Пояснительная записка Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Методологическим обоснованием программы является концепция психологического здоровья, развития личности в условиях определенного образовательного пространства. Программа направлена на формирование жизненной компетенции обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Цель курса - охрана и укрепление психологического здоровья, обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Коррекционно - развивающие задачи: • • • • • • • • • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости; оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с легкой степенью умственной отсталости, консультативной и методической помощи; Формирование навыков рефлексии; Формирование позитивного отношения к своему «Я» Формирование способности к самоуправлению; Формирование и развитие навыков социального поведения. Принципы психокоррекционной программы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. 1. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. 2. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. 3. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. 4. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. 5. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. Вводная часть. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. Основная часть. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. Заключительная часть. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Критериями эффективности. Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется: сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 3-х лет занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности); отзывы учителей, родителей. Форма оценивания знаний – безотметочная. Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика. Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. На занятиях по курсу «Психокоррекционные занятия» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, и мнемических процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование движений. Обучение реализуется на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умственной отсталостью. 1. Общая характеристика коррекционного курса Основными направлениями психокоррекционной работы являются: 1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: - развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика. 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: - сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), психолого-педагогический эксперимент, наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, беседы с учащимися, учителями и родителями, изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: - - составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами), формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся, организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие, разработку оптимальных для развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся, развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения, социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые, игры, упражнения, этюды психокоррекционные методики, кизенеологические упражнения. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: - психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы. В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. 4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с легкой степенью умственной отсталости, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает: - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов, печатных и других материалов, психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности, психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с УО. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Обучающиеся с УО - это дети, имеющее задержанное или неполное развитие психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников: позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Дети с легкой степенью умственной отсталости вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка с легкой степенью умственной отсталости в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков необходимо специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников общеобразовательной школы. 3. Описание места коррекционного курса в учебном плане. Программа входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а именно в коррекционно-развивающую область. Общее количество часов в год по каждому классу: 34. Количество занятий в неделю: 1. Продолжительность занятия: 40 минут. Категория обучающихся: обучающиеся с умственной отсталостью 5 – 9 классов. 4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты программы включают овладение обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений подростков в различных средах. Результаты курса: 1) наличие умения сотрудничать с окружающими людьми (поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, уважительное отношение к иному мнению, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, осуществление самоконтроля в процессе деятельности и т.п.); 2) наличие навыков саморегуляции; 3) наличие адекватных представлений о собственных возможностях; 4) наличие осознания способов достижения поставленных жизненных целей, своего места в мире. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости: - распознавать и выражать свои эмоции; - управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния; - элементам логического рассуждения; - выделять существенные признаки и закономерности предметов; - сравнивать предметы, понятия; - уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ; - самостоятельно выполнить задания; - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - работать в группе (при групповых формах работы). 5.Содержание коррекционного курса занятий психологического развития Содержание программы не предусматривает теоретической подготовки обучающихся, она ориентирована на обращение к тем проблемам, которые привели или могут привести к деформации психологического здоровья обучающихся. Содержание I этапа 1) Диагностика Лесенка В.Г. Щур. Тест Люшера. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». 2) Моё отражение Кто такие подростки? Я – подросток. Портрет положительного подростка. Портрет отрицательного подростка. Мой портрет в лучах солнца. Зеркало. Автопортрет. 3) Техники снятия внутреннего напряжения Дыхательные упражнения: «Дыхание животом», «Прячем шарик». Упражнения на снятие мышечного напряжения: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба», «Булькание». 4) Эмпатия в действии. Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия? Развиваем эмпатию. Эмпатия в действии. 5) Я – часть класса. Совместная картинка. Мы – друзья? Путешествие в страну Общения. Оцени себя в общении. Девиз и герб моего класса. Комплименты!!! Тренировка «Я высказываний». Меня оценивает одноклассник. Мой герб. 6) Я могу. Мои умения. Хорошо – плохо. Учимся думать логично. Содержание II этапа 1) Диагностика Лесенка Дембо – Рубинштейн. Тест Люшера. Рисунок «Дом. Дерево. 2) Человек». Я – знакомый незнакомец. Я и мои одноклассники. Я оцениваю себя. Меня оценивают родители. Меня оценивают одноклассники. Я – общительный или замкнутый? Как я поступлю? Я – часть класса. 3) Техники снятия внутреннего напряжения. Упражнение «Сильные колени». Массаж стоп. Массаж лица. Растяжки. 4) Решаем конфликты Коллективное рисование. Правила доброжелательного общения. Испорченный телефон. Конфликт. Причины конфликтов. Королевство разорванных связей. Решение коллизий. 5) Поддержка в общении Как мы все похожи. Какие мы все разные! Шкала общительности. Робинзоны. Встреча цивилизаций. Девчонки + мальчишки= … 6) Мой МИР Цвет моего настроения. Интервью. Мои интересы. О чем я мечтаю. Метафорический автопортрет. Я так бы раскрасил мир. Волшебный магазин. Здесь продают радость, ум… Содержание III этапа 1) Диагностика Лесенка Дембо – Рубинштейн. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Ценностные ориентации. М. Рокич. 2) Я – знакомый незнакомец. Интервью. Меня оценивают одноклассники. Жизненный девиз. Д. Соколов 3) «Сказка о милостивой судьбе». Я в мире эмоций Как справиться со злостью? Как простить обиду? Ах, чем я виноват? А что они обо мне подумают? Побеждаем все тревоги! Самоприказы. 4) Продуктивное общение Мы – дружная команда. Как мы все похожие и разные! Я – высказывание. Встреча цивилизаций. Робинзоны. Девчонки + мальчишки= 5) Лента жизни Я – дошкольник. Первые школьные шаги. Я – семиклассник. Я – девятиклассник. Скоро будет выпускной. Я и моя будущая семья. 6) Ценности жизни. Хорошо – плохо. Игра «Обрыв». Я готов к испытаниям. Кумиры. Я говорю: НЕТ! Мужество быть. Цель моей жизни. Календарно-тематическое планирование 5 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема занятия Характеристика основных видов деятельности Лесенка В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Игры Моё Просмотр фильмов; отражение Экспериментирование; Исследование; Драматизация. Дыхательные упражнения. Техники Парные упражнения. снятия внутреннего Упражнения с бумагой. напряжения Упражнения «Лимон», «Штанга». Игры: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба», «Булькание». Эмпатия в Прослушивание, чтение, повторение; действии Работа с раздаточным материалом; Цепочка образов; Метод ассоциаций; Решение задач, загадок, ребусов. Я – часть Просмотр фильмов; класса Экспериментирование; Исследование; Моделирование различных ситуаций; Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач); Я могу Просмотр и анализ фильмов; Анализ литературных произведений; Написание мини- рассказов; Театральные постановки; Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители», «Ярмарка достоинств». Диагностика Лесенка В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Итого: 34 занятия Диагностика Количест во часов 3 7 6 6 7 2 3 Дата проведе ния Календарно-тематическое планирование 6 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема занятия Характеристика основных видов деятельности Лесенка В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Игры Моё Просмотр фильмов; отражение Экспериментирование; Исследование; Драматизация. Дыхательные упражнения. Техники Парные упражнения. снятия внутреннего Упражнения с бумагой. напряжения Упражнения «Лимон», «Штанга». Игры: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба», «Булькание». Эмпатия в Прослушивание, чтение, повторение; действии Работа с раздаточным материалом; Цепочка образов; Метод ассоциаций; Решение задач, загадок, ребусов. Я – часть Просмотр фильмов; класса Экспериментирование; Исследование; Моделирование различных ситуаций; Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач); Я могу Просмотр и анализ фильмов; Анализ литературных произведений; Написание мини- рассказов; Театральные постановки; Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители», «Ярмарка достоинств». Диагностика Лесенка В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Итого: 34 занятия Диагностика Количест во часов 3 7 6 6 7 2 3 Дата проведе ния Календарно-тематическое планирование 7 класс. № п/п Тема Характеристика деятельности основных видов Количес тво часов 1. Диагности ка 2. Моё отражение 3. Техники снятия внутреннег о напряжени я 4. Эмпатия в действии 5. Я – часть класса 6. Я могу Лесенка В.Г. Щур. 3 Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Игры 7 Просмотр фильмов; Экспериментирование; Исследование; Драматизация. Дыхательные упражнения. 6 Парные упражнения. Упражнения с бумагой. Упражнения «Лимон», «Штанга». Игры: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба», «Булькание». 7. Диагности ка Прослушивание, чтение, повторение; Работа с раздаточным материалом; Цепочка образов; Метод ассоциаций; Решение задач, загадок, ребусов. Просмотр фильмов; Экспериментирование; Исследование; Моделирование различных ситуаций; Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач); Просмотр и анализ фильмов; Анализ литературных произведений; Написание мини- рассказов; Театральные постановки; Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители», «Ярмарка достоинств». Лесенка В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Итого: 34 занятия 6 7 2 3 Дата прове дения Календарно-тематическое планирование 8 класс. № п/п Тема Характеристика основных видов Количест деятельности во часов Лесенка Дембо – Рубинштейн 3 Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Тест Люшера; Рисунок «Дом. Дерево. Человек». 1. Диагностика 2. Я – Игры Просмотр фильмов; знакомый незнакомец Экспериментирование; Исследование; Упражнения: «Я и мои одноклассники». «Я оцениваю себя», «Меня оценивают родители», «Меня оценивают одноклассники», «Я – общительный или замкнутый?», «Как я поступлю?», « Я – часть класса». 3. Техники снятия внутреннего напряжения 4. Решаем конфликты 5. Поддержка в общении Мой МИР 6. 7 Дыхательные упражнения. 4 Парные упражнения. Упражнения Упражнение «Сильные колени». Массаж стоп. Массаж лица. Растяжки. Прослушивание, чтение, 7 повторение; Работа с раздаточным материалом; Коллективное рисование. Правила доброжелательного общения. Испорченный телефон. Королевство разорванных связей. Решение коллизий Исследование; Как мы все похожи. Какие мы все разные! Шкала общительности. Робинзоны. Встреча цивилизаций. Девчонки + мальчишки = … Написание мини- рассказов; 6 4 7. Диагностика Цвет моего настроения. Интервью. «Мои интересы». «О чем я мечтаю». «Метафорический автопортрет». « Я так бы раскрасил мир». «Волшебный магазин. Здесь продают радость, ум…» Театральные постановки; Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры. Лесенка В.Г. Щур. 3 Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Итого: 34 занятия Календарно-тематическое планирование 9 класс. № п/п Тема Характеристика основных видов деятельности Количес тво часов 1. 2. 3. 4. Лесенка Дембо – Рубинштейн. Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Я – Игры Меня оценивают одноклассники знакомый незнакомец. Интервью. Жизненный девиз. Просмотр фильмов; Драматизация. «Сказка о милостивой судьбе». Я в мире Дыхательные упражнения. Как справиться со злостью? эмоций Как простить обиду? Ах, чем я виноват? А что они обо мне подумают? Самоприказы Продуктивн Прослушивание, чтение, ое общение повторение; Работа с раздаточным материалом; Цепочка образов; Метод ассоциаций; Диагностика 3 5 6 5 Дата проведе ния Решение ребусов. 5. Лента жизни 6. Ценности жизни 7. Диагностика задач, загадок, 6 Просмотр фильмов; Экспериментирование; Исследования: Я – дошкольник. Первые школьные шаги. Я – семиклассник. Я – девятиклассник. Скоро будет выпускной. Я и моя будущая семья. Моделирование различных ситуаций; Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач); 6 Просмотр и анализ фильмов; Анализ литературных произведений; Написание мини- рассказов; Театральные постановки; Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители», «Ярмарка достоинств». Лесенка В.Г. Щур. 3 Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Итого: 34 занятия Литература 1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах/ авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010; 2. Алябьева Е.А. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 2005; 3. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2013; 4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее…- М.: Генезис, 2012; 5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003; 6. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004. 7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010; 8. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 1997; 9. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Издательство «Речь», 2003; a. b. c. d. 10. Модели взаимодействия с детьми группы риска/ авт.-сост. А.Н. Свиридов. – Волгоград: Учитель, 2011; 11. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ авт.-сост. Л.А. Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010; 12. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М., 2014; 13. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – М.: Генезис, 2010. Печатные пособия Карточки. Иллюстрации. Плакаты. Раздаточные листы. Технические средства обучения и оборудование кабинета 1. Компьютер. 2. Принтер. 3. Доска с магнитами. 4. Стенд для размещения творческих работ учащихся. 5. Стол учительский. 6. Парты, стулья ученические. 7. Мольберт 8. Телевизор