Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712); Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»; Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Игримская СОШ №1. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным Стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Программа способствует формированию «Я – концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной сферы. Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы: развитие лингвистических компетенций учащихся; формирование любви и уважения к русскому языку; развитие познавательных способностей младших школьников; развитие творческих способностей младших школьников; расширение кругозора учащихся. приобщение третьеклассников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умений пользоваться разнообразными словарями; Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» (гуманитарное направление) занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (гуманитарное направление) реализуется через занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией Л.Я.Желтовской, Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, а также на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 3 классе. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3—х классов. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» Личностные результаты: Первый уровень: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Второй уровень: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные универсальные учебные действия: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки. Содержание программы № п/п 1 Перечень разделов, тем Фонетика Описание содержания Расширение знаний о звуках русского языка, «Мозговой штурм», игра «Исправь ошибки» Формы организации Гимнастика для ума Виды деятельности 2 Словообразование расширение знаний Гимнастика для ума о частях слова, их значении в словообразовании, игры на превращения слов. Работа со схемами, шарады, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку 3 Лексика Турнир знатоков. Работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку 4 Морфология Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словаминеологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. Расширение знаний о частях речи, их морфологических Турнир знатоков. Расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости 5 Пословицы и поговорки признаках. Игры на знание частей речи. интереса к русскому языку Работа пословицами поговорками Активное использование в речи пословиц и поговорок; с Викторина и подбор пословиц к заданной ситуации; выявление смысла 6 Игротека ЛогическиИгра-тест, поисковые задания, гимнастика направленные на для ума. развитие познавательных способностей Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. Календарно – тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Темы занятий Количе ство часов Дата Формы провед проведения ения занятий Да здравствует русский язык! Вежливые слова. Поговорки и пословицы. Игротека. Запоминаем словарные слова. Растения во фразеологизмах. Животные во фразеологизмах. Игротека. Я не поэт, я только учусь. 1 04.09 1 1 1 1 11.09 18.09 25.09 02.10 1 Электронные учебнометодические материалы https://uchi.ru/ 09.10 Гимнастика для ума Турнир знатоков Беседа Турнир знатоков Гимнастика для ума Викторина 1 16.10 Викторина https://uchi.ru/ 1 1 23.10 06.11 https://uchi.ru/ Как морфология порядок навела. Игры с пословицами. Игротека. И снова животные во фразеологизмах Кое-что о местоимении. 1 13.11 1 1 1 20.11 27.11 04.12 1 11.12 Познакомимся поближе с наречием и числительным. Игротека. Состав слова, основа слова, формы слова. Про корень и окончание. Про суффикс и приставу. Игротека Непроизносимые согласные. Учимся различать приставку и предлог. Учимся писать «не» с глаголами. Игротека. Имена существительные с шипящим звуком на конце. 1 18.12 Турнир знатоков Гимнастика для ума Гимнастика для ума Викторина Турнир знатоков Гимнастика для ума Гимнастика для ума Гимнастика для ума 1 1 25.12 15.01 https://uchi.ru/ 1 1 1 1 22.01 29.01 05.02 12.02 1 19.02 1 26.02 1 1 05.03 12.03 Турнир знатоков Гимнастика для ума Беседа Беседа Турнир знатоков Гимнастика для ума Гимнастика для ума Гимнастика для ума Турнир знатоков Викторина https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Его Величество Ударение. Поговорим о падежах. 1 19.03 Гимнастика для ума Гимнастика для ума Проект https://uchi.ru/ 1 02.04 Проект « Составляем орфографический словарь» Сложные слова. От архаизмов до неологизмов. По страницам энциклопедий. Готовимся к конкурсу «Русский Медвежонок». Игротека. Повторяем, повторяем, повторяем. 1 09.04 1 1 16.04 23.04 https://uchi.ru/ 07.05 Викторина Гимнастика для ума Гимнастика для ума Викторина 1 30.04 1 1 1 14.05 21.05 Турнир знатоков Турнир знатоков https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/