличие двух динамичных продолжительных перемен. Занятия коррекционно-развивающей области и внеурочная деятельность начинаются с 13 часов 30 минут. Между началом занятий и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью 50 минут. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования) . Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями по логопедии, дефектологии, психо-коррекционными занятиями и ритмикой. Освоение учащимися адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся с УО включает поурочное и четвертное, годовое оценивание результатов учебной деятельности по пятибалльной системе. Учитель выставляет соответствующую отметку в журнал. Промежуточная годовая аттестация учащихся включает оценивание результатов их учебной деятельности за год и завершается выставлением годовых отметок по всем предметам учебного плана. Учебный план Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю/в год 5 класс 6 класс 8 класс Всего 4/136 4/136 12/408 12/408 3/102 1/34 11/374 1/34 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 - - 3.Естествознание 3.1.Природоведение 3.2. Биология 3.3. География 2/68 - 2/68 2/68 4. Человек и общество 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 2/68 2/68 2/68 - 5. Искусство 5.1. (Изобразительное искусство) 5.2. Музыка Рисование 2/68 2/68 4/136 2/68 4/136 - 2/68 6/204 - 2/68 2/68 2/68 - - 2/68 1/34 - - 1/34 2/68 6. Физическая культура 6.1. Адаптивная физическая культура 2/68 2/68 2/68 6/204 7. Технологии 7.1. Профильный труд 6/204 6/204 7/238 19/646 27/918 28/952 29/986 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 29/986 3/102 30/1020 3/102 84/2856 30/1020 3/102 89/3026 9/306 «Психокоррекционные занятия (психологические)» 1/34 1/34 «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» 1/34 1/34 1/34 3/102 «Логопедические занятия» 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 3/102