1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Школьный музей» имеет туристско- краеведческую направленность. ДООП «Школьный музей» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196» Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года; Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») Приказа Министертва образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Методических рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК- 2563/05 « О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ); Приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» Положения о дополнительном образовании обучающихся МБОУ ТР Скворцовская СОШ. 1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. 1.2 Характеристика обучающихся по программе Программа адресована обучающимся от 9 до 16 лет . Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. 1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность программы состоит в том, что патриотическое воспитание современных подростков становится одной из наиболее острых проблем педагогики. Музейная педагогика может стать в этой связи инструментом, позволяющим это сделать. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности с самых юных лет. Начальное изучение основ музейного дела с детьми среднего школьного возраста, приобретение практических навыков работы в музее позволит в дальнейшем учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив обучающегося, связанный с работой над индивидуальным и коллективным проектом музейной тематики. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма. Содержание и формы работы обучающихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности. Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных особенностей учащихся, получением дополнительных знаний в области истории родного края. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. 1.4 Основные особенности программы Программа позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в области музейного дела. Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научнопрактических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях. В ходе реализации программы осуществляется усвоение теоретических знаний и практических умений в области истории родной школы, села через музейное дело. Учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. 1.5 Формы и технологии образования детей Для обучения создаётся разновозрастная группа. Занятия предполагается проводить групповые, а также индивидуальные для консультаций при подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и т.д. Виды занятий: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы, выставки, творческие отчёты, практикумы, консультации, круглые столы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы. Основными методами реализации данной программы можно считать: • Репродуктивный, • Словесный, • Метод наглядности, • Коллективно – творческий. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее, является использование новых информационных технологий. Использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее. Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций, выставок, музейного оборудования производится с привлечением информационных технологий и является предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей. Компьютерная техника используется для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учётной документации, коллекции фотографий, аудио- и видеозаписи; для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создания презентаций, используемых в учебной деятельности и в рамках школьных мероприятий. Применение аудио визуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ на базе школьного музея позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий 1.6 Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 34 часа в год. Сроки реализации: 2024-2025 гг. 1.7 Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (занятия по 45 минут). Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (2.4.3648-20). 2. Обучение 2.1 Цель и задачи обучения Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики. Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; -метапредметные: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - личностные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. 2.2 Учебный план. № Наименование раздела, п/п темы Количество часов Формы аттестации (контроля Всего Теория Практика (интеракти вные занятия) 1 Цели и задачи курса. Вводный инструктаж 1 2 Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы 1 1 Лекции 3 Где и как собирать материалы для музея. 1 1 Лекции 4 Работа с историческими источниками. 2 1 5 Наследие в школьном музее. 1 1 6 История нашего села 1 частица истории Торопецкого края 1 Конкурс рисунков «Люблю тебя, моё Скворцово» 7 О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой ) 1 Творческая работа 1 1 1 Лекции, показ презентаций Лекции Презентации Литературная гостиная 8 Функции школьного музея 1 - 1 Творческая работа 9 Организация школьного музея. 2 1 1 Лекции Творческая работа 10 Моя семья и родной край. 1 1 11 Наша школа в истории края 2 1 Творческая работа 1 Беседа Творческая работа Стенд"Они работали в нашей школе" 12 Комплектование фондов школьного музея 1 13 Фонды школьного музея 2 1 1 Лекции 1 Творческая работа Лекции 14 Учёт и описание музейных предметов 2 1 1 Творческая работа Лекции 15 Экспозиция школьного музея. 1 1 Творческая работа 16 Тексты в музейной экспозиции 2 2 Творческая работа 17 Военная слава земляков 2 2 Презентации к 80 -летию Победы в ВОВ "Они погибли, чтобы жили мы" Проекты 18 Экскурсионная работа в школьном музее. 2 19 Создание презентаций на основе собранного материала 4 1 1 Экскурсии для гостей 4 Творческая работа презентация Конкурсы 20 Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению 3 3 Участие в муниципальны х, школьных конкурсах 22 Заседание Совета и актива школьного музея 1 1 Итоги 23 Школьные и поселковые мероприятия 24 Индивидуальные консультации Итого: По плану 34 11 23 2.3 Содержание учебного плана Введение (1час) Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее. Основы музейных знаний (1час) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Основные музейные понятия и термины. Профили и жанры школьных музеев. Где и как собирать материалы для музея.(1 час) Изучение документации школьного музея. Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее. Работа с историческими источниками.(2 часа) Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната). Работа с фондами. Инвентаризация. История экспонатов, представленных в экспозиции. Наследие в школьном музее. (1час) Экспозиционная работа в музее. История нашего села - частица истории Торопецкого края (1 час) О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой). (1 час) Функции школьного музея (1 час) Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Организация школьного музея. (2часа) Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Моя семья и родной край (1час) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Наша школа в истории края (2 часа) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив Комплектование фондов школьного музея (1 час) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Фонды школьного музея (2 часа) Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Учёт и описание музейных предметов (2 часа) Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами. Экспозиция школьного музея. (1 час) Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании Тексты в музейной экспозиции (2 часа) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Военная слава земляков (2 часа) Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Экскурсионная работа в школьном музее (2 часа) Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии. Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее. Создание презентаций на основе собранного материала (4 часа) Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению (3 часа) Школьные и поселковые мероприятия Индивидуальные консультации по темам проектов (по плану) 2.4 Планируемые результаты Личностные результаты. В рамках когнитивного компонента: - укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям; - активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края, - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность. - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни. В рамках эмоционального компонента: - укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну; - проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины. - укрепится уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда. - проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям. Коммуникативные результаты: - умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение вести экскурсии, интервьюирование. Познавательные результаты: - расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения; - сформируются представление о музееведение как о науке; - усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология; - реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности; - сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций. - разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление; - сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций. 2.5 Способы и формы определения результатов обучения Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль. Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами проведения первичной диагностики является собеседование с учащимися, целью которого является выявление интересов и кругозора подростка. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: • собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам; • демонстрация подготовленного материала для экспозиций, электронного оформления документации и материалов музея; • участие в мероприятиях музея, проведение экскурсии в качестве помощника. Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: • демонстрация подготовленного материала для экспозиций; • участие в мероприятиях музея (конференции, круглые столы, семинары) с выступлениями по заданной теме; • самостоятельная подготовка и проведение массового мероприятия. • разработка и самостоятельное проведение экскурсии; • презентации материала по тематике экспозиций музея, подготовленного учащимися в течение года; • коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции. Наиболее эффективной формой проверки достижений учащихся является подготовка и проведение самостоятельных экскурсий по музею. Подготовка и проведение экскурсии – это один из аспектов педагогической деятельности с нестандартными ситуациями. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы экспозиции для проведения экскурсии. При подготовке экскурсионного материала перед детьми ставятся задачи: составления интересного и познавательного рассказа; умения контактировать с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес; умения вести диалог в доброжелательном тоне. Музейные экскурсии, проводимые подростками на базе школьного музея, являются одной из форм патриотического воспитания. Коллективный осмотр музейной экспозиции под руководством юного экскурсовода, общность эмоций и коллективность переживаний в процессе передачи информации об исторических фактах, о подвиге жителей села в годы ВОВ формируют ценностное отношение к нравственно-историческому наследию «малой» родины. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - защита проектов (индивидуальных и групповых), - презентация творческих работ, - практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги, экспозиции), - написание исследовательских работ. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: пополнение вспомогательного фонда музея. Оценочные материалы: Вводный контроль. Формами первичной диагностики является собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка, уровня его общеобразовательных знаний. Промежуточный контроль: - отчёты о проделанной работе; -оценка эффективности педагогического воздействия: анкеты о впечатлениях от проведённых занятий (в конце каждого полугодия); - участие в школьных и муниципальных мероприятиях; Итоговый контроль: - участие в школьных конференциях, выступление с докладом на классных часах, занятиях истории, краеведения; - проведение самостоятельных экскурсий - анализ и итоговое обсуждение освоения программы учащимися в конце полугодий в форме мини-конференции. 3.Воспитание 3.1 Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределениеи социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,традиций танцевальной культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физическойбезопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе направлены на формирование и воспитание: ценностного отношения к региональной и местной культуре; уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества; уваженияк ценностям, святыням традиционных религий народов России; культуры общения, взаимопомощи; эстетической культуры; стремления к заботе о своём здоровье и здоровье окружающих людей; способности видеть и реагировать на угрозы безопасности; готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей; настойчивости, последовательности, принципиальности; воли, упорства, дисциплинированности в краеведческой деятельности; готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных ценностей народов России. 3.2 Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Воспитательная работа в рамках программы «Школьный музей» направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе. Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых лет, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый. Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их самостоятельной работы при работе с документами, создание презентаций, проведение экскурсий. взаимодействие в совместной работе. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3 Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развитие качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью – используются только в виде агрегированных, усреднённых, анонимных данных. 3.4 Календарный план воспитательной работы Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события № п/п Название события, мероприятия Сроки Форма проведения 1. «Белые журавли» октябрь Акция Фотоотчет. Заметка на сайте школы 2 Проведение экскурсии в школьный музей, посвящённой освобождению г.Торопца и д.Скворцово от немецкофашистских захватчиков январь Экскурсия для обучающихся школы Фотоотчет об экскурсии. Заметка на сайте школы 3 Проведение экскурсии в школьный музей «Есть такая профессия-Родину защищать», посвящённая выпускникам школы – участникам «горячих точек» февраль Экскурсия для обучающихся школы Фотоотчет об экскурсии. Заметка на сайте школы 4. «Письма солдату» В течение года Акция Фотоотчет. Заметка на сайте школы 5. Вахта памяти Май Уборка мемориала погибшим воинам Фотоотчет. Заметка на сайте школы 4.Организационно – методические условия реализации программы 4.1 Методическое обеспечение программы Методика обучения по программе «Школьный музей» состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и показом фондов музея, практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит семинары, занятия по презентации творческих и практических работ, сбор и обработка материала. 4.2Материально – техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Школьный музей» предполагают наличие: помещения, музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы, компьютер, мультимедийный проектор. Список литературы 1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г. 5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г. 8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.