Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия

1.Пояснительная записка
Коррекционно-развивающий
курс
«Логопедические
занятия»
является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с
ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление
и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 4/5–9
классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности освоения программного
материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого
развития.
Поскольку категория обучающихся с ЗПР многочисленна и неоднородна по своему
составу, то выраженность речевого нарушения может быть разной у обучающихся одной
возрастной группы. У некоторых обучающихся с ЗПР может сохраняться нечеткость
артикуляции и произношения, недостаточная автоматизированность отдельных звуков,
недостаточность произвольности, объема и переключаемости артикуляционных
движений. В речи могут встречаться нестойкие замены и пропуски звуков.
Трудности письма часто обусловлены у обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования недостатками фонематических процессов, нарушением языкового
анализа и синтеза. Обучающиеся с ЗПР продолжают затрудняться в выделении позиций и
последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на
смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на
письме буквы в словах, сложных для фонематического восприятия или малознакомых.
У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются
специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки словообразования
приставочного и суффиксального способа. Обучающиеся могут применить изученный
ранее способ преобразования на других словах, формально, без опоры на лексическое и
грамматическое значение слова, допуская ошибки. Использование навыков
словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и
предложении, они могут изменить форму существительного, забывая при этом про форму
прилагательного и наоборот.
Обучающиеся допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне лексикограмматического строя речи, допускают семантические замены, затрудняются в подборе
слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при
отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно
затрудняет овладение орфографическими навыками в 4/5–9 классах, программным
материалом по учебному предмету «Русский язык».
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи,
которая реализуется в процессе освоения коррекционно-развивающего курса.
Коррекционно-развивающий курс «Логопедические занятия» направлен на
формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков
речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление
имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.
Задачи курса:

Коррекция и развитие языкового анализа и синтеза.

Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений.

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.


Формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений.

Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи.

Формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма.

Коррекция или минимизация ошибок письма и чтения.

Развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В ходе курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование языковых
обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств
в процессе общения и в учебной деятельности. Происходит обогащение лексического
строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического
оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и
словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических
конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики,
грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию.
2.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствии с
требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на
использовании учебного материала.
Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при
этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету
«Русский язык» с использованием логопедических приемов. Например, используемые на
логопедических занятиях задания по словообразованию разных частей речи, позволяют
отрабатывать навыки морфемного разбора. Работа над обогащением словарного запаса
способствует расширению возможностей обучающихся в подборе проверочных слов на
ряд орфографических правил (например, «Правописание безударных гласных» и др.).
Специальные приемы логопеда по работе с текстом способствуют повышению
осознанности
чтения,
читательской
грамотности.
Отработка
интонационновыразительных средств, модуляции голоса совершенствует навыки выразительного
чтения.
Важным моментом является система работы по подготовке обучающихся к
итоговому изложению в рамках государственной итоговой аттестации. Учитель-логопед
проводит работу по развитию и расширению умений выделять микротемы в тексте,
грамотно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать последовательность
изложения, излагать основное содержание прослушанного текста с использованием
приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы.
Курс
реализуется
в
рамках
внеурочной
деятельности
посредством
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-логопеда. Занятия
проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном
кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы образовательной
организации и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с
администрацией обучающихся. В соответствии с учебным планом на изучение курса
коррекционно-развивающих логопедических занятий отводятся 1-2 часа в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:
групповое занятие – 40 минут;
подгрупповое занятие – 30–40 минут;
индивидуальное занятие – 20–40 минут.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), а также с родителями
обучающегося с ЗПР, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей
обучающегося с ЗПР.

Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из
направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления
речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет
осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных
потребностей и речевых возможностей обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед может
структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей
учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или
нескольких модулей, либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля.
Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает
вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после
изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру
последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически
связанных тем из разных модулей.
4.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс«Логопедическиезанятия».
Вучебномпланеданныйкурсявляетсяэлементом в5-9классах(по68часов–5-6 классы;34
часа–7-9 классы).Количествозанятий–2 раза в неделю в 5-6 классах, 1развнеделю в 7-9
классах.
Время
освоения
содержания
каждого
раздела
программы
индивидуально.Впрограммеучтеныиндивидуальныеособенностииуровеньречевогоразвития
каждогоребенка.Онапостроенапоцикличномупринципуипредполагаетповторениелексическ
ихиграмматическихтемвкаждомклассенаболеевысокомуровне:усложняетсяречевойматериа
л,формызвуковогоанализаи синтеза,приемы работы стекстом.
Основнойформойорганизациикоррекционно–
развивающейработыявляютсяиндивидуальныеи(или)групповыезанятия.Вгруппыподбирают
ся
обучающиеся
содной
параллели.
Наполняемость
групп
—
24человека.Продолжительностьиндивидуальногозанятия–20минут,группового
занятия–
40минут.
Диагностика(обследование)проводитсяс1по15сентябряис15по31мая.
5. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
 Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира,
вкоторомлюдисоединеныбесчисленнымисвязями,втомчислеспомощьюязыка;осознаниепост
улатовнравственнойжизни(будьмилосерден,поступай
так,кактыхотел
бы,чтобыпоступалистобой).

Ценностьобщенияпониманиеважностиобщениякакзначимойсоставляющейжизниобщества,какодногоизосново
полагающихэлементовкультуры.

Ценностьприродыосновываетсянаобщечеловеческойценностижизни,наосозн
аниисебячастьюприродногомира.Любовькприроде
- это и бережное отношение к нейкак среде обитания человека,ипереживание
чувства
её
красоты,
гармонии,
совершенства.
Воспитаниелюбвиибережногоотношениякприродечерезтекстыхудожественныхинаучнопопулярныхпроизведенийлитературы.


Ценность
красоты
и
гармонии
осознание
красоты
и
гармоничностирусского языка,его выразительныхвозможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как
частикультурычеловечества,проникновениявсутьявлений,пониманиязакономерностей,лежа
щихвосновесоциальныхявлений;приоритетностизнания,установленияистины,самогопознан
иякакценности.

Ценностьсемьипониманиеважностисемьивжизничеловека;осознаниесвоихкорней;формированиеэмоционал
ьно-позитивногоотношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение
кстаршим,ихнравственнымидеалам.

Ценностьтрудаитворчестваосознаниеролитрудавжизничеловека,развитиеорганизованности,
целеустремлённости,ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к
труду вцеломиклитературномутруду,творчествуисотрудничеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя какчлена
общества, народа, представителя страны, государства; чувствоответственности за
настоящее
и
будущее
своего
языка;
интерес
к
своейстране:еёистории,языку,культуре,еёжизни иеёнароду.

Ценность
свободы
как
свободы
выбора
и
предъявления
человекомсвоихмыслейипоступков,носвободы,естественноограниченнойнормами
и
правилами поведениявобществе.

5.Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Логопедические занятия» на уровень основного общего
образования
В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические
занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и
языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.
В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет
(сможет):
По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика):

правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков
в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой
структуры или минимизируя их;

применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и
правописания слов;

различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и
букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки
ударения в словах, давать характеристику звука;

ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные,
согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема,
фонетический разбор;

дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные,
аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;


дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому
принципу буквы, фонетическому принципу звуки;

производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его
графическим изображением;

соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом
принципе;

выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или
минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).
По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование
навыков словообразования. Морфемика»:

правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их;

ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
окончание, постфикс;

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи
суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;

образовывать сложные слова путем сложения основ;

производить словообразовательный разбор с целью определения способа
образования слова;

правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;

соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу
пре-, при-, приставок на з (с);

правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми,
чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне
слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по
годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь
как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного
числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных
окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»:

правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;

ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное,
глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие,
числительное;

различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки
частей речи;

уметь образовывать форму изученных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное
значение слова;

подбирать синонимы и антонимы;

различать фразеологизмы и свободные словосочетания;

различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);

различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста
(предложение, текст);

составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять
предложно-падежные конструкции;


выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и
зависимое слово;

определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

составлять простые и сложные предложения с однородными членами;

применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в
предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в
предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в
5-9 классах пунктуационными правилами.
По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:

уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением
изученных правил и норм современного русского литературного языка;

излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов
сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;

связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои
мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую
цельность, речевую связность и последовательность изложения;

определять тему и основную мысль текста;

понимать основное содержание, смысл текста;

составлять простой/сложный план текста;

использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи,
синтаксических конструкций;

аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные
языковые средства и приемы;

участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические
высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью
словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;

извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой
материал;

создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;

соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;

выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех
пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного
оформления текста.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
курса
Для оценки образовательных достижений используются диагностические и
проверочные работы, проводится мониторинг речевого развития обучающихся 5–9
классов. В качестве диагностического инструментария используются рекомендации и
методический материал, представленные в работах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И.
Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др. На основании данных методик
проводится обследование устной и письменной речи, результаты которого фиксируются в
протоколе, который включает речевые образцы обучающегося.
Одной из основных форм обследования навыков письма является диктант, который
учитель-логопед проводит с группой обучающихся и анализирует на предмет наличия
специфических ошибок. Также используются контрольные списывания, тестовые задания,
работа с деформированным текстом, изложения и другое.
На каждого обучающегося с ЗПР заполняется Речевая карта.

6.Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»
включает в себя следующие модули:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной
стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв,
преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса,
использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление
ошибок специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических
представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного
использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на
развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков,
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности
к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Содержание курса «Логопедические занятия» на уровне основного общего
образования
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные, ударные –
безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по улучшению дикции и
произношения, отработка правильного ударения в словах. Роль ударения. Проверяемые
безударные гласные в корне слова (способы подбора проверочных слов). Актуализация
опорных знаний по изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные,
йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие,
непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме сходных по
оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому принципу звуков.
Отработка приемов выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках
изученного по годам обучения).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки
словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий:
части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Выделение
морфем на основе словообразовательного анализа слова. Образование новых слова с
помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок,
приставок и суффиксов. Образование сложных слов путем сложения основ. Выполнение
словообразовательного разбора с целью определения способа образования слова.
Практическое употребление формы слова разных частей речи. Соблюдение на письме
орфографических правил: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с);
правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися
гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова;
правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам
обучения); правописание глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как
показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа

после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных
окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по
изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное,
глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие,
числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения).
Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков
изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму
изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов,
прямого и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов
в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление.
Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного
материала). Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и видовых
понятий. Отработка практических умений употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением. Упражнение в понимание лексического значения незнакомого
слова, исходя из контекста (предложение, текст). Согласование слов и изменение
предложно-падежные конструкции (с опорой на образец и без). Выделение
словосочетаний внутри предложения, определение типа связи, главное и зависимое слово.
Разбор предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление
простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в
предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие умения
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с
изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Работа с текстом (определение темы и основной мысли,понимание основного
содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего
пересказа).Изложение прослушанного текста, с использованием приемов сжатия (с
предварительным делением его на абзацы, выделением значимых микротем).Составление
связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности,
речевой связности и последовательности изложения).Составление письменного текста (с
использованием
изученных
особенностей
частей
речи,
синтаксических
конструкций).Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и
убеждать, используя различные языковые средства и приемы).Беседы и диалоги
(инициациябесед,
устных
монологических
и
диалогических
высказываний,
характеризующихся широким спектром лексических средств, точностью словаря,
использованием разнообразных синтаксических конструкций).Речевой практикум,
направленный наизвлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного
речевого материала.Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление
ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого
этикета.Выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов (с соблюдением всех
пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного
оформления текста).
Организация занятий
В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления
содержания данного курса на занятиях используются разнообразные виды деятельности
обучающихся с ЗПР. Учителю-логопеду целесообразно комбинировать аудирование,
говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять

свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты,
высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы.
Необходимо постоянно развивать у обучающихся с ЗПР умение работать с письменным
текстом и справочной литературой.
Процесс овладения учебными компетенциями и навыками по коррекционному
курсу основан на многократной тренировке в применении полученных знаний на практике
с постепенным усложнением. Объяснение всего материала проводится с опорой на
практико-ориентированные задания. При изучении тем рекомендуется использовать
наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление
осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.
Учебно-тематический план:
5 класс
№

Тема раздела

Количество
часов

1

Обследование. Диагностика.

4

2

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Гласные звуки

6

3

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Согласные звуки

10

4

Обогащение
и
активизация
словарного запаса, формирование
навыков
словообразования.
Морфемика

7

5

Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи.
Морфология:
- Словоизменение. Имя
существительное.

6

7

4

- Словоизменение. Имя
прилагательное.

7

- Словоизменение. Глагол.

8

- Развитие анализа структуры
предложения.

8

Коррекция и развитие связной речи.
Коммуникация.

8

Обследование. Диагностика.

6

Примечание

ИТОГО:

68 ч.
6 класс

№

Количество
часов

Тема раздела

1

Диагностика

4

2

Словоизменение. Глагол

8

3

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Гласные звуки.

9

4

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Согласные звуки.

4

5

Развитие слогового анализа и синтеза.

4

6

Морфемика и словообразование

2

7

Словоизменение. Имя прилагательное

2

8

Словоизменение. Числительное

10

9

Словоизменение. Местоимение

7

10

Словоизменение. Глагол

4

11

Развитие анализа структуры
предложения

8

12

Диагностика

6

ИТОГО:

68

Примечание

7 класс
№

Тема раздела

Количество
часов

1

Диагностика

4

2

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Гласные звуки

4

3

Развитие фонематического анализа и
синтеза. Согласные звуки

4

4

Развитие анализа структуры
предложения

13

5

Развитие анализа структуры текста

8

6

Диагностика

1

ИТОГО:

34

ЭОР и ЦОР

8 класс
№

Количество
часов

Тема раздела

1

Диагностика

2

2

Развитиеанализаструктурыпредложения

16

3

Развитиеанализа структурытекста

15

4

Диагностика

2

5

ИТОГО:

34

Примечание

9 класс
№

Количество
часов

Тема раздела

1

Диагностика

2

2

Развитиеанализаструктурыпредложения

12

3

Развитиеанализа структурытекста

18

4

Диагностика

2

5

ИТОГО:

34

Примечание

7.Тематический план логопедических занятий в5 классах.
№
п/п
1-4.

Тема
Диагностика

Характеристика основных видов
деятельности

Количест

Выполнение заданий, определяющих
состояние лексико-грамматической
стороны речи, связной речи. Выполнять
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов

4

во часов

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки (6 ч.)
5-6.

7-8.
910.

Ударение. Роль ударения.
Проверяемые безударные
гласные в корне слова

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
Проверяемые безударные
речевой этикет в ситуации общения:
гласные в корне слова
слушают ответы и объяснения детей,
Гласные после шипящих и Ц. высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.

2

2
2

Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям
.Проверяемые безударные гласные в
корне слова . Гласные после шипящих и
Ц. 1 выполняют их в соответствии с
инструкцией. Повторяют понятие
«орфограмма»; письменно выполняют
упражнения, опознавая различные виды
орфограмм. Знакомятся с понятием
морфемы, графически выделяют
морфемы в слове. Читают текст,
определяя ударные и безударные
гласные. Усваивают правило написания
безударных гласных в корне слова.
Выполняют упражнения,
отрабатывающие данное правило:
вставляют пропущенные буквы,
проставляя ударение и подбирая
проверочные слова. Учатся различать
одинаково произносимые слова с
разным написанием. Пишут под
диктовку
Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки (10 ч.)
1112.
1314.

1516.

1718.
1920.

Парные звонкие и глухие
Соблюдают правила работы в группе.
согласные в слабых позициях Включаются в групповую работу и
(на конце и в середине слова) участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
Твёрдые и мягкие согласные. речевой этикет в ситуации общения:
Обозначение мягкости
слушают ответы и объяснения детей,
согласных двумя способами: высказывают свое мнение. Учатся
гласными второго ряда и
контролировать свои действия и
мягким знаком
коллективно-распределительные
Разделительный мягкий знак. действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Разделительный твёрдый
Учатся работать индивидуально.
знак. Дифференциация
Внимательно слушают инструкции
разделительного мягкого и
учителя. Самостоятельно читают
твёрдого знаков
задание к письменным заданиям и
Непроизносимые согласные
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Анализируют слова и
распределяют их в группы по способу
Двойные согласные
проверки написания согласных в корне.
Усваивают правило написания
проверяемых согласных в корне слова.
Выполняют упражнения,
отрабатывающие данное правило.
Учатся различать одинаково
произносимые слова с разным
написанием. Участвуют в

2

2

2

2
2

лингвистической игре, направленной на
запоминание правописания словарных
слов
Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков
словообразования. Морфемика.
(7 ч.)
21.
22.
23.
24.

25.

26.

27.

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
Корень слова. Однокоренные участвуют в совместной работе,
слова
используя общение. Соблюдают
Приставка. Роль приставки в речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
изменении значения слова.
высказывают свое мнение. Учатся
Слова с приставками,
контролировать свои действия и
противоположными и
коллективно-распределительные
близкими по значению
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Суффикс. Образование
Учатся работать индивидуально.
качественных
Внимательно слушают инструкции
прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, - учителя. Самостоятельно читают
ив-, -лив-,-чик-, -оват-, - еват- задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
)
инструкцией. Определяют лексико Образование относительных грамматическое значение слова.
прилагательных (-ов-,-ев-, Находят окончание и основу слова.
н-, -ян-, -ск-, -енн-)
Подбирают к слову родственные слова,
выделяют корень слова. Распределяют
Образование
слова с омонимичными корнями на
притяжательных
группы, определяют лексическое
прилагательных (-ин-, …)
значение слов каждой группы. Находят
в предложении и тексте сложные слова.
Определяют лексическое значение
сложных слов. Образуют из
предложенных корней сложные слова.
Определяют лексико- грамматическое
значение слова. Выделяют в словах
суффикс. Образуют существительные с
помощью уменьшительноласкательных суффиксов. Образуют
существительные, обозначающие
название детенышей, профессий с
помощью суффиксов. Образуют
качественные и относительные
прилагательные с помощью суффиксов.
Выделяют в словах приставку.
Образуют слова с помощью приставок
з-, с-. Образуют слова с помощью
приставок пре-, при-. Образуют глаголы
с помощью приставок. Объясняют
лексическое значение однокоренных
глаголов. Образование качественных
Основа слова и окончание

1
1
1
1

1

1

1

прилагательных с помощью различных
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-,
- еват-) . Образование относительных
прилагательных (-ов-,-ев-, - н-, -ян-, -ск, -енн-) . Образование притяжательных
прилагательных (-ин-, …)
образованных приставочным способом.
Дифференцируют приставку и предлог.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
Словоизменение. Имя существительное (4 ч.)
28.

Изменение существительных
по числам

29.

Изменение существительных
по падежам, в том числе
существительных на –ии, ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)

3031.

Изменение существительных
по падежам, в том числе
существительных на –ии, ие, -ия (Д.п., П.п.)

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия .
Изменение прилагательных по числам и
по падежам . Согласование
прилагательных с существительными в
роде Согласование прилагательных с
существительными в числе 1
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Определяют
морфологические признаки имени
прилагательного. Составляют
предложения с именами
прилагательными. Согласуют имена
прилагательные с именами
существительными. Выделяют
окончания в именах прилагательных,
определяют их род, число, падеж.

1
1

2

Словоизменение. Имя прилагательное (7 ч.)
32.

Род имён прилагательных

3334.

Изменение прилагательных
по числам и по падежам

35-

Согласование
прилагательных с

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,

1
2
2

36.

существительными в роде

3738.

Согласование
прилагательных с
существительными в числе

высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Определяют
морфологические признаки имени
прилагательного. Составляют
предложения с именами
прилагательными. Согласуют имена
прилагательные с именами
существительными. Выделяют
окончания в именах прилагательных,
определяют их род, число, падеж

2

Словоизменение. Глагол (8 ч.)
3940.

Изменение глаголов по
временам

4142.

Изменение глаголов по
числам

4344.

Изменение глаголов по
родам в прошедшем
времени. Согласование с
именем существительным

4546.

Согласование глаголов с
существительными в числе

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Определяют
морфологические признаки глагола.
Составляют предложения по рисунку.
Определяют лицо и время глаголов,
приведённых в упражнениях. Ставят
глаголы в неопределённую форму

2
2
2

2

Развитие анализа структуры предложения (8 ч.)
4748.

Предложение.
Грамматическая основа.

4950.

Второстепенные члены
предложения

51-

Однородные члены

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,

2
2
2

52.

предложения

53.

Обращение

54.

Прямая и косвенная речь

высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Определяют лексико грамматическое значение слова. Учатся
различать части речи: по значению, по
роли в предложении, по
грамматическим категориям. Отличают
словосочетания от слова, предложения.
Согласовывают слова в словосочетании
и предложении. Работают с
деформированным предложением.
Определяют границы предложений.
Распространяют простые предложения.

1
1

Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация.
(8 ч.)
Диагностика (6 ч.)
55.

Составление рассказа по
опорным словам и
картинкам.

Уметь определять и раскрывать тему
текста, составлять связное
высказывание по опорным словам,
словосочетаниям, используя
разнообразные языковые средства.

1

56.

Составление коротких
рассказов-описаний
предмета.

1

57.

Составление рассказа по
сюжетной картинке.

Составлять рассказ-описание заданных
предметов.
Составлять полный ответ на вопрос,
учитывая связь предложений в тексе.
Производить фонематический синтез
слов.
Составлять рассказ по сюжетной
картинке, определять и раскрывать тему
текста, составлять связное
высказывание, использовать
разнообразные языковые средства.

58.

Составление рассказов из
деформированного текста (46 предложений).

Составлять рассказ из
деформированного текста.

1

59.

Пересказ текстов
описательного характера с
опорой на серию картинок и
последовательность
действий с использованием
серии сюжетных картинок,

Составлять пересказ
повествовательного текста с опорой на
серию сюжетных картинок и словадействия.
Осуществлять фонематический анализ
слов.

1

1

опорных слов-действий.
60.

Краткий пересказ.
Составление плана
пересказа.

Составлять полные предложенияобъяснения лексического значения
слова, кратко пересказывать
повествовательный текст, определять
последовательность частей текста,
составлять план рассказа и
использовать составленный план при
кратком пересказе.
Осуществлять фонематический анализ
слов.
Определять и раскрывать тему текста,
собирать материал по теме, точно
употреблять слова в речи, определять
последовательность частей текста.

6162.

Обучение творческому
рассказыванию по
обозначенному началу
(концу) рассказа.

63.

Диктант.

1

64.

Работа над ошибками.

1

6568.

Диагностика устной и
письменной речи
(списывание, изложение,
сочинение).

Выполнение заданий, определяющих
состояние лексико-грамматической
стороны речи, связной речи. Выполнять
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов

1

2

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
п/п
1-4.

Тема
Диагностика

Характеристика основных видов
деятельности

Количест

Выполнение заданий, определяющих
состояние лексико-грамматической
стороны речи, связной речи. Выполнять
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов

4

во часов

Словоизменение. Глагол (8 ч.)
5-6.

Изменение глаголов по
временам

7-8.

Изменение глаголов по
числам

910.

Изменение глаголов по
родам в прошедшем
времени.

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при

2
2
2

1112.

Согласование с именем
существительным

решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Определяют
морфологические признаки глагола.
Составляют предложения по рисунку.
Определяют лицо и время глаголов,
приведённых в упражнениях. Ставят
глаголы в неопределённую форму.

2

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки (9 ч.)
Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя
общение.
Соблюдают
Чередование гласных О-А в
речевой этикет в ситуации общения:
корнях -кос-, -кас-; -гор-, слушают ответы и объяснения детей,
гарвысказывают свое мнение.
Учатся контролировать свои действия и
Правописание гласных в
коллективно-распределительные
приставках –пре-, -придействия товарищей по группе при
решении
коммуникативных
задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя.
Самостоятельно
читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией.
Усваивают
правило
написания букв а — о в корнях с
чередованием.
Выбирают правильное написание слов,
в которых присутствует изучаемая
орфограмма.
Выписывают из орфографического
словаря ряд слов с изучаемой
орфограммой.
Находят
слова
с
приставками пре-, при-, определяют
правильность написания. Выполняют
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов
Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки (4 ч.)

3

22.

Правописание согласных в
приставках

1

23.

Правописание согласных в
приставках

24.

Употребление мягкого знака

1315.
1618.
1921.

Чередование гласных О-А в
корнях -лож-, -лаг-; -рос-, раст-, -ращ-

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,

3

3

1
1

для обозначения
грамматических форм
25.

Употребление мягкого знака
для обозначения
грамматических форм

высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Образуют слова с
помощью приставок пре-, при-.
Образуют глаголы с помощью
приставок. Объясняют лексическое
значение однокоренных глаголов,
образованных приставочным способом.
Дифференцируют приставку и предлог.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим.

1

Развитие слогового анализа и синтеза (4 ч.)
26.

Правописание сложных слов

27.

Образование сложных слов

28.

Диктант.

29.

Работа над ошибками.

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Находят в предложении и
тексте сложные слова. Определяют
лексическое значение сложных слов.
Определяют и объясняют правильное
написание сложных слов. Образуют из
предложенных корней сложные слова.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим.

1
1
1
1

Морфемика и словообразование (2 ч.)
30.

Сложные слова.
Сложносокращённые слова

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и

1

31.

Сложные слова.
Сложносокращённые слова

участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Находят в предложении и
тексте сложные слова. Определяют
лексическое значение сложных слов.
Определяют и объясняют правильное
написание сложных слов. Образуют из
предложенных корней сложные слова.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим

1

Словоизменение. Имя прилагательное (2 ч.)
3233.

Степени сравнения имени
прилагательных

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Характеризуют
морфологические признаки имени
прилагательного и его синтаксическую
роль. Работают с иллюстрацией,
характеризуя предметы, изображённые
на ней. Составляют словосочетания с
именами прилагательными. Выделяют
имена прилагательные в разных
степенях сравнения как члены
предложения. Выделяют морфемы в
именах прилагательных в степенях

2

сравнения. Устно сравнивают
различные объекты. Выполняют
письменные задания в тетрадях,
соблюдая общеорфографический режим

Словоизменение. Числительное (10 ч.)
3435.

Согласование порядковых
числительных с
существительными

3637.

Понимание и употребление
собирательных имен
числительных, в том числе
оба, обе

3839.

Особенности сочетаемости
имен существительных с
именами числительными

4041.

Употребление имен
числительных при
выражении точного или
приблизительного времени
суток, количества чеголибо

4243.

Употребление имен
числительных при
выражении календарных дат

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Распознают
количественные и порядковые
числительные при выполнении
упражнений. Составляют предложения
с числительными. Отрабатывают
навыки правильного произношения
числительных, записанных цифрами.
Составляют и пишут расписку.
Составляют словосочетания и
предложения с порядковыми
числительными. Анализируют примеры
объявлений. Составляют и записывают
своё объявление. Выполняют
письменные задания в тетрадях,
соблюдая общеорфографический
режим.

2

2

2

2

2

Словоизменение. Местоимение (7 ч.)
4445.

Согласование местоимений с
существительными

4647.

Различение и употребление
личных местоимений

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при

2

2

4849.

Различение и употребление
притяжательных и
возвратных местоимений

50.

Различение и употребление
определительных,
неопределённых,
отрицательных местоимений

решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Находят в
словосочетании, предложении
местоимения, определяют форму
согласования с существительными.
Подбирают определенную форму
местоимения к указанному
существительному. Выполняют
письменные задания в тетрадях,
соблюдая общеорфографический режим

2

1

Словоизменение. Глагол (4 ч.)
5152.

Изменение глагола по лицам
и числам.

5354.

Спряжение глаголов.
Окончания глаголов

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Составляют предложения
с глаголами. Распределяют глаголы по
группам (спряжение). Определяют
написание личных окончаний глаголов.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим

2
2

Развитие анализа структуры предложения (8 ч.)
5557.

Работа со сплошным
текстом. Членение
сплошного текста на
предложения

5860.

Составление текста из
предложений, данных в
разбивку.

61-

Составление текста из
деформированных

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при

3

3

2

решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Работа с
деформированными предложениями.
Выполняют письменные задания в
тетрадях, соблюдая
общеорфографический режим
Диагностика (6 ч.)

62.

предложений

63.

Диктант.

1

64.

Работа над ошибками.

1

6568.

Диагностика устной и
письменной речи
(списывание, изложение,
сочинение).

Выполнение заданий, определяющих
состояние лексико-грамматической
стороны речи, связной речи. Выполнять
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
п/п
1-4.

Тема
Диагностика

Характеристика основных видов
деятельности

Количест

Выполнение заданий, определяющих
состояние лексико-грамматической
стороны речи, связной речи. Выполнять
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов

4

во часов

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки (4 ч.)
5

Чередование гласных в
корнях –бир-, -бер-

6

Гласные в суффиксах
действительных причастий
настоящего времени

7

Гласные в суффиксах
страдательных причастий
настоящего времени

8

Наречие. Конечные гласные
наречий

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают

1
1

1

1

задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Распознают
действительные причастия настоящего
времени. Работают с. таблицей и
материалом на данную тему. Образуют
действительные причастия от разных
глаголов. Изучают правило выбора
орфограммы в данных причастиях.
Выполняют упражнения,
руководствуясь усвоенным правилом.
Работают с текстом, насыщенным
причастиями. Тренируются в написании
наречий, определяя выбор орфограммы.
Читают тексты, работают над их
особенностями, озаглавливают, делят на
абзацы, находят наречия. Выполняют
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.
Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки (4 ч.)
910.

Правописание согласной
буквы Н в суффиксах
причастий

1112.

Одна и две буквы Н в
наречиях на – о, -е

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Работают по материалу
для наблюдений. Производят различные
замены глаголов на краткие причастия
или прилагательных на однокоренные
причастия. Выполняют письменную
работу, включающую в себя
списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.

2

2

Развитие анализа структуры предложения (13 ч.)
13

Причастие как особая форма
глагола. Причастный оборот

14

Анализ предложений с

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают

1
1

причастным оборото

речевой этикет в ситуации общения:
слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Составляют предложения
с причастными и деепричастными
оборотами. Соотносят предложения со
схемами. Распространяют причастия и
деепричастия, образуя обороты. Читают
выразительно текст, соблюдая
пунктуационные знаки. Анализируют
предложения с предлогами.
Дифференцируют предлоги и
приставки. Конструируют предложения
по заданной схеме. Распространяют
предложения причастными и
деепричастными оборотами. Строят
сложносочиненные и
сложноподчиненные предложении с
использованием союзов. Выполняют
письменную работу, включающую в
себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.

15

Деепричастие как особая
форма глагола.
Деепричастный оборот

16

Анализ предложений с
деепричастным оборотом

17

Наречие как часть речи.
Анализ предложений с
наречиями

18

Анализ предложений с
непроизводными предлогами
(без, до, для, из, к, над, о(об),
от, по, под, пред, при, про, у,
с, через)

19

Анализ предложений со
сложными предлогами (изза,
из-под, по-за, по-над)

20

Анализ предложений с
производными предлогами
(ввиду, вместо, вроде,
вследствие, сверх, насчёт, в
продолжение, в течение, в
виде)

2122.

Конструирование
предложений со словами,
данными в начальной форме,
включая предлоги

23

Распространение
предложений

1

24

Построение
сложносочинённых
предложений с союзами (и, а,
но)

1

25

Построение
сложноподчинённых
предложений с союзами
(чтобы, потому что, и т. д.).
Их перестроение

1

1

1
1

1

1

1

2

Развитие анализа структуры текста (8 ч.)
26

Текст. Дифференциация
понятий «текст»,
«предложение»

27

Составление текста из
деформированных

Соблюдают правила работы в группе.
Включаются в групповую работу и
участвуют в совместной работе,
используя общение. Соблюдают
речевой этикет в ситуации общения:

1

1

предложений
28

Тема текста и его основная
мысль. Заглавие текста

29

План. Пересказ текста по
составленному плану

30

Подробное изложение
повествовательных текстов

31

Подробное изложение с
творческими дополнениями

32

Сжатое изложение

33

Выборочное изложение

слушают ответы и объяснения детей,
высказывают свое мнение. Учатся
контролировать свои действия и
коллективно-распределительные
действия товарищей по группе при
решении коммуникативных задач.
Учатся работать индивидуально.
Внимательно слушают инструкции
учителя. Самостоятельно читают
задание к письменным заданиям и
выполняют их в соответствии с
инструкцией. Читают текст
интонационно правильно (осознанно),
озаглавливают, находят языковые
средства связи. Списывают текст, деля
на абзацы, попутно работая над
орфографией. Составляют связный
текст и озаглавливают его. Пишут
свободный диктант. Формулируют, что
такое текст. Составляют план текста.
Выполняют письменную работу,
включающую в себя списывание и
диктант слогов, слов, предложений и
текстов.

1
1
1
1
1
1

Диагностика
34.

Диагностика

включающаю в себя списывание и
диктант слогов, слов, предложений и
текстов

1

8 класс
№
п/п
1
2

3

Тема
Диагностика
Диагностика

Характеристика основных
видов деятельности
Выполняют
определяющие

задания,

состояниелексикограмматическойстороныречи,связнойре
чи.Выполняютписьменную
работу,включающую в
себя списывание идиктант слогов,
слов,
предложений и текстов
Развитиеанализаструктурыпредложения(16ч)
Уточнение представлений Соблюдают правила работы
опредложении.
вгруппе.Включаютсявгруппову
Типы
юработуиучаствуютвсовместнойработе,
предложенийпоцели
используя
высказывания

Количес
твоч
асов
1
1

1

4
5
6
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Главныеивторостепенные
членыпредложений
Нахождение
слов,
связанныхсподлежащим.
Нахождение
слов,
связанныхсосказуемым
Конструирование
простых
предложений
(нераспространённых,распрос
транённых)
Связьсловв
предложении,выраженнаясогл
асованием
вчисле
Связьсловв
предложении,выраженнаясогл
асованием
вроде
Связьсловвпредложении,
выраженнаясогласованиемв
падеже
Связьсловв
предложении,выраженнаясогл
асованием
влице
Связьсловвпредложении,
выраженная управлением.

Конструирование
предложений
Связь слов в предложении,
выраженная примыканием.
Конструирование
предложений
Конструирование
предложений
с
однороднымичленами
Конструирование
предложений
с
обращениями и вводными
словами
Конструирование
предложений
с
обращениями и вводными
словами

общение.Соблюдают
речевой этикет вситуации
общения:
слушаютответы и
объяснения
детей,высказываютсвоемнение.
Учатсяконтролироватьсвоидействияико
ллективнораспределительныедействиятоварищейп
огруппеприрешениикоммуникативныхз
адач.Учатся работать
индивидуально.Внимательносл
ушают инструкцииучителя.
Самостоятельно
читаютзаданиекписьменнымза
даниямивыполняютихвсоответствиисин
струкцией.
Отличаютсловосочетания
от
слова,предложения.
Согласовываютслова
в
словосочетании
ипредложении. Работают
сдеформированнымпредложен
ием.Определяют
границыпредложений.
Распространяютпростые
предложения.Конструируют
предложения позаданным
схемам.
Соотносят
предложения
и
схему.
Выполняютписьменныезаданиявтетрадя
х,соблюдаяобщеорфографическийрежи
м.

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

Способыпередачи чужой
речи.Прямаяикосвеннаяречь

1

18

Прямаяикосвеннаяречь
Развитиеанализа структурытекста(15 ч.)
Пересказ
по
серии Соблюдают правила работы
сюжетныхкартинок
вгруппе.Включаютсявгруппову
Пересказ по сюжетной юработуиучаствуютвсовместнойработе,
картинке
используя
общение.Соблюдают
Чтотакоеплан
речевой
этикет
Видыпланов
вситуации
общения:
Пересказпоплану
слушаютответы
и
Изложение
текста
по
объяснения
вопросам
детей,высказываютсвоемнение.
Изложение
текста
по
Учатсяконтролироватьсвоидействияико
опорнымсловам
ллективноИзложение
текста
распределительныедействиятоварищейп
поколлектив
огруппеприрешениикоммуникативныхз
носоставленному
адач.Учатся работать
плану
индивидуально.Внимательносл
Изложение
текста
по
ушают
инструкцииучителя.
самостоятельнососта
Самостоятельно
вленномуплану
читаютзаданиекписьменнымзад
Типы
текстов:
аниямивыполняютихвсоответствиисинс
повествование,
трукцией. Доказывают,
описание,
чтоприведённые
рассуждение
предложенияявляются
Текст – повествование.
текстом.
Составлениерассказа
Анализируюттекстсостороныяз
Текст
–
описание.
ыковыхсредствсвязи.
Выполняют
Составлениерассказа
Текст
–
творческиезаданиявгруппах.Ко
рассуждение(объя
нструируюттекст. Выполняют
снение).Составление
письменныезадания
в
рассказа
тетрадях,
Текст
–
рассуждение
соблюдаяобщеорфографически
(доказательство).Составление
йрежим.
рассказа
Замена в тексте лица
1
рассказчика
Диагностика
Выполняютписьменнуюработу,включа
ющуювсебясписываниеи
диктант
слогов,
слов,предложенийитекс
тов
Итого:

1

19
20
21
22
23
24
25
26

27

28

29
30
31

32

33
34

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

1

1

34

9 класс
№
п/п

Тема

Характеристика основных
Видов деятельности

Количес
тво
часов

1
2

3

4
5

6

7

8

9

10

11

12

Диагностика
Диагностика

Выполняют
определяющие

задания,

состояниелексикограмматическойстороныречи,связнойр
ечи.Выполняютписьменную
работу,включающую в
себя списывание идиктант слогов,
слов,
предложений итекстов
Развитиеанализаструктурыпредложения(12ч.)
Уточнение представлений Соблюдают правила работы в
опредложении.
группе. Включаются в групповую
Типы
работу и участвуют в совместной
предложенийпоцели
работе,
используя
общение.
высказывания
Соблюдают речевой этикет в
Главныеивторостепенные
ситуации
общения:
слушают
членыпредложений
ответы и объяснения
детей,высказываютсвоемнение
Нахождение
.Учатсяконтролироватьсвоидействияик
слов,
оллективносвязанныхсподлежащим.На
распределительныедействиятоварищей
хождение
слов,
погруппеприрешениикоммуникативны
связанныхсосказуемым
хзадач.Учатся работать
Конструирование
индивидуально.Внимательнос
простых
предложений(нераспростран лушают инструкцииучителя.
Самостоятельно
ённых,распространённых,
читаютзаданиекписьменнымза
с
однороднымичленами)
даниямивыполняютихвсоответствииси
Связьсловвпредложении,
нструкцией.
выраженнаясогласованиемв
Отличаютсловосочетания
числе
от
слова,предложения.
Связьсловвпредложении,
Согласовываютслова в
выраженнаясогласованиемв
словосочетании
роде
ипредложении. Работают
Связьсловв
предложении,выраженнаясогл
сдеформированнымпредложен
асованием
ием.Определяют
впадеже
границыпредложений.
Связьсловвпредложении,
Распространяютпростые
выраженнаясогласованиемв
лице
предложения.Конструируют
Связьсловвпредложении,
предложения позаданным
схемам. Соотносят
выраженная управлением.
предложения
и
схему.
Конструирование
Выполняютписьменныезаданиявтетрад
предложений
ях,соблюдаяобщеорфографическийреж
им.
Связьсловв
предложении,выраженнаяпри
мыканием.
Конструирование
предложений

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

13

14

15

16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Конструированиесложныхп
редложений
с
сочинительнымисоюзами
Конструированиесложныхп
редложений
с
подчинительнымисоюзами
Развитиеанализа структурытекста(18 ч.)
Повторение
Соблюдают правила работы
изученного.Тема
вгруппе.Включаютсявгруппову
текста,
основная
юработуиучаствуютвсовместнойработе,
мысль,опорныеслова
используя
Типытекстов
общение.Соблюдают
Структуратекста.Понятие
речевой
этикет
омикротеме
вситуации
общения:
План. Видыплана
слушаютответы
и
объяснения
Составлениеплановразных
детей,высказываютсвоемнение.
видов
Учатсяконтролироватьсвоидействияико
Составление
плана
по
ллективноданномутексту
Изложениесязыковымразбор распределительныедействиятоварищей
омтекстапоколлективносост погруппеприрешениикоммуникативны
хзадач.Учатся работать
авленному
индивидуально.Внимательносл
плану
ушают
инструкцииучителя.
Редактированиеизложения
Типы
текста. Самостоятельно
читаютзаданиекписьменнымзад
Сравнительноеописание
аниямивыполняютихвсоответствиисинс
Сочинение–сравнительное
трукцией. Доказывают,
описание
чтоприведённые
Редактированиесочинений.
предложенияявляются
Речевыеошибки
текстом.
Типы
текста.
Анализируюттекстсостороныяз
Повествование
ыковыхсредствсвязи.
Выполняют
Сочинение– повествование
Редактирование сочинения.
творческиезаданиявгруппах.Ко
Речевые ошибки
нструируюттекст. Редактируют
Типы текста. Рассуждение
собственныйтекст. Находят
Сочинение-рассуждение
и исправляютречевые
Редактированиесочинения.
ошибки.
Выполняют
Речевыеошибки
письменные задания в тетрадях,
Речевые ошибки и их
соблюдая общеорфографический
исправления
режим
Диагностика
Выполняютписьменнуюработу,включа
ющую в себя списывание идиктант
Диагностика
слогов,
слов,
предложений и текстов
Итого:

8.Описание материально- технического
обеспечения образовательного процесса

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

Оснащение кабинета логопеда:
- зеркало настенное (50 x 100см);
- зеркала для индивидуальной работы;
- логопедические зонды, шпатели;
- наборное полотно;
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей (4 шт.);
- детские стулья (8 штук);
- стеллажи для хранения игр, игрушек, пособие для развития тонкой моторики, дыхания,
психических функций;
- стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальной
консультации родителей.
Наглядный материал по развитию речи (по лексическим темам, предметные картинки по
звуковой культуре речи).
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов
звуков, картинный материал для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое
лото, речевые домики);
по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития
фонематического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные
схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам.
для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
счетный материал;
пирамидки;
разрезные картинки разной конфигурации;
набор картинок «Четвертый лишний»;
набор карточек на обобщающие темы;
наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом»,
«Путаница», «Нелепицы».
картотеки:
артикуляционная гимнастика в картинках;
пальчиковые игры;
дыхательные упражнения и игры;
наборы предметных картинок по лексическим темам;
загадки, чистоговорки, скороговорки;
упражнения на релаксации
пособия и материалы:
на развитие дыхания:
воздушные шары
вертушки
мыльные пузыри.
на развитие мелкой моторики:
матрешки
шнуровки
пирамидки
пазлы
трафареты
по обучению грамоте:
настенная азбука
кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву
трафарет
схемы артикуляции звуков
материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Технические средства:
- аудиозаписи (звуки улицы, природы – шум дождя, ручья, ветра и т. п.);
- учебные и развивающие диски.
- экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.
- персональный компьютер.
VII. Используемая литература
Литература для учителя – логопеда:
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. –
М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4
классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –
М.: «Просвещение», 1991.
7. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение»,
1989.
8. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
9. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
– М., 2007.
10. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
11. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. –
М., 2007.
12. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,
2007.
13. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. –
Волгоград: «Панорама», 2006.
14. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебнометодическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
15. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ
Сфера», 2007.
16. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап:
Пособие для логопеда. – М., 2005.
17. Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения.- М. Эксмо, 2015.
18. Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.
19. В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ
Сфера, 2017 г.
Литература для обучающихся
1. Е.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и
синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми,
имеющими отклонения в развитии. М.; ООО
« Аквариум – Принт », 2006. – 56 с.: ил.
1.
2.
3.
4.

1. Е.В. Мазанова. « Учусь не путать буквы». Упражнения по профилактике и коррекции
оптической дисграфии». М. – 2006.
2. И.Ю. Оглоблина. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у
младших школьников.Владос. – 2016.
Электронные издания
1.
Компьютерные программы «Игры для Тигры»; «Учимся говорить
правильно».
Логозаврия
www.logozavr.ru6.
Логопед-плюс
www.logopedplus.ru7.
Логопед.ru
www.logoped.ru8.
Журнал Логопед
www.logoped-sfera.ru9.
Вы знакомы с проблемой дисграфии?
disgraphik.narod.ru10.
Дизартрия news
www.profunde.ru
Сайт, посвященный проблеме дизартрии.11.
Искусство говорить
www.corrects.ru12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».