РП по учебному курсу внеурочной деятельности Семьеведение 10-11 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся

классов общеобразовательных организаций составлена на основе

требований и положений:

•

федерального

государственного

образовательного

образования (утвержден приказом Министерства
Российской
12

стандарта среднего общего
образования

и

науки

Федерации от 17 мая 2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от

августа

2022

г)

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»);

•

федеральной

рабочей

программы

воспитания

на

уровне

среднего

общего

образования (является составной частью федеральной образовательной программы
среднего общего образования, раздел 130)
Нормативными основами разработки содержания программыявляются:

1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г
№

809

«Об

утверждении

Основ

государственной

политики по сохранению и

укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;

3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»; Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 25 августа 2014 г № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации
на период до 2025 года»;

4) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г
№ 996-р);

5) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом
Президента

Российской

Федерации от 02 07 2021 № 400)

Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года

№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной поли- тики в сфере защиты семьи,
сохранения традиционных семейных ценностей В настоящее время на государственном
уровне реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение
и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента Российской
Федерации от 9

ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной

политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей», распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г №
1618-р «Об утверждении Концепции государственной
Российской

семейной

политики

в

Федерации на период до 2025 года») В распоряжении Правительства

Российской Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г «О плане мероприятий по
реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года» также отмечается необходимость проведения мероприятий, направленных на
популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного
родительства,

поддержку

и

защиту

семьи,

материнства,

отцовства

и

детства,

распространение в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик
реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания,
направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций и их
родителей (законных представителей) традиционных семейных ценностей
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в
воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и
семейных традиций

В то же время в российском обществе констатируется кризисное

состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей,
росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях Как
следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что
неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению в брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей
Таким

образом,

«Семьеведение»
обусловлена

для

актуальность
обучающихся

необходимостью

программы
10–11

курса

внеурочной

деятельности

классов общеобразовательных организаций

целенаправленной

деятельности

по

формированию

ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения
Цель

курса

—

формирование

обучающихся к семье и браку
Основные задачи курса:

позитивного

ценностного

отношения

•

формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования человека, развития общества и обеспечения устойчивости
государства;

•

стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;

•

обогащение позитивного социокультурного

опыта

обучающихся на основе

воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе

правил

и

норм

поведения,

поддержания социальных и семейных традиций
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:

•

Аксиологическом подходе, который является ведущим в раз- работке содержания

курса и определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и
целевую ориентацию на формирование отношения подрастающего поколения к семье и
браку на основе традиционных российских ценностей Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне
зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в
нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей

Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого

содержания курса, которое
традициями

народов

определяется

России,

культурно-историческими

российских

традиционных

особенностями и

религий,

отражает

мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России, российского
общества, регионов России, образовательных организаций
Исходя

из

этого,

программа

включает

инвариантный

(базовый) компонент,

содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент,
который формируется с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося
опыта реализации семейноориентированного курса

•

Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса

на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими
федеральной образовательно программы соответствующего
также

уровня

образования,

а

опору на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как

психология, педагогика, социология, медицина, экономика и право

•

Системно-деятельностный подход обеспечивает практико- ориентированный

характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги —

обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и средств
освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах
Формы

организации

внеурочной

деятельности

при

реализации

программы

предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и

групповой

работы,

проектную и исследовательскую деятельность Предусмотрено

использование ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения,

дополнительного

и

профессионального

образования,

детских

общественных организаций)
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений
Программа служит основой для разработки рабочих программ в составе основной
образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с ее
особенностями: организационно- правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной про- граммы,
учетом этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральнымипрограммами воспитания
Программа

ориентирована

на

достижение

целевых

ориентиров результатов

воспитания на уровне среднего общего образования осознанно выражающий свою
российскую

гражданскую

многонациональном

и

принадлежность

(идентичность)

многоконфессиональном

российском

в

поликультурном,

обществе,

в

мировом

сообществе;

•

проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным
культуре

народов

России

с

ценностям,

учетом мировоззренческого, национального,

конфессионального самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных

и

асоциальных

поступков,

поведения,

противоречащих

этим

ценностям;

•

ориентированный

на

традиционных семейных

создание

устойчивой

ценностей;

семьи

понимание

на

основе

российских

брака как союза мужчины и

женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;

•

понимающий и выражающий в практической деятельности ценность

жизни,

здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию;

соблюдающий

и

пропагандирующий

безопасный и здоровый образ жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, в
образовательной организации, в своей местности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семье- ведение» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования
Освоение

обучающимися

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, мета-предметных и
предметных результатов
Личностные результаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным (в
том

числе

семейным)

ценностям,

культуре

народов

России

с

учётом

мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

•

готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности
крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;

•
•

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

•

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей;

•
•
•

ответственное

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни

осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;

отношение

к

своим

родителям,

уважениек старшим;

неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты;

(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья
и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье
Метапредметные результаты:

•

освоение

межпредметных

понятий

и

универсальных

учебных

действий

(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в
учебной, познавательной и социальной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

•

развитие
проблем;

•

овладение
навыками
деятельности;

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,

креативного

мышления

при

решении

учебно-исследовательской

жизненных
и

проектной

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;

•

владение
различными
способами
аргументированно вести диалог;

•

владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков

общения

и

взаимодействия,

умение

Предметные результаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные
ценности, ценностное отношение к
семье и браку, систему межличностных
отношений;

•

владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей
и традиций, ответственном родительстве;

•
•

владение знаниями о правовых основах семьи и брака;

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;

владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;

•

владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том числе
репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом
реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);

•

восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

•

умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни
Освоение

обучающимися

курса

предполагает

присвоение

ими

ценностного

содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров
воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление
знаний, решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:

•

исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку, осознанному
родительству и пр до начала курса и по итогам его освоения;

•
•
•

проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акциях по тематике
курса и пр.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)

1.1. Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность Характеристики и

качества

личности

Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности
Свобода и ответственность личности Личность и «личина» Пути и способы самовыражения
Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь

1.2.

Эта трудная работа взросления (1 ч.)

Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости Социальнокоммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста Кризис
юности и условия его преодоления Взросление и самоопределение, планирование
будущего Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности

1.3.

Мужественность и женственность (1 ч.)

Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности Качества,
определяющие мужественность и женственность Гражданско-правовое равноправие полов
как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права Черты и
качества будущего спутника жизни
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)

2.1. Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность Ценности человека
— основа его личности Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье Семья
как важная составляющая человеческого счастья. Что делает семью крепкой: семейные
ценности и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи Традиции —
способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа семейной общности Семейная история — часть общего
наследия нашего народа Укрепление семейных ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и благополучия общества

2.2.

Искусство быть вместе (1 ч.)

Этика и культура семейного общения Условия и правила конструктивного общения
Общие ценности как основа взаимопонимания Умение слышать и слушать, принимать

позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье

2.3.

Уклад семьи (1 ч.)

Семейный уклад — фундамент семейной жизни Ценности, традиции, отношения —
составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)

3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь

в

жизни

человека

Любовь

как

стимул

к

самосовершенствованию

Влюбленность и любовь: сходство и отличия Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви. Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга
Особенности общения на этапе романтических отношений Правила личной безопасности
при знакомстве и в начале отношений

3.2.

Подготовка к созданию семьи (1 ч.)

Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности

будущей

семьи

Основные

составляющие

подготовки

к

браку

Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни

3.3.

Свадьба. Становление семьи (1 ч.)

Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение новой
семьи Подача заявления и регистрация брака Свадьба как знаковое событие в жизни
человека Брак как основное условие создания семьи Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье

3.4.

Первые годы в браке (1 ч.)

Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами, уклада
новой семьи Причины разногласий

в

молодой семье Совместное ведение домашнего

хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций

3.5.

Мотивы рождения детей (1 ч.)

Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой при- роды Готовность
стать родителями Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи Статус родителя
и подготовка к нему Ответственное родительство.

3.6.

Рождение ребенка. Родительство (1 ч.)

Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка Освоение родительских
ролей Установки и ожидания будущих родителей Способы преодоления проблем и
разногласий, связанных с рождением ребенка

3.7.

Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)

Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей Соблюдение баланса в
воспитании Эмоциональная связь с ребенком — важное слагаемое родительства

3.8.

Родители и дети. Взаимоотношения поколений (1 ч.)

Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи Роль бабушек
и дедушек в воспитании ребенка Забота о старших родственниках Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к родителям

3.9.

Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)

Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,

ценностных

установок супругов Наиболее частые причины семейных конфликтов Условия и способы
конструктивного разрешения семейных конфликтов Влияние конфликтов на семью

3.10. Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи Причины возникновения семейных
кризисов Нормативные и ненормативные семейные кризисы

Способы и условия

преодоления кризисов Родители и дети в ситуации семейных кризисов
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1

4.1.

Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)

Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха Здоровый
образ жизни как фундамент благополучия семьи Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных проблем Составляющие здорового образа жизни

4.2.

Полезные и вредные привычки (1 ч.)

Влияние вредных привычек на благополучие семьи Полезные привычки, их влияние
на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни Формирование привычек

Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни

4.3.

Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)

Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни Знание и
понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному родительству
Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные возможности его
диагностики и поддержания

4.4.

Психологическое здоровье семьи (1 ч.)

Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться к
изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, само- развитие Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи

4.5.

Экономическое благополучие семьи (1 ч.)

Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни Финансовая грамотность
— залог финансовой стабильности и благополучия семьи Планирование и распределение
семейного

бюджета, предупреждение возможных рисков —

важные навыки для

обеспечения психологического благополучия семьи, поддержания здорового образа жизни
Вариативный компонент (3 ч.)

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Мини- стерства
здравоохранения

Российской

Федерации,

ФП

Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии

ПФ
и

ФГАОУ

охраны

ВО

здоровья

РНИМУ им Н И
детей НКЦ № 2

ФГБНУ «РНЦХ им акад Б В Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2

5.1. Семейная

политика

Российской

Федерации

и

меры

государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации Владение навыками
пользования государственными и социальными услугами — элемент правовой культуры
семьи

Социальные

и

психологические

службы,

общественные

и

религиозные

организации — ресурс помощи и сопровождения семьи

5.2.

Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1

ч.)
Семейное право и семейное законодательство

Семейный кодекс — основа

определения правового статуса семьи и ее членов Права, обязанности и законные интересы
членов семьи Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей Правовая грамотность и ее значение в жизни современной семьи
Вариативный компонент (2 ч.)

1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование
разделов и тем
курса

Кол-во
часов

Форма работы /
характеристика деятельности
обучающихся

Дата
проведения

Чтение и обсуждение стихотворения Е
Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…»
Выполнение практического рефлексивного
задания
Работа с цитатами, беседа
Просмотр короткометражного фильма
«Фальшивка»,
обсуждение
Чтение и обсуждение стихотворения Ю
Левитанского
«Каждый выбирает для себя…»
Чтение и обсуждение притчи Заключительная
беседа
Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер»
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д Б Эльконину»
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи —
В Высоцкий «Песня о возрасте»
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор»
Беседа о планировании будущей семейной
жизни
Работа с иллюстративным материалом
Заключи- тельная беседа

2.09

Программное содержание

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1

Личность. Быть или
казаться

1

Индивид, индивидуальность,
личность Характеристики и
качества личности
Самоидентификация, самопознание,
самовыражение
и самосовершенствование личности
Свобода и ответственность
личности Личность и «личина»
Пути и способы самовыражения
Моральный выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь

2

Эта трудная работа
взросления

1

Период юности — последнее время
детства и первый возраст
взрослости Социальнокоммуникативные
и психофизиологические
особенности юношеского возраста
Кризис юности и условия его
преодоления Взросление и
самоопределение, планирование
будущего Планирование будущей
семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления
и самоопределения личности

9.09

3

Мужественность и
женственность

1

Историко-культурные истоки
понятий мужественности и
женственности Качества,
определяющие мужественность и
женственность Гражданскоправовое равноправие полов как
конституционная норма и
основополагающий принцип
семейного права Черты и качества
будущего спутника жизни

Работа с иллюстративным материалом, беседа
Работа с понятиями «мужественность»
и «женственность»
Работа в группах: составление перечня качеств,
определяющих мужественность и
женственность
Работа с фрагментами литературных
произведений, иллюстрирующих понятия
мужественности и женственности
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»)
Заключительная беседа

16.09

Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
4

Семья как
традиционная
российская ценность

1

Традиционные российские
духовно- нравственные ценности
— основа государства, общества и
семьи Понятие «крепкая семья»
как традиционная ценность
Ценности человека — основа его
личности Взаимосвязь ценностей и
представлений человека о счастье
Семья как важная составляющая
человеческого счастья

Беседа, работа с цитатами
Работа с понятиями «культурный код»,
«ценности»
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Значимые ценности»
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Доживем до понедельника» Чтение и
обсуждение притчи

23.10

5

Что делает семью
крепкой: семейные
ценности
и традиции

1

Семейные ценности и традиции —
основа сплоченной и крепкой
семьи Традиции — способ
передачи из поколения в
поколение нравственных
установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев
Старшее поколение — хранитель
семейных традиций, семейной
истории, основа семейной
общности Семейная история —
часть общего наследия нашего
народа Укрепление семейных
ценностей как условие
поддержания единства,
стабильности, гармонии и
благополучия общества

Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее»
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции»
Работа с текстом о семейных традициях,
обсуждение новеллы О Генри «Дары волхвов»,
заполнение таблицы
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ»
Работа в парах/мини-группах: «проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи

30.09

6

Искусство быть
вместе

1

Этика и культура семейного
общения Условия и правила
конструктивного общения Общие
ценности как основа
взаимопонимания Умение
слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти
на компромиссы — основа крепких отношений в семье Способы
демонстрации любви и
взаимопонимания в семье

Чтение и обсуждение притчи
Беседа о нормах и правилах поведения и общения
в семье
Выполнение практического задания: составление
памятки «Как правильно общаться в семье»
Работа в группах: обсуждение способов
выражения любви, составление мини-текста о
способах выражения любви в семье
Работа с цитатами
Заключительная беседа

7.10

7

Уклад семьи

1

Семейный уклад — фундамент
семейной жизни Ценности,
традиции, отношения —
составляющие семейного уклада
Общее и индивидуальное в укладе
российских семей Традиции и
новации в укладе современной
российской семьи Закономерности
формирования уклада семьи
Взаимосвязь культуры семейного
общения и семейного уклада

Чтение и обсуждение фрагмента романа А С
Пушкина «Евгений Онегин»
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад»
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных произведений (по выбору)
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных
ориентаций современной молодежи

8

«Трансляция
традиционных
семейных ценностей
в истории России»

1

«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 10.1.,
стр. 250

9

«Радость семейной
жизни. Значение
семьи в жизни
человека и смысл
жизни»

1

«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 10.2.,
стр. 266

14.10

21.10

11.11

Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
18.11
10

2

11

Любовь и
влюбленность
Выбор спутника
жизни

1

Любовь в жизни человека Любовь
как стимул к
самосовершенствованию Любовь и
влюбленность Качества и факторы,
влияющие
на выбор спутника жизни
Взаимопонимание, доверие,
единство во взглядах и
ценностных установках как основа
любви

Чтение и обсуждение стихотворений Р
Рождественского, Б Заходера.
Работа с иллюстративным материалом Беседа по
высказыванию Л Н Толстого
Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Различия отношений во влюбленности
и любви»
Чтение и обсуждение стихотворений А С
Пушкина, М Ю Лермонтова
Выполнение практического задания: составление
перечня качеств будущего избранника
Работа с цитатами Заключительная беседа

Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта
1
25.11
Романтические
Этапы романтических
Просмотр и обсуждение фрагмента
отношения

отношений: знакомство,
первое свидание, знакомство с
родителями Личностные
качества избранника и
ожидания молодых людей
друг от друга Особенности
общения на этапе
романтических отношений
Правилличной безопасности
при знакомстве и в начале
отношений

х/ф «Вами не снилось»
Работа в группах: выполнение
практических заданий на темы
«Знакомство», «Первое свидание»,
«Знакомство с родителями»
Составление памятки «Правила личной
безопасности при знакомствах и
общении в Интернете и соцсетях»
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Москваслезам не верит»
Заключительная беседа

12

Подготовка
к созданию
семьи

1

Личностная готовность к
семейной жизни — главное
условие успешности брака и
стабильности будущей семьи
Основные составляющие
подготовки к браку
Синхронизация личных
жизненных целей и
установок — ключевое
условие готовности к
семейной жизни

Работа с понятием «готовность к
вступлениюв брак»
Выполнение практического задания:
заполнениетаблицы (знания, умения,
навыки, необходимые для вступления в
брак)

02.12

Работа в группах: анализ классификации
видов готовности к браку и оценка
собственного уровняготовности к браку
Выполнение практического задания:
проектирование способов повышения
собственного уровняготовности к браку
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Большаяперемена»

13

Свадьба
Становление семьи

1

Заключение брака — изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи Подача
заявления и регистрация брака
Свадьба как знаковое событие
в жизни человека Брак как
основное условие создания семьи
Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье

Заключительная беседа
Работа с иллюстративным материалом Беседа
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2»
Выполнение практического задания: анализ
фрагментов нормативных документов
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Чтение и обсуждение фрагмента из романа Л Н
Толстого «Анна Каренина»
Работа с цитатами Заключительная беседа

09.12

14

Первые годы в
браке

15

Мотивы рождения
детей

16

Рождение ребенка
Родительство

1

1

1

Первые годы брака —
формирование системы отношений
между супругами, уклада новой
семьи Причины разногласий в
молодой семье Совместное
ведение
домашнего хозяйства и семейного
бюджета, организация совместного
досуга — важные аспекты
становления семьи
Взаимоуважение
и взаимопонимание — условие
конструктивного решения
затруднительных ситуаций
Любовь к детям как неотъемлемое
свойство человеческой природы
Мотивы рождения детей и их
влияние на будущее семьи Статус
родителя и подготовка к нему
Ответственное родительство

Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк»
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Одиноким предоставляется общежитие» и «По
семейным обстоятельствам»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Обязанности супругов в семье»,
обсуждение
Анализ и решение кейсов
Выполнение практического задания:
формулирование правил совместной жизни для
молодоженов

Работа с иллюстративным материалом и
цитатами
Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было»
Работа со справочной информацией, беседа о
родительской ответственности
Работа с цитатами Заключительная беседа

23.12

Изменения в жизни семьи,
связанные с появлением ребенка
Освоение родительских ролей
Установки и ожидания будущих
родителей Способы преодоления
проблем
и разногласий, связанных с
рождением ребенка

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам» Работа с
понятием «родительство»
Выполнение практического задания «Введение в
понятие «родительство»»
Выполнение практического задания: составление
характеристики «идеального» родителя, беседа
Работа в группах: заполнение таблицы
«Изменения в семье и трудности, связанные с
рождением ребенка»
Работа с цитатами Заключительная беседа

13.01

16.12

17

Родительская
любовь Воспитание
детей

1

Принятие, поддержка, уважение,
доверие как составляющие
родительской любви Забота о
детях, их воспитание — право и
обязанность родителей
Соблюдение баланса
в воспитании Эмоциональная связь
с ребенком — важное слагаемое
родительства

Чтение и обсуждение стихотворения А
Вертинского «Доченьки»
Работа с понятием «родительская любовь»
Чтение фрагментов из повестей Л Н Толстого
«Детство» и Н В Гоголя «Тарас Бульба», беседа
Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безжизненное лицо»
Работа с цитатами о родительской любви и
воспитании детей
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа
Анализ и решение кейсов
Заключительная беседа

20.01

18

Родители
и дети
Взаимоотношения
поколений

1

Связь поколений — условие
сохранения традиций и ценностей
семьи Роль бабушек и дедушек в
воспитании ребенка Забота о
старших родственниках Уважение,
доверие, забота — основа
отношения детей к родителям

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка»
Прослушивание и обсуждение песни И
Саруханова «Дорогие мои старики»
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ»
Чтение и обсуждение притчи Л Н Толстого
«Старый дед и внучек», беседа
Выполнение практического задания «Слова
благодарности»
Просмотр и обсуждение социальной рекламы
Заключительная беседа

27.01

19

Конфликты в семье
и способы их
преодоления

1

Семейный конфликт как
противоречие потребностей,
интересов, ценностных установок
супругов Наиболее частые
причины семейных конфликтов
Условия и способы
конструктивного разрешения
семейных конфликтов Влияние
конфликтов на семью

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам» Работа с
понятием «конфликт»
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам и
не снилось», «Однажды двадцать лет спустя»
Выполнение практического задания: анализ
типологии конфликтов, заполнение таблицы
Выполнение практических заданий на основе
техники «Я-высказывание»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Конструктивное и неконструктивное
поведение в конфликтной ситуации»
Выполнение практического задания
«Комплимент»
Чтение и обсуждение притчи Заключительная
беседа

20

«Воспитание чести
и долга в семье»

1

«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение
жизни» Д.А. Моисеев, тема 9.2.,
стр. 218

10.02

21

«Патриотическое
воспитание в
семье»

1

«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение
жизни» Д.А. Моисеев, тема 9.3.,
стр. 222

17.02

03.02
10.02

22

Преодоление
семейных
кризисов

1

Семейные кризисы как этапы
развития семьи Причины
возникновения семейных
кризисов Нормативные
и ненормативные
семейные кризисы
Способы и условия
преодоления кризисов
Родители и дети в
ситуации семейных
кризисов

Беседа Работа с понятиями «кризис»,
«семейныйкризис»

24.02

Работа со справочной информацией
(типология семейных кризисов),
обсуждение
Выполнение практического задания:
заполнениетаблицы, сопоставление
понятий «конфликт»
и «кризис»
Работа в группах: проектирование
советовпо преодолению семейных
кризисов
Заключительная беседа, работа с
незаконченными предложениями

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
23

Здоровый
образ жизни
семьи

1

Здоровье человека как
фактор личностного и
профессиональногоуспеха
Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия
семьи Забота о своем
здоровье в юности —
профилактика возможных
семейных проблем
Составляющиездорового
образа жизни

Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше
здоровье» Беседа о здоровом образе жизни
Выполнение практического задания:
заполнениекластера «Здоровый образ
жизни»
Работа в группах: ознакомление с
рекомендациями по здоровому образу
жизни

03.03

24

Полезные и
вредные привычки

1

Влияние вредных привычек
на благополучие семьи
Полезные привычки, их
влияние на жизнедеятельность
и взаимосвязь со здоровым
образом жизни Формирование
привычек Уклад семьи,
основанныйна здоровом
образе жизни

Обсуждение результатов мониторинга
ценностных ориентаций молодежи

10.03

Работа с цитатами, понятием «привычка»
Беседа о формировании полезных и
вредныхпривычек
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф
«Хороший мальчик»
Работа в группах: проектирование
семейных традиций, способствующих
формированию здоровыхпривычек
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф
«ИванЦаревич и табакерка»
Чтение и обсуждение фрагментов
литературныхпроизведений
Заключительная беседа

25

Основы
репродуктивног
о здоровья

1

Репродуктивное здоровье
и его взаимосвязь со
здоровым образом жизни
Знание и понимание угроз
репродуктивному
здоровью — первый шаг
к осознанному
родительству Источники
получениязнаний о
репродуктивном здоровье и
современные возможности
его диагностики и
поддержания

Чтение и обсуждение притчи
Работа с понятием «репродуктивное
здоровье»
Работа в группах: определение факторов,
влияющих на репродуктивное здоровье;
формулирование правил сохранения
репродуктивного здоровья
Работа с фрагментом научно-популярного
текста,обсуждение
Заключительная беседа

17.03

26

Психологическо
е здоровьесемьи

1

Психологическое здоровье,
условия его сохранения:
способность адаптироваться
к изменяющимся условиям,
противостоять стрессовым
ситуациям, развитая
рефлексия, позитивное
мышление, саморазвитие
Сохранение семейных
ценностей, гармоничные
семейные отношения как
фактор обеспечения
психологической
устойчивости семьи

Вводная беседа Работа с иллюстративным
материалом, определением понятий
«стресс»,
«психологическое здоровье», со
справочнойинформацией

31.03

Работа в группах: определение и
обсуждениекритериев психологического
здоровья семьи
Беседа о влиянии стресса на семью,
работасо схемой «Стадии развития
стресса»
Работа в группах: ознакомление с
различнымиспособами саморегуляции
Выполнение практического задания
«Памятка поддержания психологического
здоровья семьи»
Заключительная беседа, работа с
незаконченными предложениями

27

Экономическое
благополучие
семьи

1

Экономика семьи — важная
составляющая семейной жизни
Финансовая грамотность — залог
финансовой стабильности и
благополучия семьи
Планирование и распределение
семейного бюджета,
предупреждение возможных
рисков — важные навыки для
обеспечения психологического
благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни

Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами»
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности
Выполнение практического задания:
анализсемейного бюджета
Беседа о финансовых рисках Составление
памятки «Предупреждение финансовых
рисков»
Заключительная беседа

07.04

28

«Как я начинался»

1

Методическое
пособие
«Женщины за жизнь»

БФ

29

«Как я начинался»

1

Методическое
пособие
«Женщины за жизнь»

БФ Чтение и обсуждение.

21.04

30

«Чудо жизни»

1

«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 5.2.,
стр. 120

28.04

Чтение и обсуждение.

14.04

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
31

Семейная
политика
Российской
Федерации и
меры
государствен
ной
поддержки
семьи

1

Дети и защита семьи —
приоритет государственной
политики РоссииМеры
поддержки молодых семей
и семей с детьми в Российской
Федерации Владение навыками
пользования
государственными
и социальными услугами —
элементправовой культуры
семьи Социальные и
психологические службы,
общественные и религиозные
организации — ресурс
помощи и сопровождения
семьи

Работа с цитатами
Анализ нормативных документов
Беседа о мерах соцподдержки семьи со
стороныгосударства
Выполнение практического задания: работа
с
порталом
«Госуслуги»
и
официальным сайтом ФСС, изучение
существующих
мер
социальной
поддержки
Выполнение практических
заданий: работа с материалами о
мерах поддержки молодыхсемей
Работа с цитатами
Заключительная беседа

05.05

32

Правовые
аспекты
семейной
жизни: права
и обязанности
членов семьи

2

33

«Поддержка
семьи в
Тверском
регионе»

1

34

«Типы и функции
семьи»

1

Общее количество часов
по программе

34

Семейное право и семейное
Работа в группах: составление таблицы
законодательство Семейный
«Праваи обязанности членов семьи»
кодекс — основа
Выполнение практических заданий:
определения правового
работа с текстом «Семейное право Права
статуса семьи и ее членов
и обязанности супругов и других членов
Права, обязанности и
семьи»
законные интересы членов
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф
семьи Принципы
«Трибогатыря и Шамаханская царица»
взаимодействия членов семьи
Беседа о возможности оформления
при осуществлении своих
супругамибрачного договора
прав и исполнении
Заключительная беседа
обязанностей Правовая
грамотность и ее значение в
жизни современной семьи
По материалам Министерства Чтение и обсуждение.
семейной
и
демографической
политики Тверской области
(в
разработке)
«Нравственные основы семейной Чтение и обсуждение.
жизни» Д.А. Моисеев, тема 7.1.,
стр. 177

12.05

19.05

26.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».