1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с
ОВЗ (вариант 7) по предмету обществознание – это образовательная программа,
адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) получают образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7) адресована обучающимся,
достигшим уровня психофизического развития близкого возрастной норме. Но у таких
обучающихся часто отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся
в условиях деятельности и организованного поведения, признаки общей социальноэмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство
школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные
нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с ЗПР.
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:
•
•
•
•
•
учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой
методики предъявления учебных заданий;
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с
ОВЗ:
• стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости
самопроверки),
направляющую
(повторное
разъяснение
инструкции к заданию);
• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону
ближайшего развития ученика;
• опора на жизненный опыт ребёнка;
• использование наглядных, дидактических материалов;
• выполнение задания по образцу;
• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схемаалгоритм;
• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных
форм преподнесения заданий;
• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и
дополнительных источников знаний: опорной карты- сличения, опорной схемы
алгоритма.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных
предметных знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов
умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей,
испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко
включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность
учащихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания
графического характера для коррекции мелкой моторики пальцев рук.
К реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР могут быть привлечены
учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися,
имеющими ЗПР, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный,
репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно коммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Изучение обществознания в 6 - 9 классах направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;,
4.
Овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и
особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить
следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической
и
познавательной,
коммуникативной,
эмоционально-оценочной
деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне
идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских
прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных
альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член
семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе
(городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики,
в том числе включенной в содержание курса;
Коррекционные задачи:
•
сохранение и укрепление здоровья
совершенствования образовательного процесса;
обучающихся
с
ОВЗ
на
основе
•
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
•
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
• овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
• развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;
• создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в освоении основной образовательной программы;
• индивидуализацию обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально –
типологические особенности.
•
приобретение
опыта
разнообразной
коллективной), опыта познания и самопознания;
деятельности
•
подготовка
к
осуществлению
осознанного
образовательной или профессиональной траектории.
•
(индивидуальной
выбора
и
индивидуальной
коррекция нарушений устной и письменной речи;
•
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и
социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным
образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы,
сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям
учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность
мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи,
направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий
для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются
неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней,
переработано только их содержание.
Таким образом, курс обществознания способствует формированию нравственных черт
личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях
нравственной деградации современного российского общества при отсутствии
государственной системы ценностей в воспитательном процессе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся
основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на
современном этапе развития.
Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет
практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических
нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Воспитательный потенциал учебного предмета «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» традиционно обладает высоким воспитательным
потенциалом, а его изучение способствует формированию у обучающихся гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным
ценностям. В содержании федеральной рабочей программы учебного предмета
«Обществознание» на уровне основного общего образования актуализируются следующие
цели: – воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
– развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации; – развитие личности на
исключительно важном этапе ее социализации ‒ в подростковом возрасте, становление ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка.
3. Место учебного предмета в учебном плане школы
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 8 по 9 класс. Общее количество
времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час.
4.Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые
услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов
семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика
Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование
личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения
в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества.
Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное
и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия –
социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики
российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное
Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство
Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской
Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные
роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
8 класс
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
•
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
•
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
•
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных
традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
•
умении сознательно организовывать свою
постановки цели до получения и оценки результата);
познавательную
деятельность
(от
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций;
•
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
•
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
•
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами:
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
•
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
•
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
с опорой на эти понятия явления социальной действительности:
•
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
•
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями);
•
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении
другими видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
9 класс
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в
важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками
программы по обществознанию являются в сфере:
основной
школы
содержания
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа
жизнедеятельности человека
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1.2
Рыночные отношения в экономике
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1.3
Финансовые отношения в
экономике
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1.4
Домашнее хозяйство
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1.5
Экономические цели и функции
государства
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.2
Наука и образование в Российской
Федерации
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.3
Роль религии в жизни общества
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.4
Роль искусства в жизни человека
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.5
Роль информации в современном
мире
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
11
Защита проектов, итоговое повторение
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
1.2
Участие граждан в политике
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Итого по разделу
6
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1
Основы конституционного строя
Российской Федерации
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
2.2
Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
2.3
Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
2.4
Конституция Российской
Федерации о правовом статусе
человека и гражданина
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Итого по разделу
8
3.1
Социальные общности и группы
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
3.2
Статусы и роли. Социализация
личности. Семья и её функции
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
3.3
Этносы и нации в современном
обществе. Социальная политика
Российского государства
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
3.4
Отклоняющееся поведение и
здоровый образ жизни
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Итого по разделу
11
Раздел 4. Человек в современном
изменяющемся мире
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Защита проектов, итоговое повторение
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
7.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1
Тема урока
Экономическая жизнь
общества
2
Экономическая система
и её функции.
Собственность
3
Производство —
источник
экономических благ
4
Предпринимательство
5
Деньги, обмен,
торговля
6
Рыночная экономика.
Конкуренция.
Многообразие рынков
7
Спрос и предложение.
Рыночное равновесие
Коли
честв
о
часов
Всег
о
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Коррекционная
работа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
bfda0
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
bff6c
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c0124
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c06f6
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c091c
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c0ae8
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c0cb4
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
1
памяти и
внимания;
8
Предприятие в
экономике
9
Заработная плата и
стимулирование труда.
Занятость и
безработица
10
Финансовый рынок и
финансовые
посредники
11
12
Банковские услуги
Страховые услуги
13
Финансовая
безопасность
14
Экономические
функции домохозяйств
15
Потребление домашних
хозяйств.
Потребительские
товары и товары
длительного
пользования
16
Семейный бюджет и
финансовое
планирование
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c0e62
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c1132
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c12ea
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c14b6
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c175e
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c1920
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c1ae2
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c1e70
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c2046
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
17
Экономические цели и
функции государства
18
Налоги.
Государственный
бюджет.
Государственная
политика по развитию
конкуренции
19
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"
20
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"
21
Культура, её
многообразие и формы.
22
Наука. Роль науки в
развитии общества
23
24
Образование в
современном обществе
Образование в
Российской Федерации.
Самообразование
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c21ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c23a2
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c255a
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c27f8
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c29ce
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c2b86
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c2d2a
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c305e
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
25
Политика в сфере
культуры и
образования в
Российской Федерации
26
Роль религии в жизни
человека и общества
27
Национальные и
мировые религии.
Религии и религиозные
объединения в
Российской Федерации
28
29
Что такое искусство.
Виды искусств
Роль искусства в жизни
человека и общества
30
Общество и его
развитие. Информация
и современный мир
31
Роль информации и
информационных
технологий в
современном мире
32
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в мире
культуры" /
Всероссийская
проверочная работа
33
Защита проектов по
теме по теме
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c31da
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c3356
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c34c8
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c363a
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c38c4
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c3f72
формирование
обобщенного
представления о
свойствах
предметов и
явлений;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c3a5e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c3bd0
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
развитие
зрительного
"Финансовая
грамотность"
34
Итоговое повторение
по темам "Человек в
экономике", "Человек в
мире культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
c3d60
1
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
c40e4
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
развитие
навыков
соотносительног
о анализа;
9 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Колич
ество
часов
1
Политика и
политическая власть
1
2
Государство —
политическая
организация общества
1
3
Политические режимы
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
Коррекцион
ная работа
развитие
зрительного
восприятия и
узнавания,
памяти и
внимания;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec4652
Библиотека ЦОК
4
Формы политического
участия. Выборы,
референдум
5
Политические партии,
их роль в
демократическом
обществе.
Общественнополитические
организации
1
6
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
политическом
измерении"
1
7
Основы
конституционного
строя Российской
https://m.edsoo.ru/f
5ec47ec
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec4aee
формировани
е
обобщенного
представлени
я о свойствах
предметов и
явлений;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec4c9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec4e68
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec53c2
развитие
пространстве
нного
Федерации
представлени
яи
ориентации;
8
Основы
конституционного
строя Российской
Федерации
9
Высшие органы
публичной власти в
Российской Федерации
10
Государственное
управление и
противодействие
коррупции
1
11
Государственнотерриториальное
устройство Российской
Федерации
1
12
Местное
самоуправление
13
Конституционный
статус гражданина
Российской
Федерации.
Гражданство
Российской Федерации
14
Повторительнообощающий урок по
теме «Гражданин и
государство»
15
Социальная структура
общества
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec575a
развитие
навыков
соотноситель
ного анализа;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec591c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec5ae8
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec5dcc
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec5f7a
воспитание
чувства
ответственно
сти за
личную
безопасность,
ценностного
отношения к
своему
здоровью и
жизни
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec6150
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec64de
развитие
разносторонн
их качеств
личности и
способности
профессионал
ьной
адаптации к
изменяющим
ся социальноэкономически
м условиям;
Библиотека ЦОК
16
Социальная
мобильность
1
17
Социальный статус
человека в обществе
1
18
Социальные роли.
Ролевой набор
подростка
19
Социализация
личности
https://m.edsoo.ru/f
5ec66a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec6a4c
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec6c40
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec6e0c
Библиотека ЦОК
20
Семья и ее функции
21
Этнос и нация. Россиямногонациональное
государство
22
Этнос и нация. Россиямногонациональное
государство
формировани
е адекватных
навыков
общения;
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec6fce
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec7190
умение
планировать
свою
деятельность;
нормализация
эмоциональн
о-волевой
сферы;
Библиотека ЦОК
1
23
Социальная политика
Российского
государства
1
24
Отклоняющееся
поведение
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec746a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec55a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
формировани
еу
обучающихся
качеств
творчески
думающей и
легко
адаптирующе
йся личности;
умение
планировать
5ec765e
25
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
системе социальных
отношений"
Библиотека ЦОК
1
Информационное
общество
1
27
Сущность
глобализации
1
28
29
Профессиии
настоящего и
будущего
https://m.edsoo.ru/f
5ec7a0a
Библиотека ЦОК
26
Молодёжь —
активный участник
общественной жизни
свою
деятельность;
https://m.edsoo.ru/f
5ec96de
формировани
еу
обучающихся
качеств
творчески
думающей и
легко
адаптирующе
йся личности;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ec98b4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec9a58
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec9be8
Библиотека ЦОК
30
Здоровый образ жизни.
Мода и спорт
31
Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
политическом
измерении"
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec9fc6
32
Защита проектов,
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ec9e54
Библиотека ЦОК
развитие
навыка
группировки
и
классификаци
и
развитие
навыков
соотноситель
ного анализа;
умение
работать со
словесными и
письменными
алгоритмами
и
инструкцией;
итоговое повторение
по теме "Гражданин и
государство"
https://m.edsoo.ru/f
5eca1ec
33
Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
системе социальных
отношений"
1
34
Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
современном
изменющемся мире"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eca3d6
Библиотека ЦОК
34
https://m.edsoo.ru/f
5eca552
8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая
Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н.,
Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007г.
Безбородое, А. Б. Обществознание: учеб. [Текст] / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова,
В. Д. Губин. — М., 2008.
Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие [Текст] /Б. А. Исаев. —
СПб., 2008
Каверин, Б. И. Обществознание [Текст] / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М.,2007.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/