2
Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее –
ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №
1026;
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, становится
тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран.
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф
овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для
получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной
деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися
АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов,
которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом
планировании в виде конкретных учебных действий.
1. Планируемые результаты освоения предмета
1.1. Личностные результаты
3
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
1.2. Предметные результаты
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний
по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
4
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
1.3. Критерии оценки предметных результатов
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты
предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по
словесной инструкции; выполнено с опорой
на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
"удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
5
"хорошо" - от 51% до 65% заданий. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает
ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует
руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок;
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
2. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «География» предметной
области «Естествознание», определено ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и приведено в следующей таблице.
Класс
6
7
8
9
2
2
2
2
2
68
2
68
272
2
68
2
68
Кол-во
В неделю
часов
В обязательной части
В
части,
формируемой
участниками
образовательных отношений
Итого
За год
Всего
6 класс
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот
раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных
географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
В программу введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на
экскурсиях в своей местности.
Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле,
Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан
с географией, но не является ее органичной частью, поэтому не выделено в программе в
самостоятельный раздел.
География тесно связана с жизнью, и поэтому, для расширения кругозора, развития
интереса к данному предмету, на уроках необходимо использовать дополнительные знания
и новые сведения о явлениях и событиях, происходящих в природе Земли и в жизни народов
России и различных стран, с помощью применения ИКТ технологий, использование
предметных Интернет-ресурсов, чтение дополнительной литературы по географии,
6
журналов и местной периодической печати. Необходимо использовать сообщения по
телевидению и радио.
Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и
правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины,
холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища,
пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и
моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды
от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая
карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта
России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета.
Освоение космоса.
Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Физическая карта полушарий.
Океаны и материки на глобусе и карте полушарий.
Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического
пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
Введение (4 ч)
Тематическое планирование
1 четверть (18 ч)
Кол-во
Экскурсии
часов
География –наука о природе Земли, населении и
его хозяйственной деятельности
Наблюдение за изменениями высоты солнца и
погоды. Признаки времен года.
Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и
труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных
направлений по солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам.
Экскурсия «Закрепление понятия о горизонте и
его основных направлениях.
7
1ч
Практиче
ские
работы
1
1ч
1
1ч
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
1
1
1
Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа 1ч
своей местности.
Рельеф местности, его основные формы.
1ч
Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
1ч
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях
1ч
вулканов.
Вода на Земле (10 ч)
Вода на Земле.
1ч
Родник, его образование.
1ч
Колодец. Водопровод.
1ч
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
1ч
Как люди используют реки.
1ч
2 четверть (14 ч)
Озера. Водохранилища. Пруды. Разведение рыб, 1ч
птиц.
Болота, их осушение.
1ч
Океаны и моря. Явления природы: ураганы,
1ч
штормы.
Острова и полуострова.
1ч
План и карта (9ч)
Рисунок и план предмета.
1ч
Масштаб. Измерение расстояний и их
1ч
изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической
деятельности человека.
План класса.
1ч
План школьного участка.
1ч
Условные знаки плана местности.
1ч
План и географическая карта. Основные
1ч
направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты (границы,
1ч
города, моря, реки, каналы)
Физическая карта России. Значение
1ч
географической карты в жизни и деятельности
людей.
3 четверть (20ч)
Земной шар (14 ч)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Земле.
1ч
Планеты.
1ч
Земля-планета. Доказательство шарообразности
1ч
Земли. Освоение космоса.
Глобус-модель земного шара. Земная ось,
1ч
экватор, полюса. Особенности изображения
суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.
1ч
Распределение воды и суши на Земле.
1ч
Океаны на глобусе и карте полушарий.
1ч
8
1
1
1
1
1
1
1
опыты
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
Материки на глобусе и карте полушарий.
1ч
Евразия, Африка, северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
1ч
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие
1ч
в освещении и нагревании Солнцем Земной
поверхности (отвесные, наклонные и скользящие
солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды.
1ч
Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные,
1ч
холодные. Изображение их на глобусе и карте
полушарий.
Природа тропического пояса.
1ч
Природа умеренных и полярных полюсов.
1ч
Карта России (20ч)
Положение России на глобусе и карте
1ч
полушарий, физической карте. Столица РоссииМосква.
Границы России. Сухопутные границы на западе 1ч
и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие
1ч
берега России. Моря Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов
1ч
Острова и полуострова России.
1ч
Работа с контурными картами.
1ч
4 четверть (16 ч)
Поверхность нашей страны. Низменности,
1ч
возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами
1ч
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
1ч
Крупнейшие месторождения полезных
1ч
ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа)
Работа с контурными картами.
1ч
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища,
1ч
каналы, ГЭС.
Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища,
1ч
каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с
1ч
Ангарой, ГЭС.
Реки: Лена и Амур.
1ч
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.
1ч
Работа с контурными картами.
1ч
Наш край на карте России.
2ч
Повторение начального курса физической
3ч
географии.
7 класс
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Программа 7 класса («География России») полностью посвящена ознакомлению с
природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической
и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а
природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник
ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить
экологическим проблемам.
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение
России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части
России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования.
Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование.
Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Тематическое планирование
1 четверть (18 ч)
Темы
Кол-во
Экскурсии Практические
часов
работы
Общая характеристика природы и хозяйства России (общая характеристика)
(13 ч)
Повторение карты России (физическая и 1ч
политико-административная)
Географическое положение России на карте 1ч
1
мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и Азиатская части России.
Европейская и азиатская части России. 2ч
1
1
Разнообразие
рельефа.
Острова
и
полуострова.
Полезные ископаемые и их основные 1ч
1
месторождения.
Пути
рационального
использования
Типы
климата.
Сравнительная 1ч
характеристика климатических условий,
жизнедеятельности людей в разных частях
России.
Водные (гидроэнергетические) ресурсы 1ч
России, их использование.
Экологические проблемы.
Численность
населения
России. 1ч
Размещение по территории России. Народы
России.
Промышленность, ее отрасли.
1ч
Особенности развития сельского хозяйства 1ч
1
и транспорта. Экологические проблемы
10
Уровни
экономического
развития 1ч
европейской и азиатской частей России.
Пути решения экологических проблем.
Природные
зоны России.
Значение 1ч
зональных различий для специализации
сельского хозяйства и жизни людей.
Карта природных зон России.
1ч
Природные зоны России (48 ч)
Зона арктических пустынь (5 ч).
Положение на карте. Моря и острова.
1ч
Климат. Особенности природы.
1ч
Растительный и животный мир. Охрана 1ч
природы.
Население и его основные занятия.
1ч
Северный морской путь.
1ч
2 четверть (14 ч)
Тундра (8 ч).
Положение
на
карте.
Острова
и
полуострова.
Поверхность. Полезные ископаемые.
1ч
1
Климат. Водоемы тундры.
1ч
Особенности природы. Растения тундры.
1ч
Животный мир тундры.
1ч
Хозяйство. Население и его основные
занятия.
Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян- 1ч
Мар, Норильск, Анадырь.
Повторительно-обобщающий урок по теме 1ч
«Тундра».
Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры.
Лесная зона (6 часов)
Положение
на
карте.
Поверхность, 1ч
полезные ископаемые. Экологические
проблемы.
Климат. Особенности природы.
1ч
Реки, озера, каналы. Экологические 1ч
проблемы водных ресурсов.
Природные богатства лесной зоны. 1ч
Растительный мир. Хвойные леса.
Смешанные леса.
1ч
Лиственные леса.
1ч
3 четверть (20ч)
Животный мир лесной зоны.
Пушные звери.
1ч
Какую пользу приносит лес. Лесной 1ч
промысел. Охота.
Промышленность и сельское хозяйство 1ч
Центральной России.
Города Центральной России.
1ч
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Особенности развития хозяйства Северо- 1ч
Западной России.
Города:
Санкт-Петербург,
Новгород, 1ч
Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
1ч
Восточная Сибирь
1ч
Дальний Восток.
1ч
Заповедники и заказники лесной зоны. 1ч
Охрана леса. Правила поведения в лесу.
Обобщающий урок по лесной зоне.
1ч
Степи 8 часов.
1ч
Положение на карте. Поверхность и
полезные ископаемые. Климат. Реки.
Проблема водоснабжения.
Растительный мир степей.
1ч
Животные степей.
1ч
Хозяйство. Население и его основные
занятия.
Города степной зоны: Волгоград, Саратов, 1ч
Ростов-на-Дону,
Города
степной
зоны.
Краснодар, 1ч
Ставрополь, Самара, Оренбург.
4 четверть (16 ч)
Охрана природы зоны степей.
1ч
Обобщающий урок по теме «Степи»
1ч
Зона полупустынь, пустынь.
1ч
Положение
на
карте.
Поверхность.
Полезные ископаемые.
Климат. Реки. Охрана природы.
1ч
Растительный мир и его охрана.
1ч
Животный мир. Охрана животных.
1ч
Хозяйство. Основные занятия населения.
1ч
Города зоны пустынь и полупустынь: 1ч
Астрахань, Элиста.
Субтропики (2ч).
Положение на карте. Поверхность. Климат. 1ч
Растительный и животный мир влажных
субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Население. Занятия 1ч
населения. Города – курорты: Анапа,
Геленджик, Туапсе, сочи.
Высотная поясность в горах (6ч).
Положение на карте (Северный Кавказ, 1ч
Урал, Алтай, Саяны). Поверхность.
Полезные ископаемые. Климат.
Особенности
природы
и
хозяйства 1ч
северного Кавказа. Города: Минеральные
Воды, Нальчик, Грозный.
Хозяйство,
города,
экологические 2ч
проблемы
Урала
(Екатеринбург,
Челябинск.)
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
Алтайские горы. Население. Хозяйство. 3ч
Кузнецкий угольный бассейн.
Города: Барнаул, Кемерово, ГорноАлтайск…
Восточная Сибирь. Хозяйство восточной
Сибири. Население. Города. Охрана
природы.
Обобщающий урок по географии России.
1
1
1
8 класс
Географический материал обеспечивает правильное соотношение эмоционального и
рационального факторов, что ведет к эффективности учебного процесса.
При изучении географии используются:
-составление характеристик изучаемых объектов и местностей
-условные «путешествия» по карте
-заполнение таблиц, схем, контурных карт
-упражнения на воспроизведение информации и другие, которые ведут к коррекции
и ослаблению недостатков умственного развития.
Особое значение для решения коррекционно – развивающих задач на уроках
географии имеет работа по развитию логического мышления. Постепенный переход от
конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты,
глобус) развивает абстрактное мышление, формирует у учащихся географические понятия
и связи между ними. Решение географических задач требует активной умственной
деятельности школьника.
На уроках используется такой вид познавательной операции, как сравнение, это дает
возможность исправлять недостатки и специально формировать умение сопоставлять
географические объекты и явления.
На уроках географии при изучении сведений о конкретных однородных географических
объектах и явлениях учащиеся подводятся к определенным обобщенным знаниям в виде
понятий и закономерностей.
В ходе изучения учебного предмета «География материков и океанов» учащиеся
получают знания о географическом положении каждого материка, знакомятся с
природными условиями, государствами, их населением и столицами. В процессе изучения
каждого материка ребята наносят на контурную карту названия крупных географических
объектов, данных в программе. На уроках необходимо использовать материалы печати и
сообщения по радио, телевидению. Учителю необходимо уделять внимание
страноведению, ознакомлению с особенностями хозяйственной деятельности, быта,
культуры людей, проживающих в этих странах. Необходимо затронуть проблемы
взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией
государствами, входящими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной
Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Изучаемые страны
сгруппированы по типу географической смежности, этот подход устраняет излишнюю
политизацию содержания.
География материков и океанов
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический
океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное
значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия:
географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат,
реки и озера, природа материка, население и государства.
13
№
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тематическое планирование
Кол-во Экскурсии
Темы
часов
1 четверть
Что изучают в курсе географии 1ч
материков и океанов. Материки и части
света на глобусе и физической карте
полушарий.
Мировой океан
1ч
Атлантический океан. Хозяйственное 1ч
1
значение. Судоходство.
Северный
Ледовитый
океан. 1ч
Хозяйственное значение. Судоходство.
Тихий океан. Хозяйственное значение. 1ч
Судоходство.
Индийский
океан.
Хозяйственное 1ч
значение. Судоходство.
Африка. Географическое положение и 1ч
очертания
берегов.
Острова
и
полуострова.
Разнообразие рельефа, климата, реки и 1ч
озера Африки.
Природные
зоны.
Растительность 1ч.
тропических лесов.
Животные тропических лесов.
1ч
Растительность Саванн.
1ч
Животные Саванн
1ч
Растительность и животные пустынь
1ч
Государства Африки, их столицы: 1ч
Египет, Эфиопия, Танзания. Население
Демократическая республика Конго, 1ч
Нигерия, ЮАР.
Обобщающий урок по разделу Африка. 1ч
Австралия.
Географическое 1ч
положение и очертания берегов.
Острова.
Разнообразие рельефа, климата, реки и 1ч
озера.
Растительный мир.
1ч
Животный мир
1ч
Население Австралии (коренное и 1ч
пришлое)
Океания.
1ч
Путешествие в Австралию Н.Н.
Миклухо – Маклая. Остров Новая
Гвинея.
Австралийский союз (Австралия). 1ч
Города Австралии: Канберра, Сидней,
Мельбурн.
14
Практические
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Антарктида.
Географическое
положение. Разнообразие рельефа,
климата. Открытие Антарктиды.
Растительный и животный мир. Охрана
природы.
Современные
исследования
Антарктиды.
Северная
Америка.
Открытие
Америки. Географическое положение,
очертания
берегов.
Острова
и
полуострова.
Разнообразие рельефа и климата.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
США. Географическое положение.
Рельеф, климат, реки, озера. Столица.
Население.
Канада. Географическое положение.
Рельеф, климат, реки, озера. Столица.
Население.
Мексика.
Куба.
Географическое
положение. Рельеф, климат, реки,
озера. Столица. Население.
Южная Америка. Географическое
положение Южной Америки.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера Южной Америки.
Растительность тропических лесов
Животные тропических лесов
Растительность
саванн,
степей,
пустынь и горных районов.
Животные саванн, степей, пустынь и
гор.
Население и государства.
Бразилия, столица.
Аргентина, столица.
Перу, столица.
Евразия. Географическое положение.
Условная граница между Европой и
Азией.
Очертания берегов Евразии. Моря
Северного
Ледовитого
и
Атлантического океанов. Острова и
полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и
полуострова.
Разнообразие
рельефа.
Полезные
ископаемые Европы.
15
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
1
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
1
1
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
11
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Разнообразие
рельефа.
Полезные
ископаемые Азии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир
Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии
Культура и быт народов Евразии
Европейские
государства:
Великобритания, Франция.
Германия.
Испания. Италия.
Югославия. Албания. Греция.
Польша. Чехия. Словакия.
Венгрия. Румыния. Болгария.
Норвегии. Швеция. Финляндия.
Государства Азии: Турция. Иран. Ирак.
Афганистан.
Монголия. Китай.
Индия.
Северная и Южная Корея. Вьетнам.
Лаос.
Япония.
Обобщающий урок по курсу География
материков и океанов
1ч
1
1
1
1
1
1
1ч
1
1
1
1
1
1
1
1ч
1ч
1ч
1
1
1
1ч
1ч
1
1
1ч
1ч
1ч
9 класс
Государства Евразии
Обучающиеся узнают сведения о географическом положении, рельефе, климате,
водоемах, разнообразии растительного и животного мира, населении, крупных городах
Евразии.
Тематика данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности
к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие
союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа»,
«Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале
проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на
усугубление национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные
контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
Географическое положение.
Государственный строй, символика.
Климат, рельеф, растения и животные.
Хозяйство, население.
Столица, крупные города.
Достопримечательности.
Изучаются государства – бывшие союзные республики. Здесь учителю необходимо
дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада
16
монополизированного государства. В то же время на доступном материале надо
анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как
на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и
национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 4
четверти, что диктуется необходимостью частично использовать имеющийся материал в
учебниках «География России».
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная
Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия.
Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы
нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности.
Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня.
Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт
нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
№
1.
2
3
4
5
6
Тематическое планирование
1 четверть (18 ч)
Темы
Кол- Экскурсии
во
часов
Западная Европа (7ч)
Великобритания.
Географическое 1ч
положение, природа, экономика.
Великобритания. Население, культура, 1ч
обычаи, традиции.
Франция (Французская Республика). 1ч
Географическое положение, природа,
экономика.
Франция. Население, культура, обычаи, 1ч
традиции.
Германия (Федеративная Республика 1ч
Германия)
Австрия (Австрийская Республика)
1ч
Практические
работы
1
1
1
1
1
(Швейцарская 1ч
1
8
Южная Европа (5ч)
Испания (Королевство Испания)
1ч
1
9
Португалия (Португальская Республика)
1
10
Италия
(Итальянская
Республика). 1ч
Географическое положение, природа,
экономика.
Италия. Население, культура, обычаи, 1ч
традиции.
Греция (Греческая Республика)
1ч
Северная Европа (3ч)
Норвегия (Королевство Норвегия)
1ч
Швеция (Королевство Швеция)
1ч
Финляндия (Финляндская республика)
1ч
7
11.
12
13
14.
15
Швейцария
Конфедерация)
17
1ч
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Восточная Европа (7ч)
Польша (Республика Польша)
1ч
Чехия (Чешская Республика)
1ч
Словакия (Словацкая Республика)
1ч
Венгрия (Венгерская Республика)
1ч
Румыния (Республика Румыния)
1ч
Болгария (Республика Болгария)
1ч
Сербия. Черногория.
1ч
Страны Балтии (3 ч)
Эстония. Географическое положение. 1ч
Природные условия.
Хозяйство.
Население. Столица. Крупные города.
Латвия. Географическое положение. 1ч
Природные
условия.
Хозяйство.
Население. Столица. Крупные города и
курорты.
Литва.
Географическое
положение. 1ч
Природные
условия.
Хозяйство.
Население. Столица. Крупные города.
Республика Беларусь. Географическое 1ч
положение. Природные условия и
ресурсы. Хозяйство.
Население. Столица. Крупные города.
1ч
Украина. Географическое положение. 1ч
Природные
условия
и
ресурсы.
Хозяйство.
Население. Столица. Крупные города.
1ч
Молдавия. Географическое положение. 1ч
Особенности природных условий.
Молдавия.
Хозяйство.
Население, 1ч
столица, города.
Азия. Центральная Азия (5 ч)
Казахстан
(Республика
Казахстан). 1ч
Географическое положение. Природные
условия. Хозяйство. Население. Столица.
Крупные города.
Узбекистан. (Республика Узбекистан). 1ч
Географическое положение. Особенности
природных
условий.
Хозяйство.
Население. Столица. Города.
Туркменистан.
Географическое 1ч
положение. Особенности природных
условий. Хозяйство. Население. Столица.
Города.
Киргизия (Кыргызская Республика). 1ч
Географическое положение. Особенности
природных
условий.
Хозяйство.
Население. Столица. Города.
Таджикистан. (Республика Таджикистан) 1ч
Географическое положение. Особенности
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
природных
условий.
Хозяйство.
Население. Столица. Города.
Юго-Западная Азия (7 ч)
Грузия. Географическое положение. 1ч
Географическое положение. Особенности
природных условий. Хозяйство. Ресурсы.
Население. Столица. Города.
Азербайджан.
(Азербайджанская 1ч
Республика).
Географическое
положение. Особенности природных
условий. Хозяйство. Ресурсы. Население.
Столица. Города.
Армения.
(Республика
Армения). 1ч
Географическое положение. Особенности
природных условий. Хозяйство. Ресурсы.
Население. Столица. Города.
Турция
Турецкая
Республика). 1ч
Географическое положение. Особенности
природных условий. Хозяйство. Ресурсы.
Население. Столица. Города.
Ирак (Республика Ирак). Географическое 1ч
положение. Особенности природных
условий. Хозяйство. Ресурсы. Население.
Столица. Города.
Иран (Исламская Республика Иран). 1ч
Географическое положение. Особенности
природных условий. Хозяйство. Ресурсы.
Население. Столица. Города.
Афганистан (Исламская Республика 1ч
Афганистан).
Географическое
положение. Особенности природных
условий. Хозяйство. Ресурсы. Население.
Столица. Города.
Южная Азия (2ч)
Индия
(Республика
Индия). 1ч
Географическое положение, природа,
экономика.
Индия. Население, культура, обычаи и 1ч
традиции.
Восточная Азия (6ч)
Китай (Китайская Народная Республика). 1ч
Географическое положение, природа,
экономика.
Китай. Население, культура, обычаи и 1ч
традиции.
Монголия. Географическое положение. 1ч
Особенности
природных
условий.
Хозяйство. Ресурсы. Население. Столица.
Города.
Корея.
Корейская
Народно- 1ч
Демократическая Республика (КНДР).
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Географическое положение, природа,
экономика.
Япония. Географическое положение, 1ч
природа, экономика.
Япония. Население, культура, обычаи и 1ч
традиции.
Юго-Восточная Азия (3ч)
Тайланд
(Королевство
Тайланд). 1ч
Географическое положение, природа,
экономика.
Вьетнам (Социалистическая Республика 1ч
Вьетнам). Географическое положение,
природа, экономика.
Индонезия (Республика Индонезия)
1ч
Россия (14)
Границы России.
1ч
Россия (Российская Федерация)
– 1ч
крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
1ч
Столица и крупные города России.
1ч
Республика
Карелия.
История
1ч
возникновения. Положение на карте.
Границы области, края. Поверхность.
Климат. Полезные ископаемые. Почвы
нашей местности
Реки, пруды, озера, каналы нашей
1ч
местности. Охрана водоемов.
Растительный и животный мир нашего
1ч
края.
Население нашего края. Национальные
1ч
обычаи, традиции, национальная кухня.
Промышленность нашей местности.
1ч
Специализация сельского хозяйства.
Транспорт нашего края.
1ч
Архитектурно-исторические
и
1ч
культурные памятники нашего края.
Повторительно-обобщающий урок.
1ч
Контрольная работа.
1ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебники:
1.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся
интеллектуальными нарушениями) 6 класс, АО «Издательство «Просвещение»;
2.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся
интеллектуальными нарушениями) 7 класс, АО «Издательство «Просвещение»;
3.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся
интеллектуальными нарушениями) 8 класс, АО «Издательство «Просвещение»;
4.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся
интеллектуальными нарушениями) 9 класс, АО «Издательство «Просвещение»;
20
с
с
с
с
21