Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральные документы: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Ф3-273) (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286; Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТН-1290\03 «О направлении методических рекомендаций» Письмо Министерства просвещения РФ от 15.04.2022 № СК-295/06 «Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации» СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Задачи: Обучающие: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. развитие памяти, личностной сферы. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики; развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностными результатами является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы. Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами являются формирование следующих умений. – выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100 – решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b; – решать задачи в 2–3 действия; – находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон; – находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул; – чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам; – узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду; – записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте; – читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; – решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); – составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); – заполнять магические квадраты размером 3х3; – находить число перестановок не более чем из трех элементов; – находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); – находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; – проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; – объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением; – решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; – уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса. Универсальные учебные действия: Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Содержание программы внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят. 1.Исторические сведения о математике (4 ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. Числа и выражения (6 ч) Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. 2. Математические ребусы и головоломки (9 ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы. 3. Решение занимательных задач (9 ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками. 4. Геометрическая мозаика (6 ч) Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий Использование мультимедийных презентаций. Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях. Использование электронных тренажеров. . Формы проведения занятий В практике работы используются следующие формы: -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры с мячом; -работа с конструкторами; - конкурсы знатоков; -игровые занятия; -игры-состязания, КВН. -игра - соревнование. Тематическое планирование Тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: 5. 1. Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца. 2. Проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе. 3. Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; 4. Быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят. 5. Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Воспитательный потенциал реализуется через формы: установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; обсуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. № п/п Название раздела, темы Кол-вочасов 1 Исторические сведения о математике 4 2 Числа и выражения 6 3 Математические ребусы и головоломки 9 4 Решение занимательных задач 9 5 Геометрическая мозаика Итого 6 34 Календарно-тематическое планирование № Название раздела, темы занятия Кол-во п\п часов 1 Имена и заслуги великих математиков. 1 Дата Форма прове проведения дения 02.09 Дискуссия 2 Крылатые высказывания великих людей оматематике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства,составленных из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. 1 09.09 Беседа 1 16.09 Групповая работа https://nsportal.ru/ 1 23.09 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 1 30.09 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 1 07.10 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 1 14.10 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 1 https://nsportal.ru/ 1 1 18.11 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 11 Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения.Приемы вычислений. Числовые головоломки. 21.10 Коллективная деятельность 11.11 Коллективная деятельность 1 25.11 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 12 Числовые головоломки. 1 https://nsportal.ru/ 13 Разгадывание и составление математических головоломок и магическихквадратов. Разгадывание и составление математических головоломок и магическихквадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. 1 02.12 Фронтальная работа 09.12 Фронтальная работа 1 16.12 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 1 23.12 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 1 13.01 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 3 4 5 6 7 8 9 10 14 15 16 Электроннообразовательные ресурсы https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ 17 Разгадывание и составление ребусов. 1 20.01 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 18 Разгадывание и составление ребусов. 1 27.01 Коллективная деятельность https://nsportal.ru/ 19 Математические фокусы. 1 https://nsportal.ru/ 20 Математические софизмы. 1 21 Задачи на сообразительность. 1 22 Задачи на сообразительность. 1 23 Старинные задачи. 1 24 Задачи – смекалки. 1 25 Задачи на взвешивание. 1 26 Олимпиадные задачи. 1 27 Олимпиадные задачи. 1 28 Задачи со спичками. 1 03.02 Фронтальная работа 10.02 Фронтальная работа 17.02 Коллективная деятельность 24.02 Коллективная деятельность 03.03 Коллективная деятельность 10.03 Коллективная деятельность 17.03 Коллективная деятельность 31.03 Фронтальная работа 07.04 Фронтальная работа 14.04 Фронтальная работа 21.04 Фронтальная работа 29 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 1 https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/ Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. 1 28.04 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 1 https://nsportal.ru/ 32 Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. 1 05.05 Фронтальная работа 12.05 Фронтальная работа 33 Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовыеситуации. Олимпиадные задания. 1 19.05 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 1 26.05 Фронтальная работа https://nsportal.ru/ 30 31 34 https://nsportal.ru/