Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия 5-9 кл

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .................................................................................................... 3
Общая характеристика коррекционного курса .............................................................. 7
Календарно-тематический план коррекционного курса............................................. 11
Содержание программы коррекционного курса ......................................................... 21
Программно – методическое обеспечение коррекционного курса………......
38

3

Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

логопедическим

занятиям

разработана

на

основе

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации
ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой,
Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой,Р.И.Лалаевой и других авторов.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно
хорошем

уровне

развития

речи,

который

предполагает

определенную

степень

сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный
запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения.
Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне
недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельностии дальнейшей социализации
детей.
Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя из
индивидуальных особенностей, обучающихся.

- развивать

артикуляционную

моторику,

фонематические

процессы,

грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

4

- обогащать и активизировать словарный запас детей путём накопления
представлений об окружающем мире.

- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития обучающихся.

- формировать связную речь.
- развивать

и

совершенствовать

психологические

предпосылки

и

коммуникативную готовность к обучению.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» имеет под
собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований
выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию
работы по ней:

- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности
своеобразного,

–

динамично

рассмотрения

ребёнка

развивающегося

как

субъекта;

целостного,
рассмотрение

качественного
его

речевых

нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий
вид деятельности, свойственный возрасту;

-

индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм

и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных
особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь
как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетикофонематическая сторона, лексический и

5

грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки
сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа. Недоразвитие
лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса,
неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в
несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают
существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения,
понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи
слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия.
Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах,
в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У
школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и
словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких
детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны,
неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также
характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями
долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к
самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до
старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники
нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи,
которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания
мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность,
связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных

6

фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна,
монотонна, нет логических ударений.
Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся среднего звена –
дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.
Для которых характерно:

- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие

фонематического

восприятия

и

фонематического

анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся, являются серьёзным
препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на
более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ
гуманитарных предметов.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему вцелом, а не
только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение
нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию
мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации
обучающихся.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых

и

индивидуальных занятий с использованием технологии личностно- ориентированного
развивающего

обучения.

Организационный

период,

предшествующий

началу

систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале
учебного года. На основании чего комплектуются группы с учётом вида речевой патологии
из учеников одного

7

класса. Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы
из 2 – 3 человек.
Основной формой являются групповые занятия, но предусматриваются и
индивидуальные занятия. Продолжительность подгрупповых занятий - 20-25 минут,
групповых - 40 минут. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15
мая.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от
степени

выраженности

обучающихся,

их

речевого

недоразвития,

психофизиологических

компенсаторных

особенностей,

возможностей

состояния

интеллекта,

регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на
развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика,
пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого ксложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных,
прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения,

8

пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения, направленные на профилактику или устранение
дислексии и дисграфии.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные
особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. В 5-9 классах
лексический материал обогащается трудовой лексикой,используемой на уроках трудового
обучения. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется
речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и
группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии

обучения:

игровые,

здоровье

сберегающие;

информационно

коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разнотравного и дифференцированного обучения, ИКТ. Логопедические занятия тесно
связаны с письмом и развитием речи, с чтением и развитием речи
Личностные и предметные результаты коррекционного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом. К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства

9

гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, историии культуре
других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно
необходимом жизнеобеспечении;

4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение

социально

бытовыми

умениями,

навыками

коммуникации

используемыми

в

повседневной жизни;

6)

владение

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места внем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формированиеи развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных
социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

10

Календарно-тематический план программы5 класс
№

1

Тема коррекционного занятия

Обследование

Кол-во
часов
4

Речь. Предложение. Слово
2

Пространственные представления

1

3

Временные представления

1

4

Предложение

1

5

Предложение. Деление текста на предложения

1

6

Предложение. Слово

1

7

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

8

Определение последовательности слов в предложении

1

9

Составление схем предложений

1

10

Составление предложений по схемам

1

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
11

Звуки речи. Способы их образования

1

12

Звуки и буквы. Дифференциация понятий

1

13

Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит

1

14

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

1

15

Упражнение в звукобуквенном анализе

1

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов
16

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

1

17

Деление слов на слоги

1

18

Деление слов на слоги. Перенос слов при письме

1

19

Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов

1

Ударение
20

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

1

21

Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и

1

11

безударном положении
22

Упражнение в постановке ударения в словах

1

23

Практические упражнения в правописании безударных гласных

1

Гласные 1-го ряда
24

Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А

1

25

Звук [у] и буква У

1

26

Звук [о] и буква О

1

27

Звук [ы] и буква Ы

1

28

Звук [э] и буква Э

1

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные
29

БукваЯ. Дифференциация гласных А-Я

1

30

Дифференциация гласных А-Я

1

31

Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю

1

32

Дифференциация гласных У-Ю

1

33

Буква Е. Дифференциация гласных Э-Е

1

Календарно-тематический план программы6 класс
№
1

Тема коррекционного занятия
Обследование

Кол-во
часов
4

Речь. Предложение. Слово.
2

Вводное занятие. Правила речи.

1

3

Речь. Предложение и его признаки.

1

4

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

5

Связь слов в предложении.

1

6

Восстановление «рассыпанных» предложений.

1

7

Виды предложений по цели высказывания.

1

8

Главные члены предложения.

1

9

Второстепенные члены предложения.

1

12

10

Однородные члены предложения.

1

11

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

12

Членение сплошного текста на предложения.

1

Звуки и буквы.
13

Алфавит.

1

14

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого
знака и разделительного мягкого знака в словах.

1

15

Употребление предлогов в предложении.

1

16

Правописание звонких и глухих согласных.

1

Состав слова.
17

Состав слова. Корень. Однокоренные слова.

1

18

Правописание безударных гласных в корне.

1

19

Образование слов, имеющих несколько корней.

1

20

Окончание. Роль окончания в предложении.

1

21

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в
словообразовании.

1

22

Суффикс.
Словообразовательная роль
в словообразовании.

Упражнения

1

23

Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок
и предлогов.

1

24

Разделительный ъ знак после приставок.

1

25

Сопоставление
разделительного мягкого
разделительного твёрдого знака.

26

Правописание приставок.

1

27

Образование слов при помощи разных частей слова.

1

суффиксов.

знака

и

1

Части речи.
28

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей
речи в предложениях, тексте.

1

29

Распознавание частей речи и членов предложения.

1

30

Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении.

1

31

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

13

32

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

33

Изменение имён существительных по числам и родам.

1

Календарно-тематический план программы7 класс
№

1

Тема коррекционного занятия

Обследование

Колво
часо
в
4

Звуки и буквы
2

Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог.
Дифференциация понятий «слово – слог»

1

3

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие
«стечение согласных»

1

4

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

1

Твердые и мягкие согласные
5

Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной
позиции, в слогах, словах.

1

6

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю,
ы- и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, текстах

1

7

Обозначение мягкости согласных буквой Ь

1

8

Буква Ь в конце и в середине слова

1

9

Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и

1

10

Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного
Ь

1

Парные звонкие и глухие согласные
11

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

1

12

Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–
Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах

1

13

Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах

1

14

Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах

1

15

Дифференциация звуков [Ч– Ц] в изолированной позиции, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

14

16

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а

1

17

Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, текстах

1

18

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ

1

19

Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, текстах

1

20

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

1

21

Слово. Однокоренные слова

1

22

Однокоренные слова и слова-омонимы

1

23

Однокоренные слова и слова-паронимы

1

24

Родственные слова

1

25

Корень слова

1

26

Сложные слова

1

27

Приставка. Приставочное словообразование

1

28

Приставки пространственного значения

1

29

Приставки временного значения

1

30

Образование слов при помощи приставок

1

31

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

1

32

Суффикс. Суффиксальное словообразование

1

33

Морфологический состав слова

1

Календарно-тематический план программы8 класс
№

Тема коррекционного занятия

Кол-во
часов

1

Обследование

4
Речь. Предложение. Слово

2

Предложение. Признаки предложения

1

3

Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации

1

15

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

5

Распространённые и нераспространённые предложения

1

6

Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с
помощью вопросов

1

7

Словосочетание. Образование словосочетаний

1

8

Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение сплошного текста на предложения

1

10

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах

1

11

Простое и сложное предложения

1

12

Упражнение в различении простого и сложного предложения

1

13

Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений

1

14

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

Звуки и буквы
15

Алфавит

1

16

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление

1

17

Употребление предлогов в предложении

1

18

Правописание слов с глухими и звонкими согласными

1

Состав слова
19

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

1

20

Правописание безударных гласных в корне слова

1

21

Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней

1

22

Роль окончания в предложении

1

23

Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку

1

24

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в
словообразовании

1

25

Суффикс.
Словообразовательная роль
в словообразовании

1

26

Овладение способами различия приставок и предлогов

1

27

Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок

1

16

суффиксов.

Упражнение

Части речи
28

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей
речи в предложениях, тексте

1

29

Имя существительное.
предложении

1

30

Собственные и нарицательные имена существительные

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

32

Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен
существительных

1

33

Род имени
разного рода

1

Значение имён

существительного.

существительных

в

речи,

Дифференциация существительных

Календарно-тематический план программы9 класс
№

1

Тема коррекционного занятия

Обследование

Кол-в
о
часов
4

Речь. Предложение. Слово
2

Предложение. Признаки предложения

1

3

Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации

1

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

5

Распространённые и нераспространённые предложения

1

6

Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с
помощью вопросов

1

7

Словосочетание. Образование словосочетаний

1

8

Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение сплошного текста на предложения

1

10

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах

1

11

Простое и сложное предложения

1

12

Упражнение в различении простого и сложного предложения

1

13

Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений

1

17

14

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

Звуки и буквы
15

Алфавит

1

16

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление

1

17

Употребление предлогов в предложении

1

18

Правописание слов с глухими и звонкими согласными

1

Состав слова
19

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

1

20

Правописание безударных гласных в корне слова

1

21

Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней

1

22

Роль окончания в предложении

1

23

Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку

1

24

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в
словообразовании

1

25

Суффикс.
Словообразовательная роль
в словообразовании

1

26

Овладение способами различия приставок и предлогов

1

27

Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок

1

суффиксов.

Упражнение

Части речи
28

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей
речи в предложениях, тексте

1

29

Имя существительное.
предложении

1

30

Собственные и нарицательные имена существительные

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

32

Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен
существительных

1

33

Род имени существительного. Дифференциация существительных разного
рода

1

Значение имён

18

существительных

в

речи,

№

1

Содержание программы коррекционного курса5 класс
Виды
Тема коррекционного занятия
образовательной деятельности
Исследование
состояние
звукопроизношения, фонематического
восприятия, анализа и синтеза.
Исследование
экспрессивной
и
импрессивной речи,
лексико-грамматического строя речи.
Состояние связной речи.

Обследование

Кол-во
часов
4

Речь. Предложение. Слово
2

3

4
5

6
7
8
9
10

Ориентация
в схеме собственного
тела, ориентировка в пространстве,
определение последовательности
предметного ряда
Основные единицы времени,
Временные представления
периоды человеческого возраста.
Временная последовательность
действий, событий
Составление
простого
Предложение
нераспространённого
предложения.
Составление
Предложение. Деление текста на
предложений по картинке, запись
предложения
предложения с
помощью условных знаков
Составление
простого
Предложение. Слово
нераспространённого
Графическое
Дифференциация
понятий предложения.
изображение
простых
предложений.
«предложение» - «слово»
Подбор слов к графическим схемам.
Определение последовательности
Определение последовательностислов
слов в предложении
в предложении Составление схем
предложений.
Составление
Составление схем предложений
предложений по схемам.
Пространственные представления

Составление
схемам

предложений

по

1

1

1
1

1
1
1
1
1

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
11

12
13

их Наблюдение за работой органов речи:
образование гласных первого ряда,
согласных.
Дифференциация понятий «звук» Звуки и буквы. Дифференциация
«буква». Наблюдение за работой
понятий
органов речи: образование гласных
Гласные и согласные звуки и буквы, первого ряда, согласных
их различия. Алфавит
Звуки
речи.
образования

Способы

19

1

1
1

и Наблюдение за работой органов речи:
образование гласных первого ряда,
согласных
звукобуквенном Звукобуквенный, слоговой анализ и
синтез слова (выделение первого,
последнего звука, места звука в слове,
количество
звуков
в
слове),
соотношение между звуками и
буквами. Соотнесение звуков с
символами.

14

Дифференциация
гласных
согласных звуков и букв

1

15

Упражнение
анализе

1

в

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов
16

Слогообразующая роль
Деление слов на слоги

гласных.

17

Деление слов на слоги

18

Деление слов на слоги. Перенос
слов при письме

19

Слоговой анализ и синтез слов.
Составление слов из слогов

Деление слов на слоги, выделение
ударного слога, слого-ритмическая
схема слова. Слогообразующая
роль гласных. Перенос слов на
письме по слогам.

1
1
1

Слоговой анализ и синтез слов
(определение
количества
и
последовательности слогов в
слове, составление слова из
слогов). Виды слогов.

1

Ударение
20
21

Деление слов на слоги.
Смыслоразличительная
и фонетическая роль ударения.
ударного
слога
Ударные и безударные гласные. Определение
в
словах.
Определение
Сравнение звучания гласных в
ударного гласного.
ударном и безударном положении
Ударение. Смыслоразличительная
роль ударения

1
1

22

Упражнение в постановке ударения
в словах

1

23

Практические
упражнения
в
правописании безударных гласных

1

Гласные 1-го ряда
Выделение
звука,
уточнение
артикуляции звука,
соотнесение
звука с буквой, определение места
звука в слове.

24

Анализ гласных первого ряда. Звук
[а] и буква А

25

Звук [у] и буква У

26

Звук [о] и буква О

1

27

Звук [ы] и буква Ы

1

28

Звук [э] и буква Э

1

20

1
1

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные
29

30

31

32

33

№
1

Выделение
звука,
уточнение артикуляции звука,
соотнесение
звука
с
буквой,
определение места звука в слове.
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
гласной Я.
Уточнение и сравнение
Дифференциация гласных А-Я
Артикуляции гласных
А-Я.
Дифференциация
гласных звуков А-Я.
Соотнесение звуков с буквами.
звука,
Буква Ю. Дифференциация гласных Выделение
уточнение
артикуляции
звука,
У-Ю
соотнесение
звука
с
буквой,
определение места звука в слове.
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
гласной Ю.
Уточнение и сравнение
Дифференциация гласных У-Ю
Артикуляции гласных
У-Ю.
Дифференциация
гласных звуков У-Ю.
Соотнесение звуков с буквами.
Буква Е. Дифференциация гласных Уточнение и сравнение
Артикуляции гласных
Э-Е
Э-Е.
Дифференциация
гласных звуков Э-Е.
Соотнесение звуков с буквами.
Буква Я. Дифференциация гласных
А-Я

Содержание программы коррекционного курса6 класс
Виды
Тема коррекционного занятия
образовательной деятельности
Обследование

Исследование
состояние
звукопроизношения,
фонематического
восприятия,
анализа и синтеза.
Исследование экспрессивной
и
импрессивной речи,
лексико-грамматического
строя речи. Состояние связной речи.

1

1

1

1

1

Кол-во
часов
4

Речь. Предложение. Слово.
2

Вводное занятие. Правила речи.

Определение
последовательности
слов в предложении. Составление
предложений из слов.
21

1

3

Речь. Предложение и его признаки.

1

4

Дифференциация
понятий
«предложение» - «слово»

1

5

Связь слов в предложении.

1

6

Восстановление
«рассыпанных» предложений.

1

7

Виды
предложений
цели высказывания.

8

Главные члены предложения.

Нахождение
подлежащего
и сказуемого в предложении.

1

9

Второстепенные
члены предложения.

Нахождение второстепенных членов
предложения.

1

10

Однородные члены предложения.

11

12

по

1

1

Нахождение однородных членов
Знаки
препинания предложения. Знаки препинания при
при однородных
однородных членах. Составление
членах предложения.
схем предложений.
Членение
сплошного
на предложения.

текста

1

1

Звуки и буквы.
13
14

Фонематический анализ и синтез
слов со сложной структурой
Мягкий
знак
и Соотнесение количества звуков и
разделительный мягкий
знак. букв в слове. Закрепление правил
Сопоставление мягкого знака и правописания разделительного ь.
разделительного мягкого знака в
словах.
Алфавит.

15

Употребление
в предложении.

16

Правописание
глухих согласных.

предлогов Практическое овладение правилом
правописания звонких
и
глухих согласных.
звонких
и

1
1

1
1

Состав слова.
17

18

Состав
слова. Выделение единого корня в серии
слов. Образование однокоренных
Корень. Однокоренные слова.
слов.
Правописание безударных гласных Звучание одного и того же гласного
звука в ударной и безударной
в корне.
позиции. Проверка написания
безударных
гласных разными
способами (изменение формы
22

1

1

19

Образование
слов,
имеющих несколько корней.

20

Окончание.
Роль
в предложении.

21

Приставка. Словообразовательная
роль приставок. Упражнения в
словообразовании.

22

Суффикс. Словообразовательная
роль суффиксов. Упражнения
в словообразовании.

23

Приставка
и
Овладение способами
приставок и предлогов.

24

Разделительный
после приставок.

25

Сопоставление
разделительного мягкого знака и
разделительного твёрдого знака.

26

Правописание приставок.

27

Образование
слов
при
помощи разных частей слова.

окончания

предлог.
различия

ъ

знак

слова, подбор однокоренных слов).
Образование
сложных
слов.
Соединительная
гласная.
Лексическое значение
сложных
слов. Простейшие случаи написания
сложных слов с соединительными
гласными о и е.
Нахождение окончания в словах.
Графическое
обозначение
окончания. Смысловое значение
окончания.
Нахождение приставки в словах.
Графическое
обозначение
приставки. Смысловое значение
приставки.
Правописание
приставок.
Словообразование
приставок. Работа с антонимами.
Суффиксы
профессий,
уменьшительно-ласкательные
суффиксы, суффиксы увеличения,
прилагательных
и
глаголов.
Графическое обозначение суффикса.
Суффиксальный
способ
словообразования.
Практическое
овладение
обучающимися
дифференцированным
использованием
приставок
и предлогов. Закрепление знаний о
корне, приставке, суффиксе и
окончании. Тренировка в языковом
анализе. Уточнение значения слов.
Работа с антонимами, синонимами.
Составление слов из значимых
частей; разбор слова по составу;
подбор слов к схемам.

1

1

1

1

1

1
1

1
1

Части речи.
Обогащение словаря предметов.
Употребление
в
речи
имен
существительных собственных и
нарицательных, одушевленных и
неодушевлённых.
Их
речи дифференциация.

28

Имя существительное. Части речи.
Упражнение
в распознавании
частей речи в предложениях,
тексте.

1

29

Распознавание
частей
и членов предложения.

1

30

Имя
существительное
часть речи.
Его
роль

как
в

1
23

предложении.
31

32
33

№
1

Имена
существительные собственные
нарицательные.

1
и

Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные.

1

Изменение имён существительных Изменение имён существительных
по
числам.
Род
имён
по числам и родам.
существительных, умение различать
род.

Содержание программы коррекционного курса7 класс
Виды
Тема коррекционного занятия
образовательной деятельности
Исследование
состояние
звукопроизношения,
фонематического
восприятия,
анализа и синтеза.
Исследование
экспрессивной
и
импрессивной речи,
лексико-грамматического строя
речи. Состояние связной речи.

Обследование

1

Кол-во
часов
4

Звуки и буквы
2

3

4

Гласные и
согласные звуки Дифференциация понятий «гласные Свойство гласных образовывать согласные». Сравнение слов по
количеству слогов. Типы слогов.
слог. Дифференциация понятий
«слово – слог»
Слоговой анализ и синтез слов Деление слов на слоги. Слова с
различной слоговой структуры. прямыми закрытыми слогами и
слогами со стечением согласных.
Понятие «стечение согласных»
Слоговой анализ и синтез слов
различной слоговой структуры

Порядок слогов в слове. Деление
слов на слоги. Правила переноса.

1

1

1

Твердые и мягкие согласные

5

6

фонематических
Дифференциация твердых и мягких Развитие
согласных, в изолированнойпозиции, дифференцировок на материале
твердых и мягких согласных.
в слогах, словах.
Правила написания предложения.
Связь слов в предложении.
фонематических
Обозначение мягкости согласных Развитие
дифференцировок на материале
24

1

1

гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у- твердых и мягких согласных.
ю, ы- и после твёрдых и мягких
согласных
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях,
текстах
7

8

9
10

мягкости согласных Дифференциация понятий «звук –
буква». Звукобуквенный анализ слов
с буквой Ь.
Буква Ь в конце и в середине слова Сопоставление произношения и
написания слов с разделительным
Ь.
Разделительный Ь перед гласными е, Дифференциация мягкого знака в
функции смягчения и разделения.
ё, я, ю, и
Перенос слов с разделительным Ь и
Дифференциация
Ь
показателя с Ь.
мягкости
согласных
и
разделительного Ь
Обозначение
буквой Ь

1

1

1
1

Парные звонкие и глухие согласные
11
12

13
14

15

Дифференциация звонких и глухих Установление сходства и различия
парных согласных звуков.
согласных звуков
Дифференциация звуков [Б – П],
[Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С],
[Ж–Ш]-в изолированной позиции,
в слогах, словах, предложениях,
текстах

Уточнение артикуляции и звучания
согласных звуков в слогах, словах,
предложениях.
Работа
со
словами-паронимами. Правописание
«жи-ши».

Звук и буква Ц в слогах, словах, Характеристика звука.
звука в разных позициях.
предложениях, текстах

Выделение

Звук и буква Ч в слогах, словах, Характеристика звука. Выделение
звука
в
разных
позициях.
предложениях, текстах
Употребление
уменьшительно-ласкательных суффик
сов.
фонематического
Дифференциация звуков [Ч– Ц] в Развитие
восприятия,
внимания,
анализа и
изолированной позиции, в слогах,
синтеза. Выделение звуков [Ч]– [Ц] в
словах,
словосочетаниях, предложениях, разных позициях.

1
1

1
1

1

текстах
16

17

связей
между
Дифференциация смешиваемых и Закрепление
произнесением
звука
и
его
взаимозаменяемых букв О – а
графическим
изображением
на
письме.
Дифференциация гласных О – а в Развитие зрительной дифференциации
слогах, словах, словосочетаниях, строчных букв «о – а».
предложениях, текстах
25

1

1

18

19

Дифференциация смешиваемых и Работа над развитием ориентировки в
пространстве
и
на
плоскости
взаимозаменяемых букв ш–щ
Узнавание букв по контурному
изображению и деталям рисунка,
перечеркнутые, наложенные друг на
друга.
Дифференциация букв ш–щ в Развитие зрительно-моторных
изолированной позиции, в слогах, координаций. Правописание «жи-ши».

1

1

словах,
словосочетаниях,
предложениях, текстах
20

Слово и его лексическое значение. Выявление значения в контексте.
сочетаемость
слов.
Однозначные и многозначные Лексическая
Омонимы
(слова
«близнецы»).
слова. Слова одинаковые по
звучанию и написанию, но разные
по значению

1

Знакомство с однокоренными
словами.
Омонимы (слова - «близнецы»).
Выявление значения в контексте.
Правила написания предложения.
Выявление значения в контексте.
Согласование слов в словосочетании и
предложении.
Знакомство с понятием родственное
слово. Подбор родственных слов.
Дифференциация однокоренных и
родственных слов. Развитие словаря.
Знакомство с понятием корень.
Дифференциация однокоренных и
родственных слов. Соотнесение словсо
схемой. Выделение единого корня в
серии
слов.
Правописание
родственных и однокоренных слов.
Знакомство со сложным способом
словообразования. Развитие умения
образовывать сложные слова.
Знакомство
с
приставками.
Тренировка в нахождении приставки в
словах. Графическое обозначение
приставки. Правописание приставок.
Развитие
временных
и
пространственных представлений.
Тренировка в нахождении приставки в
словах.
Развитие
пространственных представлений.
Тренировка в нахождении приставки в
словах.
Развитие
временных
представлений.

1

21

Слово. Однокоренные слова

22

Однокоренные
слова-омонимы

слова

и

23

Однокоренные
слова-паронимы

слова

и

24

Родственные слова

25

Корень слова

26

Сложные слова

27

Приставка.
словообразование

28

Приставки пространственного зна
чения

29

Приставки временного значения

Приставочное

26

1

1

1

1

1

1

1

1

30

31

32

33

№

1

Образование слова префиксальным
способом.
Подбор
различных
приставок к словам, обозначающим
действия предметов. Работа с
антонимами.
Правописание приставок. Тренировка
Дифференциация приставок,
в нахождении приставки в словах.
сходных по буквенному составу
Развитие временных и
пространственных представлений.
с
суффиксами.
Суффикс.
Суффиксальное Знакомство
Объяснение
значений
различных
словообразование
суффиксов. Выбор суффикса.
Дифференциация суффиксов.
Тренировка
в
морфологическом
Морфологический состав слова
разборе слов. Уточнение значения
слов.
Работа
с
антонимами,
синонимами.
Образование слов при помощи
приставок

Содержание программы коррекционного курса8 класс
Виды
Тема коррекционного занятия
образовательной деятельности
Исследование
состояние
звукопроизношения, фонематического
восприятия, анализа и синтеза.
Исследование
экспрессивной
и
импрессивной речи,
лексико-грамматического строя
речи. Состояние связной речи.

Обследование

1

1

1

1

Кол-в
о
часов
4

Речь. Предложение. Слово
2

3

4

5

6

последовательности
Предложение. Признаки предложения Определение
слов в предложении. Составление

1

по предложений из слов. Нахождение в
предложении подлежащего
и
сказуемого.
Нахождение
в
предложении второстепенных
Главные и второстепенные члены членов
предложения
Предложения.
Понятие
«словосочетание».
Выделение
словосочетаний
из предложений.
Распространённые
Составление предложений
из
и нераспространённые предложения
словосочетаний.

1

Связь
слов
в
предложении.
Установление
связи
слов
в предложении с помощью вопросов

1

Виды
предложения
цели высказывания.
Отработка интонации

27

1

1

7

Словосочетание.

1

28

Образование словосочетаний
8

Восстановление деформированного
текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение
сплошного
на предложения

1

10

11
12

текста

в
Простое предложение с однородными Нахождение
членами. Знаки препинания при однородных членах
Простое и сложное
однородных членах
Составление
схем
Составление
простых
Простое и сложное предложения
предложений.
Упражнение в различении простого и
сложного предложения

предложении
предложения.
предложение.
предложений.
и сложных

1

1
1

13

Бессоюзное
сложное предложение.
Схемы предложений

1

14

Сложное предложение с союзами и, а,
но.

1

Звуки и буквы
15
16

17
18

Фонематический анализ и синтез слов
со сложной структурой
Мягкий
знак
и Соотнесение количества звуков и
разделительный мягкий знак. Их букв в слове. Смыслоразличительная
роль
ь. Закрепление
сопоставление
правил правописания разделительного
ь.
Употребление
предлогов Практическое овладение правилом
правописания звонких и глухих
в предложении
согласных.
Правописание слов с глухими
и звонкими согласными
Алфавит

1
1

1
1

Состав слова
19
20

21

Состав
слова. Выделение единого корня в серии
слов. Образование однокоренных слов.
Корень. Однокоренные слова
Правописание безударных гласных Звучание одного и того же гласного
звука
в
ударной
и безударной
в корне слова
позиции. Проверка написания
безударных
гласных разными
способами (изменение формы
слова, подбор однокоренных слов).
Упражнение
в
образовании Способ образования сложных слов.
Соединительная гласная. Лексическое
слов, имеющих несколько корней
значение сложных слов. Простейшие
случаи написания сложных слов с
соединительными гласными о и е.
29

1
1

1

22

Роль окончания в предложении

23

Упражнение
в
составлении предложений из слов
данных в разбивку

24

Приставка. Словообразовательная
роль приставок. Упражнение в
словообразовании

25

Суффикс. Словообразовательная
в словообразовании
роль
суффиксов. Упражнение

26

Овладение
способами
различия приставок и предлогов

27

Разделительный
ъ
после приставок.
Правописание приставок

знак

Нахождение окончания в словах.
Графическое обозначение окончания.
Смысловое значение окончания.

Нахождение приставки в словах.
Графическое
обозначение
приставки. Смысловое значение
приставки.
Правописание
приставок.
Словообразование
приставок. Работа с антонимами.
Суффиксы
профессий, уменьшительно-ласкатель
ные суффиксы, суффиксы увеличения,
прилагательных и глаголов.
Графическое обозначение
суффикса. Суффиксальный способ
словообразования.
Практическое
овладение обучающимися
дифференцированным
использованием
приставок
и предлогов.

1
1

1

1

1
1

Части речи
Обогащение словаря. Обогащение
словаря предметов. Употребление в
речи
имен
существительных
собственных
и
нарицательных,
одушевленных и неодушевлённых.
Их дифференциация.

28

Имя существительное. Части речи.
Упражнение
в распознавании
частей речи в предложениях, тексте

29

Имя существительное. Значение
предложении

30

Собственные
нарицательные имена
существительные

и

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные

1

32

Число имён существительных.
Упражнение в определении числа
имен существительных

33

Род
имени
существительного.
Дифференциация существительных
разного рода

Изменение имён существительных
по
числам.
Род
имён
существительных,
умение
различать род.

Содержание программы коррекционного курса
30

1

1

1

1

9 класс
№

1

Виды
образовательной деятельности

Тема коррекционного занятия

Исследование
состояние
звукопроизношения,
фонематического
восприятия,
анализа и синтеза.
Исследование экспрессивной и
импрессивной речи,
лексико-грамматического строя
речи. Состояние связной речи.

Обследование

Кол-в
о
часов
4

Речь. Предложение. Слово
Определение последовательности
слов в предложении. Составление
предложений из слов. Нахождение
в предложении подлежащего и
сказуемого. Нахождение в
предложении второстепенных

2

Предложение. Признаки предложения

3

Виды
предложения
цели высказывания.
Отработка интонации

4

Главные и второстепенные члены
предложения

5

Распространённые
и нераспространённые предложения

6

Связь
слов
в
предложении.
Установление
связи
слов
в предложении с помощью вопросов

7

Словосочетание.
Образование словосочетаний

1

8

Восстановление деформированного
текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение
сплошного
на предложения

1

10

Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при
однородных членах

11

Простое и сложное предложения

12

Упражнение в различении простого и
сложного предложения

1

13

Бессоюзное
сложное предложение.
Схемы предложений

1

14

Сложное предложение с союзами и, а,

1

по

членов
Предложения.
Понятие
«словосочетание».
Выделение
словосочетаний из предложений.
Составление предложений
из
словосочетаний.

текста
Нахождение
в
предложении
однородных членах предложения.
Простое и сложное предложение.
Составление схем предложений.
Составление простых и сложных
предложений.

31

1
1

1
1
1

1

1

но.
Звуки и буквы
15
16

17
18

Фонематический анализ и синтез слов
со сложной структурой
Мягкий
знак
и Соотнесение количества звуков и
разделительный мягкий знак. Их букв в слове. Смыслоразличительная
роль
ь. Закрепление
сопоставление
правил правописания разделительного
ь.
Употребление
предлогов Практическое овладение правилом
правописания звонких и глухих
в предложении
согласных.
Правописание слов с глухими
и звонкими согласными
Алфавит

1
1

1
1

Состав слова
19

Состав
слова.
Корень. Однокоренные слова

20

Правописание безударных гласных
в корне слова

21

Упражнение
в
образовании
слов, имеющих несколько корней

22

Роль окончания в предложении

23

Упражнение
в
составлении предложений из слов
данных в разбивку

24

Приставка. Словообразовательная
роль приставок. Упражнение в
словообразовании

25

Суффикс. Словообразовательная
в словообразовании
роль
суффиксов. Упражнение

Выделение единого корня в серии
слов. Образование однокоренных
слов.
Звучание одного и того же гласного
звука в ударной и безударной
позиции. Проверка написания
безударных
гласных разными
способами (изменение формы
слова, подбор однокоренных слов).
Способ образования сложных слов.
Соединительная
гласная.
Лексическое значение сложных слов.
Простейшие
случаи
написания
сложных слов с соединительными
гласными о и е.
Нахождение окончания в словах.
Графическое обозначение окончания.
Смысловое значение окончания.

Нахождение приставки в словах.
Графическое обозначение приставки.
Смысловое значение приставки.
Правописание
приставок.
Словообразование приставок. Работа
с антонимами.
Суффиксы
профессий, уменьшительно-ласкател
ьные суффиксы,
суффиксы
увеличения,
прилагательных
и
глаголов. Графическое обозначение
суффикса. Суффиксальный способ
32

1

1

1

1
1

1

1

26

Овладение
способами
различия приставок и предлогов

27

Разделительный
ъ
после приставок.
Правописание приставок

знак

словообразования.
Практическое
овладение обучающимися
дифференцированным
приставок
использованием
и предлогов.

1
1

Части речи
28

Имя существительное. Части речи.
Упражнение
в распознавании
частей речи в предложениях, тексте

Обогащение словаря. Обогащение
словаря предметов. Употребление в
речи
имен
существительных
собственных и нарицательных,

29

Имя существительное. Значение
предложении

одушевленных и неодушевлённых.
Их дифференциация.

30

Собственные
нарицательные имена
существительные

и

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные

1

32

Число имён существительных.
Упражнение в определении числа
имен существительных

33

Род имени
существительного.
Дифференциация существительных
разного рода

Изменение имён существительных
по
числам.
Род
имён
существительных, умение различать
род.

1

1

1

1

Система условий реализации программы
Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную
коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:
а) рабочая зона учителя-логопеда, которая включает в себя:
мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов, родителей (законных представителей);
б) зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий,

33

настенными

зеркалами,

учебными

пособиями,

индивидуальным

раздаточным

и

дидактическим материалами;
Информационное обеспечение
Информационное

обеспечение

субъектов

образовательного

процесса

дает

возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса кинформационно методическим фондам и базам данных, системным источникам информации, наличие
методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также учебнонаглядных пособий и т.д.
В школе имеются мультимедийные комплексы (ноутбук, проектор, экран),
интерактивные доски.
У школы есть внешний ресурс - официальный сайт. Сайт активно используется для
привлечения родителей к интересам детей, школы, общей организации образовательного
процесса.
Программно – методическое обеспечение коррекционного курса

1.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд. центр
ВЛАДОС,2010.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе,
О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2015.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:
«ВЛАДОС», 2011.

4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2016.

5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2,
№3, №4- М.: «Просвещение» 2012.

6. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.
7.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

школы. М., 2014.

8. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:

34

«Владос», 2009.

9. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.

10. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2017.

11. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.

13. Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции
акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2016.

14. Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции
акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2016.

15. Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М: Издательство «Гном и
Д», 2017.

16. Е.В. Мазанова. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции
аграмматической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2017.

17. Е.В. Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового
анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми,
имеющими отклонения в развитии. Тетрадь
№ 1 – М: Аквариум, 2016.

18. Е.В. Мазанова. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в
развитии. Тетрадь № 2 – М: Аквариум, 2016.

19. Е. Мазанова. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в
развитии. Тетрадь №4. – М: Аквариум, 2016.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».