РП по курсу внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" 10 класс 2025-2026 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена для 10 класса в соответствии со
следующими нормативными документами:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
 Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012
№ 413;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №
115;
 Приказом Министерства Просвещения РФ № 858 от 21.09.2022 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, среднего общего, основного общего образования»;
 Уставом
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 703 № Московского
района Санкт- Петербурга;
 Основной образовательной программой среднего общего образования
ГБОУ школа № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденной
приказом директора № 1 от 01.09.2023;
 Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ школе №
703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом
директора от 01.09.2022 № 1;
 Календарным
учебным графиком на 2023-2024 учебный год
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 703 Московского района СанктПетербурга, утвержденного приказом директора № 1 от 01.09.2023;
 Протоколом Педагогического совета ГБОУ школы № 703 Московского

района Санкт-Петербурга № 1 от 01.09.2023 «О принятии Учебного плана
СОО ГБОУ школа № 703 Московского района Санкт-Петербурга на 20232024 учебный год»;
 Положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей ГБОУ школы №
703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом
директора от 01.09.2023 № 1;
 Федеральной рабочей программой среднего общего образования по
математике (углубленный уровень)
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника
математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов.
Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее
эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение
учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но
вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее,
развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной
работы.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует
современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной
деятельности.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в
различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по
математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический
характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой
базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы,
а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных
в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение
в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности
старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для
продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует
развитию творческого потенциала личности.
Цели курса:
-формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
-обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою

деятельность, оценить результаты своего труда;
-формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии
собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
-воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с
историей развития математики.
Задачи:
-создание условий для реализации математических и коммуникативных
способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических
знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления старшеклассников о школе, как о месте
реализации собственных замыслов и проектов;
-развитие математической культуры школьников при активном
применении математической речи и доказательной риторики;
-создание условий для усвоения обучающимися наиболее общих приемов
и способов решения задач различного уровня сложности;
- развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по
образцу и в незнакомой ситуации;
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и
логического мышления при проектировании решения задачи;
-формирование опыта творческой деятельности учащихся через
исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в
группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию,
аргументировать ответы и т.д.
Воспитательный потенциал курса
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах
обучающегося. Основными задачами воспитания на современном этапе развития
нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Воспитательная функция проходит красной нитью по всему образовательному

процессу, т.е. осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время.
Содержание современных учебных программ обладает значительным
воспитательным потенциалом. Большинство современных образовательных
технологий предполагают на уроках активной деятельности обучающихся на
разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается
важнейшее условие
реализации воспитательного потенциала современного урока. Нравственная
ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к
товарищам, себе, родителям, школе. Возникают чувства, которые побуждают его
к нравственной оценке своего
поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем
сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Реализация школьным педагогическим коллективом воспитательного
потенциала внеурочного занятия предполагает следующее:
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы
создания и поддержания интереса, активизации познавательной
деятельности учащихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность
учебно- познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации обучающимися своей
деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение
техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и
организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке,
формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать
своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание,
взаимопроверка и
оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик»,
регулирование учителем отношений между учащимися).
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности на изучение курса
«За страницами учебника математики» отводится: 34 часа в год;
Реализуется данный курс в объеме 1 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I раздел. История математики.
Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в
развитии России и мира.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации в источниках различного типа.
Воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических идей.
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых
познавательных интересов.
Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и
проектная деятельности.
II раздел. Текстовые задачи.
Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового и
профильного
уровня). Задачи занимательной арифметики, задачи на
последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие.
Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания:
физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу
заданий КИМ ЕГЭ профильного уровня).
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация,
урок – исследования, проекты, смотр знаний.

Умение производить аргументированные
рассуждения,
проводить
обобщение.
Умение воспринимать устную речь, участие в диалоге.
Выполнение работы по предъявленному алгоритму.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для
решения учебных математических проблем.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Воспитание средствами математики культуры личности, развитие
логического мышления.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности:
умение решать текстовые задачи.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к
олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок – исследование.
III раздел. Уравнения и неравенства.

Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические,
тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по
математике базового уровня). Рациональные, иррациональные, показательные,
логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства (по типу
заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Схема Горнера.
Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические,
иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром
(тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические - по типу
заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня).
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная).
Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и распознавать
различные методы решения уравнений и неравенств. Умение приводить примеры,
подобрать аргументы, сформулировать выводы. Умение объяснить изученные
положения
на
самостоятельно
подобранных
конкретных
примерах.
Самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций по
теме.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и
неравенств.
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и

неравенств с двумя переменными и их систем.
Построение и исследование математических моделей для описания и
решения задач из смежных дисциплин. Поиск нужной информации по заданной
теме в источниках различного типа. Составление обобщающих информационных
конспектов. Развитие умения производить аргументированные рассуждения,
проводить обобщение. Работа с литературой (учебной и справочной). Выполнение
работы по предъявленному алгоритму.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для
решения учебных математических проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- формирование умения контролировать процесс и результат учебной и
математической деятельности;
-развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
-развитие критичности мышления, внимательности, находчивости,
настойчивости, целеустремленности, любознательности;
-развитие инициативы, активности и сообразительности при выполнении
разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе,
проблемного и эвристического характера;
- развитие умения преодолевать трудности ориентации в системе требований
при обучении математике;
-формирование готовности и способности к выполнению норм и требований,
предъявляемых на ГИА.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
-сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Познавательные универсальные учебные действия
-развивать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
-определять возможные источники необходимых сведений, анализировать
найденную информацию и оценивать ее достоверность;
-использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения
своих целей;
-создавать и преобразовывать математические модели и схемы для решения задач;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-формировать навыки реализации проектно-исследовательской деятельности под
руководством учителя (с помощью родителей).
Планируемые предметные результаты.
В результате изучения данного курса, учащиеся получат возможность:
-повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса
математики;
-освоить основные приемы решения задач различного уровня сложности;
-овладеть навыками построения и анализа
предполагаемого решения
поставленной задачи;
-овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения экзаменационного
теста;
-познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
-повысить уровень своей математической культуры, творческого развития,
познавательной активности;
-познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в
том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к государственной итоговой
аттестации в форме ЕГЭ.

Тематическое планирование

№
№
п/п

Тема

История математики ХХ века
5-20 Текстовые задачи. Олимпиадные
1-4

задачи.
21-30 Уравнения. Неравенства
31-34 Итоговое тестирование. Смотр
знаний
Итого

Колво
часо
в
4

Количество часов
Теория

Практика

2

2

16

5

11

10
4

3
0

7
4

34

10

24

Поурочное планирование.
№ п/п

Тема занятия

Раздел
1
1.

Алгебра и теория чисел

2.

Математическая логика.

3.

Методы математической
статистики.
Теория
алгоритмов.
Теория графов.
Теория игр .

4.

Раздел
2
5.

История математики ХХ века

Текстовые задачи. Олимпиадные
задачи.
Текстовые задачи на проценты.

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
16
1

6.

Решение текстовых задач на проценты.

7.

Логические задачи (взвешивание,
переливание и т.д.).

1

Практическая работа по теме «Логические
задачи»

1

Текстовые задачи на движение
(прямолинейное, круговое).

1

Практическая работа по теме «Текстовые
задачи на движение»

1

8.
9.
10.
11.

Текстовые

задачи на прогрессии

12.

Практическая работа по теме «Текстовые
задачи на прогрессии»

13.

Задачи

14.

Практическая работа по теме «Задачи на
смеси и сплавы».

15.
16.

на

смеси и сплавы.

Текстовые задачи на работу
Практическая работа по теме «Текстовые
задачи на работу»

1

1
1
1
1
1
1

Дата
прове
дения

17.
18.

Задачи практического содержания:
физического, экономического профиля

1

Решение задач практического содержания:
физического, экономического профиля

1

19.

Задачи с параметрами

20.

Решение

задач с параметрами

Раздел Уравнения. Неравенства.
3.
21.
Понятие равносильности уравнений.
Рациональные уравнения.
22.

Иррациональные уравнения.

23.

Показательные и логарифмические уравнения.

1
1
10
1
1
1

24.

Практическая работа по теме
«Показательные и
логарифмические
уравнения»

25.

Тригонометрические уравнения

26.

Практическая работа по теме
«Тригонометрические уравнения»

27.

Рациональные уравнения и неравенства

28.

Практическая работа по теме «Рациональные
уравнения и неравенства»

29.

Уравнения и неравенства со знаком модуля

30.

Уравнения с параметром
(тригонометрические, иррациональные,
показательные,логарифмические)

1
1
1
1
1
1

31-32

Итоговые занятия
Итоговое тестирование

1
4
2

33-34

Смотр знаний

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алгебра 7 кл Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др./ Под ред.
Теляковского С.А. Москва Просвещение 2023
Алгебра 8 кл Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др./ Под ред.
Теляковского С.А. Москва Просвещение 2023
Алгебра 9 кл Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др./ Под ред.
Теляковского С.А. Москва Просвещение 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к предметной линии учебников по алгебре
Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и др Москва Просвещение
2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

https://m.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».