Положение о наставничестве МБОУ Скворцовской СОШ

–
–
–
–
–

директор школы;
куратор наставнической деятельности в школе;
родители (законные представители) обучающихся;
выпускники;
участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители
образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и
педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального
развития, представители региональной власти и органов местного
самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в
реализации программ наставничества.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации, через создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи
педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном
становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для
выполнения должностных обязанностей.
– Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной,
социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах,
а также при выполнении должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и

профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных
качеств,
добросовестности,
ответственности,
дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к
индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, в
котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
2.2.Внедрение целевой модели наставничества в школе
предполагает
осуществление следующих функций:
– реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
– ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
– назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой
модели в школе;
– привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
– инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества;
– осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности школы;
– предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы
наставничества в ОО, показателей эффективности наставнической деятельности
в Отдел образования Торопецкого м.о.;
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества;
– обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической
деятельности в школе;
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы
наставничества.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:
- реализуемые в школе формы наставничества («ученик – ученик» («студентстудент»); «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»;
«работодатель – студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме;
- типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме
наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с
наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом
выбранной ролевой модели.

2.2. Ответственность

за организацию и результаты наставнической
деятельности несет директор школы, куратор наставнической деятельности и
наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению
наставничества в школе.
2.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета- компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников
образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении
наставника;
– студенты, изъявившие желание в назначении наставника;
– педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
2.4. Наставниками могут быть:
– учащиеся;
– выпускники;
– родители (законные представители) обучающихся;
– педагоги и иные должностные лица ОО,
– сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности,
изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели.
2.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых,
исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные
мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по
итогам анализа потребности в развитии наставляемого.
3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом директора школы, основанием
могут выступать следующие обстоятельства:
– прекращение наставником трудовых отношений с ОО;
– психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
– систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
– привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
– обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого

осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в школе осуществляются в
соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя
семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска
наставничества в школе, включающая в себя информирование потенциальных
участников наставнической деятельности, определение заинтересованных
аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых,
определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из
потребностей школы, заключение партнерских соглашений с организациями –
социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества
школы.
3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь
наставников, проводится уточняющий анализ их потребности в обучении,
например, с помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
– согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы
наставничества, которые еще не давали такого согласия,
– согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники - несовершеннолетние.
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию
базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии
отбора/выдвижения наставников.
3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр
наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как
администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется
проект приказа по школе с приложением листа согласования, направляемый
потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во
втором случае приказ издается на основании представления коллектива
сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, комиссии,
совета школы, родительского комитета и др.), составленного в произвольной
форме на имя директора школы.
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений.
Для проведения отбора приказом директора школы создается конкурсная
комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель ОО, и в которую
входит куратор.

3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар

(групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного
этапа приказом директора школы утверждается Программа наставничества на
текущий учебный год.
При необходимости организовываются мероприятия по развитию
наставников в формате «Школы наставников», которые включаются в Программу
наставничества.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий,
награждение
эффективных
участников
наставнической
деятельности.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества школы;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
подготовка
проектов
документов,
сопровождающих
наставническую
деятельность и представление их на утверждение директору школы;
оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через
SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества;
оценка соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора;
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой
модели по запросам Управления образования;
получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления,
анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от
участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители,
классные
руководители,
педагоги-психологи,
профориентационные тесты и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы школы,
сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение директору школы предложения о поощрении

3.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

участников наставнической деятельности; организации взаимодействия
наставнических пар;
– на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества.

–

–

–
–

–
–
–
–

–
–
–
–
–
–

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального
плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях и пр.;
своевременно
реагировать
на
проявления
недисциплинированности
наставляемого;
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников, в том числе
- в рамках «Школы наставников»;
в случае, если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые
для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в школе, в
том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности
выполнения
заданий,
проектов,
определенных
Индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества,
в оценке соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой
модели;

– обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений
в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
– обращаться к директору школы с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного
выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.

–
–
–
–
–
–

–
–
–

–

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных
задач, формировать поведенческие навыки;
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой
наставничества школы.
6.2. Наставляемый имеет право:
пользоваться имеющейся в школе нормативной, информационно-аналитической
и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами,
обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества,
в оценке соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой
модели;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в школе.

6. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАМ НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в школе
направлена на:

– изучение (оценку) качества реализованных в школе Программ наставничества,
их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп
«наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOTанализа (Приложение 8);
– выявление соответствия условий организации Программ наставничества в
школе требованиям и принципам Целевой модели ;
Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно)
7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на
основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности.
7.3. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в школе на
сайте школы размещается и своевременно обновляется
информация о
наставничестве в школе.
7. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в школе, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением директора школы к следующим
видам поощрений:
– публичное признание значимости их работы - объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
– размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;
– благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
– обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих
выплат.
8.3. Руководство школы вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».