лвЩкдаю
Согласова
на педагоп
Протокол
№_^
П
обучаю щ ихся с ограниченны м и возм ож ностям и здоровья и/или
инвалидностью в М БО У С кворцовской СОШ
И ндивидуальная
образовательная
программа
(ИОП)
-
пакет
документов
определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта обучающимся с
ОВЗ и/или инвалидностью на основе рекомендаций ПМ П К и коллегиального заключения
ППк школы, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий
родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных
потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
И ндивидуальная образовательная программа направлена на эффективное освоение
о'бучающимся с ОВЗ
и/или инвалидностью
рекомендованной ПМ ПК
адаптированной
образовательной программы.
1. Общие положения
1.1. Н астоящ ее Полож ение об ИОП для обучаю щ ихся с ОВЗ и/или инвалидностью
(далее Положение) разработано в целях создания условий для максимальной реализации
особых образовательных потребностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в процессе всех уровней
общего образования или этапов обучения.
1.2.
ИОП составляется для детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, получающих
образование в различных формах обучения (в классе, на дому, смеш анное, с использованием
дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и/или электронных образовательных
ресурсов (ЭОР)).
1.3.
Н ормативно-правовой
базой
проектирования
ИОП
являются
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Ф едеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Ф едеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 «Об утверждении
типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
-Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СГ1
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отды ха и оздоровлениядетей и молодежи»;
- действующ ие ф едеральные государственные стандарты начального / основного / среднего
общего образования; федеральный государственный стандарт начального общего
образования обучаю щ ихся с ОВЗ; федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучаю щ ихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Порядок организации и осущ ествления образовательной деятельности по основным
31
общ еобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом М инпросвещ ения России
от 22 марта 2021 г. N 115);
- профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дош кольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утв. приказом
М инистерства труда и социальной защ иты РФ от 8 октября 2013г. № 544н;
- профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (утв. приказом
М инистерства труда и социальной защ иты РФ от 10 января 2017 г. № Юн),
- М етодические рекомендации "Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующ их
дополнительные
общ еобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации" (в соответствии и письмом М инпросвещ ения
РФ от 31.12.2022 № А /Б-3924/06)
- Устав М БОУ Скворцовской СОШ.
2. Разработчики и участники реализации индивидуальной
образовательной программы
2 .1 .
П сихолого-педагогический консилиум М БО У Скворцовской СОШ (ППк ) на
основании
коллегиального
заклю чения
уточняет
структуру
ИОП
и
формулирует
рекомендации по содержанию структурных единиц; планирует формы работы по реализации
разделов ИОП: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и
другие;
определяет
критерии
эффективности
реализации,
описание
мониторинга
коррекционной работы; корректирует содержание на основе результатов промежуточной
диагностики.
2 .2 . Родитель (законный представитель) обучаю щегося с ОВЗ и/или инвалидностью
предоставляет документы, подтверждаю щ ие статус ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью и
вносит предложения в И ОП по организации образовательного процесса.
2 .2 . П едагогические
работники
ОУ,
принимающие
участие
в
реализации
АООП/ООП, рекомендованной обучаю щемуся с ОВЗ и/или инвалидностью , разрабатываю т
отдельные структурные единицы ИОП в пределах профессиональных компетенций:
2.2.1.
У читель определяет планируемые результаты освоения обучающимся с ОВЗ
и/или инвалидностью учебного предмета, адаптирует рабочую программу (определяет
способы и приемы, посредством которых обучаю щ ийся будет осваивать содержание
образования, уточняет виды доступной обучающемуся учебной деятельности и контрольно:
измерительные материалы).
2.2.2.
Специалист психолого-педагОгического сопровождения (педагог- психолог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог)
развивающ ую программу по
разрабатывает
/
модернизирует
коррекционно
своему направлению в соответствии с образовательными
потребностями и психофизическими возможностями обучаю щ егося с ОВЗ, определяет и
согласует с родителями форму и режим занятий; реализует программу и ведет мониторинг ее
освоения ребенком; вносит (в случае необходимости) измененияс содержание ИОП в рамках
своих профессиональных компетенций и должностных полномочий по согласованию с ППк.
2 .2 .3 .
Тью тор (при наличии соответствую щ ей рекомендации ПМ ПК) соотносит
содержание обучения по предметам и содержание коррекционных курсов на предмет
32
соответствия особым образовательным потребностям сопровождаемого обучающегося.
2.2.4. Классный руководитель формирует ИОП с учетом преемственности
содержания структурных единиц; координирует исполнение ИОП всеми участниками
образовательных отнош ений; организует участие обучаю щегося с ОВЗ во внеурочной
деятельности и коллективных мероприятиях.
2 .3 .
коллегиальному
Заместитель директора по УВР контролирует соответствие содержания ИОП
заклю чению
ППк,
согласует
ИОП
с родителями
(законными
представителями) обучаю щ егося с ОВЗ и/или инвалидностью ; осущ ествляет мониторинг
исполнения мероприятий ИОП педагогическими работниками.
3. Структура индивидуальной образовательной программы
ИОП состоит из пяти взаимосвязанных разделов.
1. Титульный лист
2. П ояснительная записка
3. Индивидуальный учебный план
4. Содержательный раздел
5. Результаты реализации ИОП и рекомендации на новый учебный год
3 . 1.
Титульный лист вклю чает в себя наименование учреждения, назначение
программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год
обучения), гриф утверж дения руководителем, согласование с родителями. Программа
согласовывается с председателем П Пк и родителями. На титульном листе можно указать
специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
Пояснительная записка содержит:
—
краткую
психолого-педагогическую
характеристику
ребенка
с
перечнем
сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени;
—
информацию о рекомендованных П М П К образовательной программе и направлениях
психолого-педагогического сопровождения;
— рекомендации ППк об организации образовательной процесса, зафиксированные в
коллегиальном заклю чении;
—
планируемые результаты освоения ИОП;
— перечень рабочих программ учебных предметов, подлежащ их адаптации, с указанием
доступных обучаю щ емуся видов деятельности;
— перечень личностно-ориентированных
коллегиальным заклю чением ППк;
—
коррекционных
курсов
в
соответствии
с
описание системы мониторинга освоения ИОП.
3. 2.
И ндивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью
разрабатывается согласно соответствую щ ему локальному акту школы.
3. 3.
С одержательный
раздел
вклю чает
33
адаптированные
программы
учебных
предметов (для обучаю щ ихся на дому) / справку об адаптации рабочих программ учебных
предметов (для обучаю щ ихся в классе), коррекционные программы для индивидуальных
занятий и справку о коррекционных программах, реализуемых фронтально на подгрупповых
/ групповых коррекционных занятиях.
3. 4.
М ониторинг освоения обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью ИОП
осуществляется всеми педагогическими работниками - исполнителями ИОП не реже двух
раз в течение учебного года. Результаты м ониторинга и комментарии к ним доводятся до
сведения родителей (законных представителей) обучаю щ егося, сопоставляются с
планируемыми результатамии предоставляю тся для обсуждения на заседание ППк.
4. Последовательность
Основой
разработки
индивидуальной
программы
проектирования
ИОП
являю тся
образовательной
индивидуальный
учебный
план
обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью и коллегиальное заклю чение ППк.
Классный руководитель совместно с членами ППк составляет характеристику
обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью.
Учителя (учитель) работаю щ ие в классе, в который зачислен обучающийся с ОВЗ
и/или инвалидностью (назначенные исполнителями ИУП при обучении ребенка на дому)
'адаптирую т
рабочие
программы
учебных
предметов
согласно
локальному акту ш колы с учетом рекомендаций ППк.
Специалисты
(педагог-психолог,
учитель-логопед,
соответствующему
учитель-дефектолог)
разрабатываю т личностно-ориентированные рабочие программы коррекционных курсов в
соответствии с рекомендациями П Пк
по направлениям, определенным в заключении
ПМПК.
Тьютор (при наличии соответствую щ ей рекомендации П М П К или назначенный в
соответствии с реш ением ППк ) согласует с родителями (законными представителями)
обучающегося, учителями и специалистами планируемые специальные методы и приемы
работы с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Классный руководитель оформляет титульный лист ИУП, формирует папку ИУП
согласно заявленной структуре, соотносит рабочие программы учебных предметов и
коррекционных курсов с содержанием коллегиального заклю чения ППк, и передает (вместе с
имеющ имися замечаниями, в письменном виде) на экспертизу заместителю директора по
УВР, курирующ ему организацию образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и/или
инвалидностью .
Заместитель директора по УВР изучает ИОП на предмет соответствия его
индивидуальному учебному плану и согласует с родителями (законными представителями)
ребенка.
5. Заключительные положения.
5.1.
Данное Полож ение рассматривается и принимается на педагогическом совете
и утверждается приказом директора школы.
5.2.
Настоящ ее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу
с момента его утверждения.
5.3. Данное П олож ение мож ет быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только реш ением педагогического совета.
5.4.
И зменения и дополнения к Положению принимаю тся на педагогическом
34
совете образовательной
организации в составе новой редакции
Положения, которое
утверждается приказом директора школы. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.
5.5.
П оложение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте
школы в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.
5.6. Все заинтересованны е лица должны быть ознакомлены с данным положением
после его принятия под роспись.
35