РП по учебному предмету Мир истории 6 кл

1.Пояснительная записка
В основу программы положены следующие документы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273 – ФЗ;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС ИН);
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от
22.12. 2015 г. № 4/15;
 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, (Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26»;
 Приказом Минпросвещения России "О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» от 28.12.2018 N 345 (ред. от 18. 05. 2020г.)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ Скворцовская СОШ (Вариант 1)
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Для реализации программного содержания используются учебники:
Бгажнокова И.М. Мир истории. 6класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. - 7-е изд. – М.: просвещение, 2021.

2.Общая характеристика учебного предмета.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
История как социокультурное развитие личности выступает в качестве основного
источника памяти человеческого общества. Опора на социокультурный контекст истории
представляет наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с
умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и
драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания
патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение
обучающихся к различным источникам исторических знаний способствуют развитию
познавательных потребностей. Важнейшей задачей данной программы является
формирование на доступных примерах системы представлений об общественных
ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также
нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и
единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов
Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области
«Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6 классе 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты
6 класс
Минимальный уровень:
• понимание доступных исторических фактов;
• использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
• последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
• использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное
исправление ошибок;
• усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
• адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
• знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
• использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
• участие в беседах по основным темам программы;
• высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
• понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя;
• владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владение элементами оценки и самооценки;
• проявление интереса к изучению истории.

5. Содержание учебного предмета
Формируемые базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
6 класс
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя
биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок,
село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав,
основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель страны (президент РФ).

Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные

способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов.
Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для
строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство
жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для
изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение
для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении
глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние

природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в
разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

6.Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

25

26

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Дата
проведения

Основные виды
деятельности

Почему нужно изучать историю?
1
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. (6 часов)
История имени.
1
Работа с
дополнительными
Отчество и фамилия человека.
1
источниками
Семья.
1
Работа в тетради
(составление
Биография.
1
родословной,
Поколение людей.
1
автобиографии), работа
Повторительно-обобщающий урок.
1
в альбоме (рисование
рисунка «Моя семья»)
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина - Россия. (11 часов)
О доме.
1
Работа в тетради
(составление рассказа
«Мой дом»), работа в
альбоме (рисование
рисунка «Мой дом»)
Название городов и улиц.
1
Работа в тетради
(изображение улиц
Родник «Двенадцать ключей».
1
«Моя улица»)
Истоки.
1
Наша родина - Россия.
1
Работа в тетради,
картой, работа с
Наша родина - Россия.
1
символами, цветами
Как устроено государство.
1
карты
Герб, флаг, гимн России.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Москва – столица России.
1
Работа в тетради
Мы жители планеты Земля.
1
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. (5часов)
Что такое время.
1
Составление схем
сменяемости времен
года.
История календаря.
1
Составление календаря
Русский земледельческий календарь.
1
Счет лет в истории. Историческое
1
Распределение
время.
исторических событий
на «ленте времени».
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел IV. Что изучает наука история. (6 часов)
Что такое история.
1
Работа в тетради, игра
«Путешествие в страну
Историю»
Какие науки помогают истории.
1
Работа в тетради,
составление схемы
«Науки помогающие
истории»
Как работают археологи.
1
Работа в тетради

27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45
46
47
48

49

50
51
52
53
54

Исторические памятники.
Историческая карта.
Повторительно-обобщающий урок.

1
1
1

(составление таблицы
«Исторические памятники»),
ознакомление с
историческими
памятниками
(иллюстрациями),

Раздел V. История Древнего мира. (9 часов)
Земля и космос.
1
Работа в группах:
чтение статей,
От кого произошел человек.
1
выделение главного,
Человек умелый.
1
сравнение.
Следующее поколение людей
1
Составление рассказа
каменного века.
по иллюстрациям
Наступление ледников.
1
«Жизнь людей в
Как жили древние охотники,
1
каменном веке»
кочевники и собиратели.
Как жили древние охотники,
1
кочевники и собиратели.
Новые занятия людей.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов)
Огонь в жизни древнего человека.
1
Составление рассказа
по иллюстрациям.
Огонь, глина, гончар.
1
Составление схемы
Огонь открывает новую эпоху в
1
«Способы получения
жизни людей.
энергии»
Вода, ее значение в жизни человека.
1
Работа в тетради,
иллюстрациями,
Вода и земледелие.
1
презентацией
Вода как источник энергии.
1
Составление рассказа
«Использование
человеком воды»
Какие дома строили древние люди.
1
Работа в тетради,
иллюстрациями,
Как появилась мебель.
1
презентация.
Как появились каша и хлеб.
1
Составление рассказа
«Еда древнего
История об обыкновенной картошке.
1
человека»
Составление рассказа
«История хлебушка»
О керамике, фарфоре и деревянной
1
Составление рассказа
посуде.
«Изготовление
глиняной посуды»
История появления одежды.
1
Работа в тетради,
иллюстрациями,
Одежда и положение человека в
1
презентацией
обществе.
Составление рассказа
Как люди украшали себя.
1
«Мода Древнего мира»
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел VII. Человек и общество. (15 часов)
О далеких предках – славянах и
1
Работа с текстом
родовом строе.

55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Что такое город.
Как люди понимали мир природы в
древности.
Современные религии, как они
появились.
Современные религии, как они
появились.

1
1

Работа с текстом,
составление вопросов

1

Искусство и культура.
Письмо.
Первые книги.
От изобретателя колеса - к новым
открытиям.
Изобретения человека.
Человечество стремится к миру.
Что такое освободительная война.
Подвиг ленинградцев.
Человечество стремится к миру.
Повторительно-обобщающий урок.

1
1
1
1

Чтение статьи,
выделение главного.
Составление рассказа
«Верования древних
людей»
Составление таблицы
«Виды искусства»
Работа со словарями
Работа с текстом,
составление таблицы

1

1
1
1
1
1
1

Работа с текстом,
составление вопросов

Работа с карточками ,
тестовыми заданиями

7. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир истории. 6 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – М.: «Просвещение», 2021
2. Интернет-ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».