1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» составлена с учетом
психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
На уроках чтения и развития речи в 5-9 классах продолжается формирование
у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на
основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все
учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными
навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь
рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется
большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные
писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в
упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с
биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях
учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда
понимают слова и выражения, используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения и развития речи, кроме совершенствования техники чтения
и понимания содержания художественных произведений уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть
главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы
нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
Рабочая программа по чтению 5-9 классы разработана на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9
классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой,
Москва «Просвещение» 2010 г.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта
образования и учебному плану школы.
Нормативно-правовую базу разработки
адаптированной рабочей программы «Чтение» составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральныхзаконов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ);Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными
нарушениями).
Нормативнометодические документы Минобрнауки Российской Федерации и други
енормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа общего образова
ния, разработанная на
основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Положение о рабочей программе школы;
Устав образовательной организации.
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетентности учащихся.
Формировать у учащихся технику чтения, развивать беглость, правильность,
выразительность, понимание прочитанного материала.
Продолжать знакомить учащихся с произведениями писателей русской
литературы, учить понимать смысл художественного произведения, отвечать
на поставленные вопросы, выделять главную мысль произведения,
определять основные черты характера главных действующих лиц.
Развивать словарный запас учащихся, знакомить их с новыми словами и
закрепить знание переносных значений слов.
Учить делить текст на части, составлять простой план художественного
произведения с помощью учителя. Развивать навык пересказа по
составленному плану и выразительного чтения небольшого отрывка.
Развивать память учащихся, разговорную речь школьников.
Воспитывать бережное отношение к слову, чувство сострадания к животному
миру, развивать чувство прекрасного.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности;
2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и
увеличение активного словарного запаса учащихся;
4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения
доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений
русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной
форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых
школьников является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших
классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более
сложном речевом и понятийном материале.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 135 часов,
4часа в неделю.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов. По завершению изучения творчества писателя
осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для
контроля – 5- 15 мин
Организационные особенности реализации программы
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает
использование соответствующих методов, форм, приемов и средств
обучения. Основной формой обучения является урок. В зависимости от
дидактической задачи используются уроки различного типа. Основные
методы и приёмы обучения: объяснение, беседа, работа с учебником,
практические упражнения, дидактическая игра, использование наглядных
средств обучения, ИКТ.
Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным
материалом. Метод объяснения используется при изучении нового материала
или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Особенностью этого
метода являются теоретические доказательства, то есть: постановка
познавательной задачи, строгий подбор материала, определённая форма
рассуждений, использование иллюстративного материала, формулировка
выводов, дополнительные разъяснения.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения
материалом. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока,
поставлены на доступном учащимся уровне. Использование различных
формулировок вопросов позволяют углублять знания учащихся, а различная
степень трудности вопросов способствует индивидуализации обучения.
Работа с учебником – один из действенных методов овладения учебным
материалом, предполагающий основные требования по работе с книгой:
каждый учащийся должен иметь учебник, учитель должен провести краткий
инструктаж по выполнению задания, учащийся должен научиться находить
главное.
Практические упражнения (грамматические и орфографические
упражнения) способствуют речевому развитию школьников, формированию
языковых обобщений и орфографических навыков. Разнообразие
упражнений предполагает постоянное чередование устной и письменной
форм работы, смену видов заданий. Некоторые особенности умственно
отсталых детей диктуют определённую ограниченность видов упражнений на
одном уроке (5-6). Выполнение заданий опирается на наглядные средства
обучения, широко используются игровые приёмы.
Одним из эффективных методов обучения является дидактическая игра. Она
нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой
деятельности школьников, на повышение речевой мотивации и отработки
необходимых умений и навыков.
Применение наглядных методов создаёт условия для более полного усвоения
учебного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее
формируются и дольше сохраняются в памяти. На уроках письма и развития
речи применяются натуральные предметы, их изображения, графическая
наглядность, ТСО. Используется ряд специфических средств: жест, мимика,
драматизация, дикция, выразительность чтения, языковая наглядность.
Виды деятельности учащихся:
-составление плана текста,
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста по предполагаемым вопросам;
-продолжение текста;
-выразительное чтение;
-чтение наизусть;
-чтение по ролям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание
развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть
главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки
учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует
решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими
соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому
используется тематический принцип подбора литературного материала.
В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения
становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными,
что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения
социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены
произведения, представляющие разные области словесно-литературного
творчества: фольклор, произведения русской классической и современной
литературы,а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих
произведений.
Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с
научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим
деятелям и событиям.
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками
синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению
отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения
техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная
организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у
школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих
к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа
над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание
прочитанного.
Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания
произведения и установлению адекватных смысловых отношений между
частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию
идейной направленности (подтекста) произведения.
В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его
предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой
целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с
его названием, определять последовательность и причинность событий,
мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет
ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения курса «Чтение»
Личностными результатами изучения курса «Чтения » является
формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения;
7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи
являются:
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
2. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно
с учителем.
3. Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения учебных задач;
4. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
5. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на
основе продуктивных заданий в учебнике).
6. Использовать при выполнения заданий различные средства:
дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
7. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
8. Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация
будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, справочников, электронных пособий.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет).
4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
2. Слушать и понимать речь других.
3. Вступать в диалог на уроке и в жизни.
4. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной
и дополнительной информации);
5. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог,
6. Устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и
развитие речи» в средней школе выделяется;
в 5-м классе – 4 часа неделю в 136 часов в год
в 6-м классе – 4 часаа в неделю, 136 часов в год
в 7-м классе – 3 часа в неделю, 102 часа в год
в 8-м классе - 3 часа в неделю, 102 часа в год
в 9-м классе - 3 часа в неделю, 102 часа в год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов соответствует
авторской программе под редакцией В.В. Воронковой.
5 класс
№ п/п Разделы
Кол-во часов
1
Устное народное творчество
3
2
Сказки
23
3
Картины родной природы:
43
Лето – 10 часов
Осень – 8 часов
Зима – 9 часов
Весна – 16 часов
4
О друзьях-товарищах
11
5
Басни И. Крылова
4
6
Спешите делать добро
13
7
О животных
14
8
Из прошлого нашего народа
16
9
Из произведений зарубежных писателей
9
Итого:
136 часов
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в
школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение
статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из
детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ
интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.
3. Изучаемые произведения:
1. «Белая уточка» (Русская народная сказка.)
2. «Богатырь Фёдор Тугарин и Мария Моревна» (Русская народная сказка.)
3. Сказки народов мира.
4. Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка».
5. Бажов П. П. «Серебряное копытце».
6. Волков А. М. «Волшебник изумрудного города».
7. Гайдар А. П. «Чук и Гек».
8. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост».
9. Пришвин М. М. «В краю дедушки Мазая».
Требования по подготовке учащихся по предмету в полном объеме
совпадают с авторской программой.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 стихотворений.
1. Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
2. Суриков И. «Ярко солнце светит …»
3. Прокофьев А. «Берёзка».
4. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
5. К. Бальмонт «Осень»
6. Бунин И. «Первый снег.»
7. Крылов И. «Ворона и лисица» (отрывок басни).
8. Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…»
9. Есенин С. «Берёза».
10. Коринец Ю. «У могилы неизвестного солдата»
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про
себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по
содержанию тексты- самостоятельно.
6 класс
№
Разделы
Авторская
Рабочая программа
п/п
программа
(модифицированная)
1
Моя Родина.
3 ч.
2
Золотая осень.
16 ч.
3
Страницы истории.
24 ч.
4
Здравствуй, гостья - Зима!
34 ч.
5
Весна-красна.
15 ч.
6
Рассказы о животных.
25 ч.
7
Рассказы, сказки, стихи для
детей.
19 ч.
В том числе внеклассное
чтение
9 ч.
Итого:
136 ч.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных
по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Самостоятельная
запись фамилии автора и названия книги.
Изучаемые произведения:
Пришвин М. М.: «Барсук»
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Астафьев В. П.: «Васюткино озеро»
Гайдар А. П.: «Тимур и его команда»
Носов Н. Н. : «Приключения Незнайки и его друзей»
Мамин-Сибиряк А. Н.: «Емеля-охотник», «Приемыш».
Толстой А. Н.: «Золотой ключик или приключения Буратино»
Паустовский К. Г.: «Кот – ворюга»
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
-определять основные черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений:
М. Ножкин «Россия»
Б. Заходер «Петя мечтает»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя,..»
И. Суриков «Белый снег пушистый..»
С. Смирнов «Первые приметы»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой..»
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету..»
7 КЛАСС
№ п/п Разделы
Кол- во
часов
1.
Устное народное творчество.
12 ч.
2.
Из произведений русской литературы XIX века.
44 ч.
3.
Из произведений русской литературы XX века.
46 ч.
4.
Внеклассное чтение в разделах
итого
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать
наизусть 10 стихотворений:
Пушкин А. С. «Зимний вечер»
Пушкин А. С. «У Лукоморья» (отрывок)
Лермонтов М. Ю. «Бородино» (отрывок)
Крылов И. А. «Кукушка и петух»
102 ч.
Крылов И. А. «Слон и Моська»
Некрасов Н. А. «Несжатая полоса»
Исаковский М. В. «Ветер»
Симонов К. М. «Сын артиллериста»
Рыленков Н. И. «Всё в тающей дымке-…»
Ваншенкин К. Я. «Снежки»
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про
себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
8 КЛАСС
№
Тема
Кол-во
часов
1
Устное народное творчество
10
2
Произведения русских писателей XIX века
42
3
Произведения русских писателей 1-й половины XX века
20
4
Произведения русских писателей 2-й половины XX века
21
5
Внеклассное чтение (1 раз в месяц в течение года)
9
итого
102 часа
п/п
Список литературы для внеклассного чтения
Сентябрь.
А. А. Суриков «Стихотворения»
Октябрь.
А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
Ноябрь.
В. А. Каверин «Два капитана»
Декабрь.
Ю.В.Бондарев «Ботальон просит огня»
Январь.
В. М. Шукшин «Сильные идут дальше»
Февраль.
Ю. В. Бондарев «Юность командиров»
Март.
Есенин С. А. «Стихотворения»
Апрель.
В. П. Астафьев «Последний поклон»
Май.
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про
себя»; выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их
поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и поражения,
взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок:
А. С. Пушкин: «Во глубине сибирских руд.., Зимнее утро, Я вас любил: любовь
еще быть может..»
М. Ю. Лермонтов: «Родина, Парус»
И. А. Крылов: «Осел и соловей»
Н. А. Некрасов: «Мороз, Красный нос»
И. С. Никитин: «Русь»
И. С. Тургенев: «Муму» (отрывок из 2 части «Спасение Муму»)
С. А. Есенин: «Спит ковыль. Равнина дорогая.., Пороша»
9 КЛАСС
№ п/п
Разделы
Количество часов
1
Устное народное творчество
11
2
Из произведений русской литературы
XIX века
45
3
Из произведений русской литературы
XX века
35
4
Из произведений зарубежной
литературы
11
Итого:
102 ч
Учащиеся должны знать наизусть:
М.Ю.Лермонтов «Тучи» (стихотворение)
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (отрывок из рассказа)
Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
А.А.Фет «Это утро, радость эта…» (стихотворение)
М.Горький «Песня о Соколе» (отрывок)
М.И.Цветаева «Красной кистью…» (стихотворение)
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова»
(стихотворения)
Н.М.Рубцов «Зимняя песня» (стихотворение)
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (отрывок из баллады)
Учащиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про
себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной
теме в связи с прочитанным.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
136ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Количество
Наименование разделов и тем
часов часов
Устное народное творчество. 4 ч. на изучение;
1
День знаний. Урок, посвящённый 20-летию
Конституции РФ
1ч
2
Считалки, заклички-приговорки, потешки.
1ч
3
Пословицы и поговорки, загадки.
1ч.
4
Обобщение по разделу. "Устное народное
творчество"
1ч.
Сказки. 17 ч. на изучение;
5
Русская сказка "Никита Кожемяка".
1ч.
6
Тофаларская сказка "Как наказали медведя".
1ч.
7
Башкирская сказка "Золотые руки".
1ч.
8
Русская сказка "Морозко".
1ч
9
«По работе и награда» по сказке "Морозко".
1ч.
10
Русская сказка "Два Мороза".
1ч.
11
Внеклассное чтение. Русские волшебные сказки.
1ч.
12
Татарская сказка "Три дочери".
1ч.
13
А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях".
1ч.
14
Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях".
1ч.
15
Волшебство в "Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях".
1ч.
16
Литературная сказка по Д.Мамину-Сибиряку "Серая 1ч.
Шейка".
17
Чтение 2 части сказки "Серая Шейка".
1ч.
18
Чтение 3 части сказки "Серая Шейка".
1ч.
19
Работа с текстом 4 частей сказки "Серая Шейка".
1ч.
20
Чтение и разбор 5 части сказки "Серая Шейка".
1ч.
21
Обобщение по разделу. "Сказки"
1ч.
Картины родной природы. Лето. 8 ч. на изучение;
8
22
Г.Скребицкий "Июнь".
1ч.
23
И.Суриков "Ярко солнце светит...".
1ч.
24
А.Платонов "Июльская гроза". Чтение и анализ 1 и 2 1ч.
частей.
25
Разбор 3 и 4 частей сказки А.Платонова "Июльская". 1ч.
26
А.Прокофьев "Берёзка".
1ч.
27
Ю.Гордиенко "Вот и клонится лето к закату..."
1ч.
28
Внеклассное чтение. Стихотворения рус. писателей о 1ч.
природе.
29
Обобщение по разделу. "Лето"
1ч.
Картины родной природы. Осень. 7 ч. на изучение;
30
По Г.Скребицкому "Сентябрь".
1ч.
31
По И.Соколову-Микитову "Золотая осень".
1ч.
32
К.Бальмонт "Осень".
1ч.
33
По Г.Скребицкому "Добро пожаловать!"
1ч.
34
По В.Астафьеву "Осенние грусти..."
1ч.
35
И.Бунин "Первый снег".
1ч.
36
Обобщение по разделу. "Осень"
1ч.
О друзьях-товарищах. 12 ч. на изучение;
36
Ю.Яковлев "Колючка".
1ч.
37
Анализ рассказа Яковлева "Колючка"
1ч.
38
Ю.Яковлев "Рыцарь Вася".
1ч.
39
Анализ рассказа Яковлева "Рыцарь Вася".
1ч.
40
Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома".
1ч.
41
Чтение рассказа Н.Носова "Витя Малеев в школе и
1ч.
дома".
42
В.Медведев "Фосфорический" мальчик".
1ч.
43
Анализ текста В.Медведева "Фосфорический"
мальчик".
1ч.
44
Л.Воронкова "Дорогой подарок".
1ч.
45
Чтение Л.Воронкова "Дорогой подарок".
1ч.
46
Я.Аким "Твой друг".
1ч.
47
Обобщение по разделу. "О друзьях-товарищах"
1ч.
Басни И.Крылова. 4 ч. на изучение;
48
И.Крылов "Ворона и Лисица".
1ч.
49
И.Крылов "Щука и Кот".
1ч.
50
И.Крылов "Квартет".
1ч.
51
Внеклассное чтение. Басни.
1ч.
Спешите делать добро. 12 ч. на изучение;
52
Н.Хмелик "Будущий олимпиец".
1ч.
53
О.Бондарчук" Слепой домик".
1ч.
54
В.Осеева "Бабка".
1ч.
55
Работа над содержанием 2-ой и 3-ой частей рассказа 1ч.
«Бабка».
56
Работа над содержанием 4-ой части рассказа
«Бабка».
1ч.
57
Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой.
1ч.
58
А.Платонов "Сухой хлеб".
1ч.
59
Работа над содержанием рассказа «Сухой хлеб».
1ч.
60
В. Распутин "Люся". Чтение и анализ
1ч.
61
В. Брюсов "Труд".
1ч.
62
Р. Рождественский "Огромное небо".
1ч.
63
Обобщение по теме "Спешите делать добро".
1ч.
Картины родной природы. Зима. 8 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб.
плану
64
Ф. Тютчев. «Зима».
1ч.
65
К. Бальмонт. «К зиме».
1ч.
66
Г. Скребицкий. «Декабрь».
1ч.
67
Г. Скребицкий. «Всяк по своему».
1ч.
68
С. Есенин. «Поёт зима – аукает». «Берёза».
1ч.
69
А. Пушкин. «Зимняя дорога».
1ч.
70
Внеклассное чтение. Стихотворения Пушкина о
зиме.
1ч.
71
Обобщение по разделу "Зима"
1ч.
О животных. 15 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану
72
Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 1.
1ч.
73
Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 2.
1ч.
74
А . Толстой "Желтухин". Часть 1.
1ч.
75
А . Толстой "Желтухин". Часть 2.
1ч.
76
А . Толстой "Желтухин". Часть 3.
1ч.
77
К. Г. Паустовский "Кот ворюга".
1ч.
78
Внеклассное чтение. Рассказы К. Г. Паустовского.
1ч.
79
Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 1.
1ч.
80
Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 2.
1ч.
81
Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 3.
1ч.
82
Э. Асадов "Дачники". Часть 1
1ч.
83
Э. Асадов "Дачники". Часть 2
1ч.
84
Ф. Абрамов из рассказов Алёны Даниловны.
1ч.
85
С. Михалков "Будь человеком".
1ч.
86
Обобщение по теме «Рассказы о животных».
1ч.
Из прошлого нашего народа. 12 ч. на изучение;
87
По О. Тихомирову "На поле Куликовом" «Москва
собирает войско».
1ч.
88
По Тихомирову "На поле Кулик."«Куликовская
битва». «Слава...».
1ч.
89
Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву
"Бородино".
1ч.
90
Н. Некрасов "Мороз красный нос".
1ч.
91
А. Куприн "Белый пудель". Часть 1.
1ч.
92
А. Куприн "Белый пудель". Часть 2.
1ч.
93
А. Куприн "Белый пудель". Часть 3.
1ч.
94
А. Куприн "Белый пудель". Часть 4.
1ч.
95
Внеклассное чтение. Рассказы Куприна.
1ч.
96
По Л. Жарикову "Снега, поднимитесь метелью".
1ч.
97
Ю. Коринец У могилы неизвестного солдата.
1ч.
98
Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа».
1ч.
Картины родной природы. Весна. 17 ч. на изучение;
99
Г. Скребицкий "Март".
1ч.
100
А. Толстой "Вот уж снег последний тает…".
1ч.
101
Г. Скребицкий "От первых проталин до первой
грозы".
1ч.
102
Г. Скребицкий "Весна-красна".
1ч.
103
Г. Скребицкий "Грачи прилетели".
1ч.
104
Г. Скребицкий "Заветный кораблик".
1ч.
105
Г. Скребицкий "В весеннем лесу".
1ч.
106
А. Толстой "Весенние ручьи".
1ч.
107
А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…".
1ч.
108
А. Блок "Ворона".
1ч.
109
Е. Серова "Подснежник".
1ч.
110
И. Соколов-Микитов "Весна".
1ч.
111
И. Бунин "Крупный дождь в лесу зелёном…".
1ч.
112
С. Есенин "Черёмуха".
1ч.
113
Я. Аким "Весна, весною, о весне".
1ч.
114
Внеклассное чтение. Произведения русских
1ч.
писателей о весне.
115
Обобщение по разделу "Весна"
1ч.
Из произведений зарубежных писателей. 20 ч. на изучение;
116
В. Гюго "Гаврош". Часть 1. Маленький Гаврош.
1ч.
117
В. Гюго "Гаврош". Часть 2. Гаврош опекает малышей 1ч.
118
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и
анализ части 1.
1ч.
119
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и
анализ части 2.
1ч.
120
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и
анализ части 3.
1ч.
121
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и
анализ части 4.
1ч.
122
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и
анализ части 5.
1ч.
123
Обобщающий урок по рассказу Твена "Приключения 1ч.
Тома Сойера".
124
Внеклассное чтение. Рассказы М. Твена.
1ч.
125
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями". Ч. 1.
1ч.
126
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями". Ч. 2.
1ч.
127
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями". Ч. 3.
1ч.
128
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями". Ч. 4.
1ч.
129
Обобщающий урок по повести С. Лагерлёф
"Путешествие Нильса".
1ч.
130
Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 1.
1ч.
131
Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 2.
1ч.
132
Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 3.
1ч.
133
Обобщающий урок по сказке Г. Андерсен
"Русалочка".
1ч.
134
Внеклассное чтение. Произведения Г. Андерсена
1ч.
135
Обобщение по разделу "Произведения зарубежных
писателей".
1ч.
136
Резервные
1ч.
6 класс
136 часов
Тема: Родная природа.
Цели: познакомить учащихся с произведениями российских и зарубежных
писателей о природе, о бережном отношении к ней, учить сознательно и
выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного
произношения, учить выделять главную мысль произведения, разбивать его
на части и озаглавливать их.
№ Тема урока
Колво
часов
1
Учитесь видеть красоту
1
2
Что объединяет в себе слово Родина? Знакомство с эпиграфом.
Песков «Отечество». М. Ножкин «Россия»
1
3
Мы хозяева нашей природы. М Пришвин «Моя Родина».
1
4
Сентябрь – хмурень, ревун. В. Бианки «Сентябрь».
1
5
Средства выразительности в стихотворении И.С. Бунина «Лес,
точно терем расписной…»
1
6
Как медведь ограбил бурундука. Ю. Качаев «Грабитель»
1
7
Рискованное путешествие. Б. Житков «Белый домик». Словесное
рисование.
1
8
Роль сказки в рассказе А. Белорусец «Звонкие ключи»
1
9
Телеграмма и её последствия в рассказе.
1
10 Мальчик в ночном лесу.
1
11 К ветеринару. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».
1
12 Разговор между Карлом Петровичем и дедом.
1
13 Дед Ларион искупил свою вину перед зайцем.
1
14 Описание осенней рощи» в рассказе И. Тургенева «Свидание».
1
15 Просьба сына. Е. Носов «Хитрюга»
1
16 Повадки ежа в рассказе Е. Носова.
1
17 Почему нужно беречь и охранять мир природы?
1
18 В осеннее ненастье семь погод на дворе. В. Бианки «Октябрь».
1
19 Что такое быть человеком. стихотворении С. Михалкова.
1
20 Какими качествами можно заслужить уважение людей? Б.
Заходер «Петя мечтает».
1
21 Секрет птицы-чакалки.
1
Д. Биссет «Слон и муравей».
22 Большие прыжки – это ещё не всё на свете. Б. Биссет «Кузнечик
Денди»
1
23 Игры Клавдио. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
1
24 Счастлив тот, кто дарит что-нибудь детям.
1
25 Плотник Пуговка и его домик. Дж. Родари «Пуговкин домик».
1
26 Путешествие Пуговки.
1
27 Учитесь видеть красоту. (Дж. Родари)
1
Тема: Отечество, верность, братство
Цели и задачи: продолжать знакомить учащихся с произведениями русских и
зарубежных писателей, развивать умение выразительно читать текст,
осознанно понимать прочитанное, развивать разговорную речь учащихся,
обогащая их словарный запас, воспитывать бережное отношение к слову,
патриотические чувства учащихся.
28
Родительское благословение и его значение в былине «Илья
Муромец и Соловей – разбойник».
1
29
Описание Москвы в стихотворении Ф. Глинки «Москва».
1
30
Третье дело осени совершается в ноябре. В. Бианки «Ноябрь»
1
31
Молодой царь Пётр. «Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву
1
32
Здесь будет город заложён. «На берегу Невы» по С. Алексееву
1
33
Сравнение рассказов С. Алексеева о Петре.
1
34
Как Шапкин заслужил свою награду. «Медаль» по С. Алексееву.
1
35
Сюрприз Кутузова. «Гришенька» по С. Алексееву.
1
36
Маленький Николенька Раевский. «Серебряный лебедь» по Е.
Холмогоровой.
1
37
Боевое крещение молодого офицера Раевского.
1
38
Раевский и Наполеон.
1
39
Портреты героев 1812 года.
1
40
Рифмы Незнайки. Е. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
1
41
Какие качества нужны человеку, чтобы получалось любое дело?
1
42
Урок внеклассного чтения Е. Носов «Рассказы о Незнайке»
1
43
Какую тайну искал Сергунька? Е. Пермяк «Тайна цены».
1
44
В чём корень всех ценностей.
1
45
Правила этикета. Д. Гальперина «Здравствуйте!»
1
46
День рождения солнца. В. Бианки «Декабрь»
1
47
Чем нас радует зима? А. Никитин «Встреча зимы»
1
48
Описание зимнего леса в рассказе А. Дорохова «Теплый снег».
1
49
Волшебница-зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи
нагоняя…».
1
50
Няня А.С. Пушкина. Д. Хармс «Пушкин».
1
51
Пушкин-лицеист.
1
52
Значение А.С. Пушкина.
1
53
Урок внеклассного чтения Произведения А.С. Пушкина. Викторина.
1
54
Январь – к весне поворот. В. Бианки «Январь».
1
55
Хорошенькая маленькая ёлочка. Х.К. Андерсен «Ель».
1
56
Мечты ёлочки.
1
57
Ёлка на празднике.
1
58
Жизнь ёлки после Рождества.
1
59
Как жилось Ваньке у хозяина. А. Чехов «Ванька».
1
60
Дойдёт ли письмо до адресата?
1
61
Средства выразительности в стихотворении И. Сурикова «Белый
1
снег».
62
Лёля и Минька у ёлки. М. Зощенко «Елка».
1
63
Интегрированный урок чтения и ИЗО. Поможем Миньке и Лёле.
1
64
Реакция папы.
1
65
Урок внеклассного чтения Рассказы М. Зощенко «Минька и Лёля».
1
66
Жизнь людей на Чукотке. Ю. Рытхэу «Пурга».
1
67
Как Йоо удалось вернуться домой.
1
68
Может быть, кто-то нуждается в вашей помощи. Ю. Дмитриев
«Таинственный ночной гость».
1
69
Последний страшный месяц зимы. В. Бианки «Февраль».
1
70- Жадность и зависть Дочки. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
1
71
Как месяцы характеризуют Падчерицу.
1
72
Помощь месяцев.
1
73
Как двенадцать месяцев выручают девочку.
1
74
Урок внеклассного чтения. Главы из сказки С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев»
1
75
Зеркало троллей. Х.К. Андерсен «Снежная королева».
1
76
Дружба Кая и Герды.
1
77
Как изменилось поведение Кая?
1
78
Что произошло с Каем?
1
79
Поиски Кая. Встреча со старушкой.
1
80
Рассказ Ворона.
1
81
Герда и маленькая разбойница.
1
82
Герда спасает Кая.
1
83
Урок внеклассного чтения. Сказки Х.К. Андерсена.
1
84
Солнце начинает одолевать зиму. В. Бианки «Март».
1
85
Как встречают весну в разных странах. «Весна идет» по В. Пескову.
1
Тема: Делать счастье для других
Цели: продолжать знакомить с произведениями российских и зарубежных
писателей о природе, о взаимоотношениях людей, развивать умение
пересказа по плану, выразительного осознанного чтения небольших
отрывков, чтения по ролям, воспитывать дружеские отношения в коллективе,
внимательное отношение к слову.
86
Жаркий час наступления весны. Выразительное чтение.
1
87
Спор Весны и Зимы. Г. Скребицкий «Весенняя песня».
1
88
Как песня птиц прогнала Зиму.
1
89
Певец весны в стихотворении В. Жуковского «Жаворонок».
1
Словесное рисование.
90
Описание весны в повести А. Толстого «Детство Никиты».
1
91
Всё живое радуется приходу весны.
1
92
Средства выразительности в стихотворении А. Плещеева «И вот
шатер свой голубой…».
1
93
Какое второе дело выполняет весна в апреле. В Бианки «Апрель».
1
94-
Встреча с бойцами. К. Паустовский «Стальное колечко».
1
95
Что случилось с Варюшей в лесу?
1
96
Какую радость обнаружила Варя рано утром?
1
97
Фишка и её поведение в лесу. В. Астафьев «Злодейка».
1
98
Как Фишка стала Злодейкой.
1
99
Хитрые приёмы при лечении больных зверей. Е. Баронина
«Рассказы про зверей».
1
100
Качества врача-ветеринара.
1
101
Мальчики готовятся к карнавалу. В. Драгунский «Кот в сапогах».
1
102
Награда за костюм.
103
Урок внеклассного чтения. В. Драгунский «Денискины рассказы»
(главы из книги).
1
104
Чему хотел научить ёж зайца. Д. Хармс «Заяц и еж».
1
105
Кто был храбрее, заяц или ёж?
1
106
И. Крылов «Зеркало и обезьяна».
1
107
Спасённый мангуст. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».
1
108
Встреча мангуста и Нага.
1
109
Рикки-Тикки и серая змейка.
1
110
Мангуст убивает Нага.
1
111
Рикки уничтожает яйца кобры.
1
112
Мангуст – победитель.
1
113
Р. Р. Пересказ по плану.
1
114
Урок внеклассного чтения Киплинг «Рассказы».
1
115
Месяц май – пой да гуляй! В. Бианки «Май».
1
116
Подвиг ветеранов, защищавших Отечество. М. Дудин «Наши песни 1
спеты на войне».
117
Волшебные советы Бруньки. В. Медведев «Звездолет «Брунька».
1
118
Как сбылась мечта девочки.
1
119
Брунька – космонавт.
1
120
Знакомство Грига с дочерью лесника. (К. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками»).
1
121
Какие чувства хотел выразить Григ в музыке?
1
122
Удивительный подарок ко дню рождения Дагни Педерсен.
1
123
Маленький принц и роза. А. де Сент-Экзюпери «Маленький
принц».
1
124
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
1
125
Урок внеклассного чтения Путешествия Маленького принца.
(Главы из книги)
1
126
Появление утреннего солнца в рассказе В. Астафьева «Зорькина
песня».
1
127
Средства выразительности в рассказе при описании летнего леса.
1
128
Средства выразительности в стихотворении Н. Рыленкова «Нынче
ветер, как мальчишка, весел».
1
129- Повторение изученного за год.
135
136
7
Итоговая диагностика
1
7 КЛАСС
№
Содержание учебного материала
Количество
часов
Устное народное творчество
1
Устное народное творчество. Жанры народного творчества.
1
2
Сказки. Русская народная сказка «Сивка бурка». Определение
вида сказки. Составление характеристики героя с помощью
учителя.
1
3
Сказки. Русская народная сказка «Сивка бурка». Определение
вида сказки. Составление характеристики героя с помощью
1
учителя.
4
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Выделение
главной мысли произведения.
1
5
Русская народная сказка «Умный мужик». Выделение
главной мысли произведения.
1
6
Урок внеклассного чтения. В. В. Бианки «Приказ на снегу».
Знание основных сведений из жизни писателей.
1
7
Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Три
поездки Ильи Муромца». Совершенствование техники чтения,
соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками
препинания.
1
8
Народные песни – жанр устного народного творчества. «Ах,
кабы на цветы морозы», «По улице Мостовой».
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических
пауз, не совпадающих со знаками препинания. Пословицы –
жанр устного народного творчества. Совершенствование
техники чтения.
1
9
Загадки – жанр устного народного творчества.
Совершенствование техники чтения.
1
Обобщение по теме «Устное народное творчество».
Произведения русской литературы XIX века
10
А.С. Пушкин. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
11
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Название главных
действующих лиц, описание их внешности, характеристика их
поступков, подтверждение своего заключения словами из
текста.
1
12
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Выделение в тексте
1
метких выражений, художественных определений и сравнений.
13
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Составление
характеристики героя с помощью учителя.
1
14
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Выделение главной
мысли произведения.
1
15
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывка
сказки наизусть.
1
16
А.С. Пушкин «Зимний вечер». Заучивание стихотворения
наизусть.
1
17
А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»). Выделение главной мысли произведения.
1
Заучивание отрывка наизусть.
18
А С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»). Выделение главной мысли произведения.
Заучивание отрывка наизусть.
1
19
Творческая постановка отрывка «У лукоморья» А.С.Пушкин
(«Руслан и Людмила).
1
20
Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.
1
21
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
22
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Выделение главной мысли
произведения, метких выражений, художественных
определений и сравнений.
1
23
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Заучивание отрывка из
стихотворения наизусть.
1
24
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Выделение главной мысли
произведения, метких выражений, художественных
определений и сравнений.
1
25
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Заучивание отрывка из
стихотворения наизусть
1
26
Обобщающий урок по творчество М.Ю.Лермонтова,
А.С.Пушкина
1
27
И.А. Крылов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
28
И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух». Характеристика
героев произведения с помощью учителя. Выделение главной
мысли басни.
1
29
И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль». Выделение главной
мысли басни. Выразительное чтение басни по ролям.
1
30
И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська». Выделение главной
мысли басни. Заучивание басни наизусть.
1
31
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
32
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса».
Выделение главной мысли произведения. Составление
характеристики героя с помощью учителя.
1
33
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин».
Выделение главной мысли произведения.
1
34
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин».
Выделение главной мысли произведения.
1
35
Л.Н. Толстой. Краткие сведения о жизни и творчестве. Ответы 1
на вопросы.
36
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Выделение главной мысли произведения.
1
37
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ
по плану.
1
38
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических
пауз, не совпадающих со знаками препинания.
1
39
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Выделение в тексте художественных определений и
сравнений.
1
40
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Деление прочитанного на части, составление плана.
1
41
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении).
Пересказ по готовому плану.
1
42
А.П. Чехов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
43
А.П. Чехов «Хамелеон». Совершенствование техники чтения,
соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками
препинания.
1
44
А.П. Чехов «Хамелеон». Составление сравнительной
характеристики героев рассказа с помощью учителя.
1
45
Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов «Каштанка».
Обсуждение прочитанного произведения.
1
46
В.Г. Короленко. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
47
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Называние главных действующих лиц, описание их
внешности, характеристика их поступков, подтверждение
своего заключения словами текста.
1
48
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Деление
прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
1
49
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Составление характеристики героя с помощью учителя.
1
50
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Описание
внешности и поведения Маруси.
1
51
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Выделение в тексте метких выражений, художественных
1
определений и сравнений.
52
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Выделение главной мысли произведения и его частей.
1
53
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Выделение главной мысли произведения и его частей.
1
54
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Выделение главной мысли произведения и его частей.
1
55
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).
Выделение главной мысли произведения и его частей.
1
56
Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»-В.Г.
Короленко
1
57
Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века».
1
58
Знание основных сведений из жизни писателя.
1
59
Обобщающий урок по теме «Из произведений русской
литературы XIX века».
1
60
А.М. Горький. Краткие сведения о жизни и творчестве.
Ответы на вопросы.
1
Из произведений русской литературы XX века
61
А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Называние
главных действующих лиц произведения.
1
62
А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести).
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических
пауз, не совпадающих со знаками препинания.
1
63
А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Составление
характеристики героя с помощью учителя.
1
64
А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Составление
характеристики героя с помощью учителя.
1
65
А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Пересказ с
изменением лица рассказчика.
1
66
А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Деление
прочитанного на части, составление плана.
1
67
Урок внеклассного чтения. В. В. Бианки «Приказ на снегу».
Ведение дневника внеклассного чтения.
1
68
М.В. Исаковский
1
-«Детство».
69
«Ветер» - Исаковский М.В.
1
70
М.В. Исаковский
1
- «Весна».
71
А. Твардовский. «Василий Теркин». Совершенствование
техники чтения, соблюдение логических пауз.
1
72
А. Твардовский. «Василий Теркин». Заучивание отрывка
наизусть.
1
73
К.Г. Паустовский. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
74
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт».
1
Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте
метких выражений, художественных определений и сравнений.
75
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт».
1
Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте
метких выражений, художественных определений и сравнений.
76
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Называние
главных действующих лиц, описание их внешности,
подтверждение своего заключения словами текста.
1
77
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Называние
главных действующих лиц, описание их внешности,
подтверждение своего заключения словами текста.
1
78
К.Г. Паустовский. Слушание кратких пересказов товарищей.
1
79
К.М. Симонов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
80
М.М. Зощенко – вступительная статья
1
81
«Великие путешественники» -
1
М.М. Зощенко.
82
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
1
83
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
1
84
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
1
85
К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста».
Выделение главной мысли произведения.
1
86
К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста».
Заучивание наизусть I части стихотворения.
1
87
В.П. Катаев «Флаг».
1
88
В.П. Катаев «Флаг».
1
89
В.П. Катаев «Флаг».
1
90
Н.И. Рыленков «Деревья».
1
91
«Весна без вещуньи-кукушки»- Н.И. Рыленков.
1
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».
92
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».
1
93
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».
1
94
«Картофельная собака» - Ю.И. Коваль.
1
95
«Картофельная собака» - Ю.И. Коваль.
1
96
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
1
97
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
1
98
Проверка техники чтения
1
99
Р.П. Погодин. Краткие сведения о жизни и творчестве.Р.П.
Погодин. Рассказ «Время говорит - пора». Название главных
действующих лиц. Характеристика их поступков.
1
100 А.Г. Алексин. Краткие сведения о жизни и творчестве. А.Г.
Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»). Деление прочитанного на части,
составление плана. Пересказ по плану.
1
101 К.Я. Ванешкин «Мальчишка», «Снежки».
1
102 Обобщающий урок по теме «Из произведений русской
литературы XX века».
1
8 КЛАСС
№
1
Раздел
Устное народное
творчество
( 8 часов)
Тема
Сказка
Количество
часов
1
«Волшебное кольцо».
Внеклассное чтение. Народные сказки.
1
3
Пословицы и поговорки
1
4
Знакомство с балладой.
1
5
Баллада
1
2
«Перчатка».
Баллада
6
1
«Нашла коса на камень».
7
Знакомство с былиной.
1
8
Былина
1
«Добрыня и Змей»
А.С. Пушкин Биографическая справка.
1
10
«Публичные испытания» А.С.
Пушкин.
1
11
«Записки о Пушкине» А.С. Пушкин.
1
12
«Памятник» А.С. Пушкин.
1
13
«Во глубине сибирских руд…»т А.С.
Пушкин.
1
14
«Зимнее утро» А.С. Пушкин.
1
15
«Зимнее утро» А.С. Пушкин (часть 2).
1
16
Внеклассное чтение «Первая школа в
Екатеринодаре».
1
17
«И.И. Пущину» А.С. Пушкин.
1
18
«19 октября 1827» А.С. Пушкин.
1
19
«Няне» А.С. Пушкин.
1
20
«Сожженное письмо» (отрывок). А.С.
Пушкин.
1
21
«На холмах Грузии» А.С. Пушкин.
1
22
«Я вас любил…» А.С. Пушкин.
1
23
«Сказка о Попе и о работнике его
Балде» 1 глава А.С. Пушкин.
1
24
«Сказка о Попе и о работнике его
Балде» 2 глава А.С. Пушкин.
1
9
Произведения
русских
писателей XIX века
(48
часов)
25
М.Ю. Лермонтов.
1
Биографическая справка.
26
«Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов.
1
27
Внеклассное чтение. «Песня про купца
Калашникова».
1
28
«Родина (отрывок)» М.Ю. Лермонтов.
1
29
«Парус». М.Ю. Лермонтов
1
30
«Сосна» М.Ю. Лермонтов
1
31
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого и удалого купца
Калашникова» глава1. М.Ю.
Лермонтов.
1
32
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого и удалого купца
Калашникова» глава 2.
1
М.Ю. Лермонтов.
33
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого и удалого купца
Калашникова» глава 3.
1
М.Ю. Лермонтов.
34
И.А. Крылов. Биографическая справка.
1
35
Басня
1
«Волк на псарне»
И.А. Крылов
36
«Осел и Соловей»
1
И.А. Крылов
37
«Муха и Пчела»
1
И.А. Крылов
38
Внеклассное чтение.
1
Адыгейские писатели о Кубани.
39
Н.А. Некрасов. Биографическая
справка.
1
40
«Размышление у парадного подъезда»
1
Н.А. Некрасов.
«В полном разгаре страда
деревенская…»
41
1
Н.А. Некрасов.
«Мороз Красный нос»
42
1
Н.А. Некрасов.
«Русские женщины»
43
1
Н.А. Некрасов.
44
И.С. Никитин. Биографическая
справка. «Русь».
1
45
«Утро на берегу озера»
1
И.С. Никитин.
46
И.С. Тургенев. Биографическая
справка.
1
47
«Муму» И.С. Тургенев (1 глава).
1
48
«Муму» И.С. Тургенев (2 глава).
1
49
«Муму» И.С. Тургенев (3 глава).
1
50
«Муму» И.С. Тургенев (4 глава).
1
51
«Муму» И.С. Тургенев (5 глава).
1
52
«Муму» И.С. Тургенев (6 глава).
53
Внеклассное чтение.
1
«Музей Степановых – визитная
карточка района».
54
Л.Н. Толстой. Биографическая справка
1
55
«После бала» 1 глава
1
Л.Н. Толстой.
«После бала» 2 глава
56
Л.Н. Толстой.
57
Произведения
русских
писателей 1-й
половины
XX века
А.П. Чехов. Биографическая справка
1
(21 час)
58
«Лошадиная фамилия»
1
А.П. Чехов.
59
В.Г. Короленко. Биографическая
справка.
1
60
В.Г. Короленко
1
«Слепой музыкант»
(1 глава).
61
В.Г. Короленко
1
«Слепой музыкант»
(2 глава).
62
В.Г. Короленко
1
«Слепой музыкант»
(2 глава).
63
В.Г. Короленко
1
«Слепой музыкант»
(3 глава).
64
В.Г. Короленко
1
«Слепой музыкант»
(4 глава).
65
М. Горький. Биографическая справка
1
66
М. Горький «Макар Чудра».
1
67
Внеклассное чтение. Слепой музыкант
(1-ая часть)
1
68
С.А. Есенин. Биографическая справка
1
69
Спит ковыль… С.А. Есенин.
1
70
Пороша С.А. Есенин.
1
71
Отговорила роща золотая… С.А.
Есенин.
1
72
А.П. Платонов. Биографическая
справка
1
Разноцветная бабочка
73
А.Н. Толстой Биографическая справка
1
«Русский характер»
74
1
А.Н. Толстой (1 глава).
«Русский характер»
75
1
А.Н. Толстой (2 глава).
Внеклассное чтение.
76
1
Моё любимое стихотворение «8
Марта»
Н.А. Заболоцкий. Биография.
77
1
Некрасивая девочка
78
Произведения
русских
К.Н. Паустовский. Биография.
1
писателей 2-й
половины
XX века
(25 часов)
79
К.Н. Паустовский «Телеграмма» (глава 1
1)
80
К.Н. Паустовский «Телеграмма» (глава 1
2)
81
Р.И. Фраерман. Биография.
82
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
1
или повесть о первой любви» (глава 1).
83
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
1
или повесть о первой любви» (глава 2).
84
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
1
или повесть о первой любви» (глава 3).
85
Л.А. Кассиль. Биография
1
86
Л.А. Кассиль «Петькины Бутсы».
1
87
Внеклассное чтение
1
1
Л.А. Кассиль «Петькины Бутсы». (1
часть)
88
А.Т. Твардовский. Биография.
1
89
А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
1
90
В.М. Шукшин. Биография
1
91
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»
(глава 1).
1
92
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»
(глава 2).
1
93
В.П. Астафьев. Биография.
1
94
В.П. Астафьев «Далекая и близкая
сказка»
1
95
Р.П. Погодин. Биография
1
96
Р.П. Погодин «Алфред» (глава 1).
1
97
Р.П. Погодин «Алфред» (глава 2).
1
98
Р.П. Погодин «Алфред» (глава 3).
1
99
Р.П. Погодин «Алфред» (глава 4).
1
100
Р.П. Погодин «Алфред» (глава 5).
1
101
Внеклассное чтение.
1
Ю.В. Бондарев «Мои любимые
стихотворения»
А.А. Сурков. Биография
102
1
Родина
9 КЛАСС
№ п/п тема урока
кол-во
часов
Устное народное творчество
1
Устное народное творчество
1
2
Русская народная песня: «Колыбельная».
1
3
Русская народная песня: «За морем синичка не пышно жила».
1
4
Былина: «На заставе богатырской»
1
5
Былина: «На заставе богатырской». Работа с читаемым
материалом.
1
6
Сказка про Василису Премудрую
1
7
Сказка про Василису Премудрую. Составление плана
1
8
Сказка про Василису Премудрую. Образ главных героев
1
9
Сказка про Василису Премудрую. Пересказ по плану
1
10
Р. н. с. Лиса и тетерев
1
11
Вн. чт.Русские народные сказки
1
Из произведений русской литературы XIX века
12
В. А. Жуковский – автобиографическая справка
1
13
В. А. Жуковский «Три пояса»
1
14
В. А. Жуковский «Три пояса». Чтение по ролям.
1
15
В. А. Жуковский «Три пояса». Работа с текстом.
1
16
И. А. Крылов - автобиография
1
17
И. А. Крылов «Кот и Повар»
1
18
А. С. Пушкин – автобиографическая справка
1
19
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
1
20
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Характеристика героев
поэмы.
1
21
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Образ главных героев.
1
22
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Работа с текстом поэмы.
1
23
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка
1
24
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» Составление плана
ответа.
1
25
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Образ главных героев.
1
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка». Чтение по ролям.
1
27
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Работа с текстом.
1
28
Урок – викторина по произведениям А. С. Пушкина
1
29
Вн чт. А. А. Ахматова Стихотворения.
1
30
М. Ю. Лермонтов –автобиографическая справка
1
31
М. Ю. Лермонтов «Тучи»
1
32
М. Ю. Лермонтов «Баллада»
1
26
33
М. Ю. Лермонтов «Морская царевна»
1
34
М. Ю. Лермонтов «Морская царевна». Работа с иллюстрацией.
1
35
Вн. чтен. Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие».
1
36
Н. В. Гоголь- автобиографическая справка
1
Куб. Описание природы в мае.
37
Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница».
1
38
Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Ганна.
1
39
Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Утопленница.
1
40
Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Утопленница.
Образ главных героев
1
41
Итоговый урок по творчеству Н. В. Гоголя
1
42
Ник Алекс Некрасов, биография.
1
43
Н. А Некрасов «Рыцарь на час»
1
44
Н. А. Некрасов «Саша»
1
45
Работа с репродукцией картины В.Д. Поленова «Горелый лес»
1
46
Вн чт. К. Г. Паустовский «Телеграмма»
1
47
Афанасий Афанасьевич Фет, биография.
1
48
А. А. Фет «На заре ты ее не буди,»
1
49
А. А. Фет «Помню я: старушка няня…»
1
50
А. А. Фет «Это утро, радость эта,..»
1
51
А. П. Чехов, биография
1
52
А. П. Чехов «Злоумышленник»
1
53
А. П. Чехов «Злоумышленник». Социальное положение
Дениса.
1
54
А. П. Чехов «Пересолил»
1
55
А. П. Чехов «Пересолил»
1
Работа с текстом рассказа.
56
Вн. чтен. А. Р. Беляев «Человек-амфибия»
1
Из произведений русской литературы XX века
57
Максим Горький, биография.
1
58
Максим Горький «Песня о Соколе» 1ч.
1
59
Максим Горький «Песня о Соколе» 2ч.
1
60
В. В, Маяковский, биография.
1
61
В. В, Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Влад
Маяк летом на даче»
1
62
М. И. Цветаева, биография.
1
63
М. И. Цветаева «Красною кистью..»
1
64
М. И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел,»
1
65
К. Г. Паустовский, биография.
1
66
К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»
1
67
К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»
1
Работа с текстом
68
К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»
1
Природа в рассказе.
69
Вн. чтение М. Горький «В людях»
1
70
С. А. Есенин, биография
1
71
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы,»
1
72
С. А. Есенин «Собаке Качалова»
1
73
М. А. Шолохов, биография
1
74
М. А. Шолохов «Судьба человека»
1
75
М. А. Шолохов «Судьба человека». Образ главного героя.
1
76
М. А. Шолохов «Судьба человека» Составление плана «Побег
из плена»
1
77
Вн чтен С. А. Есенин «Стихотворения»
1
78
Е. И. Носов, биография
1
79
Е. И. Носов «Трудный хлеб»
1
80
Е. И. Носов «Трудный хлеб». Основная мысль рассказа
1
81
Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина»
1
82
Н. М. Рубцов «Русский огонек»
1
83
Н. М. Рубцов «Зимняя песня»
1
84
Ю. И. Коваль, биография. «Приключения Васи Куролесова» В
деревне Сычи.
1
85
Ю. И. Коваль«Приключения Васи Куролесова» Тертый калач
1
86
Ю. И. Коваль«Приключения Васи Куролесова» Парочка
поросят
1
87
Ю. И. Коваль«Приключения Васи Куролесова» Темная ночь
1
88
Ю. И. Коваль
1
«Приключения Васи Куролесова». Рыжий.
89
Ю. И. Коваль«Приключения Васи Куролесова».
Обыкновенный мешок.
1
90
Ю. И. Коваль«Приключения Васи Куролесова». Вася бьет
черноусова
1
91
Вн чтен Ю. В. Бондарев «Горячий снег»
1
92
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед»
1
93
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед»
1
Идея баллады.
Э. Сетон-Томпсон
94
1
«Снап» 1 ч.
Э. Сетон-Томпсон
95
1
«Снап» 2 ч.
Э. Сетон-Томпсон
96
1
«Снап» 3 ч.
97
Д. Даррелл. «Живописный жираф»
1
98
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
1
99
Д. Даррелл. «Живописный жираф»
1
100
Контрольные вопросы и задания
1
101
Вн чтение В. М. Шукшин «Мечты»
1
102
Викторина по творчеству писателей XIX в.
1
Навыки чтения
1. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в
соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про
себя».
2. Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение
основных черт характера действующих лиц.Разбор содержания
читаемого с помощью вопросов учителя.
3. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и
противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов,
данных в переносном значении, и образных
4. выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
5. Деление текста на части. Составление под руководством учителя
простого плана, в некоторых случаях использование слов самого
текста.
6. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и
выборочный пересказ.
7. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к
выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам,
подготовить пересказ.
8. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
1. Систематическое чтение детской художественной литературы, детских
газет и журналов.
2. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем
форме.
3. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление
кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по
заданию учителя, называние главных действующих лиц,
ОЦЕНИВАНИЕ ЗУН
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки
техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
5 класс – 45 - 60 слов
6 класс - 70 - 80 слов
7 класс – 70 - 80 слов.
8 класс – 80 - 90 слов
9 класс – 90 - 100 слов
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием
читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием
читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло,
выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют
основную мысль произведения или части рассказа с незначительной
помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их самостоятельно;
называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их
поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном,
правильно; допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых
пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений;
допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении
текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя;
называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их
поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и
при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми
словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль
произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и
озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных
действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на
вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.
- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают
много ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения,
части рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не
называют главных действующих лиц произведения, не характеризуют их
поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают содержание, не
используют помощь учителя.
Учебно –методическое обеспечение образовательного процесса
1. Учебники:
Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение,
2013г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
– М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.:
Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.:
Просвещение, 2014г
1. Литература для учителя:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная
педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное
издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и
педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.
Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи .
– М., «Руссико»,1991. 3.