Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматы

1. Пояснительная записка
1.1 Направленность
программы

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

Образовательная программа «Шахматы в школе» физкультурно-спортивной направленности
составлена в соответствии с
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской

1.

Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ,
от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2.
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена
распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р);
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу
Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности

4.

и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
5.

Плана реализации концепции развития дополнительного образования детей.

6.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

(ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
7.

Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации

дополнительных общеобразовательных программ».
8.

Приказа МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
9.10 2018 г. № 196.
9.

«Методических

рекомендаций

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2015 г.).
10.

Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об

утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
11.
СОШ.

Положения о дополнительном образовании обучающихся МБОУ ТР Скворцовская

1.2 Характеристика обучающихся по программе
Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то что игра в них не
сопряжена с мышечной деятельностью, а занятия шахматами с традиционной точки зрения
относятся к физкультурно-спортивному направлению. Характер и содержание обучения этой
игре в значительной степени связаны с интеллектуально – мыслительной деятельностью, с
общекультурным развитием и обладают личностно – формирующими и образовательно –
развивающими возможностями. В процессе занятий шахматами развивается логическое и
интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется
способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления,
способности
к
выбору
решения,
способствуют
гармоничному
развитию
личности. Шахматы — это бесконечные упражнения для ума.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
реализуется в социально педагогической направленности, способствует формированию
личности ребѐнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в
обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует развитию
детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует
мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности
человека.
Новизной данной программы является выработка системы общих требований
проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг
результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать
свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально,
владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач
социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать
опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление,
любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать,
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают
мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.

1.3 Основные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет
стартовый уровень - формирует у обучающихся интерес, устойчивую мотивацию к
выбранному виду деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для
дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностносмысловых,
общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
Срок обучения по программе - 1 год. Общее количество часов, запланированных на весь
период обучения - 34. Данная программа ориентирует обучающихся на изучение
образовательной программы на базовом уровне.
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 7-15 лет
Условия набора учащихся

Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей. Форма занятий – групповая.
Календарный учебный график
№
п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1.

Количество учебных недель

2.
3.
4.

в первом полугодии
во втором полугодии
Начало учебного года (планируемая дата начала занятий)
Окончание учебного года (планируемая дата окончания
занятий)
Количество учебных часов на одного учащегося в неделю
Количество учебных часов на одного учащегося в год
Форма организации образовательного процесса

5.
6.
7.
8.

34
16
18
01.09.2023
25.05.2024
1
34
очно

1.5. Формы и методы образования детей
Форма обучения - очная.
Смешанная форма обучения.
Форма
организации
образовательного
процесса:
групповые
занятия
с элементами парной, индивидуальной работы и работы в микрогруппах;
При организации занятия используется дифференцированный, личностно-ориентированный
подход. Возможна работа в разновозрастной группе.
Учебное занятие проводится в различных формах:
- по дидактической цели: вводное занятие; итоговое занятие; занятие по изучению нового
материала; занятие по закреплению полученных знаний; занятие по систематизации и
обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; практическое занятие;
комбинированное занятие.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога
и обучающихся: занятие-игра, занятие-квест, занятие-викторина, занятие-соревнование и т.д.
Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная,
фронтальная.
1.6 Объем и срок освоения программы:
Данная
программа
один год.

рассчитана

на

34

часа.

Срок

реализации

программы

1.7 Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Еженедельная нагрузка на
одного обучающегося составляет 1 час.

2. ОБУЧЕНИЕ
2.1 Цели и задачи обучения
Цель – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
- научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
- играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
- решать шахматные задачи в 1-2 хода.
- научить детей работать самостоятельно.
- научить школьников планировать свою игру и работу.
Развивающие:
- развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление,
память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
- повысить уровень спортивной работоспособности.
- развивать интеллектуальные способности.
- расширить кругозор ребѐнка.
- развивать творческое мышление.
- формировать познавательную самостоятельность.
Воспитывающие:
- воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
- формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
- развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,
умения производить логические операции;
- приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в
шахматных соревнованиях.
- развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного
эмоционально-волевого состояния;
- формирование гражданской позиции, общественной активности личности;

- формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового
образа жизни.

№

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1
2
3

Вводное занятие. История шахмат.
Шахматные фигуры. Шахматная доска
Понимание шахматной игры. Цель шахматной
партии.
Ходы шахматных фигур
Завершение игры
Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Решение шахматных задач.
Итоговое занятие

всего

2.2. Учебный план

1
2
2

1
1
1

0
1
1

7
5
5
9
3

3
2
2
2
1

4
3
3
7
2

34

13

21

4
5
6
7

Итого:

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
опрос
квест
Опрос,
соревнования
практическая игра
практическая игра
практическая игра
практическая игра
практическая
игра,
соревнования

2.3. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска.
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски.
Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или
нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для
обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и
смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
3. Понимание шахматной игры.

Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на
уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах»,
«Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».
5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем
бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови
горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат
двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход.
Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач.

Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач
с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов.

2.4. Календарный учебный план
№

Форма
прове
дения
занятий

Тема занятия

Колво
часов

Место
Проведения

Форма
контроля

1.

Лекция,
диалог

Шахматы – спорт, наука,
искусство. История
шахмат.

1

Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы

2.

Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Практика

Начальная позиция.

1

Шахматные линии.

1

Шахматная доска.
Шахматная нотация.
Шахматная доска.
Знание полей.
Первоначальные
понятия. Король и ферзь,
ходы и взятия.
Первоначальные
понятия. Ладья и слон,
ходы и взятия.
Первоначальные
понятия. Конь ходы и
взятие.
Первоначальные
понятия. Пешка ходы и
взятие, виды пешек
Начало партии, тактика
игры, обмен, стратегия.
Правильный размен
фигур. Оценка позиции.
Пешечное превращение
и взятие на проходе.
Рокировка.

1

Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы

1

Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы

1

Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы

1

Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы

1

Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы

3.
4.
5.

Дата /
Время

6.

Лекция
Практика

7.

Лекция
Практика

8.

Лекция
Практика

9.

Лекция
Практика

10.

Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика

11.
12.
13.

1
1

1
1
1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика

Рокировка.

1

Патовые комбинации.

1

Патовые комбинации.

1

Три стадии шахматной
партии.
Жертва фигуры.

1

Мат в один ход.

1

Три стадии шахматной
партии.
Знакомство и игра с
шахматными часами.
Логические игры.

1

Связка.

1

Связка.

1

Вилка.

1

Мат Королем и Ферзем

1

Двойной удар.

1

Правило квадрата.

1

Опасная диагональ.

1

Полуоткрытые дебюты

1

Закрытые дебюты

1

Мат в 2 хода

1

Использование
геометрических мотивов.
Итоговое занятие.
Турнир

1

1

1
1

1

Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья

опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы

2.5. Планируемые результаты.
В результате освоения программы базового уровня по программе «Шахматы» у
обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы:
- познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;

- способность самостоятельно добывать знания;
- потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного
потенциала;
- активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут  понимать
информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать шахматные термины:
- уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить
комбинации;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.
Личностные результаты освоения программы:
- сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
- развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
- сформированы эстетические потребности и ценности;
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы
- освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
- научаться находить эффективные способы достижения результата;
- овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей;
- научаться определять цель и пути еѐ достижения; научаться договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
2.6 Способы и формы определения результатов обучения
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Оценочные материалы:
Оценка знаний, умений и навыков, приобретѐнных в процессе обучения, является
основой при отслеживании результатов работы.
№

1

2

Виды контроля

Контролируемые знания, умения,
навыки

Предварительный
контроль

Шахматная доска, шахматные
фигуры, их ходы, шахматная
нотация, элементы шахматной
партии.

Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Текущий контроль

Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.

Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Форма контроля

3

4

Промежуточная
аттестация

Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.

Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Итоговый контроль

Основы шахматной тактики, участие Индивидуально, в
в турнире, использование
ходе шахматного
шахматной литературы.
турнира.

Структура занятий состоит из нескольких этапов:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний)
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)
5. Проверка первичного усвоения знаний
6. Рефлексия
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Необходимые умения и навыки для реализации программы:
1. Создать стабильный коллектив в группе.
2. Уметь применять полученные знания на практике.
3. Уметь оценивать различные ситуации.
4. Развивать устойчивый интерес к занятиям в шахматы
5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.
6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.
7. Умение организовать рабочее место.
8. Умение выбирать способ деятельности.
9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия
Методические рекомендации:
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический,
игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
- личностно-ориентированные;
- коммуникативные;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность
обучающихся,
обеспечивающая
их
эмоциональное
благополучие.
Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребѐнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха
необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального
психофизиологического состояния.
Контрольные нормативы
Знать ходы шахматных фигур.Владеть простейшими тактическими приемами.Довести
партию до логического окончания; ставить простые маты; использовать правило «взялся ходи»; самостоятельно работать с шахматной доской; разыграть партию с противником;
расставлять позиции на шахматной доске.

3. ВОСПИТАНИЕ
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирования у обучающихся чувства
патриотизма 42 и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ФЗ № 273, ст.2, п.2).
Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации рассматривается как
стратегический общенациональный приоритет. Одной из задач развития дополнительного
образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р, является «организация воспитательной деятельности на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а
также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма и гражданской ответственности».
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний.
Основные целевые ориентиры воспитания:
-понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
-безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния;
-стремления к соблюдению норм спортивной этики;
-уважения к старшим, наставникам;

-дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности;
-сознания ценности физической культуры, эстетики спорта;
-интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта
и спортивных достижений;
-стремления к командному взаимодействий к общей победе;
3.2. Формы и методы воспитания
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентировано на
свободный выбор педагогом таких видов и форм воспитательной деятельности, которые
способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов
деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
является учебное занятие.
Практические занятия детей (тренировки, подготовка к конкурсам, соревнованиям, и т.д.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность,
активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования — способствуют закреплению ситуации
успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного
образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и
волонтѐрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной
деятельности.
Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми того, что личное,
семейное благополучие и достижения являются воплощением национальных ценностей, что в
их деятельности и результатах находят своѐ выражение российские базовые ценности,
традиционные духовно-нравственные ценности народов России. На это должны быть
направлены ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе
церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад, туристических
сборов, соревнований.
3.5. Условия воспитания, анализ результатов
В процессе обучения и воспитания, собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у

обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Дополнительная образовательная программа физического воспитания учащихся
предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
•определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
•в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
•определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее
самостоятельно;
•проговаривать последовательность действий;
• уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать

по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою
деятельность;
•средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
• учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку

деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать

речь других;
•совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
-Осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы физического воспитания учащихся
В ходе реализация программы «Шахматы в школе» обучающиеся должны:
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
1) Знать название фигур и их ходы
2) Знать элементы шахматной партии.
3) Знать правила игры в шахматы,
4) Самостоятельно проводить игру;
Формы подведения итогов реализации программы:
В ходе реализации программы дети приобретают знания, умения и навыки на
теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти умения выявляются в ходе
каждого занятия на протяжении учебного года методом наблюдения за каждым ребенком.
Обследование физической подготовленности и выявление уровня развития
психофизических качеств у детей осуществляется в начале и конце учебного года с помощью
тестирования.
В течение учебного года проводятся игровые занятия, в течение всего процесса
обучения – участие в соревнованиях по пионерболу.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
-основы правил, технику и тактику игры в шахматы
Должны уметь:
-технически правильно осуществлять действия игры,
-использовать их в условиях соревновательной
-управлять своими эмоциями,
-эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения,
-пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
занятий;
Демонстрировать:
-игру по упрощенным правилам,
-участие в соревнованиях
-соблюдение норм поведения в коллективе, правил безопасности и личную гигиену,
- помощь друг другу и учителю,

-поддержку товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовку,
-активность, выдержку и самообладание.
Одним из оснований, обеспечивающих успех в реализации программы, выработке у детей
эффективной системы мотивов и стимулов, является разнообразие методов работы,
использование как общепедагогических, так и специфических методов физического
воспитания, в том числе приемов, направленных на обогащение двигательного опыта,
формирование интереса к элементам спортивных игр, использование физкультурных
пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых заданий, совместной игры детей и
взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем
развития подготовленности.
Хороший эффект поддержания внимания к игре дает введение соревновательных
моментов. Побуждение детей на занятиях и в индивидуальной работе к сравнению и
противопоставлению, анализу и обобщению, обоснованию и оценке способствует активизации
их мысли, приучает к самостоятельности, подготавливает необходимую психологическую
основу для решения творческих задач.
Основными критериями успешной реализации программы будут:
1.Высокая мотивация к участию в работе спортивного объединения.
2.Положительная динамика уровня развития учащихся,
3.Высокий уровень сплоченности коллектива.
4.Активность и результативность участия в соревнованиях разного уровня.
Отслеживание результатов проводится разными способами: наблюдение, соревнование,
индивидуальные зачеты. Сдача контрольных тестов проходит каждые два месяца. Участие в
соревнованиях разного уровня контролируется как учителем, так и самими учениками.
Данные заносятся в общую таблицу. Так каждый учащийся может проследить историю своего
становления.

3.4. Календарный план воспитательной работы
№

Название мероприятия,
события

Сроки
проведения

Форма
проведения

1

Соревнования по шахматам

Декабрь

2

Соревнования по шахматам

Февраль

3

Соревнования шахматам

Апрель

Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья
Кабинет
здоровья

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Фотоотчет. Заметки на
сайте школы
Фотоотчет. Заметки на
сайте школы
Фотоотчет. Заметки на
сайте школы

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение программы
1. Правила игры в шахматы
2. Бланки протоколов соревнований

3.Положение о соревнованиях
Информационное обеспечение: Справочники, учебные плакаты и картины, дополнительная
литература по предмету.
Кадровое обеспечение: Учитель физической культуры Дмитриева Мария Олеговна.Стаж
работы 6 лет. Категория первая
Формы аттестации: опрос, тестирование, контрольное практические задание,
педагогическое наблюдение.

4.2. Материально-техническое обеспечение программы
№

Наименование

Количество

Техническое
состояние

1.

Шахматы

5

Отл.

2.

Шахматные доски

5

Отл.

3.

Помещение «Точка роста»

1

Отл.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн.
Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2014.
4. Журавлѐв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
5. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень
опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.

Список литературы для обучающихся
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2015.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2015.
7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».