ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся
классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:
•
федерального
государственного
образовательного
образования (утвержден приказом Министерства
Российской
12
стандарта среднего общего
образования
и
науки
Федерации от 17 мая 2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от
августа
2022
г)
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»);
•
федеральной образовательной программы среднего общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»);
•
федеральной
рабочей
программы
воспитания
на
уровне
среднего
общего
образования (является составной частью федеральной образовательной программы
среднего общего образования, раздел 130)
Нормативными основами разработки содержания программыявляются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г
№
809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»; Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 25 августа 2014 г № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
4) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г
№ 996-р);
5) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом
Президента
Российской
Федерации от 02 07 2021 № 400)
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной поли- тики в сфере защиты семьи,
сохранения традиционных семейных ценностей В настоящее время на государственном
уровне реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение
и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента Российской
Федерации от 9
ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей», распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г №
1618-р «Об утверждении Концепции государственной
Российской
семейной
политики
в
Федерации на период до 2025 года») В распоряжении Правительства
Российской Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г «О плане мероприятий по
реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года» также отмечается необходимость проведения мероприятий, направленных на
популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного
родительства,
поддержку
и
защиту
семьи,
материнства,
отцовства
и
детства,
распространение в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик
реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания,
направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций и их
родителей (законных представителей) традиционных семейных ценностей
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в
воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и
семейных традиций
В то же время в российском обществе констатируется кризисное
состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей,
росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях Как
следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что
неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению в брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей
Таким
образом,
«Семьеведение»
обусловлена
для
актуальность
обучающихся
необходимостью
программы
10–11
курса
внеурочной
деятельности
классов общеобразовательных организаций
целенаправленной
деятельности
по
формированию
ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения
Цель
курса
—
формирование
обучающихся к семье и браку
Основные задачи курса:
позитивного
ценностного
отношения
•
формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования человека, развития общества и обеспечения устойчивости
государства;
•
стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;
•
обогащение позитивного социокультурного
опыта
обучающихся на основе
воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе
правил
и
норм
поведения,
поддержания социальных и семейных традиций
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:
•
Аксиологическом подходе, который является ведущим в раз- работке содержания
курса и определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и
целевую ориентацию на формирование отношения подрастающего поколения к семье и
браку на основе традиционных российских ценностей Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне
зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в
нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей
Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого
содержания курса, которое
традициями
народов
определяется
России,
культурно-историческими
российских
традиционных
особенностями и
религий,
отражает
мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России, российского
общества, регионов России, образовательных организаций
Исходя
из
этого,
программа
включает
инвариантный
(базовый) компонент,
содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент,
который формируется с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося
опыта реализации семейноориентированного курса
•
Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса
на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими
федеральной образовательно программы соответствующего
также
уровня
образования,
а
опору на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как
психология, педагогика, социология, медицина, экономика и право
•
Системно-деятельностный подход обеспечивает практико- ориентированный
характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги —
обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и средств
освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах
Формы
организации
внеурочной
деятельности
при
реализации
программы
предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и
групповой
работы,
проектную и исследовательскую деятельность Предусмотрено
использование ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения,
дополнительного
и
профессионального
образования,
детских
общественных организаций)
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений
Программа служит основой для разработки рабочих программ в составе основной
образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с ее
особенностями: организационно- правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной про- граммы,
учетом этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральнымипрограммами воспитания
Программа
ориентирована
на
достижение
целевых
ориентиров результатов
воспитания на уровне среднего общего образования осознанно выражающий свою
российскую
гражданскую
многонациональном
и
принадлежность
(идентичность)
многоконфессиональном
российском
в
поликультурном,
обществе,
в
мировом
сообществе;
•
проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным
культуре
народов
России
с
ценностям,
учетом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
•
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных
и
асоциальных
поступков,
поведения,
противоречащих
этим
ценностям;
•
ориентированный
на
традиционных семейных
создание
устойчивой
ценностей;
семьи
понимание
на
основе
российских
брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
•
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
•
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию;
соблюдающий
и
пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
•
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, в
образовательной организации, в своей местности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семье- ведение» являются:
•
требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);
•
целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования
Освоение
обучающимися
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, мета-предметных и
предметных результатов
Личностные результаты:
•
принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным (в
том
числе
семейным)
ценностям,
культуре
народов
России
с
учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
•
готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности
крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
•
•
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
•
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей;
•
•
•
ответственное
•
развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
•
сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни
осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
отношение
к
своим
родителям,
уважениек старшим;
неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты;
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья
и здоровья других людей;
•
готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье
Метапредметные результаты:
•
освоение
межпредметных
понятий
и
универсальных
учебных
действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в
учебной, познавательной и социальной практике;
•
совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
•
развитие
проблем;
•
овладение
навыками
деятельности;
•
умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;
•
умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,
креативного
мышления
при
решении
учебно-исследовательской
жизненных
и
проектной
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
•
владение
различными
способами
аргументированно вести диалог;
•
владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков
общения
и
взаимодействия,
умение
Предметные результаты:
•
овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные
ценности, ценностное отношение к
семье и браку, систему межличностных
отношений;
•
владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей
и традиций, ответственном родительстве;
•
•
владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
•
владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;
владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;
•
владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том числе
репродуктивного, умение применять их на практике;
•
сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом
реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);
•
восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
•
умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни
Освоение
обучающимися
курса
предполагает
присвоение
ими
ценностного
содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров
воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление
знаний, решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:
•
исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку, осознанному
родительству и пр до начала курса и по итогам его освоения;
•
•
•
проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акциях по тематике
курса и пр.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1. Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность Характеристики и
качества
личности
Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности
Свобода и ответственность личности Личность и «личина» Пути и способы самовыражения
Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь
1.2.
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости Социальнокоммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста Кризис
юности и условия его преодоления Взросление и самоопределение, планирование
будущего Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности
1.3.
Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности Качества,
определяющие мужественность и женственность Гражданско-правовое равноправие полов
как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права Черты и
качества будущего спутника жизни
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
2.1. Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность Ценности человека
— основа его личности Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье Семья
как важная составляющая человеческого счастья. Что делает семью крепкой: семейные
ценности и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи Традиции —
способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа семейной общности Семейная история — часть общего
наследия нашего народа Укрепление семейных ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и благополучия общества
2.2.
Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения Условия и правила конструктивного общения
Общие ценности как основа взаимопонимания Умение слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье
2.3.
Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни Ценности, традиции, отношения —
составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь
в
жизни
человека
Любовь
как
стимул
к
самосовершенствованию
Влюбленность и любовь: сходство и отличия Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви. Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга
Особенности общения на этапе романтических отношений Правила личной безопасности
при знакомстве и в начале отношений
3.2.
Подготовка к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности
будущей
семьи
Основные
составляющие
подготовки
к
браку
Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни
3.3.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение новой
семьи Подача заявления и регистрация брака Свадьба как знаковое событие в жизни
человека Брак как основное условие создания семьи Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье
3.4.
Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами, уклада
новой семьи Причины разногласий
в
молодой семье Совместное ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций
3.5.
Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой при- роды Готовность
стать родителями Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи Статус родителя
и подготовка к нему Ответственное родительство.
3.6.
Рождение ребенка. Родительство (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка Освоение родительских
ролей Установки и ожидания будущих родителей Способы преодоления проблем и
разногласий, связанных с рождением ребенка
3.7.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей Соблюдение баланса в
воспитании Эмоциональная связь с ребенком — важное слагаемое родительства
3.8.
Родители и дети. Взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи Роль бабушек
и дедушек в воспитании ребенка Забота о старших родственниках Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к родителям
3.9.
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,
ценностных
установок супругов Наиболее частые причины семейных конфликтов Условия и способы
конструктивного разрешения семейных конфликтов Влияние конфликтов на семью
3.10. Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи Причины возникновения семейных
кризисов Нормативные и ненормативные семейные кризисы
Способы и условия
преодоления кризисов Родители и дети в ситуации семейных кризисов
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1
4.1.
Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха Здоровый
образ жизни как фундамент благополучия семьи Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных проблем Составляющие здорового образа жизни
4.2.
Полезные и вредные привычки (1 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи Полезные привычки, их влияние
на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни Формирование привычек
Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни
4.3.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни Знание и
понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному родительству
Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные возможности его
диагностики и поддержания
4.4.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться к
изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, само- развитие Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи
4.5.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни Финансовая грамотность
— залог финансовой стабильности и благополучия семьи Планирование и распределение
семейного
бюджета, предупреждение возможных рисков —
важные навыки для
обеспечения психологического благополучия семьи, поддержания здорового образа жизни
Вариативный компонент (3 ч.)
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Мини- стерства
здравоохранения
Российской
Федерации,
ФП
Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии
ПФ
и
ФГАОУ
охраны
ВО
здоровья
РНИМУ им Н И
детей НКЦ № 2
ФГБНУ «РНЦХ им акад Б В Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
5.1. Семейная
политика
Российской
Федерации
и
меры
государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации Владение навыками
пользования государственными и социальными услугами — элемент правовой культуры
семьи
Социальные
и
психологические
службы,
общественные
и
религиозные
организации — ресурс помощи и сопровождения семьи
5.2.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1
ч.)
Семейное право и семейное законодательство
Семейный кодекс — основа
определения правового статуса семьи и ее членов Права, обязанности и законные интересы
членов семьи Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей Правовая грамотность и ее значение в жизни современной семьи
Вариативный компонент (2 ч.)
1
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование
разделов и тем
курса
Кол-во
часов
Форма работы /
характеристика деятельности
обучающихся
Дата
проведения
Чтение и обсуждение стихотворения Е
Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…»
Выполнение практического рефлексивного
задания
Работа с цитатами, беседа
Просмотр короткометражного фильма
«Фальшивка»,
обсуждение
Чтение и обсуждение стихотворения Ю
Левитанского
«Каждый выбирает для себя…»
Чтение и обсуждение притчи Заключительная
беседа
Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер»
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д Б Эльконину»
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи —
В Высоцкий «Песня о возрасте»
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор»
Беседа о планировании будущей семейной
жизни
Работа с иллюстративным материалом
Заключи- тельная беседа
2.09
Программное содержание
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1
Личность. Быть или
казаться
1
Индивид, индивидуальность,
личность Характеристики и
качества личности
Самоидентификация, самопознание,
самовыражение
и самосовершенствование личности
Свобода и ответственность
личности Личность и «личина»
Пути и способы самовыражения
Моральный выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь
2
Эта трудная работа
взросления
1
Период юности — последнее время
детства и первый возраст
взрослости Социальнокоммуникативные
и психофизиологические
особенности юношеского возраста
Кризис юности и условия его
преодоления Взросление и
самоопределение, планирование
будущего Планирование будущей
семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления
и самоопределения личности
9.09
3
Мужественность и
женственность
1
Историко-культурные истоки
понятий мужественности и
женственности Качества,
определяющие мужественность и
женственность Гражданскоправовое равноправие полов как
конституционная норма и
основополагающий принцип
семейного права Черты и качества
будущего спутника жизни
Работа с иллюстративным материалом, беседа
Работа с понятиями «мужественность»
и «женственность»
Работа в группах: составление перечня качеств,
определяющих мужественность и
женственность
Работа с фрагментами литературных
произведений, иллюстрирующих понятия
мужественности и женственности
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»)
Заключительная беседа
16.09
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
4
Семья как
традиционная
российская ценность
1
Традиционные российские
духовно- нравственные ценности
— основа государства, общества и
семьи Понятие «крепкая семья»
как традиционная ценность
Ценности человека — основа его
личности Взаимосвязь ценностей и
представлений человека о счастье
Семья как важная составляющая
человеческого счастья
Беседа, работа с цитатами
Работа с понятиями «культурный код»,
«ценности»
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Значимые ценности»
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Доживем до понедельника» Чтение и
обсуждение притчи
23.10
5
Что делает семью
крепкой: семейные
ценности
и традиции
1
Семейные ценности и традиции —
основа сплоченной и крепкой
семьи Традиции — способ
передачи из поколения в
поколение нравственных
установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев
Старшее поколение — хранитель
семейных традиций, семейной
истории, основа семейной
общности Семейная история —
часть общего наследия нашего
народа Укрепление семейных
ценностей как условие
поддержания единства,
стабильности, гармонии и
благополучия общества
Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее»
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции»
Работа с текстом о семейных традициях,
обсуждение новеллы О Генри «Дары волхвов»,
заполнение таблицы
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ»
Работа в парах/мини-группах: «проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи
30.09
6
Искусство быть
вместе
1
Этика и культура семейного
общения Условия и правила
конструктивного общения Общие
ценности как основа
взаимопонимания Умение
слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти
на компромиссы — основа крепких отношений в семье Способы
демонстрации любви и
взаимопонимания в семье
Чтение и обсуждение притчи
Беседа о нормах и правилах поведения и общения
в семье
Выполнение практического задания: составление
памятки «Как правильно общаться в семье»
Работа в группах: обсуждение способов
выражения любви, составление мини-текста о
способах выражения любви в семье
Работа с цитатами
Заключительная беседа
7.10
7
Уклад семьи
1
Семейный уклад — фундамент
семейной жизни Ценности,
традиции, отношения —
составляющие семейного уклада
Общее и индивидуальное в укладе
российских семей Традиции и
новации в укладе современной
российской семьи Закономерности
формирования уклада семьи
Взаимосвязь культуры семейного
общения и семейного уклада
Чтение и обсуждение фрагмента романа А С
Пушкина «Евгений Онегин»
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад»
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных произведений (по выбору)
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных
ориентаций современной молодежи
8
«Трансляция
традиционных
семейных ценностей
в истории России»
1
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 10.1.,
стр. 250
9
«Радость семейной
жизни. Значение
семьи в жизни
человека и смысл
жизни»
1
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 10.2.,
стр. 266
14.10
21.10
11.11
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
18.11
10
2
11
Любовь и
влюбленность
Выбор спутника
жизни
1
Любовь в жизни человека Любовь
как стимул к
самосовершенствованию Любовь и
влюбленность Качества и факторы,
влияющие
на выбор спутника жизни
Взаимопонимание, доверие,
единство во взглядах и
ценностных установках как основа
любви
Чтение и обсуждение стихотворений Р
Рождественского, Б Заходера.
Работа с иллюстративным материалом Беседа по
высказыванию Л Н Толстого
Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Различия отношений во влюбленности
и любви»
Чтение и обсуждение стихотворений А С
Пушкина, М Ю Лермонтова
Выполнение практического задания: составление
перечня качеств будущего избранника
Работа с цитатами Заключительная беседа
Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта
1
25.11
Романтические
Этапы романтических
Просмотр и обсуждение фрагмента
отношения
отношений: знакомство,
первое свидание, знакомство с
родителями Личностные
качества избранника и
ожидания молодых людей
друг от друга Особенности
общения на этапе
романтических отношений
Правилличной безопасности
при знакомстве и в начале
отношений
х/ф «Вами не снилось»
Работа в группах: выполнение
практических заданий на темы
«Знакомство», «Первое свидание»,
«Знакомство с родителями»
Составление памятки «Правила личной
безопасности при знакомствах и
общении в Интернете и соцсетях»
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Москваслезам не верит»
Заключительная беседа
12
Подготовка
к созданию
семьи
1
Личностная готовность к
семейной жизни — главное
условие успешности брака и
стабильности будущей семьи
Основные составляющие
подготовки к браку
Синхронизация личных
жизненных целей и
установок — ключевое
условие готовности к
семейной жизни
Работа с понятием «готовность к
вступлениюв брак»
Выполнение практического задания:
заполнениетаблицы (знания, умения,
навыки, необходимые для вступления в
брак)
02.12
Работа в группах: анализ классификации
видов готовности к браку и оценка
собственного уровняготовности к браку
Выполнение практического задания:
проектирование способов повышения
собственного уровняготовности к браку
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Большаяперемена»
13
Свадьба
Становление семьи
1
Заключение брака — изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи Подача
заявления и регистрация брака
Свадьба как знаковое событие
в жизни человека Брак как
основное условие создания семьи
Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье
Заключительная беседа
Работа с иллюстративным материалом Беседа
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2»
Выполнение практического задания: анализ
фрагментов нормативных документов
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Чтение и обсуждение фрагмента из романа Л Н
Толстого «Анна Каренина»
Работа с цитатами Заключительная беседа
09.12
14
Первые годы в
браке
15
Мотивы рождения
детей
16
Рождение ребенка
Родительство
1
1
1
Первые годы брака —
формирование системы отношений
между супругами, уклада новой
семьи Причины разногласий в
молодой семье Совместное
ведение
домашнего хозяйства и семейного
бюджета, организация совместного
досуга — важные аспекты
становления семьи
Взаимоуважение
и взаимопонимание — условие
конструктивного решения
затруднительных ситуаций
Любовь к детям как неотъемлемое
свойство человеческой природы
Мотивы рождения детей и их
влияние на будущее семьи Статус
родителя и подготовка к нему
Ответственное родительство
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк»
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Одиноким предоставляется общежитие» и «По
семейным обстоятельствам»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Обязанности супругов в семье»,
обсуждение
Анализ и решение кейсов
Выполнение практического задания:
формулирование правил совместной жизни для
молодоженов
Работа с иллюстративным материалом и
цитатами
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было»
Работа со справочной информацией, беседа о
родительской ответственности
Работа с цитатами Заключительная беседа
23.12
Изменения в жизни семьи,
связанные с появлением ребенка
Освоение родительских ролей
Установки и ожидания будущих
родителей Способы преодоления
проблем
и разногласий, связанных с
рождением ребенка
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам» Работа с
понятием «родительство»
Выполнение практического задания «Введение в
понятие «родительство»»
Выполнение практического задания: составление
характеристики «идеального» родителя, беседа
Работа в группах: заполнение таблицы
«Изменения в семье и трудности, связанные с
рождением ребенка»
Работа с цитатами Заключительная беседа
13.01
16.12
17
Родительская
любовь Воспитание
детей
1
Принятие, поддержка, уважение,
доверие как составляющие
родительской любви Забота о
детях, их воспитание — право и
обязанность родителей
Соблюдение баланса
в воспитании Эмоциональная связь
с ребенком — важное слагаемое
родительства
Чтение и обсуждение стихотворения А
Вертинского «Доченьки»
Работа с понятием «родительская любовь»
Чтение фрагментов из повестей Л Н Толстого
«Детство» и Н В Гоголя «Тарас Бульба», беседа
Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безжизненное лицо»
Работа с цитатами о родительской любви и
воспитании детей
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа
Анализ и решение кейсов
Заключительная беседа
20.01
18
Родители
и дети
Взаимоотношения
поколений
1
Связь поколений — условие
сохранения традиций и ценностей
семьи Роль бабушек и дедушек в
воспитании ребенка Забота о
старших родственниках Уважение,
доверие, забота — основа
отношения детей к родителям
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка»
Прослушивание и обсуждение песни И
Саруханова «Дорогие мои старики»
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ»
Чтение и обсуждение притчи Л Н Толстого
«Старый дед и внучек», беседа
Выполнение практического задания «Слова
благодарности»
Просмотр и обсуждение социальной рекламы
Заключительная беседа
27.01
19
Конфликты в семье
и способы их
преодоления
1
Семейный конфликт как
противоречие потребностей,
интересов, ценностных установок
супругов Наиболее частые
причины семейных конфликтов
Условия и способы
конструктивного разрешения
семейных конфликтов Влияние
конфликтов на семью
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам» Работа с
понятием «конфликт»
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам и
не снилось», «Однажды двадцать лет спустя»
Выполнение практического задания: анализ
типологии конфликтов, заполнение таблицы
Выполнение практических заданий на основе
техники «Я-высказывание»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Конструктивное и неконструктивное
поведение в конфликтной ситуации»
Выполнение практического задания
«Комплимент»
Чтение и обсуждение притчи Заключительная
беседа
20
«Воспитание чести
и долга в семье»
1
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение
жизни» Д.А. Моисеев, тема 9.2.,
стр. 218
10.02
21
«Патриотическое
воспитание в
семье»
1
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение
жизни» Д.А. Моисеев, тема 9.3.,
стр. 222
17.02
03.02
10.02
22
Преодоление
семейных
кризисов
1
Семейные кризисы как этапы
развития семьи Причины
возникновения семейных
кризисов Нормативные
и ненормативные
семейные кризисы
Способы и условия
преодоления кризисов
Родители и дети в
ситуации семейных
кризисов
Беседа Работа с понятиями «кризис»,
«семейныйкризис»
24.02
Работа со справочной информацией
(типология семейных кризисов),
обсуждение
Выполнение практического задания:
заполнениетаблицы, сопоставление
понятий «конфликт»
и «кризис»
Работа в группах: проектирование
советовпо преодолению семейных
кризисов
Заключительная беседа, работа с
незаконченными предложениями
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
23
Здоровый
образ жизни
семьи
1
Здоровье человека как
фактор личностного и
профессиональногоуспеха
Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия
семьи Забота о своем
здоровье в юности —
профилактика возможных
семейных проблем
Составляющиездорового
образа жизни
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше
здоровье» Беседа о здоровом образе жизни
Выполнение практического задания:
заполнениекластера «Здоровый образ
жизни»
Работа в группах: ознакомление с
рекомендациями по здоровому образу
жизни
03.03
24
Полезные и
вредные привычки
1
Влияние вредных привычек
на благополучие семьи
Полезные привычки, их
влияние на жизнедеятельность
и взаимосвязь со здоровым
образом жизни Формирование
привычек Уклад семьи,
основанныйна здоровом
образе жизни
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
10.03
Работа с цитатами, понятием «привычка»
Беседа о формировании полезных и
вредныхпривычек
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф
«Хороший мальчик»
Работа в группах: проектирование
семейных традиций, способствующих
формированию здоровыхпривычек
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф
«ИванЦаревич и табакерка»
Чтение и обсуждение фрагментов
литературныхпроизведений
Заключительная беседа
25
Основы
репродуктивног
о здоровья
1
Репродуктивное здоровье
и его взаимосвязь со
здоровым образом жизни
Знание и понимание угроз
репродуктивному
здоровью — первый шаг
к осознанному
родительству Источники
получениязнаний о
репродуктивном здоровье и
современные возможности
его диагностики и
поддержания
Чтение и обсуждение притчи
Работа с понятием «репродуктивное
здоровье»
Работа в группах: определение факторов,
влияющих на репродуктивное здоровье;
формулирование правил сохранения
репродуктивного здоровья
Работа с фрагментом научно-популярного
текста,обсуждение
Заключительная беседа
17.03
26
Психологическо
е здоровьесемьи
1
Психологическое здоровье,
условия его сохранения:
способность адаптироваться
к изменяющимся условиям,
противостоять стрессовым
ситуациям, развитая
рефлексия, позитивное
мышление, саморазвитие
Сохранение семейных
ценностей, гармоничные
семейные отношения как
фактор обеспечения
психологической
устойчивости семьи
Вводная беседа Работа с иллюстративным
материалом, определением понятий
«стресс»,
«психологическое здоровье», со
справочнойинформацией
31.03
Работа в группах: определение и
обсуждениекритериев психологического
здоровья семьи
Беседа о влиянии стресса на семью,
работасо схемой «Стадии развития
стресса»
Работа в группах: ознакомление с
различнымиспособами саморегуляции
Выполнение практического задания
«Памятка поддержания психологического
здоровья семьи»
Заключительная беседа, работа с
незаконченными предложениями
27
Экономическое
благополучие
семьи
1
Экономика семьи — важная
составляющая семейной жизни
Финансовая грамотность — залог
финансовой стабильности и
благополучия семьи
Планирование и распределение
семейного бюджета,
предупреждение возможных
рисков — важные навыки для
обеспечения психологического
благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни
Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами»
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности
Выполнение практического задания:
анализсемейного бюджета
Беседа о финансовых рисках Составление
памятки «Предупреждение финансовых
рисков»
Заключительная беседа
07.04
28
«Как я начинался»
1
Методическое
пособие
«Женщины за жизнь»
БФ
29
«Как я начинался»
1
Методическое
пособие
«Женщины за жизнь»
БФ Чтение и обсуждение.
21.04
30
«Чудо жизни»
1
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 5.2.,
стр. 120
28.04
Чтение и обсуждение.
14.04
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
31
Семейная
политика
Российской
Федерации и
меры
государствен
ной
поддержки
семьи
1
Дети и защита семьи —
приоритет государственной
политики РоссииМеры
поддержки молодых семей
и семей с детьми в Российской
Федерации Владение навыками
пользования
государственными
и социальными услугами —
элементправовой культуры
семьи Социальные и
психологические службы,
общественные и религиозные
организации — ресурс
помощи и сопровождения
семьи
Работа с цитатами
Анализ нормативных документов
Беседа о мерах соцподдержки семьи со
стороныгосударства
Выполнение практического задания: работа
с
порталом
«Госуслуги»
и
официальным сайтом ФСС, изучение
существующих
мер
социальной
поддержки
Выполнение практических
заданий: работа с материалами о
мерах поддержки молодыхсемей
Работа с цитатами
Заключительная беседа
05.05
32
Правовые
аспекты
семейной
жизни: права
и обязанности
членов семьи
2
33
«Поддержка
семьи в
Тверском
регионе»
1
34
«Типы и функции
семьи»
1
Общее количество часов
по программе
34
Семейное право и семейное
Работа в группах: составление таблицы
законодательство Семейный
«Праваи обязанности членов семьи»
кодекс — основа
Выполнение практических заданий:
определения правового
работа с текстом «Семейное право Права
статуса семьи и ее членов
и обязанности супругов и других членов
Права, обязанности и
семьи»
законные интересы членов
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф
семьи Принципы
«Трибогатыря и Шамаханская царица»
взаимодействия членов семьи
Беседа о возможности оформления
при осуществлении своих
супругамибрачного договора
прав и исполнении
Заключительная беседа
обязанностей Правовая
грамотность и ее значение в
жизни современной семьи
По материалам Министерства Чтение и обсуждение.
семейной
и
демографической
политики Тверской области
(в
разработке)
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 7.1.,
стр. 177
12.05
19.05
26.05