Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 2 обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, учебных предметов по годам
обучения.
Учебный план на 2024/2025 учебный год является частью образовательной программы,
обеспечивает выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму
дня, установленных СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, СанПиН
1.2.3685-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 и предусматривает 13-летний срок освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС УО
(ИН), вариант 2
Продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель. Образовательный
процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2024 года,
заканчивается 26 мая 2025 года Количество часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе. Образовательная недельная
нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
Максимальная нагрузка в 9 классе – 24 часа.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках
проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность урока составляет 2030 минут, в зависимости от состояния здоровья ребенка. Продолжительность перемен между
уроками - по 20 минут каждая.
Обучение проводится без домашних заданий.
Учебный план состоит из двух частей: I – обязательная часть, включает:
образовательные области, представленные десятью учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает коррекционные
курсы, проводимые различными специалистами.
Внеурочная деятельность формируется из
индивидуальных потребностей обучающихся
часов,
необходимых
для
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
как
обеспечения
во
время
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и
множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и адаптированной основной
общеобразовательной программы школа разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные
потребности обучающегося. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
включает индивидуальный учебный план (ИУП), который содержит индивидуальный набор
учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана
адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом индивидуальных
образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного
обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. Содержание обучения направлено на
социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На
первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием практических общеучебных умений и навыков, обеспечивающих
относительную самостоятельность детей в быту, их социализацию, адаптацию, а также
развитие социально-значимых качеств личности.
Для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР возможные знания
и умения, подлежащие контролю, определяются на основе специальной индивидуальной
программы развития (СИПР), разрабатываемой школой с учётом индивидуальных
возможностей и потребностей обучающихся и АООП (2 вариант).
В основе оценивания лежат следующие показатели: самостоятельность,
сформированность представлений (действий, операций), объем и правильность выполненных
заданий. Обучение осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с
ТМНР включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной
на основе АООП. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с умеренной, тяжелой
умственной отсталостью, с ТМНР должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития
жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение
последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в
освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не
должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Учебный план
9 класс
Предметная область
Учебные предметы
Количество учебных часов в неделю
Всего
Индивидуально Комбинированно
с учителем
с семьей
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Обязательная часть
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Физическая культура
Адаптивная
физкультура
Технологии
Профильный труд
Всего
Коррекционно-развивающие занятия
«Психокоррекционные
(психологические)»
«Психокоррекционные занятия
(дефектологические)»
«Логопедические занятия»
2/68
1/34
3/102
2/68
-
2/68
1/34
1/34
2/68
2/68
1/34
3/102
2/68
5/170
3/102
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
2,5/85
12,5/425
2/68
2,5/85
11,5/391
-
5/170
24/816
2/68
-
1/34
0,5/17
-
0,5/17
0,5/17
-
0,5/17
занятия 1/34