Положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ

Согласовано
на педагогическом совете
^
Протокол от «, ^ » (%Р 20Д5 г.
№ 4

Приказ от «
Директор ип|
Гу1

^
А /^ 4 ^

Ш
______
Х^ГЧ^Рм ®°'
1026

Положение об инклюзивном образовании д е т е и ^ ^ ^ с
с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ Скворцовской СОШ
1. Общие положения

1.1.
Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных
прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и
формы обучения.
1.2. В настоящем положении используются следующие основные понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий;
инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством
(физических и психических) функций организма, обусловленное
заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению
жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;
адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.3.
Положение разработано на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
- Федерального
закона
от
08.08.2024
№
315-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 «Об
утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»
- Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»
- Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023
"Об утверждении
федеральной
адаптированной
образовательной
программы
начального
общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025
"Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановления от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
1

- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями от 12 августа 2022 г. № 732);
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями от 17 февраля 2023);
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599
«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с изменениями от 8 ноября
2022 г.);
- Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 07.10.2022 г.);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (в действующей редакции);
- Приказа министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(в действующей редакции);
Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N
816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Методических рекомендаций "Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации" (в соответствии и письмом Минпросвещения РФ от 31.12.2022
№А/Б-3 924/06)
- Устава МБОУ Скворцовской СОШ.

2. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов
2.1.
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психологопедагогической коррекции в соответствии с рекомендациями ПМПК.
2.2.
Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:
1) в образовательной организации (инклюзивно (совместно с детьми безнарушений
развития), в отдельном (специальном) классе, на дому);
2) вне

образовательной

организации
2

(в

форме

семейного

образования

или

самообразования).
2.3.
В школе организуются специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для
инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
2.4.
Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия,
необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных
программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать
при необходимости с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи.
2.5.
При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления
детей, имеющих особенности физического или психического развития или отклонения в
поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и
подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также
подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
2.6.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и
на основании рекомендаций ПМПК.
2.7.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
- начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
- основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год;
- среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
2.8.
Адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с
ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с использованием электронных образовательных ресурсов.

2 .8 .

Обучающиеся с ОВЗ и лица с инвалидностью, получающие цензовое
образование, имеют право проходить государственную итоговую аттестацию в форме
основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11
классы) по отдельным учебным предметам по их желанию.

2 .9 .

Лицам с ОВЗ и лицам с инвалидностью, получившим основное общее и
среднее общее образование, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию в форме ОГЭ или ГВЭ (9 классы) и ЕГЭ или ГВЭ (11 классы),
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем
образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной
форме
3.1.
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть
организовано совместно с другими обучающимися. Зачисление (перевод) детей в
3

инклюзивные классы осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего
рекомендации относительно образовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ в
классе регулируется СП 2.4.3648-20. При комплектовании инклюзивных классов, по
возможности, в одном классе объединяются дети с ОВЗ, имеющих рекомендации ПМПК на
обучение по одной и той же АООП. Зачисление (перевод) ребенка с ОВЗ в инклюзивные
классы оформляется приказом директора школы.
3.2.
Психо л ого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ОВЗ
осуществляется в соответствии с программой коррекционной работы, являющейся разделом
АООП.
3.3 Школа организует деятельность психолого-педагогического консилиума
образовательного учреждения (далее - ППк). Деятельность ППк регламентируется
локальным актом школы.
3.4.
Для
коррекции
недостатков
развития,
обеспечения
освоения
общеобразовательных программ для детей с ОВЗ организуются фронтальные и
индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной
деятельности.
4. Особенности
реализации
образовательных
программ
применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

4 .1.

Применение
дистанционных
образовательных
технологий
осуществляться при реализации образовательных программ в соответствии с

с

может

Порядком организации дистанционного образования детей в образовательном процессе О У
при отсутствии медицинских противопоказаний.

4 .2 .

Использование средств электронного обучения и объем заданий регулируются
требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03
«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы»),
5. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования
5.1.
В школе созданы условия, обеспечивающие эффективность образовательного
процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с
требованиями действующего законодательства, данного Положения.
5.2.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) понимаются:
-условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержание
образования и включающие в себя использование адаптированным образовательных
программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности
психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
- проведение групповых
и
индивидуальных
коррекционных занятий;
- обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими
материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и
индивидуального использования;

- обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего
необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка
(сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в
соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии;
- обеспечение доступа в здания и помещения школы;
- другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья,
инвалидами
(детьми-инвалидами)
невозможно или затруднено.
5.3.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляют
педагоги, имеющие психологическое, логопедическое, дефектологическое образование или
прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную
направленность учебно- воспитательной работы обеспечивают специалисты в области
коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.), педагог-психолог в
соответствии с рекомендациями ПМПК.
5.4. Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии
с индивидуальным учебным планом (ИУП):
- для обучающихся в классе ИУП является продуктом интеграции учебного плана
для соответствующего класса и примерного учебного плана в рамках рекомендованной
АООП, например, в части коррекционно- развивающей области;
- для обучающихся на дому ИУП разрабатывается в соответствии с
рекомендованной АООП.
Порядок разработки и структура ИУП определяется соответствующим локальным
актом.
Содержание ИУП согласуется с родителями (законными представителями)
обучающегося в письменном виде (под роспись).
5.5. Образование
Обучающихся
с
ОВЗ
осуществляется
при
наличии
соответствующего
программно-методического
обеспечения
(учебнометодических
комплексов, наглядных пособий, коррекционно- диагностического инструментария,
дидактического материала и т.д.).
5.6.
Расписание занятий обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью составляется с
учетом ограничений по здоровью ребенка и рекомендованного психолого-педагогического
сопровождения. Расписание занятий должно также максимально обеспечивать совместную
деятельность обучающихся с ОВЗ с другими учащимися школы в урочное и внеурочное
время.
5.7.
Диагностико-коррекционное
психолого-педагогическое
сопровождение
учащихся с ОВЗ в школе осуществляется психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк). Члены ППк школы:
- осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяют
инклюзии;

возможности

инклюзии

конкретного

ребенка,

условий

и

форм

- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками школы, направленную на подготовку к
организации инклюзивного образования;
- разрабатывают совместно
зовательные программы;

с учителями-предметниками

адаптированные

обра­

- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
5

ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях
инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии;
- согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
5.8.
Деятельность школы по обучению детей с ограниченными возможностями
здоровья финансируется учредителем в соответствии с законодательством по нормативам,
обеспечивающим соблюдение необходимых условий.
6. Заключительные положения
6.1.
Данное Положение принято на педагогическом совете школы и утверждено
приказом директора школы.
6.2.
Настоящее Положение принято на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
6.3.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
6.4.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете школы в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом
директора школы. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция
утрачивает силу.
6.5.
Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте
школы в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.
6.6.
Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением
после его принятия.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».