РП Историческое просвещение 11 кл

Пояснительная записка
Общая характеристика
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Историческое просвещение» для
11классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте (далее – ФГОС) среднего общего образования (в редакции
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г.
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»), а также с учетом
федеральной программы воспитания, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования», Концепции
преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.)
При разработке данной программы также использовались следующие
нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. №809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.№400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность курса «Историческое просвещение»
Актуальность курса внеурочной деятельности обусловлена необходимостью
формирования целостного представления о различных этапах становления и развития
российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней
Руси до современности.
Создание курса продиктовано высокими требованиями современного
российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к
событиям отечественной истории в условиях усиления противостояния России

Западному миру. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с
воспитанием патриотизма у старших школьников особое внимание следует уделить
формированию мировоззренческой позиции; дать четкое понимание того, какую
миссию в мире несла и продолжает нести Россия.
Особое место в программе курса занимают темы, где отражена роль
Православной церкви и других конфессий в истории страны. Также впервые
раскрываются темы зарождения и развития русофобии, раскрываются причины и этапы
формирования антироссийских взглядов на Украине. Преподавание курса основано на
знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История»,
и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на
уроках истории.
Цель курса «Историческое просвещение»
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у
обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической
памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Основные задачи курса «Историческое просвещение»
- дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании
к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной
цивилизации;
- расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории;
- способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской,
этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства;
- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое,
социальное, культурное и духовное развитие России;
- подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в
формировании традиционных ценностей народов России;
- содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- сформировать способность интегрировать знания из курса истории,
литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего

России;
- способствовать осознанному единству с народом России как источником власти
и субъектом тысячелетней российской государственности;
- формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для
российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при
знакомстве с памятниками культуры;
- на примере исторических личностей сформировать понимание важности
ответственного служения своему народу и государству;
- способствовать расширению знаний старшеклассников о региональной
истории, об известных людях родного края;
- привлечь внимание старшеклассников к материалам исторических парков
«Историческое просвещение» с целью побуждения к самостоятельной исследовательской
работе.
Место курса «Историческое просвещение»
Программа курса рассчитана на 34 часа в 11 классе
которые могут быть реализованы в течение одного учебного года. Программа является
ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курс
«Историческое просвещение» во внеурочной деятельности.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы,
дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является
использование материалов исторических парков «Историческое просвещение», которые
содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные карты и цифровые варианты
аутентичных исторических источников.
Материалы курса возможно использовать при подготовке индивидуального
проекта в классах гуманитарного профиля. В этом случае они могут лечь в основу
исследований старшеклассников, помочь им в выборе темы.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие обучающегося.
Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную

направленность, что позволяет отразить такие целевые ориентиры результатов
воспитания, как:
- осознанное выражение российской гражданской идентичности в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
мировом сообществе;
- осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;
- способность к сохранению и защите исторической правды;
- приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре
народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения.
Планируемые результаты освоения курса «Историческое просвещение»
Содержание курса «Историческое просвещение» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при
изучении курса.
Личностные результаты:
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории
традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание
исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав
и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовнонравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,

труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и
значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей
российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы
современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение
устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям
старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном
многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения
(в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную
эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным
сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и
способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия:
— владение логическими действиями: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения,

классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
— владение исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять
анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами
исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для
сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения
и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте;
— работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).
Универсальные коммуникативные действия:
— общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать
и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе
межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
— осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу,
коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими

членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и
командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные регулятивные действия:
— владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы —
уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий,
определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий
и другое;
— владение приемами самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
— принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороны
в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и
людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,проблем.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам при изучении курса отражают:
— целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в
Мировой истории;
— базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной
истории;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
— умение работать с основными видами современных источников исторической
информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными
источниками;
— способность представлять описание событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на
знании исторических фактов, дат, понятий;
— владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

— умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
— умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе
Полученных знаний;
— приобретение опыта использования полученных знаний в практической
Проектной деятельности.

Поурочное планирование «Историческое просвещение» 11 класс.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Россия – великая наша держава
«Откуда есть пошла земля Русская»
Призыв к единству. Нашествие монголов с
Востока, натиск Запада
Александр Невский как спаситель Руси.
Многовекторная политика князя
Собиратели земель Русских
Иван Грозный и его эпоха
Двуглавый орёл. Символы и идеология
Российского царства
Смута и её преодоление
«Волим под царя Восточного,

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Православного»
10

Пётр Первый, Строитель Великой

1

Империи
11

«Отторженная возвратих». Присоединение

1

Новороссии, Крыма и западнобелорусских
земель
12

«Навстречь солнца. Русские

1

географические открытия 16-18 в.в
13

«Сквозь ярость бурь. Русские

1

географические открытия 18-нач. 20 в.в
14

«…и вечной памятью двенадцатого года»

1

15

Золотой век русской культуры. Обретение

1

себя
16

Золотой век русской культуры. Завоевание

1

мира
17

Крымская война – Пиррова победа Европы

1

18

Триумф Российской империи

1

19

В огне Первой мировой

1

Дата

20

Россия в революционной смуте

1

21

Гражданская война в России

1

22

«Уходили мы из Крыма». Миссия русской

1

эмиграции
23

Проект «Украина

1

24

Первые пятилетки

1

25

«Вставай, страна огромная!»

1

26

От перестройки к кризису, от кризиса к

1

возрождению
27

Россия. 21век

1

28

Православие в истории России

1

29

Ислам в истории России

1

30

Буддизм в истории России

1

31

Иудаизм в истории России.

1

32

История антироссийской пропаганды

1

33

«Слава русского оружия»

1

34

Промежуточная аттестация

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».