ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно – эстетическая.
Актуальность программы и отличительные особенности
Швейное дело является одним из направлений профориентации. Педагогическая
целесообразность программы «Швея» объясняется тем, что она неразрывно связана и
продолжает школьную дисциплину «технология», что способствует её более глубокому
усвоению. Образовательные задачи перекликаются и дополняют друг друга. Умения и
навыки, приобретённые на уроках швейного дела, являются основой для решения проблем
данной программы. В то же время реализуются задачи творческого характера посредством
предлагаемых видов деятельности. Образовательная программа профессиональной
подготовки по профессии 19601 «Швея» представляет собой систему учебнометодических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание
и реализацию образовательного процесса, разработанную с учётом потребности
регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного
стандарта профессионального образования. Она направлена на решение задач
последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней,
подготовку специалистов соответствующей квалификации. Программа подготовки
квалифицированных рабочих имеет своей целью развитие у обучающихся личностных
качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, как в
области воспитания, так и в области обучения, в соответствии с требованиями ФГОС по
профессии 19601 «Швея». Программа «Швея» направлена на умения ориентироваться в
разнообразном мире профессий, формирование у обучающихся профессиональных знаний
и умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной
подготовке швеи, что является основной идеей Концепции ранней профессиональной
ориентации обучающихся. Программа учитывает основные задачи развития образования в
регионе: принципы построения системы ранней профориентации школьников, принцип
деятельностной поддержки (сопровождения) ученика как субъекта профессионального
самоопределения, выход технологического образования школьников за пределы
образовательного учреждения, включение в образовательный процесс социальных и
индустриальных партнёров, представителей бизнеса, получение персонифицированного
опыта профессиональной деятельности в условиях реального производства, освоение
профессиональной компетенции.
Данная программа рассчитана на обучение детей и подростков преимущественно в
возрасте от 16 до 17 лет.
Целью настоящей программы является профессиональная подготовка обучающихся по
профессии «Швея» на базе образовательной организации. Основными задачами
программы являются: - формирование у обучающихся совокупности социальных,
правовых и профессиональных компетенции, необходимых швее; - формирование знаний
и умений, навыков по профессии "Швея" на квалификационный разряд; - развитие
мотивируемой потребности в получении начального и среднего профессионального
образования; - оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении, выборе пути продолжения профессионального
образования. - формирование умения планировать процесс пошива, анализировать свои
действия и их результаты. - формирование у обучающихся совокупности социальных,
правовых и профессиональных компетенции, необходимых швее.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10 класс
Модуль I. Теоретические сведения и практические работы
1.1. Основы рыночной экономики и предпринимательства
Вводное занятие. Основы рыночной экономики и предпринимательства.
Понятие экономической теории. Ознакомление с целью и задачами данного курса.
Базовые понятия о рынке труда (рынок труда, спрос на рабочую силу, занятость, виды
занятости, безработица). Требования к работнику, предъявляемые рынком труда.
Конкурентная способность. Представление о трудоустройстве. Служба занятости и
содействие в трудоустройстве молодежи. Возможные пути выхода на рынок труда и
планирования профессиональной карьеры. Понятия: себестоимость, прибыль, инфляция.
Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с различными формами
собственности. Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Правовые основы трудовой деятельности.
Общие сведения о трудовом праве и основах трудового законодательства в системе
производственных отношений. Трудовой контракт (договор) как форма трудовых
взаимоотношений работника и работодателя. Виды документов, необходимых для
представления работодателю при заключении трудового договора. Гарантии при приеме
на работу. Формы заработной платы. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Порядок разрешения трудовых споров.
1.2. Охрана труда
Введение. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические,
реабилитационные и иные мероприятия. Требования охраны труда. Основные термины и
определения по охране груда, знаки безопасности, порядок обучения, проверки знаний по
охране груда и их оформление. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструктаж
по охране труда по профессии; правила пожарной безопасности и электробезопасности.
Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах.
Режим рабочего дня. Физиологические основы труда. Психологические и
психофизиологические основы труда. Фазы колебания работоспособности. Влияние труда
на организм человека, последствия переутомления. Физиологические основы построения
режимов труда и отдыха. Классификация условий труда по степени вредности и
опасности, построение сменного графика.
Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.
Общие требования к спецодежде. Основные нормативные акты, регулирующие ее выдачу
и эксплуатацию. Правила хранения и стирки специальной одежды. Отраслевые
требования к ней. Требования к поставщикам спецодежды.
Техника безопасности - составная часть охраны труда. Термины и определения:
опасные и вредные производственные факторы. Безопасность труда, требования
безопасности труда, рабочее место, опасная зона, безопасность производственного
оборудования, безопасность производственного процесса, средства защиты на
производстве, безопасное расстояние, знаки безопасности. Инструкции по технике
безопасности для рабочих. Обучение и инструктирование рабочих по технике
безопасности. Правила внутреннего Трудового распорядка. Охрана труда. Система
стандартов по безопасности труда. Причины аварий и несчастных случаев на
производстве и их профилактика.
1.3. Деловая культура
Психология общения. Психические процессы, свойства. Психические состояния
человека. Психология личности. Психологические этапы процесса обслуживания клиента.
Психологический контакт.
Этическая культура. Этика. Мораль. Нравственность. Профессиональная этика.
Культура речи, речевой этикет. Техника речи. Виды общения. Конфликты. Культура
телефонного диалога.
1.4.Материаловедение
Введение. Основные сведения о материалах и тканях, отделочных материалах, фурнитуре.
Волокнистые материалы и их свойства. Общие сведения о волокнах. Классификация
текстильных волокон. Натуральные волокна. Хлопок, лён, шерсть, шелк. Свойства
природных волокон, их назначение и свойства готовых изделий. Химические волокна.
Синтетические волокна. Строение, химический состав и свойства.
Технология получения тканей Прядение. Системы прядения. Классификация пряжи.
Процессы прядения. Классификация нитей. Ткацкое производство. Отделка тканей.
Строение и свойства тканей. Показатели, определяющие строение ткани.
Классификация ткацких переплетений. Определение волокнистого состава. Свойства
тканей.
Сортность тканей. Стандартизация тканей, показатели качества и определение
сортности по дефектам. Методы оценки уровня качества.
Ассортимент тканей по видам волокон. Характеристика ассортимента. Прейскуранты
на ткани. Ассортимент хлопчатобумажных тканей, льняных, шерстяных, шелковых.
Трикотажные материалы. Виды трикотажа. Состав, свойства трикотажных полотен.
Правила выбора трикотажа, преимущества и недостатки. Область применения
трикотажных полотен. Прейскуранты на ткани.
1.5. Специальный рисунок
Введение. Задачи специального рисунка. Роль эскиза в проектировании швейных изделий.
Виды рисунка. Материалы и принадлежности для рисунка. Общие закономерности
построения плоскостного изображения фигуры человека, художественные средства и
технические приемы выполнения эскизов. Композиция рисунка. Композиция; законы и
правила композиции. Принципы композиционного построения рисунка.
Геометрические композиции в рисунке. Построение геометрических фигур. Принцип
построения композиции рисунка из геометрических фигур.
Орнаментальные композиции в рисунке Раппорт. Раппортные композиции. Орнамент.
Виды орнамента в тканях. Принципы построения геометрического и растительного
орнамента.
Пластические свойства ткани в композиции рисунка. Значение пластичности ткани;
использование в проектировании деталей одежды. Методы выявления пластичности ткани
в композиции рисунка.
1.6. Основы конструирования швейных изделий
Введение.
Задачи конструирования; системы и методы. Конструирование в производстве
швейных изделий. Задачи конструирования. Системы и методы конструирования; их
характеристика. Конструирование швейного изделия, как один из этапов процесса
художественного проектирования одежды (конструкторское проектирование); его связь с
процессами моделирования одежды, технологией и организацией производства.
Художественные и технические требования к процессу конструирования одежды.
Особенности процесс конструирования при изготовлении одежды по индивидуальным
заказам.
Размерные признаки фигуры. Величины размерных признаков типовых фигур.
Классификация фигур человека. Внешние формы, пропорции тела человека. Типы
телосложений. Понятие о типовой фигуре. Основные антропометрические точки.
Размерные признаки, характеризующие фигуру человека; их наименования, условные
обозначения. Величины размерных признаков типовых фигур; вспомогательные таблицы;
их использование для разработки конструкции изделий одежды (поясных и плечевых).
Методы измерения фигур. Принадлежности для измерения. Порядок измерения и
правила записи. Методы измерения главных и дополнительных размерных признаков
фигуры. Назначение измерений. Конструктивные прибавки. Прибавки (или суммарная
прибавка); определение и условное обозначение. Минимально-необходимые и
декоративно - конструктивные прибавки; их назначение. Величины прибавок; факторы,
влияющие на них. Принципы распределения прибавок при разработке конструкции
изделия по участкам. Баланс изделия; определение; его значение для конструкции
изделия. Переднезадний, боковой баланс в изделиях. Признаки нарушения баланса.
Способы нахождения правильного баланса изделия.
Чертеж основы изделия. Этапы построения чертежа изделий одежды; их характеристика,
Порядок предварительного расчета конструкции. Правила построения базисной сетки
чертежа основы изделия. Порядок и правила построения чертежа основы (полочки,
спинки) изделия. Оформление верхних контурных линий чертежа; порядок ин
необходимые расчеты.
1.7. Оборудование
Введение. Механизация и автоматизация технологических процессов швейного
производства; современное состояние и перспективы. Классификация швейных машин
(2). Виды оборудования для ВТО. Виды оборудования подготовительного и раскройного
производств. Общее устройство швейных машин.
Основные узлы, механизмы машин. Детали для соединения узлов, механизмов
швейных машин. Механизмы передачи и преобразования движений. Условные
обозначения на кинематических схемах. Процесс образования челночного стежка
Строение челночного стежка. Заправка ниток. Правила регулировки натяжения нитей и
величины стежка. Способы наладки швейной машины для работы с различными тканями.
Техническая характеристика и конструктивные особенности швейных машин.
Модификация швейных машин; их назначение. Классификация машинных игл. Подбор
игл и ниток. Механизм иглы. Механизм нитепритягивателя. Механизм челнока. Механизм
двигателя ткани. Регулятор стежка. Механизм обратного хода. Узел лапки; механизм
подъема. Установка лапки. Устройство, правила наладки, регулировки, смазки
механизмов швейных машин.
Электротехническая характеристика швейных машин. Электродвигатели швейных
машин. Системы и средства управления электроприводами. Средства защиты. Система
взаимодействия электродвигателя и механизмов машины.
Приспособления малой механизации на швейных машинах.
Техническое обслуживания швейных машин. Неполадки в работе швейных машин;
способы устранения. Виды ремонта. Правила ухода за швейными машинами. Правила
безопасности труда. Оборудование для ВТО и клеевого соединения деталей. Утюги.
Прессы. Увлажнители и отпарочные аппараты. Оборудование для клеевого соединения
деталей. Приспособления для ВТО. Организация рабочего места. Правила безопасности
труда.
Машины одноигольные и двухигольные челночного стежка. Процесс образования
челночной строчки. Конструктивные особенности вариантов базовых машин, техническая
характеристика, применение.
Машины однониточного и двухниточного цепного стежка. Процесс образования
цепного стежка. Конструктивные особенности машин, техническая характеристика,
применение.
Машины для зигзагообразной строчки. Процесс образования зигзагообразной строчки.
Конструктивные особенности машин, техническая характеристика, применение.
Модуль II Производственная практика в школьной мастерской
2.1. Практические работы по обработке основных узлов швейных изделий
Введение. Легкая промышленность, ее отрасли. Предприятия швейного производства.
Ассортимент швейных изделий. Классификация швейных изделий. Основные этапы
изготовления швейных изделий. Характеристика труда оператора швейного
оборудования.
Ручные работы. Организация рабочего места. Инструмент и приспособления для ручных
работ; правила пользования. Виды ручных стежков и строчек; применение. Технические
условия на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ. Выполнение стежков
и строчек; пришивание фурнитуры.
Практические работы:
Выполнение наметочных стежков.
Выполнение подшивочных стежков.
Выполнение обметочных стежков.
Пришивание фурнитуры: пуговиц, крючков, петель, кнопок.
Машинные работы. Организация рабочего места. Оборудование, инструмент и
приспособления для машинных работ; правила и приемы пользования ими. Регулировка
машин. Виды машинных стежков и строчек; применение. Виды швов в изделиях.
Конструкция швов. Технические требования к машинным швам. Терминология машинных
работ. Подбор и установка машинной иглы, подготовка швейной машины к работе,
устройство шпульного колпачка, порядок и правила заправки верхней и нижней ниток.
Проверка качества строчки, регулировка машины для выполнения операций на тканях
разной структуры и толщины. Выполнение строчек, швов, применяя механизм обратного
хода. Заправка нитей и регулировка швейных машин; устранение мелких неисправностей;
выполнение строчек; швов.
Практические работы:
Выполнение краевых швов.
Выполнение отделочных швов.
Выполнение отделочных швов.
Влажно-тепловая обработка (ВТО) швейных изделий. Организация рабочего места.
Правила применения оборудования и приспособлений для ВТО. Виды работ, технические
требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО. Влажнотепловая обработка деталей швейных изделий ассортиментных групп.
Практические работы:
Разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, отпаривание, соблюдение
режимов ВТО Выполнение приемов ВТО деталей и узлов швейных изделий различных
ассортиментных групп
2.2. Практические навыки изготовления изделий одежды ассортиментных групп.
Обучение практическим навыкам изготовления изделий одежды ассортиментных
групп. Особенности пошива постельного белья. Описание внешнего вида изделий.
Технические требования к деталям кроя с учетом направления нити основы. Способы и
технологические приемы обработки срезов деталей изделия. Требования безопасности
труда.
Практические работы:
Изготовление изделий бельевой группы (столовое белье, постельные принадлежности и
др).
Изготовление изделий для новорожденных (пелёнки, распашонки, ползунки, комплекты
в кроватку, постельное бельё, конверты для выписки новорожденных и др.)
Поиск информации с последующим ее представлением в виде презентации:
- особенности обработки изделий из трикотажного полотна;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся в процесс освоения программы приобретают следующие качества:
Личностные УУД:
-развитие потребности в деятельности и реализации собственных замыслов;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,
овладение установками, нормами и правилами организации умственного и
физического труда, осознание необходимости общественно полезного труда как
условия безопасной и эффективной социализации;
-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности;
-личностное и профессиональное самоопределение, социальная значимость и
содержание изучаемой профессии «Швея».
Познавательные УУД:
-умение самостоятельно находить информацию в различных источниках,
анализировать и обобщать её в соответствии с задачами учебного предмета технологии;
-умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого и
поискового характера, обосновывать варианты решения проблемы;
-умение использовать знаково-символические средства, в том числе чертежи
изделия, выкройки и схемы для решения учебных задач.
Регулятивные УУД:
-умение работать по инструкции, выполняя практические работы;
-осуществление взаимоконтроля и самоконтроля результатов деятельности;
-оценивание итогов поставленной цели по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
-умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою
точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении темы;
- выступление перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные
средства наглядности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество
№
Тема урока
часов
п/п
Всего
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Модуль I. Теоретические сведения и практические работы
1.1
Основы рыночной экономики и 2
http://nsportal.ru
предпринимательства
http://base.garant.ru/70188902/
1.2
Охрана труда
2
https://kopilkaurokov.ru
http://base.garant.ru/70188902/
1.3
Деловая культура
2
http://nsportal.ru
1.4
Материаловедение
3
1.5
Специальный рисунок
3
https://kopilkaurokov.ru
http://nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru
1.6
Основы
конструирования 4
швейных изделий
http://nsportal.ru
http://base.garant.ru/70188902/
1.7
Оборудование
http://base.garant.ru/70188902/
http://nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru
9
1.8
Зачет
1
Итого по модулю
26
Модуль II Производственная практика в школьной мастерской
2.1
Практические
работы
по 6
http://nsportal.ru
обработке
основных
узлов
https://kopilkaurokov.ru
швейных изделий
2.2
Обучение
практическим 35
http://nsportal.ru
навыкам изготовления изделий
одежды ассортиментных групп
Итого по модулю
41
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 68
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Модуль I. Теоретические сведения и практические работы
1.1 Основы рыночной экономики и предпринимательства
1
Вводное занятие.
1
http://base.garant.ru/70188902/
Основы рыночной
экономики и
предпринимательства.
2
Правовые основы
1
http://nsportal.ru
трудовой деятельности.
Поиск возможностей
трудоустройства
1.2. Охрана труда
3
Введение.
1
https://kopilkaurokov.ru
Физиологогигиенические основы
трудового процесса на
рабочих местах. Режим
рабочего дня.
Гигиенические
требования к рабочей
одежде, уход за ней и
правила ее
хранения.
4
Техника безопасности - 1
http://base.garant.ru/70188902/
составная часть охраны
труда.
Опасные
производственные
факторы и
производственный
травматизм.
Безопасность
оборудования,
производственных и
трудовых
приемов.
1.3. Деловая культура
5
Введение. Особенности 1
http://nsportal.ru
деловой и
профессиональной
этики.
Психология общения.
6
Этическая культура
1
http://nsportal.ru
1.4. Материаловедение
Введение. Основные
1
сведения о материалах и
тканях,
отделочных материалах,
фурнитуре.
Волокнистые материалы
и их свойства.
8-9
Технология получения
2
ткани. Строение и
свойства тканей.
Сортность тканей.
Ассортимент тканей по
видам волокон.
Трикотажные
материалы.
1.5. Специальный рисунок
10
Введение. Общие
1
закономерности
построения
плоскостного
изображения фигуры
человека,
художественные
средства и технические
приемы выполнения
эскизов.
11Композиция рисунка.
2
12
Геометрические
композиции в
рисунке.
Орнаментальные
композиции в рисунке.
Пластические свойства
ткани в композиции
рисунка
1.6. Основы конструирования швейных изделий
13
Введение. Задачи
1
конструирования;
системы и методы.
14
Размерные признаки
1
фигуры. Методы
измерения фигур
15Конструктивные
2
16
прибавки. Чертеж
основы изделия.
1.7. Оборудование
17
Введение. Механизация 1
и автоматизация
технологических
процессов швейного
производства;
современное состояние
7
https://kopilkaurokov.ru
http://nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://kopilkaurokov.ru
http://base.garant.ru/70188902/
http://nsportal.ru
http://nsportal.ru
http://base.garant.ru/70188902/
и перспективы.
Общее устройство
1
http://nsportal.ru
швейных машин.
Процесс образования
челночного стежка.
19
Техническая
1
http://base.garant.ru/70188902/
характеристика и
конструктивные
особенности швейных
машин. Практическая
работа.
20Электротехническая
2
http://nsportal.ru
21
характеристика
швейных машин.
Приспособления малюй
механизации на
швейных
оборудованиях.
Техническое
обслуживание швейных
машин
23
Оборудование для ВТО 1
https://kopilkaurokov.ru
и клеевого соединения
деталей
24
Машины одноигольные 1
http://base.garant.ru/70188902/
и двухигольные
челночного
стежка. Машины
однониточного и
двухниточного цепного
стёжкою.
25Машины для
2
http://nsportal.ru
26
зигзагообразной
строчки.
Машины
краеобмёточные и
стачечно –огбмёточные.
Машины потайного
стежка.
27
Зачет
1
Модуль II Производственная практика в школьной мастерской
2.1. Практические работы по обработке основных узлов швейных изделий
28
Введение. Легкая
1
http://nsportal.ru
промышленность, ее
отрасли.
Предприятия швейного
производства.
29Ручные работы.
2
https://kopilkaurokov.ru
30
31Машинные работы
2
https://kopilkaurokov.ru
32
33
Влажно-тепловая
1
https://kopilkaurokov.ru
18
обработка изделий
одежды.
2.2. Обучение практическим навыкам изготовления изделий одежды
ассортиментных групп
34Изготовление изделий
16
http://nsportal.ru
49
бельевой группы
50Изготовление изделий
18
http://nsportal.ru
67
для новорожденных
68
Итоговое занятие
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Семибратова Г.Н. «Основы швейного производства». Учебно-методическое пособие.
Южно-Сахалинск :Издательство СахГУ, 2012
2007 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
14.Бескоровайная Г.Л. «Проектирование детской одежды». М. :Академия,
2000.
4. Амирова Э. К. и др. «Технология швейного производства» - М.:
Академия, 2004.
15. Ермаков А.С. «Оборудование швейных предприятий». -М.: Академия,
2002.
16. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. «Моделирование и художественное
оформление одежды». — М. : Академия, 2000.
3. Сакулин Б. С. и др. «Конструирование мужской и женской одежды» - М.:
Академия, 2002.
1. Государственный образовательный стандарт начального
профессионального образования. ОСТ 9 ПО 02.32.22-2ОО2.-ИРПО, 2002.
2. Зевакова Л.Н. «Закройщик верхней женской одежды» - Ростов – на Дону: Феникс, 2003.
5. Крючкова Г. А. «Конструирование женской и мужской одежды» - М.:
Академия, 2007.
17. Крючкова Г.А. «Технология и материалы швейного производства».—
М.. Академия, 2003.
18. Лазур К.Р. «Методические рекомендации по выполнению лабораторно практических работ по материаловедению швейного производства». -М.:
НМЦПО, 1994.
6. Мешкова Е. В «Конструирование одежды. Лабораторный практикум» Оникс, 2006.
11. Мешкова Е. В «Конструирование одежды» - Оникс, 2006.
19. Орленко Л.В. «Терминологический словарь одежды». М.:Легпромбытиздат, 1996.
12. Першина Л. Ф., Петрова С. В. «Технология швейного производства»
КДУ, 2007.
41
7. Рогов П. И., Конопальцева Н. М. «Конструирование мужской одежды
для индивидуального потребителя» - М.: Академия, 2006.
13. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. «Материаловедение швейного
производства» - М.: Академия, 2006.
20. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. «Материаловедение швейного
производства». М.: Академия, 2()0().
8. Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства» - М.:
Высш, шк., 2002.
21. Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства». М.:
Академия, 2000.
22. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника». — М.: Высшая
школа, 1993.
23. Труханова А.Т. «Технология женской и детской легкой одежды». М.:
Академия, 1999.
9. Труханова А.Т. «Технология мужской и женской верхней одежды» - М.:
Высш. шк., 2003.
10. Франц В. Я. «Оборудование швейного производства» - М.: Академия,2007
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://base.garant.ru/70188902/
2. http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/prikaz-minobrnauki
3. https://kopilkaurokov.ru –сайт для учителей
4. http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
5. https://infourok.ru/
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://www.myshared.ru/slide/852937/
8. http://bigslide.ru/tehnologiya/30562-kostyumi-istoriya-kostyuma.html
9. http://notformal.ru/index.php/stil/18140-kakie-byvayut-stili-odezhdy
10. http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm
11.http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/48-mansi