РП по учебному курсу внеурочной деятельности Грамматика для начинающих 3 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального
направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:


Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);



 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060,
от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодёжи»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по
отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по
реализации ФГОС НОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Игримская СОШ №1.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по
отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по
реализации ФГОС НОО.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает
развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая
индивидуальные способности каждого обучающегося.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
Стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований
ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой
целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Программа способствует формированию «Я – концепции» ребенка. Ребенок периодически
участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое
движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология
и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход,
являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее
познавательной
сферы.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и

трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на
разных ступенях обучения.
Задачи программы:
развитие лингвистических компетенций учащихся;
 формирование любви и уважения к русскому языку;
 развитие познавательных способностей младших школьников;
 развитие творческих способностей младших школьников;
 расширение кругозора учащихся.
 приобщение третьеклассников к самостоятельной исследовательской работе;
 развитие умений пользоваться разнообразными словарями;
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» (гуманитарное направление)
занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том,
чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся дать
начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие
школьников.
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
(гуманитарное направление) реализуется через занятия, содержание которых
предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией
Л.Я.Желтовской, Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, а также на основе программы
развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием
методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии,
совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных
и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка,
его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих
в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.


Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее
народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 3 классе.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3—х классов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Личностные результаты:
Первый уровень:





осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Второй уровень:


умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:




самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;





осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:



адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки.
Содержание программы
№
п/п
1

Перечень
разделов, тем
Фонетика

Описание
содержания
Расширение
знаний о звуках
русского языка,
«Мозговой
штурм», игра
«Исправь ошибки»

Формы
организации
Гимнастика
для ума

Виды деятельности

2

Словообразование

расширение знаний Гимнастика
для ума
о частях слова, их
значении в
словообразовании,
игры на
превращения слов.

Работа со схемами,
шарады, логическипоисковые задания на
развитие познавательного
интереса к русскому
языку

3

Лексика

Турнир
знатоков.

Работа со словарями и
энциклопедиями,
активное использование в
речи фразеологических
оборотов, логическипоисковые задания на
развитие познавательного
интереса к русскому
языку

4

Морфология

Беседа о богатстве
лексики русского
языка «добрыми
словами»,
знакомство со
словаминеологизмами
архаизмами,
фразеологизмами
русского языка.
Расширение
знаний о частях
речи,
их
морфологических

Турнир
знатоков.

Расшифровывание фраз и
текстов, логическипоисковые задания на
развитие познавательного

Работа с произведениями,
где допущены
орфографические ошибки,
творческие задания для
формирования
орфографической
зоркости

5

Пословицы и
поговорки

признаках. Игры на
знание
частей
речи.

интереса к русскому
языку

Работа
пословицами
поговорками

Активное использование в
речи пословиц и
поговорок;

с Викторина
и

подбор пословиц к
заданной ситуации;
выявление смысла
6

Игротека

ЛогическиИгра-тест,
поисковые задания, гимнастика
направленные на
для ума.
развитие
познавательных
способностей

Отгадывание
загадок,
разгадывание
кроссвордов,
криптограмм, игры на
знание
и
развитие
интереса к родному языку,
на проверку знаний по
русскому языку.

Календарно – тематическое планирование

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Темы занятий

Количе
ство
часов

Дата Формы
провед проведения
ения занятий

Да здравствует русский
язык!
Вежливые слова.
Поговорки и пословицы.
Игротека.
Запоминаем словарные
слова.
Растения
во
фразеологизмах.
Животные
во
фразеологизмах.
Игротека.
Я не поэт, я только учусь.

1

04.09

1
1
1
1

11.09
18.09
25.09
02.10

1

Электронные
учебнометодические
материалы
https://uchi.ru/

09.10

Гимнастика для
ума
Турнир знатоков
Беседа
Турнир знатоков
Гимнастика для
ума
Викторина

1

16.10

Викторина

https://uchi.ru/

1
1

23.10
06.11

https://uchi.ru/

Как морфология порядок
навела.
Игры с пословицами.
Игротека.
И снова животные во
фразеологизмах
Кое-что о местоимении.

1

13.11

1
1
1

20.11
27.11
04.12

1

11.12

Познакомимся поближе с
наречием
и
числительным.
Игротека.
Состав слова, основа
слова, формы слова.
Про корень и окончание.
Про суффикс и приставу.
Игротека
Непроизносимые
согласные.
Учимся
различать
приставку и предлог.
Учимся писать «не» с
глаголами.
Игротека.
Имена существительные
с шипящим звуком на
конце.

1

18.12

Турнир знатоков
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Викторина
Турнир знатоков
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума

1
1

25.12
15.01

https://uchi.ru/

1
1
1
1

22.01
29.01
05.02
12.02

1

19.02

1

26.02

1
1

05.03
12.03

Турнир знатоков
Гимнастика для
ума
Беседа
Беседа
Турнир знатоков
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Турнир знатоков
Викторина

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

26
27
28

29
30
31
32
33
34

Его
Величество
Ударение.
Поговорим о падежах.

1

19.03

Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Проект

https://uchi.ru/

1

02.04

Проект « Составляем
орфографический
словарь»
Сложные слова.
От
архаизмов
до
неологизмов.
По
страницам
энциклопедий.
Готовимся к конкурсу
«Русский Медвежонок».
Игротека.
Повторяем, повторяем,
повторяем.

1

09.04

1
1

16.04
23.04

https://uchi.ru/

07.05

Викторина
Гимнастика для
ума
Гимнастика для
ума
Викторина

1

30.04

1
1
1

14.05
21.05

Турнир знатоков
Турнир знатоков

https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».