Согласовано
на педагогическом совете
Протокол от «Х $ » 18 20л.^~г.
№ 4
П олож ение о специальной индивидуал!
обучаю щ ихся с тяж елы м и и/или м нож ественны м и наруш ениями
развития в М БО У С кворцовской СОШ
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) является формой
организации образования обучающихся с тяжелыми и/или множественными нарушениями
развития (далее ТМНР).
К числу обучающихся с ТМНР относятся дети, имеющие два и более первичных
нарушения развития и дети с
нарушениями интеллекта, осложненными иными
нарушениями развития. Им в 1-4 классах рекомендовано обучение по вариантам 1.4, 3.4, 6.4
и 8.4 АООП для обучающихся соответствующей нозологической группы в
пролонгированные сроки (до 6 лег) в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
или вариант 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС
•ИН.
В 5-9 классах все дети с ТМНР переходят на освоение ФГОС ИН и получают
образование по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей, присущих
детям определенной нозологической группы.
1. Общ ие положения
1.1 .Настоящее Положение о СИПР для обучающихся с ТМНР разработано в целях создания
условий для введения в культуру и максимально возможной социализации детей указанной
группы, формирования у них жизненных компетенций и доступных учебных навыков.
1.2.СИПР составляется для детей с ТМНР, получающих образование в различных формах
обучения (в классе, на дому), в том числе с использованием электронных образовательных
ресурсов (ЭОР).
1.3.Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальной образовательной программы
(ИОП) являются:
□ Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
□ Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"
□ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 «Об
утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого
педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности
центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
□ Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
П действующие федеральные государственные стандарты начального / основного / среднего
общего образования; федеральный государственный стандарт начального общего
образования обучающихся с ОВЗ;
□ федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
36
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
□ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России
от 22 марта 2021 г. N 115);
□ письмо Минобразования РФ от 15 марта 2018 года N ТС-728/07 «Об организации работы
по СИПР»;
□ профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 8октября 2013г. № 544н;
□ профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № Юн),
□ Методические рекомендации "Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на
базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации" (в соответствии и письмом
Минпросвещения РФ от 31.12.2022 №А/Б-3924/06)
.□ Устав МБОУ Скворцовской С01П.
2. С труктура и содержание разделов СИПР
Структура СИПР определена ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
2.1 .Титульный лист. На титульном листе отражается наименование образовательного
учреждения (в соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации,
адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с
родителями (законными представителями) обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф
утверждения руководителем образовательного учреждения, в левом верхнем углу - гриф
принятия педагогическим советом, (принеобходимости) - гриф согласования с председателем
психолого- педагогического консилиума, руководителями методических объединений.
2.2.Характеристика. Характеристика ребенка составленная на основе результатов психолого
педагогического обследования, проведенного специалистами школы, содержит сведения о семье
(социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);данные о
физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; характеристика
поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; особенности
проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
сформированность импрессивной и экспрессивной речи; сформированность социально значимых
навыков, умений; потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны
окружающих; выводы по итогам оценки.
2.3.Индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП отражает доступные для обучающегося
приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную
деятельность и устанавливает объем его недельной нагрузки. Соотношение объема учебных
предметов и коррекционных курсов зависит от структуры и тяжести нарушений развития
обучающегося. В отдельных случает индивидуальный учебный план первого года обучения
может состоять только из коррекционных курсов.
2.4.Содержание обучения/развития. Содержание обучения (учебные предметы и коррекционные
курсы) определяется экспертной группой на основе СИПР включает перечень конкретных
37
планируемых результатов с учетом их актуальности для обучающегося. Планируемые
результаты должны быть измеримы и потенциально достижимы за учебный год. Содержание
учебных предметов и/или коррекционных курсов, включенных в ИУП определяется актуальным
развитием обучающегося, его психофизическими возможностями и заданными планируемыми
результатами.
2.5.Специалисты. Перечень специалистов, участвующих в разработке иреализации СИПР:
учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры (АФК), технологии и др.); воспитатель;
тьютор; учитель-логопед; учитель- дефектолог; педагог-психолог; социальный педагог;
медицинские работники.
2.6.Условия ухода и присмотра. В СИПР (при необходимости) отражаются условия
реализации потребности в уходе и присмотрехоставляется индивидуальный график с
указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня
необходимых специальных материалов и средств.
2.7.Сотрудничество с семьей. Программа сотрудничества специалистов ссемьей обучающегося,
содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и
семьи обучающегося.
2.8.Технические средства. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств
реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
2.9.Мониторинг освоения СИПР. Экспертная группа определяет средства мониторинга и оценки
динамики обучения ребенка с ТМНР - адресата СИ11Р.
3. П орядок разработки, реализации и актуализации СИПР
3.1.Разработку, реализацию, оценку и анализ результатов освоения СИПР осуществляет
экспертная группа, в которую входят специалисты, работающие с конкретным ребёнком и его
родители (законные представители). Персональный состав экспертной группы утверждается
приказом директора. Для координации мероприятий по разработке и реализации СИПР в составе
экспертной группы назначается ответственный куратор.
В качестве куратора могут выступать заместитель директора образовательной организации,
учитель, классный руководитель и другие специалисты.
3.2.В обязанности куратора входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;
- оформление СИПР,
представление
педагогическому
совету иутверждение ее у
руководителя образовательного учреждения;
- согласование СИПР
с
родителями (законными представителями)обучающегося.
заверенное их подписью;
- отслеживание реализации СИПР всеми участниками образовательных сгношений.
3.3.СИПР обучающегося с ТМНР, приступившего к обучению впервые, разрабатывается не
раньше второй четверти по результатам тщательной психолого-педагогической диагностики,
которая осуществляется в ходе коррекционно-диагностических мероприятий в соответствии
с ИУП, разработанным на основе учебного плана АООП, рекомендованной ребенку ПМПК.
В дальнейшем СИПР разрабатывается на основе результатов мониторинга освоения
учебных предметов и коррекционной области.
3.4.СИПР разрабатывается на один учебный год. Его содержание может быть
актуализировано по инициативе участников образовательных отношений по согласованию с
ППк школы.
3.5.Для составления СИПР целесообразно использовать Учебно- методический комплекс по
38
разработке и реализации СИПР (ЪЦр;//умксипр.рсЬ/)
3.6.Содержание учебных предметов и/или коррекционно-развивающей области в рамках
СИПР определяется индивидуально с учетом образовательных потребностей,
психофизических возможностей, состояния здоровья обучающегося и мнения родителей
(законных представителей).Приоритет отдается формированию жизненных компетенций и
элементарных учебных умений адресата СИПР.
3.7.СИПР принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора школы.
3.8.Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те же
специалисты, которые разрабатывали индивидуальную программуразвития, и родители
(законные представители) ребенка. В соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП)
на каждого обучающегося специалистами составляется расписание занятий.
3.9.Методы,
приемы
обучения
выбираются
специалистомсамостоятельно, с
учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
3.10.С учетом
индивидуальных
особенностей ребенка, в
случае
трудностей адаптации
к пребыванию
в условиях
группы,
при наличии
выраженных проблем поведения (постоянного крика, постоянной вокализации, открытой
направленной
на окружающих
и предметы
агрессии,
частой
самоагрессии) и необходимости постоянного присмотра, ребенку может бытьустановлен
индивидуальный график посещения школы и соответствующее расписание
занятий.
Продолжительность
пребывания
ребенка в
школе
устанавливается психолого-педагогическим консилиумом школы на основе рекомендаций
экспертной группы, с учетом психоэмоционального состоянии ребенка и его готовности к
нахождению и обучению в среде сверстников, а также возможностей организации
обеспечить коррекционную работу и присмотр за ребенком.
3.11.Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточнойи итоговой
аттестации обучающихся. В ходе аттестации участники экспертной группы
оценивают
уровень
сформированное™
представлений,
действий, определенных
индивидуальной программой.
3.12.Мониторинг результатов обучения по СИПР проводится один раз в полугодие. В ходе
мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень
сформированное™ представлений, действий/операций, определенных индивидуальной
программой.
3.13.В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае
необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. Внесение в СИПР изменений в
обязательном порядке следует обсудить и согласовать с родителями (законными
представителями) обучающегося. Результаты обсуждения протоколируются и заверяются
подписями в двустороннем порядке.
3.14.Внесение в СИПР изменений принимается педагогическим советом и утверждается
приказом директора школы.
3.15.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в
форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется
СИПР на следующий учебный период.
4. Заключительные
положении
4.1.Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете и
утверждается приказом директора школы.
4.2.Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его
39
утверждения.
4.3.Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.
4.5.Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете в составе
новой редакции Положения, которое утверждается приказом директора школы. После принятия
новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
4.6.Положение вывешивается на информационном стенде иофициальном сайте школы в сети
интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.
4.7.Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с даннымположением после его
принятия под роспись.
40