РП Труд (технология) 1 - 4 кл 2025-2026 г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» (предметная область «Технология») (далее соответственно –
программа по труду (технологии), труд (технология) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
труду (технологии), тематическое планирование, поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать
средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии)
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в
рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, приобретение практических умений, необходимых для
разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на будущую
трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства
с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о технологической культуре и
организации трудовой деятельности как важной части общей культуры
человека;

становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии
с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически
развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать
с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной
деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
конструкторской и к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных в
материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира
с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для
каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства;

технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с
пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными
материалами и другими доступными материалами (например, пластик,
поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие
творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности,
умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных
связей
с
учебными
предметами:
«Математика»
(моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом
основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными
числами),
«Изобразительное
искусство»
(использование
средств
художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного
искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции
как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык»
(использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов
учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии).
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного
процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание
служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Моральный
облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной
деятельности в учении, игре, в общественно-полезной работе и в процессе
взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение
имеет систематическое воспитательное просвещение детей, вооружение их
значением моральных норм и правил.
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), –
135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в

неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы
и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к
природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в
зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по
окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление
изделий с использованием рисунков, графических инструкций, простейших
схем. Чтение условных графических изображений (знание операций, способов
и приемов работы, последовательности изготовления изделий). Правила
экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание
нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в
изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другие.
Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов
в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления
(ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное,
рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на
глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях
из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий,
изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на
плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого
результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных
носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:

ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в
учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное
отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого человека;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную
задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с
использованием графических инструкций учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать
и
принимать
критерии
оценки
качества
работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу,
к простым видам сотрудничества;

принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства
художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с
целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и
их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание,
складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие), сборка
изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и
назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж,
эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их
функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной работы
колющими инструментами (циркуль).

Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов
(от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием простейших
чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги (биговка). Подвижное соединение деталей на проволоку,
толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его
строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик,
стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа,
бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных
носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, устной или письменной
инструкцией;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учетом
указанных критериев;
строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
формах.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать ее в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертеж,
эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать на
вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого человека;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе
учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.

Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно
относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы
быта и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий. Современные
производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и
окружающей среды (общее представление).
Мир
современной
техники.
Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных
задач на основе изучения природных законов – жесткость конструкции
(трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и
подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в
различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при
использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и
ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование

соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), знание приемов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных
изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный,
толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа
(эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с использованием простейших
чертежей, эскизов. Решение задач на внесение необходимых дополнений и
изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение измерений, расчетов,
несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа
и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов
строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной
строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с
двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе с использованием конструктора, по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы
подвижного и неподвижного соединения деталей набора конструктора, их
использование в изделиях, жесткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и

построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их
в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных
и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной,
а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом предложенных
условий;
классифицировать
изделия
по
самостоятельно
предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение,
способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать
и
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;

на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под
руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и
способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для
ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении
своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства

Профессии и технологии современного мира. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование
синтетических материалов с определенными заданными свойствами в
различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье.
Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного
или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года.
Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными (измененными)
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология
обработки
текстильных
материалов.
Обобщенное
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их
свойствах и областях использования. Дизайн одежды в зависимости от ее
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым

лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и
ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и отделка деталей)
и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и
отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий.
Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной,
предметной
преобразующей
деятельности.
Работа
с
подготовленными
цифровыми
материалами.
Поиск
дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их
в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или письменной);
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в
действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать
изделия
по
самостоятельно
предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение,
способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учетом данных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной
или
материализованной
форме,
выполнять
действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих
и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другие;
использовать средства ИКТ для решения учебных и практических задач, в
том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать свое
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций
при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их
роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и
оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели
учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной
оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и
творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и
понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и
отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение
справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики
общения, проявление уважения и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных
и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать
и
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах
создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его

практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия
материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки материалов
при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки»,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими, сборку
изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила
гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять
основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения, способы изготовления;

распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по
шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму
деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием,
сминанием, лепкой и другими способами, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертеж», «эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия,
равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть

характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного
искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием
инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и
одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки,
угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить
окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета), соотносить
объемную конструкцию с изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой
развертки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
продукте, демонстрировать готовый продукт;

знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью
чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с
использованием конструктора по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
знать несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из опыта обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для
ввода, вывода и обработки информации;

выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой
информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида
работы, осуществлять планирование трудового процесса на основе анализа
задания;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с использованием инструкционной (технологической)
карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных
материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
связи с изменением функционального назначения изделия;
решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию
изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил дизайна;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах текстового
редактора Word, PowerPoint;

решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического
воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1.1

Природное и
техническое окружение
человека. Мир
профессий. Профессии,
связанные с
изучаемыми
материалами и
производствами

Итого по разделу

4

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование

2.1

Природные материалы.
Свойства. Технологии
обработки. Способы
соединения природных
материалов

4

2.2

Композиция в
художественнодекоративных изделиях

2

2.3

Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки. Получение
различных форм
деталей изделия из
пластилина. Мир
профессий

4

2.4

Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги.
Мир профессий

1

2.5

Картон. Его основные
свойства. Виды картона.

1

2.6

Сгибание и складывание
бумаги

3

2.7

Ножницы – режущий
инструмент. Резание
бумаги и тонкого
картона ножницами.
Понятие «конструкция».
Мир профессий

3

2.8

Шаблон –
приспособление.
Разметка бумажных
деталей по шаблону

5

2.9

Общее представление о
тканях и нитках. Мир
профессий

1

2.10

Швейные иглы и
приспособления

1

2.11

Варианты строчки
прямого стежка
(перевивы). Вышивка

3

2.12

Выставка работ.
Итоговое занятие

1

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет,
1.1
форма, размер, тон,
5
светотень, симметрия) в
работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и
их профессии
Итого по разделу

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование.
Технология и
технологические
2.1
4
операции ручной
обработки материалов

2.2

Технология и
технологические
операции ручной
обработки материалов
(общее представление)

1

2.3

Элементы графической
грамоты. Мир
профессий

2

2.4

Разметка
прямоугольных деталей
от двух прямых углов по
линейке

3

2.5

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей
по угольнику

1

2.6

Циркуль – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
круглых деталей
циркулем

2

2.7

Подвижное и
неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей
изделия

5

2.8

Машины на службе у
человека. Мир
профессий

2

2.9

Технология обработки
текстильных
материалов.
Натуральные ткани.
Основные свойства
натуральных тканей.
Мир профессий

2

2.10

Технология
изготовления швейных
изделий. Лекало.
Строчка косого стежка и
ее варианты

6

Итого по разделу
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа

28

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата
изучения

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Современные
производства и
1.1
2
профессии, связанные с
обработкой материалов
Итого по разделу

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии

2.1

Современный
информационный мир.
Персональный
компьютер (ПК) и его
назначение

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов

3.1

Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений.
(технология обработки
пластических масс,
креповой бумаги,
фольги). Мир
профессий

4

3.2

Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
Фольга. Технология
обработки фольги. Мир
профессий

1

3.3

Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы использования.
Мир профессий

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3.4

Объемные формы
деталей и изделий.
Развертка. Чертеж
развертки. Мир
профессий

6

3.5

Технологии обработки
текстильных
материалов

4

3.6

Пришивание пуговиц.
Ремонт одежды

2

3.7

Современные
производства и
профессии (история
швейной машины или
другое). Мир
профессий

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

22

Раздел 4. Конструирование и моделирование

4.1

Конструирование
изделий из разных
материалов, в том
числе наборов
«Конструктор» по
заданным условиям.
Мир профессий

Итого по разделу

6

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата
изучения

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
Технологии, профессии и
производства.
1.1
Современные
2
производства и
профессии
Итого по разделу

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1

Информационнокоммуникационные
технологии

Итого по разделу

3

https://lesson.edu.ru/20/04

3

Раздел 3. Конструирование и моделирование
Конструирование
3.1
робототехнических
5
моделей
Итого по разделу

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

5

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование
4.1

Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона

4

4.2

Конструирование
объемных изделий из
разверток

3

4.3

Интерьеры разных
времен. Декор интерьера.
Мир профессий

3

4.4

Синтетические
материалы. Мир
профессий

5

4.5

История одежды и
текстильных материалов.

5

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Мир профессий

4.6

Конструирование и
моделирование.
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том числе
наборов «Конструктор»
по заданным условиям

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

23

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Мир вокруг нас
(природный и
рукотворный)

1

2

Техника на службе
человека (в воздухе, на
земле и на воде)

1

3

Традиции и праздники
народов России, ремёсла,
обычаи

1

4

Профессии, связанные с
изучаемыми материалами
и производствами.
Профессии сферы
обслуживания

1

5

Природа и творчество.
Природные материалы.
Сбор листьев и способы
их засушивания

1

6

Семена разных растений.
Составление композиций
из семян

1

7

Объемные природные
материалы (шишки,
жёлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий из них

1

8

Способы соединения
природных материалов

1

9

Понятие «композиция».
Центровая композиция.
Точечное наклеивание
листьев.

1

10

«Орнамент».
Разновидности

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

композиций, Композиция
в полосе

11

Материалы для лепки
(пластилин, пластические
массы). Свойства
пластических масс

1

12

Изделие. Основа и детали
изделия. Понятие
«технология»

1

13

Формообразование
деталей изделия из
пластилина

1

14

Объемная композиция.
Групповая творческая
работа – проект

1

15

Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги

1

16

Картон. Его основные
свойства. Виды картона

1

17

Сгибание и складывание
бумаги. (Cоставление
композиций из
несложной сложенной
детали)

1

18

Сгибание и складывание
бумаги (Основные
формы оригами и их
преобразование)

1

19

Складывание бумажной
детали гармошкой

1

20

Режущий инструмент
ножницы. Их назначение,
конструкция. Правила
пользования

1

21

Приемы резания
ножницами по прямой,
кривой и ломаной
линиям

1

22

Резаная аппликация

1

23

Шаблон –
приспособление для

1

разметки деталей.
Разметка по шаблону
24

Разметка по шаблону и
вырезание нескольких
деталей из бумаги

1

25

Преобразование
правильных форм в
неправильные

1

26

Составление композиций
из деталей разных форм

1

27

Изготовление деталей по
шаблону из тонкого
картона

1

28

Общее представление о
тканях и нитках

1

29

Швейные иглы и
приспособления.
Назначение. Правила
обращения. Строчка
прямого стежка

1

30

Вышивка – способ
отделки изделий.
Мережка (осыпание края
заготовки из ткани)

1

31

Строчка прямого стежка,
ее варианты – перевивы

1

32

Отделка швейного
изделия (салфетки,
закладки) строчками
прямого стежка

1

33

Выставка работ.
Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Мастера и их профессии.
Повторение и обобщение
пройденного в первом
классе

1

2

Средства художественной
выразительности: цвет,
форма, размер. Общее
представление

1

3

Средства художественной
выразительности: цвет в
композиции

1

4

Виды цветочных
композиций (центральная,
вертикальная,
горизонтальная)

1

5

Светотень. Способы ее
получения
формообразованием
белых бумажных деталей

1

6

Биговка – способ
сгибания тонкого картона
и плотных видов бумаги

1

7

Биговка по кривым
линиям

1

8

Изготовление сложных
выпуклых форм на
деталях из тонкого
картона и плотных видов
бумаги

1

9

Конструирование
складной открытки со
вставкой

1

10

Технология и
технологические
операции ручной

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

обработки материалов
(общее представление)

11

Линейка – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Понятие
«чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая,
штрих и два пунктира)

1

12

Понятие «чертеж». Линии
чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и
два пунктира)

1

13

Разметка прямоугольных
деталей от двух прямых
углов по линейке

1

14

Конструирование
усложненных изделий из
бумаги

1

15

Конструирование
усложненных изделий из
бумаги

1

16

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей
по угольнику

1

17

Циркуль. Его назначение,
конструкция, приемы
работы. Круг, окружность,
радиус

1

18

Чертеж круга. Деление
круглых деталей на части.
Получение секторов из
круга

1

19

Подвижное и соединение
деталей. Шарнир.
Соединение деталей на
шпильку

1

20

Подвижное соединение

1

деталей шарнирна
проволоку
21

Шарнирный механизм по
типу игрушки-дергунчик

1

22

«Щелевой замок» - способ
разъемного соединения
деталей

1

23

Разъемное соединение
вращающихся деталей

1

24

Транспорт и машины
специального назначения

1

25

Макет автомобиля

1

26

Натуральные ткани,
трикотажное полотно,
нетканые материалы

1

27

Виды ниток. Их
назначение,
использование

1

28

Строчка косого стежка.
Назначение. Безузелковое
закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза

1

29

Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного
изделия. Отделка
вышивкой

1

30

Сборка, сшивание
швейного изделия

1

31

Лекало. Разметка и
выкраивание деталей
швейного изделия по
лекалу

1

32

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

33

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

34

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Технологии,
профессии и
производства.
Повторение и
обобщение
пройденного во
втором классе

1

2

Современные
производства и
профессии, связанные
с обработкой
материалов

1

3

Знакомимся с
компьютером.
Назначение, основные
устройства

1

4

Компьютер – твой
помощник.
Запоминающие
устройства – носители
информации

1

5

Работа с текстовой
программой

1

6

Как работает
скульптор.
Скульптуры разных
времен и народов

1

7

Рельеф. Придание
поверхности фактуры
и объема

1

8

Как работает
художник-декоратор.
Материалы
художника,
художественные
технологии

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/713ab6b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89c519cc

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/067b4226

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/140524a8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1d0065f8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d9725c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/589b0115

9

Свойства креповой
бумаги. Способы
получение объемных
форм

1

10

Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
Фольга. Технология
обработки фольги

1

11

Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы использования

1

12

Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка

1

13

Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка

1

14

Развертка коробки с
крышкой

1

15

Оклеивание деталей
коробки с крышкой

1

16

Конструирование
сложных разверток

1

17

Конструирование
сложных разверток

1

18

Строчка косого стежка
(крестик,
стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки на
ткани. Изготовление
швейного изделия

1

19

Строчка косого стежка
(крестик,

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1a92e981

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/302e0704

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c2e5fd16

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f69b

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63a3f74d

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/19caeea5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a41333b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5c174679

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d179

стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки на
ткани. Изготовление
швейного изделия

20

Строчка петельного
стежка и ее варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия

1

21

Строчка петельного
стежка и ее варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия

1

22

Пришивание пуговиц.
Ремонт одежды.
Конструирование и
изготовление изделия
(из нетканого полотна)
с отделкой пуговицей

1

23

Проект. Коллективное
дидактическое
пособие для обучения
счету (с застежками на
пуговицы)

1

24

История швейной
машины. Способ
изготовления изделий
из тонкого трикотажа
стяжкой

1

25

История швейной
машины. Способ
изготовления изделий
из тонкого трикотажа
стяжкой

1

26

Пришивание бусины
на швейное изделие

1

27

Пришивание бусины
на швейное изделие

1

28

Подвижное и
неподвижное

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c19427

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1a1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/430736bb

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a050

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e609c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b68a

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99bec

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f4472846

соединение деталей из
деталей наборов
конструктора.
Профессии
технической,
инженерной
направленности

29

Конструирование
моделей с подвижным
и неподвижным
соединением из
деталей набора
конструктора или из
разных материалов

1

30

Простые механизмы.
Рычаг.
Конструирование
моделей качелей из
деталей наборов
конструктора или из
разных материалов

1

31

Простые механизмы.
Ножничный механизм.
Конструирование
моделей с ножничным
механизмом из
деталей набора
конструктора или из
разных материалов

1

32

Конструирование
модели робота из
деталей набора
конструктора или из
разных материалов

1

33

Конструирование
модели транспортного
робота из деталей
набора конструктора
или из разных
материалов

1

34

Итоговый контроль за
год (проверочная

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9cad9a08

работа)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Повторение изученного
в 3 классе.
Современные
синтетические
материалы

1

2

Современные
производства и
профессии

1

3

Информация. Сеть
Интернет

1

4

Графический редактор

1

5

Групповой проект в
рамках изучаемой
тематики

1

6

Робототехника. Виды
роботов

1

7

Конструирование
робота

1

8

Электронные
устройства.
Контроллер, двигатель

1

9

Программирование
робота

1

10

Испытания и
презентация робота

1

11

Конструирование
сложной открытки

1

12

Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона

1

13

Конструирование
объемного изделия
военной тематики

1

14

Конструирование
объемного изделия –

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec351bda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a74007cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2322cd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/11599dcf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9976e9e2

подарок женщине,
девочке

15

Изменение форм
деталей объемных
изделий. Изменение
размеров деталей
развертки

1

16

Построение развертки с
помощью линейки и
циркуля

1

17

Построение развертки
многогранной
пирамиды циркулем

1

18

Декор интерьера.
Художественная
техника декупаж

1

19

Природные мотивы в
декоре интерьера

1

20

Конструирование и
моделирование изделий
из различных
материалов. Подвижное
соединение деталей на
проволоку (толстую
нитку)

1

21

Полимеры. Виды
полимерных
материалов, их
свойства

1

22

Технология обработки
полимерных
материалов (на выбор)

1

23

Конструирование
сложных форм из
пластиковых трубочек

1

24

Конструирование
объемных
геометрических
конструкций из разных
материалов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/341c8aaf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ceccf420

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/52a8a4f9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c3d5b73e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ef9152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d51dd163

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90a79dd6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0af65b52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6929ee2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/26725911

25

Синтетические ткани,
их свойства

1

26

Мода, одежда и ткани
разных времен. Ткани
натурального и
искусственного
происхождения

1

27

Способ драпировки
тканей. Исторический
костюм

1

28

Одежда народов
России. Составные
части костюмов и
платьев, их
конструктивные и
декоративные
особенности

1

29

Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

30

Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

31

Конструкция
«пружина» из полос
картона или
металлических деталей
наборов конструктора

1

32

Конструкции с
ножничным
механизмом

1

33

Конструкция с
рычажным механизмом

1

34

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea8eeadb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f05deee5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6888977

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a75d3c7f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dccd97ad

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/23d6c953

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник Технология 1- 4 кл Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Москва «Просвещение»
2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник Технология 1- 4 кл Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Москва «Просвещение»
2019.
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного предмета
«Труд (технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОР https://xn--h1aafgkbnx.xn--p1ai/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.