Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык »
для 2, 3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы
развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В. Мищенковой
«Занимательный русский язык».
Актуальность курса: данный курс позволяет показать обучающимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
образовательной деятельности.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных
классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы
не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка,
раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс
«Грамматика для начинающих», являющийся закономерным продолжением урока, его
дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий
с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не
должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной
деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение
для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство»
знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание
интереса к курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной
программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития,
воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные
виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного
курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать
свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Курс «Занимательный русский язык» во 2,3 классах рассчитан на 1 час в неделю, 34
учебных часа в год.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание курса.
Тема 1. Фонетика -2 ч.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями,
орфографические ошибки, творческие задания для формирования
зоркости.
где допущены
орфографической
Тема 2. Словообразование- 5ч.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика -9ч.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика :игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология -6ч.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки - 2ч.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека- 9ч.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода
проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в сети Интернет.
Тематическое планирование
№ Темы занятий
п/п
Кол-во
часов
Форма
проведения
1
Да здравствует
язык!
русский 1
Беседа
2
Вежливые слова
1
Беседа
Электронные учебно –
методические
материалы
http://viki.rdf.ru
http://www.nachalka.com
http://easyen.ru
3
Поговорки и пословицы
1
Гимнастика для
ума
4
Игротека
1
Турнир знатоков
5
Запоминаем
слова
6
Растения
фразеологизмах
во 1
Беседа
7
Животные
фразеологизмах
во 1
Беседа
8
Игротека
9
Я не поэт, я только учусь… 1
Гимнастика для
ума
10
Как морфология порядок 1
навела
Беседа
11
Игры с пословицами
1
Викторина
12
Игротека
1
Турнир знатоков
13
Животные
фразеологизмах
14
Кое-что о местоимении
словарные 1
1
Гимнастика для
ума
Турнир знатоков
во 1
Беседа
1
Беседа
15
Познакомимся поближе с 1
наречием и числительным
Беседа
16
Игротека
Турнир знатоков
1
17
Состав слова. Основа 1
слова. Формы слова
Беседа
18
Про корень и окончание
1
Беседа
19
Про суффикс и приставку
1
Гимнастика для
ума
20
Игротека
1
Турнир знатоков
21
Непроизносимые
согласные
1
Гимнастика для
ума
22
Учимся различать предлог 1
и приставку
Гимнастика для
ума
23
Учимся писать
глаголами
Беседа
24
Игротека
25
Имена существительные с 1
шипящим звуком на конце
Беседа
26
Его величество ударение
1
Беседа
27
Поговорим о падежах
1
Беседа
28
Игротека
1
Турнир знатоков
29
Сложные слова
1
Беседа
30
От
архаизмов
неологизмов
до 1
Беседа
31
По
энциклопедий
страницам 1
Беседа
32
Игротека
1
Турнир знатоков
33
Повторение. Игротека
1
Викторина
34
Повторяем.
1
Турнир знатоков
Итого:
34
«не»
с 1
1
Турнир знатоков