Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

I. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития
личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное предназначение дополнительного образования
- удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут
быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку
реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться
успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
-Федеральным законом № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от
31.07.2020 г.
-Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
-Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р)
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

-Национальным проектом «Образование» (Приказ от 24.12.18.г. № 14)
-Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
«Патриотическое воспитание» (01.01.2021г.);
-Прикаом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (далее- Целевая модель);
-Паспортом стратегии «Цифровая трансформация образования» от 15.07.2021г.
-Стратегией цифровой трансформации образования. Распоряжение Правительства РФ от 2
декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации образования, относящейся к деятельности Министерства
просвещения РФ».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
-Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Приказом министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ»;
- Лицензией на осуществление образовательнойдеятельности,
-Уставом школы,
- Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам,
- Положением о правилах приема на обучение по дополнительным образовательным
программам,
-Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным
программам.

Адресат Программы: Программа рекомендуется к использованию при
разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
адресована
педагогам
школы
разработчикам
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, обучающимся и их
родителям (законным представителям).
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
Программы:
дополнительное образование – это процесс освоения знаний, способов
деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей, и содействующий
самореализации и культурной адаптации. Программа составлена в соответствии с
социальным заказом: запросом обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется по следующим направленностям:
 техническая;
 естественнонаучная;
 физкультурно-спортивная;
 художественная;
 туристско-краеведческая;
 социально-гуманитарная.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая
структура,которая:
 максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
 обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и
личностнуюзначимость обучающихся;
 дает шанс каждому открыть себя как личность;
 предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и виндивидуальном темпе;
 налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного
образования напринципах реального гуманизма;
 активно использует возможности окружающего социокультурного и
духовногопространства;
 побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке
исамоанализу,
 обеспечивает оптимальное соотношение управления и
самоуправления
в
жизнедеятельности
школьного коллектива.
Дополнительное образование реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время, и обладает большими возможностями для совершенствования
общего образования, позволяет полнее использовать потенциал школьного
образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний;
позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку
удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие
запросы.
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает
вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает

юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если
ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые,
выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо
больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в
школе создана Программа дополнительного образования. В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования
в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию.
Цель Программы: создание оптимальных условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи Программы:
 формирование условий для создания единого образовательного пространства;
 изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;
 расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, обучающихсяв объединениях по интересам;
 создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего
возраста;
 определение содержания дополнительного образования детей, его форм
и методовработы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
 развитие творческого потенциала личности и формирование нового
социальногоопыта;
 создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурныхценностей,


воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве;
 сохранение психического и физического здоровья обучающихся.

II. Концептуальная основа дополнительного образования детей
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурносозидательной деятельности ребенка.

Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является
базовой сферой развивающего образования.
Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательнойсистеме.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему
знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные
способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с
различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и
навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
 принцип непрерывности и преемственности;
 принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
 принцип вариативности;
 принцип гуманизации и индивидуализации;
 принцип добровольности;
 принцип деятельностного подхода;
 принцип творчества;
 принцип разновозрастного единства;
 принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
 образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
 воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
 информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации
(из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
 коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
 рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
 профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиальную ориентацию.
 интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
 компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой деятельности;
 социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
 самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ строится на

следующих основаниях:
 свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
 соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
 вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
 разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
 модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
 ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
 творческий и продуктивный характер образовательных программ;
 открытый и сетевой характер реализации.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более
эффективно решать такие проблемы как:
 проблема занятости детей в пространстве свободного времени;
 организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;
 овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной активности;
 формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими;
 формирование ответственности
 проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников

III. Организация образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам

В школе обеспечивается равный доступ обучающихся к образованию с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам в школе регламентируется образовательными программами,
учебным планом, расписанием учебных занятий, календарным учебным графиком
дополнительного образования, утвержденными директором.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы,
определяет содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения,
ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Руководителем организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам является заместитель директора поУВР,
в функциональные обязанности которого включена деятельность по организации работы по
дополнительному образованию.
Школа несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к
реализации.
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными
планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, технологии
дистанционного обучения, электронное обучение, предлагаются различные формы
организации образовательного процесса: занятия в учебном кабинете, актовом зале,
спортивном зале; лекции, экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей; участие в
массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях,
походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах и т. п.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
ОУ осуществляет обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе
образовательных программ, адаптированных для обучения указанных категорий
обучающихся.
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя
объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
ОУ
может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
Организация
деятельности дополнительного образования детей,
формирование системы дополнительного образования осуществляется на основе
проводимых в школе исследованиях потребностей и интересов учащихся и родителей
(законных представителей).
Расписание занятий дополнительного образования составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией школы, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей учащихся. Расписание утверждается директором
школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия
администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия

могут проводиться по специальному расписанию.
Приём учащихся на обучение по программам дополнительного образования
осуществляется на основе свободного выбора обучающихся по заявлению родителей.
В школе не допускается создание и деятельность объединений в составе
организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных
движений и организаций.
Образовательная деятельность в ОУ осуществляется на русском языке.
Балльного оценивания при реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ не проводится.
Продолжительность занятия (академического часа) в объединениях дополнительного
образования для обучающихся 1 класса от 30 до 40 мин, для обучающихся 2-11 классов 45
минут. После каждого академического часа и между учебными группами устанавливается
перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещения.
Численный состав 1 группы объединений определяется исходя из образовательных и
воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности,
санитарногигиенических норм, материально-технических условий и не может превышать 15 человек.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по
ним определяются образовательной программой, разработанной руководителем программы
и утвержденной директором
В школе реализуются программы дополнительного образования детей
различных направленностей:
 художественной,
 физкультурно-спортивной,
 социально-гуманитарной,
 естественнонаучной,
 технической,
 туристско-краеведческой

IV Контроль реализации программ дополнительного образования
Контроль в образовательном процессе осуществляется с целью обеспечения необходимых
организационных условий для учебной и творческой деятельности, анализа
образовательного процесса и развития образовательной и творческой деятельности
обучающихся.
Контроль над деятельностью педагогов дополнительного образования осуществляется в
соответствии с планом контроля за образовательным процессом в школе.
Формы контроля:
 изучение и утверждение дополнительных образовательных программ;
 посещение и анализ занятий;
 посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
 индивидуальные собеседования с педагогами;
 проведение мониторинга достижений обучающихся, анализа и оценки результатов;
 реализации программ дополнительного образования
Для контроля результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного
образования проводятся: анкетирование, тестирование, отчетные выставки, зачет, защита
творческих работ, проектов, турнир, сдача нормативов и т.д. Показателем эффективности
работы является участие детского объединения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.
Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком,
программами и в рамках промежуточной и итоговой аттестации. Аттестацииподлежат все
обучающиеся объединений дополнительного образования. Форму промежуточной аттестации
определяет педагог с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и
используемых им образовательных технологий.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу, переводятся
по результатам промежуточной аттестации на следующий год обучения. Итоговая аттестация
проводится по завершению полного курса дополнительной образовательной программы и
осуществляется в форме творческих отчетов, концертов, защиты индивидуальных проектов,
работ обучающихся.
V Содержание программ дополнительного образования
Техническая направленность
Дополнительные образовательные программы технической направленности
ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным
технологиям. Обучение по программам технической направленности способствует развитию
технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения
анализировать и конструировать. Актуальность данной программы обусловлена
общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых
людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры
жизненного и профессионального самоопределения.
Естественнонаучная направленность
Дополнительное естественнонаучное образование детей это:
- формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в
области естественных наук;
- развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой
природы, взаимосвязей между ними.
- экологическое воспитание подрастающего поколения;
- приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального
природопользования.

Основой программ данной направленности является решение следующих задач:
расширение и углубление базовых знаний математике, физике, биологии, химии,
информатике, экологии, географии. На занятиях учащиеся учатся наблюдать,
экспериментировать, конструировать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Дети учатся
находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях,
работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают
способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.
Данная направленность в школе реализуется на базе Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста». Он призван обеспечить повышение охвата
обучающихся программами основного общего и дополнительного образования
естественно-научной направленности с использованием современного оборудования.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ:

Название объединения
Химия в жизни человека
Познавательная биология
Экспериментальная физика

Руководитель
Федорова Е.Н.
Федорова Е.Н.
Бельская Г.И.

Возрас
т
детей
13-16
11-14
13-16

Количество
часов в
неделю
2
2
2

Срок
обучения
1 год
1 год
1 год

Физкультурно-спортивная направленность
Целесообразность работы физкультурно-спортивной направленности продиктована
снижением двигательной активности школьников. Данные объединения призваны
сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их
к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ
спортивной подготовки
Название объединения
Волейбол
Пионербол
Подвижные игры
Шахматы в школе

Руководитель
Дмитриева М.О.
Дмитриева М.О.
Дмитриева М.О.
Дмитриева М.О.

Возрас
т
детей
12-17
10-14
6,5-10
6,5-10

Количество
часов в
неделю
2
1
1
1

Срок
обучения
1 год
1 год
1 год
1 год

Художественная направленность
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической
культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства,
создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности,
формирование коммуникативной культуры.
Целью работы объединений художественной направленности является развитие творческих
способностей воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие
личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости, развитие музыкального слуха,
чувства ритма, музыкальной памяти. Занятия в танцевальном коллективе приобщают обучающихся
к хореографическому искусству, развивают умение импровизировать подмузыку, развивают у детей
актерское мастерство.

Туристско-краеведческая направленность
Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников,
семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного
развития учащихся.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему
развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,
духовного и физического потенциала; способствует изучению родной страны и ее
исторического и культурного наследия, приобретению навыков проектной деятельности,
развитию самостоятельности, выносливости, познавательных процессов; получению опыта
работы в коллективе и социализации в обществе.
Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ:

Название объединения

Школьный музей

Руководитель

Бельская Г.И.

Возраст
детей

9-16

Количест
во часов
в
неделю
1

Срок

1 год

Социально-гуманитарная направленность
Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности: освоение
гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе
социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной
компетентности и развития социальной одаренности.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, социальная адаптация,
развитие патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала детей – основные
задачи программ социально-гуманитарной направленности. Такие программы создают
твердую почву для национального самосознания, гражданской позиции, дают возможность
почувствовать себя частью богатейшей истории страны, возвращают современному
поколению его подлинное историческое прошлое и накопленные веками духовные
ценности. Различные программы социально-гуманитарной направленности включают в
себя основы психологии, социологии, политологии, права, экономики, журналистики;
изучение иностранных языков; интеллектуальные игры; освоение исторических и
культурологических дисциплин.
Название объединения
Школьный медиацентр

Руководитель

Возраст
детей

Воробьева Н.В.

13-17

Количество
часов в
неделю
1

Срок
обучения
2

VI Планируемые результаты реализации Программы:








создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
повышение доли обучающихся, получающих дополнительное образование;
увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенныхвидах деятельности;
целенаправленная организация свободного времени большинства
обучающихсяшколы;
внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
активное участие обучающихся в мероприятиях различного уровня и
направленности, сплочение школьного коллектива, укрепление традиций
школы, утверждение благоприятного социально-психологического
климата в ней.

VII Условия развития системы дополнительного образования детей
Кадровый состав
Образовательный процесс в учебных объединениях дополнительного образования в 20222023 учебном году реализуют 4 штатных педагога:
Физкультурно-спортивная направленность – 1 педагог
Социально-гуманитарная направленность – 1педагога
Туристско-краеведческая направленность – 1 педагог
Естественнонаучная направленность – 2 педагога

Ресурсная база
Для эффективной реализации программ дополнительного образования в школе создана
необходимая материально-техническая база:
Спортивный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарём.
Стадион и спортивно-игровая площадка.
Школьная библиотека.
Учебные кабинеты, оборудованные компьютерами, имеющими выход в Интернет.
Центр образования естественно-научной направленности «Точка роста» с современным
оборудование
VIII Календарный учебный график дополнительного образования на 2022-2023
учебный год
1. Начало учебного года - 1 сентября 2022 г.
Окончание - 30 мая 2023 г.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебных недели,
во 2-11 классах - 34 учебных недели.
2. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
ДАТА
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
(количество учебных
недель)
НАЧАЛО
ОКОНЧАНИ
ЧЕТВЕРТИ
Е
ЧЕТВЕРТИ
1-я четверть
каникулы
2-я четверть

01.09.2022 г.

28.10.2022 г.

29.10.2022 г.- 06.11.2021 г.
07.11.2022 г.

27.12.2022 г.

8 недель 2 дня
9 дней
7 недель 2 дня

каникулы
3-я четверть
каникулы

28.12.2022 г. – 08.01.2023 г.
09.01.2023 г.

17.03.2023 г.

12 дней
9 недель 2 дня

18.03.2023 г.- 26.03.2023 г.

4-я четверть

27.03.2023 г.

30.05.2023 г.

Дополнительные для 1 класса

20.02.2023 – 26.02.2023

9 дней
8 недель 4 дня

Итого

7 дней
34 недели

3. Регламентирование образовательного процесса на год
Продолжительность рабочей недели:
- 5-ти дневная рабочая неделя
4. Регламентирование образовательного процесса на неделю
- школа работает в одну смену
- продолжительность занятия - 40 минут

IX Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план дополнительного образования МБОУ ТР Скворцовской СОШ - нормативный
документ, на основании которого осуществляется образовательный процесс в учреждении,
подготовлен в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации ( Минобрнауки
России) от 9 ноября 2018 г. №196, а также федеральными государственными
образовательными стандартамиобщего образования, методическими рекомендациями по

проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
Уставом школы, Положением об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Положением о
правилах приема на обучение по дополнительным образовательным программам,
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным
программам.
Общая характеристика учебного плана дополнительного образования
Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого
образовательного пространства школы, повышения качества образования и реализации
процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Система
дополнительного образования детей является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.
Работа системы дополнительного образования детей в школе опирается на следующие
приоритетные принципы:
· свободный выбор ребенком видов деятельности для полноценного развития своих
потенциальных возможностей;
· ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
· возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
· единство обучения, воспитания, развития;
· в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,
индивидуальный подход к ребенку);
· практико-деятельная основа образовательного процесса.
Система дополнительного образования в школе функционирует в течение учебного года и
позволяет учащимся показать свои достижения посредством творческих отчетов,
выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного,
внеурочного) развития творческой личности. Комплектование объединений по интересам
организуется на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального
заказа.
Учебный план дополнительного образования детей базируется на реализации
образовательных программ дополнительного образования, способствует повышению
качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных
способностей и развития. Интеграция основного и дополнительного образования детей
позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает
расширение «воспитательного поля» школы, т.к. включает личность в многогранную,
интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия
для самовыражения и самоутверждения.
Содержание программ дополнительного образования направленно на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и
отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Организация
образовательной
общеобразовательным программам

деятельности

по

дополнительным

В ОУ обеспечивается равный доступ обучающихся к образованию с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация
образовательного
процесса
по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим) программам ОУ регламентируется образовательными программами,
учебным планом, расписанием учебных занятий, календарным учебным графиком
дополнительного образования, утвержденными директором. ОУ самостоятельно
разрабатывает и утверждает образовательные программы, определяет содержание
дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения, ежегодно обновляет
дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Руководителем организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам является заместитель директора поУВР, в функциональные обязанности
которого включена деятельность по организации работы по дополнительному
образованию. ОУ несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к
реализации. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. Занятия в
объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
технологии дистанционного обучения, электронное обучение, предлагаются различные
формы организации образовательного процесса: занятия в учебном кабинете, актовом зале,
спортивном зале; лекции, экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей; участие
в массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, предметных олимпиадах,
фестивалях, походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах и т. п. Использование
при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся, запрещается. ОУ осуществляет обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ,
адаптированных для обучения указанных категорий обучающихся. В работе объединений
при наличии условий и согласия педагога (руководителя объединения) могут участвовать

совместно с детьми их родители (законные представители). При реализации
дополнительных общеобразовательных программ ОУ может организовывать и проводить
массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или)
отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). Дополнительное образование
детей предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте до 18
лет в их свободное (внеучебное) время. Организация деятельности дополнительного
образования детей, формирование системы дополнительного образования осуществляется
на основе проводимых в ОУ исследованиях потребностей и интересов учащихся и
родителей (законных представителей). Расписание занятий дополнительного образования
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся
администрацией школы, осуществляющей образовательную деятельность, по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
учащихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение
расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется
документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. Приём учащихся на обучение по программам дополнительного образования
осуществляется на основе свободного выбора обучающихся по заявлению родителей. В
школе не допускается создание и деятельность объединений в составе организационных
структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и
организаций. Образовательная деятельность в ОУ осуществляется на русском языке.
Балльного оценивания при реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ не проводится.
Продолжительность занятия (академического часа) в объединениях дополнительного
образования для обучающихся 1 класса от 30 до 40 мин, для обучающихся 2-11 классов 45
минут. После каждого академического часа и между учебными группами устанавливается
перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещения.
Численный состав 1 группы объединений определяется исходя из образовательных и
воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности,
санитарногигиенических норм, материально-технических условий и не может превышать
15 человек .
Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной руководителем программы и
утвержденной директором В ОУ могут реализовываться программы дополнительного
образования детей различных направленностей:
 художественной,
 физкультурно-спортивной,
 социально-гуманитарной,
 естественнонаучной,
 технической,
 туристско-краеведческой
Контроль в образовательном процессе осуществляется с целью обеспечения необходимых
организационных условий для учебной и творческой деятельности, анализа

образовательного процесса и развития образовательной и творческой деятельности
обучающихся. Контроль над деятельностью педагогов дополнительного образования
осуществляется в соответствии с планом контроля за образовательным процессом в школе.
Формы контроля:
 изучение и утверждение дополнительных образовательных программ;
 посещение и анализ занятий;
 посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
 индивидуальные собеседования с педагогами;
 проведение мониторинга достижений обучающихся, анализа и оценки результатов;
 реализации программ дополнительного образования.
Для контроля результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного
образования проводятся: анкетирование, тестирование, отчетные выставки, зачет, защита
творческих работ, проектов, турнир, сдача нормативов и т.д. Показателем эффективности
работы является участие детского объединения в конкурсах, соревнованиях,олимпиадах,
конференциях, выставках, фестивалях и т.д. Контрольные мероприятия проводятся в
соответствии с календарным учебным графиком, программами и в рамках промежуточной
и итоговой аттестации. Аттестации подлежат все обучающиеся объединений
дополнительного образования. Форму промежуточной аттестации определяет педагог с
учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им
образовательных технологий. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную
программу, переводятся по результатам промежуточной аттестации на следующий год
обучения. Итоговая аттестация проводится по завершению полного курса дополнительной
образовательной программы и осуществляется в форме творческих отчетов, концертов,
защиты индивидуальных проектов, работ обучающихся.

Направленность

Название
объединения

Естественнонаучная Химия в жизни
направленность
человека
(Точка роста)
Познавательная
биология
Экспериментальная
физика
ФизкультурноВолейбольная игра
спортивная
Пионербол
направленность
Подвижные игры
Шахматы
ТуристскоШкольный музей
краеведческая
направленность

Кружок

Количество
часов в
неделю
2

Кружок

2

68

Кружок

2

68

Секция
Секция
Кружок
Кружок
Кружок

2
1
1
1
1

68
34
34
34
34

Социальногуманитарная
направленность
Всего

Кружок

1

34

13

442

Школьный
медиацентр

Форма
занятия

Общее
количество
часов в год
68

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».