1. Пояснительная записка 1.1 Направленность программы дополнительной Образовательная программа составлена в соответствии с «Пионербол» общеобразовательной общеразвивающей физкультурно-спортивной направленности Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской 1. Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). 2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р); 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года») Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности 4. и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 5. Плана реализации концепции развития дополнительного образования детей. 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993). 7. Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 8. Приказа МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9.10 2018 г. № 196. 9. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2015 г.). 10. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 11. СОШ. Положения о дополнительном образовании обучающихся МБОУ ТР Скворцовская 1. 2 Характеристика обучающихся по программе Пионербол — это очень простой, командный вид спорта, подвижная игра с мячом, схожая с волейболом. Суть игры незамысловата: необходимо поймать мяч, брошенный через сетку противником и перебросить его на половину поля команды-соперников. Этот командный вид спорта замечательно подходит для освоения навыков в волейболе. Игру часто применяют для соревнований, проведения досуга и активного отдыха в школе на уроке физкультуры. Вид спорта удобен тем, что не требует особого инвентаря и оборудования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной направленности. Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются: укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности; участие в соревнованиях. Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности. 1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. 1.4 Основные особенности программы Адресат программы Программа "Пионербол" для детей 10-14 лет рассчитана на 1 год обучения при 1занятии в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Уровень освоения программы. Базовый уровень. Количество учащихся в группе обучения – 10–15 человек Система, формы контроля уровня достижений учащихся Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год, учащиеся выполняют контрольные нормативы. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1. Количество учебных недель 2. 3. 4. в первом полугодии во втором полугодии Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) Количество учебных часов на одного учащегося в неделю Количество учебных часов на одного учащегося в год Форма организации образовательного процесса 5. 6. 7. 8. 34 16 18 06.09.2023 26.05.2024 1 34 очно 1.5. Формы и методы образования детей Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Условия набора учащихся Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача. Форма занятий - групповая. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 1часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям пионерболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Ожидаемый результат. По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом, сформировать первичные навыки судейства. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу. Для определения результативности программы в конце каждого этапа образовательного процесса проводится контрольное тестирование. Система, формы контроля уровня достижений учащихся Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год, учащиеся выполняют контрольные нормативы. 1.6 Объем и срок освоения программы: Срок обучения по программе составляет 1 год. Объем часов по программе – 34 ч. Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1ч. 1.7 Режим занятий Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» рассчитана на 1 год обучения. Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.43172 -14). ОБУЧЕНИЕ 2. 2.1 Цели и задачи обучения Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности. Задачи: 1. сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства; 2. содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств; 3. воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде. Образовательные: Приобщать детей к систематическим занятиям спортом. Формировать двигательные умения и навыки, способствующие гармоничному развитию детей; Обучать основам техники игры в пионербол, тактическим действиям в игре Развивающие: Укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке; Развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, ловкость и укреплятьопорнодвигательный аппарат Воспитательные: Создавать условия для здорового образа жизни. Воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься данным видом спорта, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья Программа обучения игре в волейбол гармонично входит в общую систему физического воспитания как форма занятий во внеурочное время и создает максимально благоприятные условия для самоопределения ребенка, для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей. Каждый ребенок, заинтересовавшийся данной игрой в процессе занятий на обычных уроках физической культуры или получивший определенную информацию об игре и достижениях в развитии этого вида спорта, может овладеть всеми основными приемами и получить определенные знания в данном виде спортивной деятельности, несмотря на свои собственные исходные физические данные. Когда рядом оказываются люди, осознанно принявшие решение реализовать свою потребность в овладении чем-то новым (в нашем случае – научиться играть именно в эту игру), то и сам процесс обучения будет проходить продуктивно и на достаточно высоком уровне. 2.2. Учебный план 1 Основы знаний о физкультуре и спорте 2 2 2 Инструктаж по технике безопасности 5 5 3 Приѐмы 3 4 Подачи. 3 5 Контрольные и тестовые упражнения. 2 6 Пионербол. Игра по правилам. 19 Итого часов 34 Практика Кол-во часов Теория Название раздела, темы всего № 1 8 Формы промежуточной аттестации/ контроля Тест собеседование Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 1 Практическое занятие 19 Практическое занятие 26 2.3. Содержание учебного плана Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы. I. Основы знаний (3ч) - понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма. - основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований II. Специальная физическая подготовка (11ч) Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси». Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной. Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении. III. Технико-тактические приемы (20ч) 1. Подача мяча - техника выполнения подачи; - прием мяча; - подача мяча по зонам, управление подачей. 2. Передачи - передачи внутри команды; - передачи через сетку; - передачи с места и после 2-х шагов в прыжке. 3. Нападающий бросок - техника выполнения нападающего броска; - нападающие броски с разных зон. 4. Блокирование - ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока; 5. Комбинированные упражнения - подача – прием; - подача – прием – передача; - передача – нападающий бросок; - нападающий бросок – блок. 6.Учебно-тренировочные игры - отработка навыков взаимодействия игроков на площадке; - отработка индивидуальных действий игроков; - отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу). 2.4. Календарный учебный план № Дата / Форма Время прове Тема занятия дения Кол- Место во часов Проведения Форма контроля занятий 1 беседа Инструктаж по технике безопасности. Правила игры. Переходы. 2 практическая Действия без мяча. работа, беседа Расстановка игроков на площадке. Содержание игры.Основы знаний о физкультуре и спорте 1 Спорт. зал практическая работа; собеседование; 1 Спорт.зал практическая работа; собеседование; Мониторинг 3 практическая работа Разминка перед игрой. Значение разминки. Стойка игрока. Передвижения 1 Спорт.зал практическая работа; 4 практическая работа 1 Спорт.зал практическая работа; 5 практическая работа практическая работа Упражнения с мячом. Техника атаки. Приѐмы: низкий, высокий. Подачи. Приѐмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». 1 Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; практическая работа практическая работа практическая работа Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Правила формирования команд. Виды подач. 1 практическая работа Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция по технике 1 6 7 8 9 10 1 1 1 Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; безопасности практическая работа практическая работа практическая работа Турнир по пионерболу. 1 Турнир по пионерболу 1 Техника атаки.Пионербол. Игра «Мяч вверх». Контрольные и тестовые упражнения. 1 14 практическая работа 1 Спорт.зал практическая работа; 15 практическая работа 1 Спорт.зал практическая работа; 16 практическая работа 1 Спорт.зал практическая работа; 17 практическая работа Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх». Контрольные и тестовые упражнения. Техника атаки. Пионербол. Ловля мяча отраженного сеткой. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх». Контрольные и тестовые упражнения. Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» 1 Спорт.зал практическая работа; 18 практическая работа практическая работа Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» Пионербол с блокированием. Обманные действия игроков, командные действия Пионербол с блокированием. Обманные действия игроков, командные действия Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» Тестирование. 1 Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; 11 12 13 19 1 Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; 1 Спорт.зал практическая работа; 1 Спорт.зал практическая работа; Техника защиты. Пионербол. Тактические действия игроков в защите. Страховка игроков нападения Техника защиты. Пионербол. Тактические действия игроков в защите. Страховка игроков нападения. Техника быстрой атаки. Основы знаний о физкультуре и спорту. 1 Спорт.зал практическая работа; 1 Спорт.зал практическая работа; 1 Спорт.зал практическая работа; практическая работа Техника быстрой атаки. Основы знаний о физкультуре и спорту. 1 Спорт.зал практическая работа; практическая Прыжковые упражнения. 1 Спорт.зал практическая 20 практическая работа 21 практическая работа 22 практическая работа 23 практическая работа 24 практическая работа 25 26 работа Пионербол. Игра по правилам. 27 практическая работа Прыжковые упражнения. Пионербол. Игра по правилам. 1 Спорт.зал практическая работа; 28 практическая работа Пионербол. Игра по правилам. 1 Спорт.зал практическая работа; 29 практическая работа Пионербол. Игра по правилам. Мониторинг 1 Спорт.зал практическая работа; 30 практическая работа Пионербол. Игра по правилам. Мониторинг 1 Спорт.зал практическая работа; 31 практическая работа Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. 1 Спорт.зал практическая работа; 32 практическая работа практическая работа практическая работа Турнир по пионерболу. 1 Турнир по пионерболу. 1 Турнир по пионерболу. 1 Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; Спорт.зал практическая работа; 33 34 работа; Контрольные и тестовые упражнения. 2.5. Планируемые результаты. Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по пионерболу являются следующие умения: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по пионерболу являются следующие умения: -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; -планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; -анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; -оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; -управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по пионерболу являются следующие умения: -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; -излагать факты истории развития пионербола характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; -представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; -характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств; -в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять -находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками, выделять отличительные признаки и элементы. -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 2.6 Способы и формы определения результатов обучения Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Время проведения Входной контроль В начале учебного года Текущий контроль В течение всего учебного года Итоговый контроль В конце учебного года по окончании обучения по программе Цель проведения Формы контроля Определение уровня развития детей, их способностей Практическое тестирование, сдача основных нормативов Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении спортом. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Практическая работа, игра, собеседование Определение изменения уровня развития детей. Определение освоенных навыков. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения. Соревнование Структура занятий состоит из нескольких этапов: 1. Организация начала занятия (актуализация знаний) 2. Постановка цели и задач занятия (мотивация) 3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом) 4. Практическая часть (первичное закрепление навыков) 5. Проверка первичного усвоения знаний 6. Рефлексия 7. Рекомендации для самостоятельной работы. Необходимые умения и навыки для реализации программы: 1. Создать стабильный коллектив в группе. 2. Уметь применять полученные знания на практике. 3. Уметь оценивать различные ситуации. 4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по пионерболу; 5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни. 6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены. 7. Умение организовать рабочее место. 8. Умение выбирать способ деятельности. 9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия Методические рекомендации: - Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры. - Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом. - Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по пионерболу. - Инструкции по охране труда. Контрольные нормативы Передачи и подачи на точность, правильное передвижение по площадке. Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной. 1. Бег 30 м. 2. Бег с изменением направления (5x6 м). 3. Прыжок в длину с места. 4. Челночный бег 5. Метание мяча из-за головы двумя руками. 3. ВОСПИТАНИЕ 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования у обучающихся чувства патриотизма 42 и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ФЗ № 273, ст.2, п.2). Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний. Основные целевые ориентиры воспитания: -понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; -безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния; -стремления к соблюдению норм спортивной этики; -уважения к старшим, наставникам; -дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; -сознания ценности физической культуры, эстетики спорта; -интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; -стремления к командному взаимодействий к общей победе; 3.2. Формы и методы воспитания Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению. Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. Практические занятия детей (тренировки, подготовка к конкурсам, соревнованиям, и т.д.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтѐрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности. Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своѐ выражение российские базовые ценности, традиционные духовно-нравственные ценности народов России. На это должны быть направлены ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад, туристических сборов, соревнований. 3.5. Условия воспитания, анализ результатов В процессе обучения и воспитания, собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Дополнительная образовательная программа физического воспитания учащихся предусматривает достижение следующих результатов образования: Личностными результатами программы является формирование следующих умений: •определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); •в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно; •проговаривать последовательность действий; • уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; •средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; • учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: •добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; •перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; •совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы: -Осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; -Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы физического воспитания учащихся В ходе реализация программы «Пионербол» обучающиеся должны: В результате первого года обучения учащиеся должны уметь: 1) знать правила игры в пионербол, 2) владеть приемами передачи мяча сверху и снизу; 3) выполнять и принимать подачу; 4) самостоятельно проводить разминку; 5) играть в пионербол на начальном уровне Формы подведения итогов реализации программы: В ходе реализации программы дети приобретают знания, умения и навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти умения выявляются в ходе каждого занятия на протяжении учебного года методом наблюдения за каждым ребенком. Обследование физической подготовленности и выявление уровня развития психофизических качеств у детей осуществляется в начале и конце учебного года с помощью тестирования. В течение учебного года проводятся игровые занятия, в течение всего процесса обучения – участие в соревнованиях по пионерболу. В результате освоения программы учащиеся должны знать: -влияние физических упражнений на организм спортсмена, -гигиену и самоконтроль спортсмена, -основы правил, технику и тактику игры в пионербол Должны уметь: -технически правильно осуществлять двигательные действия игры, -использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга, -управлять своими эмоциями, -эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения, -пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий; Демонстрировать: -игру во все предложенные спортивные игры по упрощенным правилам, -участие в соревнованиях -соблюдение норм поведения в коллективе, правил безопасности и личную гигиену, - помощь друг другу и учителю, -поддержку товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовку, -активность, выдержку и самообладание. Одним из оснований, обеспечивающих успех в реализации программы, выработке у детей эффективной системы мотивов и стимулов, является разнообразие методов работы, использование как общепедагогических, так и специфических методов физического воспитания, в том числе приемов, направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к элементам спортивных игр, использование физкультурных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых заданий, совместной игры детей и взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности. Хороший эффект поддержания внимания к игре дает введение соревновательных моментов. Побуждение детей на занятиях и в индивидуальной работе к сравнению и противопоставлению, анализу и обобщению, обоснованию и оценке способствует активизации их мысли, приучает к самостоятельности, подготавливает необходимую психологическую основу для решения творческих задач. Основными критериями успешной реализации программы будут: 1.Высокая мотивация к участию в работе спортивного объединения. 2.Положительная динамика уровня физического развития учащихся, 3.Высокий уровень сплоченности коллектива. 4. Активность и результативность участия в соревнованиях разного уровня. Отслеживание результатов проводится разными способами: наблюдение, соревнование, индивидуальные зачеты. Сдача контрольных тестов проходит каждые два месяца. Участие в соревнованиях разного уровня контролируется как учителем, так и самими учениками. Данные заносятся в общую таблицу. Так каждый учащийся может проследить историю своего физического становления в спортивном объединении. 3.4. Календарный план воспитательной работы № Название мероприятия, события Сроки проведения Форма проведения 1 Соревнования по пионерболу Соревнования по пионерболу «Бегом в новый год» Соревнования по пионерболу посвященные Дню защитника Отечества и Дню 8 марта Октябрьноябрь Декабрь Спорт.зал школы Спорт.зал школы Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фотоотчет. Заметки на сайте школы Фотоотчет. Заметки на сайте школы Февраль -март Спорт.зал школы Фотоотчет. Заметки на сайте школы 2 3 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение программы 1.Правила игры пионербол 2.Бланки протоколов соревнований 3.Положение о соревнованиях Информационное обеспечение: Справочники, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предмету. Кадровое обеспечение: учитель физической культуры Дмитриева Мария Олеговна. Стаж работы 7 лет. Категория первая Формы аттестации: опрос, педагогическое наблюдение. тестирование, контрольное практические задание, 4.2. Материально-техническое обеспечение программы № Наименование Количество Техническое состояние 1. Корзина для мячей 3 Отл. 2. Мяч волейбольный 25 Отл. 3. Мяч баскетбольный 28 Отл. 4. Мяч 150г. 5 Отл. 5. Скакалки 10 Хор. 6. Счетное табло 1 хор 7. Секундомер 1 отл 8. Свисток 1 Хор. 9. Конусы 20 Отл. 10. Наколенники 10 Отл. 11. Сетка волейбольная 2 Хор. 12. Помещение спортивный зал 1 Отл. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учащихся 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010. 2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства.- Москва. «Академия», 2008. 3. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2016. 4. Малинин В.М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе М.2006 г. 5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Ростов –на –Дону- «Феникс», 2004. Литература для учителя 1. Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программа рекомендации. Волгоград. 2012. 2. Киселев П.А., Киселева С.Б. Справочник учителя физической культуры, 2011. 3. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре ФГОС, 2014. 4. Найменова Э.В. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры, 2001. 5.Симонов О.В.Пионербол- игра для всех возростов. Методика обучения: Спорт в школе,2000. 6. Интернет-ресурсы