Основная программа профессионального обучения Швея

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ…………………………………………….3

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………. 6

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………18

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..19

5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………….20

6. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………23

2

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Основная
программа
профессионального
обучения
предназначена
для
профессиональной подготовки обучающихся МБОУ Скворцовской СОШ по
профессии
«Швея» (код профессии – 19601), при условии их обучения по основным общеобразовательным
программам среднего общего образования или имеющих основное общее образование.

Цель реализации программы
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для
выполнения профессиональной деятельности по профессии рабочего «Швея», приобретения
квалификации. Выполнение на машинах или вручную подготовительных и простейших
операций по пошиву изделий из различных материалов. Контроль качества кроя,
соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия. Ликвидация обрыва нитей, смена
шпуль. Регулирование натяжения нитей и частоты строчки.

Результаты обучения по программе
Швея должна знать:
- основы экономики отрасли и предприятия;
- материалы, применяемые для изготовления швейных изделий; виды, свойства,
назначение материалов, требования к качеству материалов;
- общие сведения о процессах проектирования швейных изделий; роль эскизов и
конструкций;
- составные части швейных изделий, детали конструкции изделий;
- виды и назначение лекал;
- требования к качеству кроя;
- технологическое оборудование швейного производства; виды, назначение устройство
и принцип работы;
- правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
- правила работы на швейном оборудовании; систему установки технологических
режимов; - правила технического обслуживания оборудования; порядок устранения
неисправностей;
- виды и назначение специальных устройств, приспособлений, средств механизации и
автоматизации;
- технологический процесс изготовления швейных изделий;
-последовательность технологических операций, приемов;
- ассортиментные группы швейных изделий, виды изделий;
- методы и приемы обработки деталей и узлов изделий на швейном оборудовании,
виды строчек и швов;
- назначение влажно-тепловой обработки (ВТО) деталей и узлов готовых изделий,
методы ВТО;
- технологические параметры обработки деталей изделий, технологические режимы
обработки швейных изделий из разных материалов;
- требования к качеству швейных изделий;
- правила организации рабочего места;
- требования безопасности труда;
- виды ручных и машинных работ при изготовлении швейных изделий
ассортиментных групп; - методы и приемы изготовления швейных изделий ассортиментных
групп;
- виды универсальных и специальных швейных машин для пошива изделий; правила
их обслуживания.
Швея должна уметь:
- применять экономически обоснованные приемы технологии и организации труда на
предприятиях легкой промышленности;
- определять виды, свойства и качества материалов для швейных изделий;
3

- определять детали швейных изделий в эскизах и чертежах конструкций;
- определять детали кроя изделий; - использовать лекала по назначению;
- определять качество кроя;
- выполнять операции по обработке деталей и узлов швейных изделий на
технологическом оборудовании швейного участка;
- соблюдать правила безопасности эксплуатации швейного оборудования;
- работать на швейном оборудовании с соблюдением установленных технологических
режимов;
- устранять мелкие неполадки в работе швейного оборудования;
- применять по назначению специальные устройства, средства малой механизации при
выполнении технологических операций;
- обрабатывать отдельные детали и узлы изделий на швейном оборудовании с
применением современных методов и рациональных приемов;
- выполнять технологические операции с соблюдением технологических параметров
обработки деталей изделий;
- применять режимы технологической обработки с учетом вида изделия и материала;
- контролировать качество обработки деталей и узлов швейных изделий;
- рационально организовывать рабочее место; - соблюдать требования безопасности
труда;
- выполнять машинные и ручные работы по пошиву изделий ассортиментных групп
из различных материалов;
- обрабатывать детали и узлы швейных изделий на универсальных и специальных
машинах, соединение деталей, сборка изделий

Планируемые результаты обучения
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций:
ПК 1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом
оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.
ПК 2. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов.
ПК 3. Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.
ПК 4. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
ПК 5. Соблюдать правила безопасного труда.
Программа направлена на освоение следующих общепрофессиональных компетенций (ОПК) и
(или) общих (общекультурных) компетенций (ОК):
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
4

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

Категория слушателей:
Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися 10-х – 11-х классов
профессиональных компетенций, в том числе для работы с конкретным оборудованием,
технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами. Программа
предназначена для подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. Возраст до 18
лет, при условии обучения в 10-11 классах на момент завершения освоения программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Срок обучения
Трудоемкость 136 часов за весь период обучения, которая включает все виды
аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, практики и время, отводимое на
контроль качества освоения обучающими программы. Продолжительность обучения 2 года

Форма обучения
Обучение очное

Режим занятий
Максимальная учебная нагрузка 2 часа в неделю

Структурное подразделение, реализующее программу
Общеобразовательная школа

5

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/
п

Наименование
дисциплины/курса/предмет
а/…

Вид учебной нагрузки
Всего
Теорети
занятий, ческих
час
занятий
, час

Практич
еских
занятий,
час

1 Теоретические сведения и
практические работы
Основы рыночной
1.1 экономики и
предпринимательства
1.2 Охрана труда

42

26

16

3

2

1

3

3

-

Деловая культура
Материаловедение
Специальный рисунок
Основы конструирования
швейных изделий
1.7 Оборудование
2.Производственное обучение
(Производственная практика
в школьной мастерской)

3
7
5
10

2
4
2
6

1
3
3
4

11
88

7
11

4
77

11

15

1.3
1.4
1.5
1.6

2.1 Практические работы по
обработке основных узлов
швейных изделий

26

2.2 Практические навыки
изготовления изделий
одежды ассортиментных
групп.

62

62

Итоговая аттестация

6

2

4

Итого

136

39

97

Форма промежуточной
аттестации

Текущий контроль,
осуществляемый
учителем в процессе
изучения
обучающимися
учебного материала.
Тестовый контроль
знаний.
Текущий контроль,
осуществляемый
учителем в процессе
изучения
обучающимися
учебного материала и в
процессе выполнения
практических работ.
Тестовый контроль
знаний.

Квалификационный
экзамен

6

10 класс
Модуль I. Теоретические сведения и практические работы
1.1. Основы рыночной экономики и предпринимательства
Вводное занятие. Основы рыночной экономики и предпринимательства.
Теоретические сведения.
Понятие экономической теории. Ознакомление с целью и задачами данного курса. Базовые понятия о
рынке труда (рынок труда, спрос на рабочую силу, занятость, виды занятости, безработица).
Требования к работнику, предъявляемые рынком труда. Конкурентная способность. Представление о
трудоустройстве. Служба занятости и содействие в трудоустройстве молодежи. Возможные пути
выхода на рынок труда и планирования профессиональной карьеры. Понятия: себестоимость,
прибыль, инфляция. Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с различными
формами собственности. Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Правовые основы трудовой деятельности.
Теоретические сведения.
Общие сведения о трудовом праве и основах трудового законодательства в системе
производственных отношений. Трудовой контракт (договор) как форма трудовых взаимоотношений
работника и работодателя. Виды документов, необходимых для представления работодателю при
заключении трудового договора. Гарантии при приеме на работу. Формы заработной платы.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Порядок разрешения трудовых
споров.
1.2. Охрана труда
Введение.
Теоретические сведения
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Требования
охраны труда. Основные термины и определения по охране груда, знаки безопасности, порядок
обучения, проверки знаний по охране груда и их оформление. Правила внутреннего трудового
распорядка. Инструктаж по охране труда по профессии; правила пожарной безопасности и
электробезопасности.
Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах.
Режим рабочего дня.
Теоретические сведения.
Физиологические основы труда. Психологические и психофизиологические основы труда. Фазы
колебания работоспособности. Влияние труда на организм человека, последствия переутомления.
Физиологические основы построения режимов труда и отдыха. Классификация условий труда по
степени вредности и опасности, построение сменного графика.
Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.
Теоретические сведения.
Общие требования к спецодежде. Основные нормативные акты, регулирующие ее выдачу и
эксплуатацию. Правила хранения и стирки специальной одежды. Отраслевые требования к ней.
Требования к поставщикам спецодежды.
Техника безопасности - составная часть охраны труда.
Теоретические сведения.
Термины и определения: опасные и вредные производственные факторы. Безопасность труда,
требования безопасности труда, рабочее место, опасная зона, безопасность производственного
оборудования, безопасность производственного процесса, средства защиты на производстве,
безопасное расстояние, знаки безопасности. Инструкции по технике безопасности для рабочих.
Обучение и инструктирование рабочих по технике безопасности. Правила внутреннего Трудового
распорядка. Охрана труда. Система стандартов по безопасности труда. Причины аварий и несчастных
случаев на производстве и их профилактика.
1.3. Деловая культура
7

Психология общения.
Теоретические сведения.
Психические процессы, свойства. Психические состояния человека. Психология личности.
Психологические этапы процесса обслуживания клиента. Психологический контакт.
Этическая культура.
Теоретические сведения.
Этика. Мораль. Нравственность. Профессиональная этика. Культура речи, речевой этикет. Техника
речи. Виды общения. Конфликты. Культура телефонного диалога.
1.4.Материаловедение
Введение. Теоретические сведения.
Основные сведения о материалах и тканях, отделочных материалах, фурнитуре.
Волокнистые материалы и их свойства.
Теоретические сведения.
Общие сведения о волокнах. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна. Хлопок,
лён, шерсть, шелк. Свойства природных волокон, их назначение и свойства готовых изделий.
Химические волокна. Синтетические волокна. Строение, химический состав и свойства.
Технология получения тканей
Теоретические сведения.
Прядение. Системы прядения. Классификация пряжи. Процессы прядения. Классификация нитей.
Ткацкое производство. Отделка тканей.
Строение и свойства тканей.
Теоретические сведения.
Показатели, определяющие строение ткани. Классификация ткацких переплетений. Определение
волокнистого состава. Свойства тканей.
Сортность тканей.
Теоретические сведения.
Стандартизация тканей, показатели качества и определение сортности по дефектам. Методы оценки
уровня качества.
1.5. Специальный рисунок
Введение.
Теоретические сведения.
Задачи специального рисунка. Роль эскиза в проектировании швейных изделий. Виды рисунка.
Материалы и принадлежности для рисунка. Общие закономерности построения плоскостного
изображения фигуры человека, художественные средства и технические приемы выполнения эскизов.
Композиция рисунка.
Теоретические сведения.
Композиция; законы и правила композиции. Принципы композиционного построения рисунка.
Геометрические композиции в рисунке.
Теоретические сведения.
Построение геометрических фигур. Принцип построения композиции рисунка из геометрических
фигур.
Орнаментальные композиции в рисунке
Теоретические сведения.
Раппорт. Раппортные композиции. Орнамент. Виды орнамента в тканях. Принципы построения
геометрического и растительного орнамента.
1.6. Основы конструирования швейных изделий
Введение.
Задачи конструирования; системы и методы.
Теоретические сведения.
Конструирование в производстве швейных изделий. Задачи конструирования. Системы и методы
конструирования; их характеристика. Конструирование швейного изделия, как один из этапов
процесса художественного проектирования одежды (конструкторское проектирование); его связь с
процессами моделирования одежды, технологией и организацией производства. Художественные и
технические требования к процессу конструирования одежды. Особенности процесс
конструирования при изготовлении одежды по индивидуальным заказам.
8

Размерные признаки фигуры.
Теоретические сведения.
Величины размерных признаков типовых фигур. Классификация фигур человека. Внешние формы,
пропорции тела человека. Типы телосложений. Понятие о типовой фигуре. Основные
антропометрические точки. Размерные признаки, характеризующие фигуру человека; их
наименования, условные обозначения. Величины размерных признаков типовых фигур;
вспомогательные таблицы; их использование для разработки конструкции изделий одежды (поясных
и плечевых).
Методы измерения фигур.
Теоретические сведения.
Принадлежности для измерения. Порядок измерения и правила записи. Методы измерения главных и
дополнительных размерных признаков фигуры. Назначение измерений.
Конструктивные прибавки.
Теоретические сведения.
Прибавки (или суммарная прибавка); определение и условное обозначение. Минимальнонеобходимые и декоративно - конструктивные прибавки; их назначение. Величины прибавок;
факторы, влияющие на них. Принципы распределения прибавок при разработке конструкции изделия
по участкам. Баланс изделия; определение; его значение для конструкции изделия. Переднезадний,
боковой баланс в изделиях. Признаки нарушения баланса. Способы нахождения правильного баланса
изделия.
Чертеж основы изделия.
Теоретические сведения.
Этапы построения чертежа изделий одежды; их характеристика, Порядок предварительного расчета
конструкции. Правила построения базисной сетки чертежа основы изделия. Порядок и правила
построения чертежа основы (полочки, спинки) изделия. Оформление верхних контурных линий
чертежа; порядок ин необходимые расчеты.
1.7. Оборудование
Введение.
Теоретические сведения.
Механизация и автоматизация технологических процессов швейного производства; современное
состояние и перспективы. Классификация швейных машин . Виды оборудования для ВТО. Виды
оборудования подготовительного и раскройного производств. Общее устройство швейных машин.
Основные узлы, механизмы машин.
Теоретические сведения.
Детали для соединения узлов, механизмов швейных машин. Механизмы передачи и преобразования
движений. Условные обозначения на кинематических схемах. Процесс образования челночного
стежка
Строение челночного стежка.
Теоретические сведения.
Заправка ниток. Правила регулировки натяжения нитей и величины стежка. Способы наладки
швейной машины для работы с различными тканями.
Техническая характеристика и конструктивные особенности швейных машин.
Теоретические сведения.
Модификация швейных машин; их назначение. Классификация машинных игл. Подбор игл и ниток.
Механизм иглы. Механизм нитепритягивателя. Механизм челнока. Механизм двигателя ткани.
Регулятор стежка. Механизм обратного хода. Узел лапки; механизм подъема. Установка лапки.
Устройство, правила наладки, регулировки, смазки механизмов швейных машин.
Электротехническая характеристика швейных машин.
Теоретические сведения.
Электродвигатели швейных машин. Системы и средства управления электроприводами. Средства
защиты. Система взаимодействия электродвигателя и механизмов машины.
Приспособления малой механизации на швейных машинах.
Техническое обслуживания швейных машин.
Теоретические сведения.
Неполадки в работе швейных машин; способы устранения. Виды ремонта. Правила ухода за
9

швейными машинами. Правила безопасности труда.
Оборудование для ВТО и клеевого соединения деталей.
Теоретические сведения.
Утюги. Прессы. Увлажнители и отпарочные аппараты. Оборудование для клеевого соединения
деталей. Приспособления для ВТО. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.
Машины одноигольные и двухигольные челночного стежка.
Теоретические сведения.
Процесс образования челночной строчки. Конструктивные особенности вариантов базовых машин,
техническая характеристика, применение.
Машины однониточного и двухниточного цепного стежка.
Теоретические сведения.
Процесс образования цепного стежка. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Машины для зигзагообразной строчки.
Теоретические сведения.
Процесс образования зигзагообразной строчки. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Модуль II Производственная практика в школьной мастерской
2.1. Практические работы по обработке основных узлов швейных изделий
Введение.
Теоретические сведения.
Легкая промышленность, ее отрасли. Предприятия швейного производства. Ассортимент швейных
изделий. Классификация швейных изделий. Основные этапы изготовления швейных изделий.
Характеристика труда оператора швейного оборудования.
Ручные работы.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Инструмент и приспособления для ручных работ; правила пользования.
Виды ручных стежков и строчек; применение. Технические условия на выполнение ручных работ.
Терминология ручных работ. Выполнение стежков и строчек; пришивание фурнитуры.
Практические работы:
 Выполнение наметочных стежков.
 Выполнение подшивочных стежков.
 Выполнение обметочных стежков.
 Пришивание фурнитуры: пуговиц, крючков, петель, кнопок.
Машинные работы.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Оборудование, инструмент и приспособления для машинных работ;
правила и приемы пользования ими. Регулировка машин. Виды машинных стежков и строчек;
применение. Виды швов в изделиях. Конструкция швов. Технические требования к машинным швам.
Терминология машинных работ. Подбор и установка машинной иглы, подготовка швейной машины к
работе, устройство шпульного колпачка, порядок и правила заправки верхней и нижней ниток.
Проверка качества строчки, регулировка машины для выполнения операций на тканях разной
структуры и толщины. Выполнение строчек, швов, применяя механизм обратного хода. Заправка
нитей и регулировка швейных машин; устранение мелких неисправностей; выполнение строчек;
швов.
Практические работы:
 Выполнение краевых швов.
 Выполнение отделочных швов.
 Выполнение отделочных швов.
Влажно-тепловая обработка (ВТО) швейных изделий.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Правила применения оборудования и приспособлений для ВТО. Виды
работ, технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО.
Влажно-тепловая обработка деталей швейных изделий ассортиментных групп.
10

Практические работы:
 Разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, отпаривание, соблюдение режимов
ВТО  Выполнение приемов ВТО деталей и узлов швейных изделий различных ассортиментных
групп
2.2. Практические навыки изготовления изделий одежды ассортиментных групп.
Обучение практическим навыкам изготовления изделий одежды ассортиментных групп.
Теоретические сведения.
Особенности пошива постельного белья. Описание внешнего вида изделий. Технические требования
к деталям кроя с учетом направления нити основы. Способы и технологические приемы обработки
срезов деталей изделия. Требования безопасности труда.
Практические работы:
 Изготовление изделий бельевой группы (столовое белье, постельные принадлежности и др).
 Изготовление изделий для новорожденных (пелёнки, распашонки, ползунки, комплекты в кроватку,
постельное бельё, конверты для выписки новорожденных и др.)
Поиск информации с последующим ее представлением в виде презентации:
- особенности обработки изделий из трикотажного полотна;

Распределение учебных часов
Наименование и содержание разделов,
тем

I.Теоретические сведения и практические работы
1.1 Основы рыночной экономики и
предпринимательства
Вводное занятие. Основы рыночной экономики и
предпринимательства.
Правовые основы трудовой деятельности. Поиск
возможностей трудоустройства
1.2. Охрана труда
Введение.
Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на
рабочих местах. Режим рабочего дня. Гигиенические
требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее
хранения.
Техника безопасности - составная часть охраны труда.
Опасные производственные факторы и производственный
травматизм.
Безопасность оборудования, производственных и
трудовых
приемов.
1.3. Деловая культура
Введение. Особенности деловой и профессиональной
этики.
Психология общения.
Этическая культура
1.4. Материаловедение
Введение. Основные сведения о материалах и тканях,
отделочных материалах, фурнитуре.
Волокнистые материалы и их свойства.

Объем программы
профессионального обучения
в академических часах
Всего,
часов

Теоретические Практические
занятия,часов занятия,часов

26
2

19
2

7

1

1

-

1

1

-

2
1

2
1

-

1

1

-

2
1

1
1

1

1
3
1

2

1
1

1

-

-

-

11

Технология получения ткани. Строение и свойства тканей.
Сортность тканей. Ассортимент тканей по видам волокон.
Трикотажные материалы.
1.5. Специальный рисунок
Введение. Общие закономерности построения
плоскостного изображения фигуры человека,
художественные средства и технические
приемы выполнения эскизов.
Композиция рисунка. Геометрические композиции в
рисунке. Орнаментальные композиции в рисунке.
Пластические свойства ткани в композиции рисунка
1.6. Основы конструирования швейных изделий
Введение. Задачи конструирования; системы и методы.
Размерные признаки фигуры. Методы измерения фигур
Конструктивные прибавки. Чертеж основы изделия.
1.7. Оборудование
Введение. Механизация и автоматизация технологических
процессов швейного производства; современное
состояние
и перспективы.
Общее устройство швейных машин.
Процесс образования челночного стежка
Техническая характеристика и конструктивные
особенности швейных машин. Практическая работа.
Электротехническая характеристика швейных машин.
Приспособления малюй механизации на швейных
оборудованиях. Техническое обслуживание швейных
машин
Оборудование для ВТО и клеевого соединения деталей
Машины одноигольные и двухигольные челночного
стежка. Машины однониточного и двухниточного цепного
стёжкою.
Машины для зигзагообразной строчки.
Машины краеобмёточные и стачечно –огбмёточные.
Машины потайного стежка.
Модуль II Производственная практика в школьной
мастерской Производственное обучение
(Производственная практика в школьной мастерской)

2

1

1

3
1

2
1

1

2

1

1

4
1
1
2
10
1

3
1
1
1
7
1

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1
1

1
1

-

3

1

2

40

1

39

2.1. Практические работы по обработке основных
узлов швейных изделий
Введение. Легкая промышленность, ее отрасли.
Предприятия швейного производства.
Ручные работы
Машинные работы
Влажно-тепловая обработка изделий одежды.

6

1

5

1

1

-

2
2
1

-

2
2
1

2.2. Обучение практическим навыкам изготовления
изделий одежды ассортиментных групп
Изготовление изделий бельевой группы
Изготовление изделий для новорожденных
Промежуточная аттестация
Итого:

34

-

34

16
18
2
68

-

16
18

1
21

1
47

-

1
3

-

12

11 класс
Модуль I. Теоретические сведения и практические работы
1.1. Основы рыночной экономики и предпринимательства
Поиск возможностей трудоустройства.
Теоретические сведения.
Этапы трудоустройства (постановка цели, поиск работы, прохождение собеседования и испытаний,
заключение контракта). Источники информации о возможностях трудоустройства, ценность и
важность использования этих источников при поисках работы. Эффективность использования
источников информации о возможностях трудоустройства. Планирование процесса трудоустройства.
Профессии и специальности, пользующиеся спросом на отечественном и зарубежном рынках труда.
Мобильность профессиональных кадров. Требования работодателей к профессионалам. Способы
получения информации о вакантных рабочих местах.
Я и моя профессия. Способы самопрезентации.
Теоретические сведения.
Понятие о профессии, специальности, должности. Профессиональные качества. Профпригодность.
Требования, предъявляемые профессиям. Способности общие и специальные. Общие трудовые
умения. Самооценка личных качеств. Эффективные способы самопрезентации. Формы
самопрезентации. Повышение конкурентных возможностей на рынке труда. Формирование своего
имиджа и поведения в ролевых играх и упражнениях. Способы использования резюме как
эффективной формы представления информации о соискателе работы. Составление резюме.
Практическая часть: Техника переговоров - ролевые игры в парах. Составление резюме. Устройство
на работу. Собеседование с работодателем». Правовые основы поступления на работу.
Практическая часть. Заполнение заявления о приеме на работу по выбранной специальности .
1.2.Охрана труда
Опасные производственные факторы и производственный травматизм.
Теоретические сведения.
Классификация опасных производственных факторов в швейном производстве: при выполнении
ручных операций, при работе на электрических машинах, при работе с утюгом. Производственный
травматизм, характер травм. Расследование, регистрация и учет несчастных случаев.
Безопасность оборудования, производственных и трудовых приемов.
Теоретические сведения.
Характеристика производственного оборудования швейного производства, технологических и
трудовых процессов по параметрам безопасности. Нарушения параметров безопасности при ведении
технологических процессов и эксплуатации оборудования. Правила безопасности при выполнении
трудовых процессов в швейном производстве.
Технические средства безопасности. Электробезопасность.
Теоретические сведения.
Виды технических средств безопасности, их использование в швейном производстве. Первая помощь
при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях). Действие электрического тока на
организм человека. Основные причины поражения электрическим током. Первая помощь при
поражении электротоком. Виды электротравм и факторы, влияющие на степень поражения
электротоком. Плакаты и знаки электробезопасности. Изоляции токоведущих частей и изоляционные
материалы. Условия труда. Причины и меры предупреждения травматизма и профессиональных
заболеваний. Требования безопасности труда на предприятии, на производственном участке, на
рабочем месте.
Пожарная безопасность.
Теоретические сведения.
Причины пожаров в швейном производстве. Противопожарный режим. Классификация помещений и
производств по пожарной опасности. Средства пожаротушения и их использование. Действия
13

рабочих при пожарах.
Производственная санитария.
Теоретические сведения.
Вредные производственные факторы в швейной промышленности. Профессиональные заболевания.
Санитарные нормы по ограничению воздействия вредных производственных факторов в швейном
производстве. Санитарные требования к швейным цехам и рабочему месту. Основные требования
гигиены труда. Ответственность за нарушение санитарных норм и правил.
Безопасность труда при выполнении работ по профессии.
Теоретические сведения.
Безопасность труда при выполнении работ швейного производства: ручных, машинных,
утюжильных. Практические занятия по безопасности груда: решение производственных задач,
которые могут привести к аварии, травматизму, загоранию.
1.3. Деловая культура
Эстетическая культура.
Теоретические сведения.
Эстетика. Сферы эстетической культуры. Эстетические чувства. Эстетическая способность.
Эстетическая потребность. Эстетические требования к внешнему облику человека. Роль искусства в
формировании общей культуры человека.
Правила обслуживания на предприятиях сферы услуг.
Теоретические сведения.
Последовательность этапов процесса обслуживания на предприятиях сферы услуг, обязанности и
задачи работников контактной зоны на каждом этапе.
1.4. Материаловедение
Ассортимент тканей по видам волокон.
Теоретические сведения.
Характеристика ассортимента. Прейскуранты на ткани. Ассортимент хлопчатобумажных тканей,
льняных, шерстяных, шелковых.
Трикотажные материалы.
Теоретические сведения.
Виды трикотажа. Состав, свойства трикотажных полотен. Правила выбора трикотажа, преимущества
и недостатки. Область применения трикотажных полотен. Прейскуранты на ткани.
Кожа искусственная и натуральная.
Теоретические сведения.
Искусственная и натуральная кожа. Краткая характеристика, технологические свойства. Ассортимент
кожи. Прейскуранты на ткани.
Нетканые материалы.
Теоретические сведения.
Краткая характеристика и классификация нетканых материалов.
Материалы для соединения деталей одежды.
Теоретические сведения.
Швейные нитки. Характеристика, требования к качеству, область применения, обозначение номеров.
Утепляющие материалы.
Теоретические сведения.
Классификация утепляющих материалов, применение. Виды материалов, краткая характеристика.
Сырьевой состав и свойства утепляющих материалов. Показатели качества.
Мех натуральный и искусственный.
Теоретические сведения.
Ассортимент, классификация, применение меха, показатели качества. Виды, структура пушномеховой шкуры. Основные свойства натурального пушно-мехового полуфабриката. Виды, состав и
свойства искусственного меха.
Отделочные материалы и фурнитура.
Теоретические сведения.
Пуговицы, крючки, петли, кнопки, характеристики и классификация. Свойства и требования.
Подкладочные и прокладочные материалы.
Теоретические сведения.
14

Характеристика отделочных и подкладочных материалов. Краткая характеристика подкладочных и
прокладочных материалов.
Хранение швейных материалов.
Теоретические сведения.
Чистка и хранение материалов. Способы чистки. Правила хранения материалов.
1.5. Специальный рисунок
Пластические свойства ткани в композиции рисунка.
Теоретические сведения.
Значение пластичности ткани; использование в проектировании деталей одежды. Методы выявления
пластичности ткани в композиции рисунка.
Цвет в композиции рисунка.
Теоретические сведения.
Цвет предметов. Группы цвета. Цветовой тон. Насыщенность. Цветовой круг. Гармония цвета;
гармонические сочетания цветов. Принципы построения композиции рисунка в цвете.
Макетирование.
Теоретические сведения.
Основы макетирования: виды макетирования одежды, этапы и последовательность наколки основных
деталей одежды.
Схемы фигур пропорциональной и стилизованной.
Теоретические сведения.
Схема пропорциональной фигуры, особенности мужской, женской, детской фигур. Построение
фигуры по схеме.
Детали одежды.
Теоретические сведения.
Детали одежды, приемы построения деталей швейных изделий; зарисовка деталей разных форм.
Силуэтные формы костюма.
Теоретические сведения.
Построение силуэтных форм костюма. Рисунок моделей швейных изделий.
1.6. Основы конструирования швейных изделий
Принципы конструирования деталей изделий одежды на базовой основе.
Теоретические сведения.
Основные правила конструирования деталей на базовой основе. Назначение и порядок
предварительных расчетов. Порядок построения чертежа. Правила проектирования отдельных
деталей изделия (карманы); построение бортовой части изделий.
Принципы конструирования разных силуэтных форм изделия.
Теоретические сведения.
Конструктивно-декоративные линии, определяющие силуэт изделия. Основные исходные данные;
принятие конструктивные прибавки по участкам изделия. Предварительные расчеты. Правила
поэтапного построения чертежа базовой основы изделия; конструирования спинки и полочки изделия
прямого, полуприлегающего и прилегающего силуэтов.
Особенности конструирования швейных изделий ассортиментных групп.
Теоретические сведения.
а) Принципы конструирования рукава Необходимые измерения. Конструктивные прибавки. Этапы
построения чертежа основы рукава. Порядок построения сетки чертежа; предварительные расчеты.
Порядок построения чертежа основы рукава (прямого); конструктивные особенности оформления
лини оката и низа рукава.
б) Принципы конструирования воротников Виды, формы воротников. Необходимые измерения;
расчеты, Порядок построения базовой основы. Этапы построения чертежа с учетом формы
воротника, конструктивные особенности оформления линий
в) Принципы конструирования юбок Классификация юбок. Формы, силуэты и особенности
конструктивных решений, основные детали юбок; их характеристика. Измерения, необходимые для
конструктивного проектирования юбок. Конструктивные прибавки; их распределение.
Основные этапы и особенности построения чертежа отдельных деталей юбок различных форм;
необходимые расчеты. Конструктивное оформлений линий чертежа. Порядок и правила построения
сетки чертежа основы прямой юбки. Порядок и правила построения чертежа основы прямой юбки.
15

Особенности конструктивного оформления чертежа юбки зауженной и расширенной книзу на основе
конструкции прямой юбки.
г) Принципы конструирования брюк Виды, модели брюк. Исходные данные для построения чертежа
типовой модели брюк; необходимые измерения; расчеты, понятие о балансе брюк. Конструктивные
прибавки; их распределение. Этапы построения чертежа. Порядок и правила построения сетки
чертежа основы типовых брюк. Порядок и правила построения чертежа основы типовых брюк.
Расчеты и конструктивное оформление контурных линий чертежа. Определение положения
конструктивно-декоративных элементов и деталей брюк. Порядок и правила построения чертежей
мелкий деталей брюк.
Общие сведения о процессе разработки конструкций лекал.
Теоретические сведения.
Порядок и правила разработки конструкций лекал.
Работа с электронными выкройками.
Теоретические сведения.
Выкройки в электронном и бумажном виде (журналы), плюсы и минусы. Как работать с готовыми
выкройками.
1.7. Оборудование
Машины краеобметочные и стачечно-обметочные.
Теоретические сведения.
Процесс образования краеобметочных стежков. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Машины потайного стежка.
Теоретические сведения.
Процесс образования потайных стежков. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Полуавтоматы петельные и закрепочные.
Теоретические сведения.
Процесс образования петли челночным и цепным стежком. Конструктивные особенности
полуавтоматов, техническая характеристика, применение.
Пуговичные полуавтоматы.
Теоретические сведения.
Принцип работы полуавтомата. Конструктивные особенности, техническая характеристика,
применение.
Специальные швейные машины, полуавтоматы.
Теоретические сведения.
Назначение машин, техническая характеристика, принцип действия, применение. Основные
регулировки. Комплекты оборудования специального назначения. Автоматические линии.
Микропроцессорные средства в технологическом процессе швейного производства.
Дополнительное, вспомогательное оборудование швейного участка.
Теоретические сведения.
Конвейеры, транспортеры, тележки-кронштейны. Стеллажи для хранения кроя, полуфабрикатов,
готовой продукции и др. Столы контролера, для ручных работ и др.
Зачёт.
Модуль II Производственная практика в школьной мастерской
Клеевой метод обработки деталей изделий, его применение.
Теоретические сведения.
Прокладывание клеевой кромки прокладывание кромки и незаметное закрепление краев деталей.
Соединение деталей по поверхности (деталей нижнего воротника, бортовой прокладки). Обработка
краев вподгибку с открытым срезом. Обработка краев двух деталей вподгибку с закрытым срезом
(краев клапана, листочки). Скрепление деталей соединительными швами.
Обработка деталей и узлов швейных изделий. Технология обработки деталей и узлов швейных
изделий ассортиментных групп.
Теоретические сведения.
Виды деталей швейных изделий ассортиментных групп, Конструктивные особенности деталей.
Технические требования к обработке. Дополнительные материалы для обработки деталей. Способы,
16

последовательность и приемы обработки деталей изделий. Конструктивнодекоративные элементы в
швейных изделиях: вытачки, складки, рельефы; их назначение, виды. Приемы технологической
обработки. Виды петель в изделии. Обработка петель. Виды застежек в изделии. Методы обработки
застежек. Технология швейных изделий ассортиментных групп. Виды изделий в ассортиментных
группах. Виды материалов. Детали кроя. Методы и приемы обработки деталей и узлов, сборки
изделий. Технологическая последовательность операций. Влажно - тепловая обработка деталей,
полуфабриката и готового изделия. Требования к качеству. Выполнение технологических операций
при обработке деталей, сборке швейных изделий.
Практические работы:
 Выполнение различных вариантов обработки вытачек в соответствии с эскизом и инструкционной.
 Выполнение различных вариантов обработки складок в соответствии с эскизом и инструкционной
картой.
 Выполнение различных вариантов обработки поясов, хлястиков.
 Выполнение обработки различных вариантов накладных карманов.
 Выполнение обработки прорезного кармана с листочкой
.  Выполнение обработки бокового кармана в рельефных швах.
 Выполнение обработки различных вариантов застежек в изделиях.
 Выполнение обработки различных вариантов горловины без воротника.
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная работа).
Поиск информации с последующим ее представлением в виде презентации:
- применение мелких деталей: клапанов, манжет, поясов, хлястиков, и т.д. в швейных изделиях;
- применение различных видов карманов в швейных изделиях;
- применение различных видов застежек в швейных изделиях.
Составление схемы:
- обработки горловины;
- обработки обточных петель;
Составление чертежей:
- накладных карманов
Методы технологической обработки швейных изделий из разных материалов.
Теоретические сведения.
Особенности обработки деталей, узлов изделий из дублированных материалов, искусственного меха,
кожи; из материалов, содержащих полимерные и полиэфирные волокна, других синтетических
тканей. Особенности сборки изделий из комбинированных материалов.
Процессы подготовительно-раскройного производства на предприятии.
Теоретические сведения.
Основные функции и процессы производства; принцип организации. Показатели эффективности
производства. Требования к качеству кроя. Порядок хранения кроя.
Общие сведения об организации технологических потоков швейного производства.
Теоретические сведения.
Типы технологических потоков. Параметры потоков, их характеристика. Назначение инструкционно технологических карт.
Стандартизация и контроль качества продукции.
Теоретические сведения.
Сущность стандартизации; основные понятия. Виды стандартов. Стандарты для предприятий
швейного производства. Формы и методы контроля качества продукции.
2.2. Практические навыки изготовления изделий одежды ассортиментных групп.
Обучение практическим навыкам изготовления изделий одежды ассортиментных групп.
Теоретические сведения.
Технология изготовления изделий платьево-блузочного ассортимента различных покроев. Детали
изделий одежды разных ассортиментных групп, виды. Терминология деталей кроя изделий,
контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды различных
покроев. Описание внешнего вида изделий. Технические требования к деталям кроя с учетом
направления нити основы. Способы и технологические приемы обработки срезов деталей изделия.
17

Требования безопасности труда. Обработка воротников. Эскизы деталей и узлов. Соединение
воротников с горловиной. Эскизы деталей и узлов. Обработка плечевых и боковых срезов. Эскизы
деталей и узлов. Виды рукавов. Соединение рукавов с проймами. Способы соединения лифа с юбкой.
Эскизы деталей и узлов. Обработка низа изделия и рукавов. Особенности обработки изделий с
применением современных материалов и фурнитуры.
Практические работы:
 Изготовление изделий платьево-блузочного ассортимента (юбка, блузка, платье и др.) с
обязательным выполнением обработок: выполнение обработки рукавов с манжетами; соединение
рукавов с проймами; выполнение обработки воротников и соединение их с горловиной; выполнение
соединения основных деталей; выполнение окончательной отделки изделий.
 Изготовление изделий костюмного ассортимента, изделий производственной одежды (пиджак,
брюки, куртка и др.)
 Изготовление спецодежды для мобилизованных (балаклавы, толстовки, носилки и др.)
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная работа):
Поиск информации с последующим ее представлением в виде презентации:
- особенности обработки изделий из ворсовых материалов;
- особенности обработки изделий из новых материалов;

Распределение учебных часов
Наименование и содержание разделов,
тем

I.Теоретические сведения и практические работы
1.1 Основы рыночной экономики и
предпринимательства
Я и моя профессия. Способы самопрезентации.
Устройство на работу.
1.2. Охрана труда
Технические средства безопасности.
Электробезопасность.
Пожарная безопасность.
Производственная санитария. Безопасность труда при
выполнении работ по профессии.
1.3. Деловая культура
Эстетическая культура. Правила обслуживания на
предприятиях сферы услуг.
1.4. Материаловедение
Кожа искусственная и натуральная. Нетканые материалы.
Материалы для соединения деталей одежды. Утепляющие
материалы. Мех натуральный и искусственный
Отделочные материалы и фурнитура. Подкладочные и
прокладочные материалы.
Уход за швейными материалами и изделиями
1.5. Специальный рисунок
Цвет в композиции рисунка. Макетирование.
Схемы фигур пропорциональной и стилизованной.

Объем программы
профессионального обучения
в академических часах
Всего,
часов

Теоретические Практические
занятия,часов занятия,часов

18
1

10
1

8

1

1

-

1
1

1
1

-

1
1

1
1

-

4
1
2

2

2

1

-

1

1

1
2
1
1

-

1
2

-

-

1
1
18

Построение фигуры по схеме. Детали одежды. Силуэтные
формы костюма.
1.6. Основы конструирования швейных изделий
Принципы конструирования деталей изделий одежды на
базовой основе. Принципы конструирования разных
силуэтных форм изделия.
Особенности конструирования швейных изделий
ассортиментных групп. Общие сведения о процессе
разработки конструкций лекал.
Работа с электронными выкройками и выкройками из
журналов.
1.7. Оборудование
Полуавтоматы петельные и закрепочные. Пуговичные
полуавтоматы. Специальные швейные машины;
полуавтоматы. Дополнительное, вспомогательное
оборудование швейного участка.
Модуль II Производственная практика в школьной
мастерской
2.1. Практические работы по обработке основных
узлов швейных изделий
Клеевой метод обработки деталей одежды.
Обработка деталей и основных узлов швейных изделий
Технология обработки деталей и узлов швейных изделий
ассортиментных групп.
Методы технологической обработки швейных изделий из
разных материалов
Процесс подготовительно- раскройного производства на
предприятии
Общие сведения об организации технологических потоков
швейного производства
Стандартизация и контроль качества продукции
2.2. Обучение практическим навыкам изготовления
изделий одежды ассортиментных групп
Изготовление изделий платьево-блузочного ассортимента
Изготовление изделий костюмного ассортимента
Консультации
Квалификационный экзамен (теория)
Квалификационный экзамен (практическая часть)
Итого:

6
2

3
1

3

2

1

1

2

1

1

3
3

2
2

1

46

5

41

20

5

15

1
10
4

-

1

1

10
3

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1
26

1
-

-

12
14
1
1
2
68

-

12
14

1
1

-

-

2
51

17

1

1

26

19

3.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наименование
специализированн
ых аудиторий,
кабинетов
Кабинет труда
(технологии)

Вид занятий

Наименование оборудования, программного
обеспечения, наглядных пособий, учебных
материалов

теоретические занятия
1.Мультимедийные презентации
к лекционным и практическим занятиям.
2.Федеральная нормативно-правовая
документация (приказы, положения,
инструктивные письма, стандарты).
3.Локальная нормативно-правовая
документация (положения, рабочие
учебные планы, рабочие программы).
4.Диски с учебными видеокурсами.

Кабинет: Швейная
мастерская

практические
занятия

Швейная машина 1070 «VELLES»
(универсальная стачивающая);
Петельная машина полуавтомат
FY – 781 «YAMATA» (специальная для
обметывания прямых петель);
Машина (зигзаг) 72523–101 «Минерва»
(специальная для выполнения зигзагообразных
строчек);
Машина766 «JACK» (специальная для
обметывания срезов);
Швейная машина 76–А ПМЗ (специальная
машина цепного стежка для подшивания низа);
Швейная машина Т–641–6В «JACK»
(специальная машина цепного стежка для
подшивания низа);
Машина «Merrуlock» (специальная для
стачивания и обметывания срезов);
Оборудование для ручных работ (рабочие
столы, винтовые стулья);
Оборудование для утюжильных работ
BF080E «Bieffe» (утюжильные столы, утюги);
Парогенератор УП–13;
Манекен женский (42–44 размер;
46–48 размер; 50–52 размер);
Манекен мужской (46–48 размер; 50–52 размер);
Инструменты и приспособления;
Ткани (верх, подкладочные, прокладочные);
20

Комплекты базовых лекал.

4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы
обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
обучающихся.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения;
- форма организации образовательной деятельности обучающихся – групповая,
индивидуальная;

- форма организации аудиторных занятии – теоретические занятия, практическая
работа.
Чаще всего используется фронтальная работа. Она предполагает одновременное
выполнение общих заданий всеми обучающимися для достижения ими общей познавательной
задачи;
- форма практических занятий – производственная практика;
- наполняемость учебной группы – до 10 человек.
- продолжительности одного теоретического занятия – не более 45 минут.
Для обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в здание школы имеется:
- пандус;
- стоянка для автомобилей для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
- кнопка вызова персонала у входной группы в здание;
- ширина
и площади
коридоров
позволяют
свободно
передвигаться обучающимся с ограниченными возможностями.
В школе имеются тактильные полосы на лестничных маршрутах, информационная вывеска
азбукой Брайля.
Имеется автоматическая система противопожарной сигнализации и оповещения, на стенах
помещения располагаются план-эвакуации при пожаре с опознавательными указателями
направления движения к выходу, ведется адаптированный информационный сайт
образовательной организации.
Приказом директора школы назначено ответственное лицо для оказания необходимой
технической помощи, в том числе услуг для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Реализация
программы
профессионального
обучения
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации программы профессионального обучения на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников
21

организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности.
К реализации программы привлекается учитель труда (технологии) .
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
программы
профессионального обучения, должны получать профессиональное образование по
программам дополнительного профессионального образования, в том числе в форме
стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра знаний, умений и навыков.

5.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для подведения промежуточных результатов изучения программы «Швея» используются
современные оценочные средства: контрольные и практические работы в балловой оценке,
индивидуальные задания, тесты, творческие задания, кейс – задания с постановкой
проблемных вопросов.
Обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного
экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку
теоретических знаний в пределах 37 квалификационных требований, указанных в
квалификационном справочнике и (или) профессиональном стандарте по профессии «19601
Швея».
Оценочные материалы
В качестве критериев мониторинга и диагностических исследований учащихся, в программе
применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая
утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления
деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом увидеть и
проанализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного
компонента программы, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в программу.
Оценка результатов выставляется по трех - балловой шкале:
3 балла – высокий уровень;
Выставляется оценка «5» (отлично)
2 балла – средний уровень;
Выставляется оценка «4» (хорошо)
1 балл – низкий уровень.
Выставляется оценка «3» (удовлетворительно)
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития
фиксируются требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им
программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты обучающихся, полученные по
итоговым занятиям на протяжении всего учебного года

22

Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество
отслеживаемых параметров (таблица 1).
Таблица 1
Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Возможн Методы
ое кол-во диагности
баллов
ки

I.Теоретическая
подготовка:

Соответствия
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
½ объема знаний,
предусмотренных
программой);

1

Соответствия
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Средний уровень объем
усвоенных знаний
составляет более 1/2);
Максимальный уровень
(ребенок усвоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период);

1.1 Теоретические
знания (по основным
разделам
учебнотематического
плана программы)
1.2 Владение
специальной
терминологией

Минимальный уровень как
правило, избегает
употреблять специальные
термины);
Средний уровень (сочетает
специальную
терминологию с бытовой);
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием).
II. Практическая
подготовка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно – тематического
плана программы)

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность в
выполнении
практических

Наблюден
ие,
тестирован
ие,
контрольн
ый опрос

2
3

1

2

3

Минимальный уровень
1
(ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных умений и
2
навыков более1/2);
Максимальный уровень
3
(овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный

Контрольн
ое задание

23

заданий

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
Средний уровень (работает
с оборудованием с
помощью педагога);
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);

2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

-Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности
(ребенок в состоянии
выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога); Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца);
-Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)

2.3. Творческие навыки

III. Общеучебные
умения и навыки
ребенка:
3.1. Учебно –
интеллектуальные
умения:

период.)

Самостоятельн
ость в подборе и
анализе
литературы

Минимальный уровень
(испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень (работает
с литературой с помощью
педагога и родителей);
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

1
Контрольн
ое задание
2

3

1
Контрольн
ое задание

2

3

1

Анализ

2

3

24

Приложение 1

Материалы для проведения промежуточной аттестации

Материаловедение.
1. Долевая нить при растяжении: а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.
2. Процесс получения ткани из ниток путём переплетения называется:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой.
3. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам:
а) искусственным;
б) синтетическим;
в) натуральным.
4. От чего зависит выбор ткани для платья?
а) от сезона;
б) фасона;
в) назначения;
д) цветная. 5.
Текстильные волокна делятся на натуральные и:
а) растительные;
б) минеральные;
в) химические;
г) синтетические.
Машиноведение
1. В машинной игле ушко находится:
25

а) в середине иглы;
б) рядом с остриём;
в) там же, где у швейной иглы.
2. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) натяжения верхней нити.
Машинные швы.
1. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) шов вподгибку.
2. Для обработки нижнего среза изделия используются машинные швы:
а) стачной;
б) накладной;
в) шов вподгибку с закрытым срезом;
г) шов вподгибку с открытым срезом.
3. После выполнения машинной строчки концы ниток:
а) выводят на изнаночную сторону и завязывают узелком;
б) выводят на лицевую сторону и обрезают;
в) выполняют закрепку.
4. При обработке боковых и плечевых срезов изделия применяют швы:
а) стачной;
б) шов вподгибку;
в) двойной;
г) накладной.
Раскрой.
26

1. Стрелка на листе выкроек означает:
а) направление долевой нити;
б) направление поперечной нити.
2. Раскрой – это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;
б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в
соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы.
3. Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:
а) резца;
б) косых стежков;
в) копировальных стежков;
г) украшающих стежков.
Конструирование и моделирование.
1. Моделирование – это:
а) создание различных фасонов швейного изделия на основе базовой выкройки;
б) построение чертежа деталей швейных изделий;
в) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.
2. Мерку Сб снимают:
а) для определения длины пояса;
б) для определения длины изделия;
в) для определения ширины изделия.
5. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди;
б) Пот;
в) Ог;
г)ПОш.
Технология изготовления швейного изделия.
1. Смётывание – это:
27

а) временное соединение мелкой детали с крупной петельными стежками;
б) соединение двух и более деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками
временного назначения;
в) закрепление подогнутого края детали складок, вытачек, защипов стежками временного назначения.
2. Примерку швейного изделия в процессе его пошива проводят:
а) для правильной посадки изделия на фигуре человека;
б) для вшивания «молнии»;
в) для обработки нижнего среза.
3. Наиболее подходящими для изготовления летнего платья являются ткани:
а) шерстяная;
б) льняная;
в) хлопчатобумажная;
г) синтетическая,
4. Тесьма «молния» в женской одежде вшивается:
а) на левом боку;
б) на правом боку.
Влажно – тепловая обработка изделия
1. Раскладывание припусков шва в разные стороны и закрепление их с помощью утюга:
а) приутюжить;
б) сутюжить;
в)разутюжить;
г) декатировать.
2. С какой целью выполняют декатировку тканей:
а) удаление лас;
б) усадка ткани.

28

Материалы для итоговой аттестации
Теоретические вопросы
1. Основные этапы изготовления швейных изделий. Ассортимент швейных изделий.
2. Основные рабочие механизмы швейной машины
3. . Ручные работы. Виды стежков, ручных строчек. Терминология ручных работ. Технические условия
на выполнение ручных работ. Правила ТБ при работе с иглой, ножницами.
4. . Получение волокон. Основные свойства волокон
5. Машинные работы: соединительные швы. Терминология машинных работ. Технические условия на
выполнение соединительных швов (стачной, двойной, запошивочный, накладной).
6. Физические свойства тканей: гигроскопичность, водопоглащение, водоупорность,
пыленепроницаемость. Теплозащитные свойства тканей
7.. Машинные стежки и строчки: краевые швы. Терминология машинных работ. Технические условия на
выполнение краевых швов (швы в подгибку, окантовочные).
8. Сырье. Понятие о волокне. Классификация волокон
9. . Влажно-тепловая обработка внутрипроцессная и окончательная. Технические условия на выполнение
ВТО. Терминология ВТО
10. . Натуральные волокна, их свойства
11. Оборудование для ВТО, приспособления. Организация рабочего места. Правила ТБ при работе с
утюгом.
12. Подкладочные, прокладочные, отделочные материалы и одежная фурнитура
13. . Виды отделок в детской одежде и женском легком платье (воланы, оборки, рюши, бейки, :кружева,
тесьма, вышивка, аппликация).
14. Прядение, ткачество, отделка тканей. Дефекты, возникающие в процессе ткачества и отделки тканей
15. Карманы. Виды карманов, их назначение, способы обработки
16. Общие сведения о ткани и ткачестве. Ткацкие переплетения, простые и сложные. Дефекты ткацкого
производства
17.Складки. Виды складок, их расположение на изделии, способы обработки
. Клеевые материалы, их разнообразие, назначение и применение
18. .Кокетки. Виды кокеток, их назначение, расположение, особенности обработки
19. . Клеевые материалы, их разнообразие, назначение и применение
29

20. .Приспособления малой механизации, ограничительная линейка, лапка-рубильник, лапказапошиватель, лапка для пришивания застежки молнии. Назначение и принцип работы.
21. . Воротники. Виды воротников. Последовательность обработки.
22. . . Виды рукавов. Обработка рукавов. Соединение с изделием
23. Химические волокна, их классификация и свойства
24. Техническое обслуживание швейного оборудования. Чистка и смазка швейных машин. Устранение
неполадок в работе машин
25. 1.Рассказать о предприятиях, изготавливающих одежду по индивидуальным заказам. Мерки для
пошива блузы
26. . Нетканые материалы. Ассортимент нетканых полотен, их свойства и применение
27. . Снятие мерок для пошива юбки. Подготовка изделия· к первой примерке
28. Отделка тканей, крашение, печатание, заключительная отделка.
29. .Организация поточного метода производства. Изготовление одежды бригадным методом.
30. Классификация машин швейного производства
31. 1.Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда. Меры
пожарной безопасности
32. Виды травматизма на швейном предприятии, его причины и предупреждение
33. Физико-механические и технологические свойства тканей.
34. Трудовое законодательство. Нормирование и оплата труда. Прием на работу и увольнение.
Требования производственной дисциплины.
35. . Основные рабочие профессии швейного производства

30

Приложение 2
Формообразование костюма

31

Задание № 2: Из прямоугольников
по образцу
костюма

выполнить

эскиз

32

33

Приложение 3

Среднее
прилегание
к фигуре

Очень
плотное
прилегание
к фигуре
Одежда
плотно
повторяет
фигуру

Свободное
прилегание по
фигуре

Степень прилегания к фигуре

34

35

36

37

38

Приложение 4
Словарь швейных терминов
Бейка — узкая полоска ткани, которую пришивают по краям изделия.
Вметать — временно соединить детали по вогнутым и выгнутым линиям. Втачать —
соединить две или более деталей по выгнутым или вогнутымлиниям.
Выкройка — образец деталей одежды, чаще всего выполняемый из бумаги наполовину
фигуры в натуральную величину без прибавки на швы.
Выметать — вывернуть стачной шов, сделать переходный кант размером 0,1см и
закрепить его прямыми или косыми стежками.
Вытачка — часть ткани, ушиваемая в деталях изделия для придания емунужной
формы.
Декатировка — влажно-тепловая обработка ткани с целью ее усадки.
Долевая нить (основа) — нить ткани, идущая вдоль кромок нити.
Заметать — временно закрепить прямыми или косыми стежками подогнутыйкрай изделия.
Застрочить — 1) проложить машинную строчку; 2) соединить деталимашинным швом.
Заутюжить — отогнуть оба среза шва в нужном направлении и приутюжить.
Крой — ткань, разрезанная по выкройке с припуском на швы.
Лекало — чертеж изделия (выкройка) с прибавкой на швы.
Наметать — временно соединить детали кроя, наложив одну из них надругую.
Настрочить — отвернуть стачной шов в нужном направлении и закрепитьего, проложив
отделочную строчку.
Обметать — обработать срезы швов соединенных деталей.
Обтачать — соединить две детали, после чего вывернуть их так, чтобыприпуски ткани на
шов оказались внутри.
Обтачка — выкроенная из ткани деталь, предназначенная для обработки
краев изделия.
Отпарить — слегка проутюжить ткань с лицевой стороны, используявлажную марлю.
Отстрочить — соединить две детали, обтачать их, вывернуть, выметать,приутюжить,
проложить отделочную строчку.
Отутюжить — с помощью горячего утюга удалить с поверхности тканискладки, изгибы, морщины.
Подшить — закрепить подгибку края детали изделия потайным швом.
Приметать — временно соединить две детали.
Притачать — соединить машинной строчкой детали разных размеров.
39

Приутюжить — с помощью утюга уменьшить толщину складки или подгиба.
Пришить — прикрепить к готовому изделию фурнитуру (крючки, пуговицы,клепки).
Разутюжить — разложить припуск и шва на обе стороны и прогладитьутюгом.
Расстрочить — предварительно разутюженный соединительный шов закрепить с помощью
машинной строчки.
Сметать — соединить две или несколько деталей временным стежками. Например, сметать
плечевые или боковые швы.
Стачать — соединить машинной строчкой предварительно сметанные деталиизделия.
Стежок — расстояние между двумя проколами иглы.
Ширина шва — расстояние от среза детали кроя до соединительного шва.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».