Пояснительная записка Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы О.А. Холодова « Занимательная математика» М.Издательство РОСТ, 2015г., Курс «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Актуальность курса – определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Курс «Занимательная математика » в 1 классе рассчитан на 1 час в неделю, 33 учебных часа в год. Содержание курса внеурочной деятельности Вводное занятие «Удивительная страна»-1ч. Арифметический блок -16ч. — Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. — Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Математические игры: – «Весёлый счёт» игра-соревнование. Игры: «Чья сумма больше?», «Математическое домино», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», — игры: «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20», Блок логических и занимательных задач -13ч. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрический блок -3ч. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Внеурочная деятельность проходит в форме кружка. Основной формой деятельности является учебное занятие в виде: олимпиад, соревнований, путешествий, урока-игры, практикума и т.д. Используемые виды деятельности : решение занимательных и игровых задач; оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса умений: является формирование следующих развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметными результатами изучения курса следующих универсальных учебных действий (УУД): являются формирование Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида. Тематическое планирование. № Тема занятия Кол-во часов Электронные методические материалы Математика -удивительная страна 1 http://www.vneuroka.ru/ mathematics.php Тема «Город Закономерностей» 1 п/п 1. учебно- 2. Аллея Признаков 1 3. Порядковый проспект 1 4. Порядковый проспект 1 5. Улица Волшебного квадрата 1 6. В космической лаборатории 1 7. Художественная площадь 1 8. Испытание в городе Закономерностей 1 Тема «Город Загадочных чисел» 9. Улица Загадальная 1 10. Цифровой проезд 1 11. Цифровой проезд 1 12. Числовая улица 1 13. Заколдованный переулок 1 14. Улица Магическая 1 15. Вычислительный проезд 1 16. Переулок Доминошек 1 17. Испытание в городе Загадочных чисел 1 Тема «Город рассуждений» Логических 18. Улица Высказываний 1 19. Улица Правдолюбов и Лжецов 1 20. Отрицательный переулок 1 21-23. Проспект Логических задач 3 24. Испытание в рассуждений городе Логических 1 http://www.developkinder.com http://puzzleru.blogspot.com Тема «Город Занимательных задач» 25. Улица Величинская 1 26. Временной переулок 1 27. Улица Сказочная 1 28. Хитровский переулок 1 29 Смекалистая улица 1 30 Испытание в городе Занимательных 1 задач Тема «Город превращений» Геометрических 31. Фигурный проспект 1 32. Зеркальный переулок 1 33 Художественная улица 1