Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Скворцовская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Педагогическим советом
Протокол от 29.08.2025г.№ 1
I
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной
образовательной программы обучающихся
с нарушениями интеллекта (вариант 1)
МБОУ Скворцовской СОШ
на 2025 - 2026 учебный год
I
Торопецкий муниципальный округ
I
Тверская область 2025
Пояснительная записка
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план для обучающихся разработан на основе требований следующих
нормативных документов:
■ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
■ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г.№1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
■ Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
1
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
■ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
■ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2024
г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ»;
*
Постановления
Главного
государственного санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
■
Постановления
Главного
государственного санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» с изменениями и дополнениями);
■ Письма Минпросвещения России от 05.07. 2022 №ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
* Устава МБОУ Скворцовской СОШ.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Скворцовской средней общеобразовательной школе начинается 01.09.2025 и заканчивается
26.05.2026.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет 30 календарных дней. Продолжительность урока - 35 минут
С целью профилактики перегрузок проводятся динамические, физкультурные, игровые паузы,
т.е. устанавливается особый здоровьесберегающий режим. Снижению утомляемости
способствует активный двигательный режим, наличие двух динамичных продолжительных
перемен. Занятия коррекционно-развивающей области и внеурочная деятельность начинаются
с 13 часов 30 минут. Между началом занятий и последним уроком устраивается перерыв
продолжительностью 50 минут.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - 1 - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 1 3 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I
классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе
обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе
обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является коррекционно-развивающая область.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями) по
логопедии, дефектологии, психо-коррекционными занятиями и ритмикой.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Для развития потенциала тех обучающихся с нарушениями интеллекта, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тыоторской поддержкой.
Освоение учащимися адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся с НИ включает поурочное и четвертное, годовое
оценивание результатов учебной деятельности по пятибалльной системе. Учитель выставляет
соответствующую отметку в журнал. Промежуточная годовая аттестация учащихся включает
оценивание результатов их учебной деятельности за год и завершается выставлением годовых
отметок по всем предметам учебного плана.
Учебные предметы
Предметные
области
Учебный план
Количество часов в неделю/в год
6 класс
7 класс
9 класс
Всего
|
4/136
4/136
12/408
12/408
3/102
1/34
10/340
2/68
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
1.1 .Русский язык
1.2. Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1, Математика
2.2. Информатика
4/136
4/136
4/136
-
4/136
4/136
3/102
1/34
3.Естествознание
.
3.1 .Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
4/136
6/204
4. Человек и
общество
4.1. Мир истории
4.2. Основы
социальной жизни
4.3. История Отечества
2/68
2/68
2/68
-
2/68
6/204
2/68
2/68
2/68
4/136
2/68
2/68
2/68
6/204
6/204
7/238
7/238
20/680
28/952
29/986
29/986
29/986
30/1020
'
5. Физическая
культура
6.1.
физическая
культура
Адаптивная
6. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
86/2924
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
2/68
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
«Психо ко ррекци онные
(психологические)»
3/102
занятия
30/1020
3/102
1/34
89/3026
8/272
1/34
2/68
«Психокоррекционные занятия
(дефектологические)»
1/34
1/34
1/34
3/102
«Логопедические занятия»
1/34
1/34
1/34
3/102
1