1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по «Музыке» в 5 классе для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). М.: Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2014 г., на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов: • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599; • Приказ Министерства просвещения РФ от 24.02.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Учебный план образовательной организации. «Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета: ― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). ― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. ― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. ― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. ― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Учебная деятельность отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Обучающийся с умственной отсталостью склонен к механическому бездумному заучиванию материала, механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Обучающийся с трудом запоминает тексты, таблицу умножения, плохо удерживает в уме цель и условие задачи. Восприятие неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Обучающийся не может сосредоточиться на существенных признаках, у него отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении. Он перестает воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием ребёнка и возникают порой без видимых причин. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. 2. Общая характеристика учебного предмета Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской программой изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; - развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; - развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Преемственность содержания программы V класса с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как: - освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; -включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки; -расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства; -формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки. образования, запрос общества и родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Основными задачами коррекционно – развивающего обучения являются: - Активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности. - Коррекция недостатков эмоционально – личностного развития. - Социально – трудовая адаптация. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1час в неделю). 4. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; мся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Предметные результаты: У обучающихся будут сформированы: Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 5.Содержание учебного предмета «МУЗЫКА» 5 КЛАСС Содержание предмета за курс 5 класса включает модули: Модуль № 1. «Музыка моего края» Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного развития человека. Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор) Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Значение народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа (Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Модуль № 3. «Музыка народов мира» Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) Национальное своеобразие музыки. Интонация в музыке как носитель образного смысла. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая красавица», Н. РимскийКорсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (соната, симфония). Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки (Венский классицизм). Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 5. «Русская классическая музыка» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.) Связь народного и профессионального музыкального творчества (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка»). Исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин», М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский») Модуль № 6. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа, И.С.Бах). Основные жанры, традиции (литургия, месса). Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения (П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков «Да исправится молитва моя»). Модуль № 7. «Жанры музыкального искусства» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра -вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др. (Ф. Шопен «Вальс», «Прелюдия», «Ноктюрн», Н. Паганини «Каприс»). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. Римский-Корсаков Романс «Горные вершины»). Вокальная и инструментальная музыка (М.И. Глинка «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла», С. Рахманинов «Весенние воды», М. Глинка– М. Балакирев «Жаворонок», Г. Свиридов «Романс»). Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, баркаролла, былина и др.). Музыка и живопись. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (М. Чюрленис). Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр и т. д. Программная музыка. Выразительные и изобразительные интонации в музыке (Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг», «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Опера (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»), Кантата (С. Прокофьев Кантата «Александр Невский», К. Дебюсси Симфоническая сюита «Море»). Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Модуль № 9. «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросноответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл. 6.Тематическое планирование 5 КЛАСС № п/ п Тема урока Количест во часов 1 Традиционная музыка – отражение жизни народа 1 2 Музыка моей малой Родины 1 3 Вокальная музыка: Россия, Россия, нет слова красивей 1 4 Музыкальная мозаика большой страны 1 5 Вторая жизнь песни 1 6 Образы родной земли 1 7 Слово о мастере 1 8 Первое путешествие в музыкальный театр 1 9 Второе путешествие в музыкальный театр 1 10 Звать через прошлое к настоящему 1 11 Музыкальная картина 1 12 О доблестях, о подвигах, о славе 1 13 Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно 1 14 Жанры инструментальной и вокальной музыки 1 15 Всю жизнь мою несу Родину в душе 1 16 Музыкальные образы 1 17 Символ России 1 Основные виды деятельности -понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - проявлять навыки вокально-хоровой работы; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности. -развивать умения и навыки музыкально эстетического самообразования: формирование фонотеки - размышлять о знакомом музыкальном произведении, - различать простые и сложные музыкальные жанры инструментальной музыки; находить жанровые параллели между музыкой и литературой; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности. -понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики Музыкальные путешествия по странам и континентам 1 19 Народные традиции и музыка Италии 1 20 Народные традиции и музыка Италии 1 21 Африканская музыка – стихия ритма 1 22 Восточная музыка 1 23 Истоки классической музыки 1 24 Истоки классической музыки 1 25 Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь 1 26 Музыка-зеркало эпохи 1 27 Небесное и земное в звуках и красках 1 28 Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье 1 29 Мюзиклы в российской культуре 1 30 Что роднит музыку и литературу 1 31 Музыка в театре, в кино, на телевидении 1 32 Музыка в театре, в кино, на телевидении 1 33 Музыка в театре, в кино, на телевидении 1 34 Музыкальная живопись и живописная музыка 1 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ языка каждого из них; 34 -высказывать суждения об основной идее; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. - выделять средства музыкальной выразительности; - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; -понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них. - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; - размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - проявлять навыки вокально-хоровой деятельности; - развивать умения и навыки музыкально эстетического самообразования; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи; 7.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка, 5 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 5. Российская Электронная Школа