Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
Федеральные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Ф3-273) (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №286;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТН-1290\03 «О направлении
методических рекомендаций»
Письмо
Министерства
просвещения
РФ от
15.04.2022
№
СК-295/06
«Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников,
расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
Обучающие:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
развитие памяти, личностной сферы.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;
развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания,
ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог)
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих
формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия
(сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и
решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности представляет собой совокупность игр и упражнений
тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка:
память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает
младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное
влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность
в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную
подготовку.
Задания
различной
степени
сложности
позволяют
осуществлять
дифференцированный подход в обучении.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки,
рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся
мало пишут и много говорят.
1.Исторические сведения о математике (4 ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о
математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций.
Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек
в виде римских цифр.
Числа и выражения (6 ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка
готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа –
великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения.
Приемы вычислений.
2.
Математические ребусы и головоломки (9 ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок
и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и
составление ребусов. Математические фокусы.
3.
Решение занимательных задач (9 ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи
– смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками.
4.
Геометрическая мозаика (6 ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные
бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий
Использование мультимедийных презентаций.
Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной
деятельности на занятиях.
Использование электронных тренажеров.
.
Формы проведения занятий
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Тематическое планирование
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная математика» для
3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся НОО:
5.
1. Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца.
2. Проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе.
3. Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
4. Быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят.
5. Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Воспитательный потенциал реализуется через формы:
установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих
позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности; обсуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.
№ п/п Название раздела, темы
Кол-во часов
1
Исторические сведения о
математике
4
2
Числа и выражения
6
3
Математические ребусы и
головоломки
9
4
Решение занимательных
задач
9
5
Геометрическая мозаика
6
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№ Название раздела, темы занятия Кол-во
п\п
часов
Дата
прове
дения
Форма
проведения
Электроннообразовательные
ресурсы
1
Имена и заслуги великих
математиков.
1
Дискуссия
https://nsportal.ru/
2
Крылатые высказывания великих
людей оматематике и
математиках.
Сравнение
римской
и
современной письменных
нумераций.
Преобразование неравенств в
равенства,составленных из чисел,
сложенных
из палочек в
виде римских цифр.
Задачи,
решаемые способом
перебора. «Открытые» задачи и
задания.
Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе и
неверных.
Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор верных
решений.
Задачи на доказательство.
1
Беседа
https://nsportal.ru/
1
Групповая работа https://nsportal.ru/
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
1
https://nsportal.ru/
1
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
11
Числа – великаны. Интересные
приемы устного счета.
Особые
случаи
быстрого
умножения.Приемы вычислений.
Числовые головоломки.
Коллективная
деятельность
Коллективная
деятельность
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
12
Числовые головоломки.
1
https://nsportal.ru/
13
Разгадывание и составление
математических головоломок и
магическихквадратов.
Разгадывание и составление
математических головоломок и
магическихквадратов.
Алгоритм составления магических
квадратов.
Алгоритм составления магических
квадратов.
1
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
3
4
5
6
7
8
9
10
14
15
16
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
17
Разгадывание и составление
ребусов.
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
18
Разгадывание и составление
ребусов.
1
Коллективная
деятельность
https://nsportal.ru/
19
Математические фокусы.
1
https://nsportal.ru/
20
Математические софизмы.
1
21
Задачи на сообразительность.
1
22
Задачи на сообразительность.
1
23
Старинные задачи.
1
24
Задачи – смекалки.
1
25
Задачи на взвешивание.
1
26
Олимпиадные задачи.
1
27
Олимпиадные задачи.
1
28
Задачи со спичками.
1
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Коллективная
деятельность
Коллективная
деятельность
Коллективная
деятельность
Коллективная
деятельность
Коллективная
деятельность
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
29 Объёмные фигуры: цилиндр,
конус, пирамида, шар, куб.
1
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/
Объёмные
фигуры: цилиндр,
конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки.
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
1
https://nsportal.ru/
32
Задачи на нахождение периметра
и площади, описывающие
реальные бытовые ситуации.
1
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
33
Задачи на нахождение периметра и
площади, описывающие реальные
бытовыеситуации.
Олимпиадные задания.
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
1
Фронтальная
работа
https://nsportal.ru/
30
31
34
https://nsportal.ru/