СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТРУКТУРА СИПР 1 Индивидуальные сведения о ребенке 2 Психолого-педагогическая характеристика 3 Индивидуальный учебный план 4 Содержание образования 4.1. Формирование базовых учебных действий. 4.2. Нравственное воспитание 4.3. Формирование здорового и безопасного образа жизни. 4.4. Внеурочная деятельность 5 Организация ухода и присмотра. 6 Специалисты, участвующие в реализации программы 7 Программа сотрудничества с семьей 8 Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 9 Средства мониторинга и оценки динамики обучения 1.Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребёнка: Балаклеец Александр Игоревич Возраст ребёнка: 15 лет Дата рождения:04.11.2008г. Место жительства: Тверская обл., Торопецкий р-он, д. Пятницкое, ул. Зелёная , д.33 Мать: Балаклеец Светлана Николаевна Год обучения в МБОУ Скворцовская СОШ: 9 2.Психолого-педагогическая характеристика Ребёнок посещает МБОУ Скворцовская СОШ 9 год. Учебный материал за 7 класс усвоил слабо. Читает по буквам маленькие слова с помощью учителя. Считает в пределах двадцати. Арифметические действия выполнять не может, только на калькуляторе. Наблюдается бедность и неточность понимания и употребления некоторых слов, недостаточная активность самостоятельной описательно-повествовательной речи. Записывать буквы самостоятельно не может, только с помощью учителя или обводит по контуру. Научился различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составлять их из палочек. Не может работать с учебником на уроке. Учебная мотивация сформирована частично: во время урока на слова учителя реагирует. Принимает направляющую помощь взрослого. Восприятие поверхностное. Внимание неустойчивое, быстрая утомляемость. Мышление нагляднодейственное. Способен к элементарным обобщениям. Воспринимает форму, величину. Пространственные представления сформированы частично. Владеет отдельными пространственными понятиями (рядом, около, выше, ниже.). Временные понятия сформированы не полностью. Навыки самообслуживания: одевается и раздевается самостоятельно. Одежду складывает . Ест самостоятельно. Столовые приборы держит правильно. Игровая деятельность: В игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей. Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность на среднем уровне. Быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита: Саша выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Движения неловкие. Предпосылки к учебной деятельности: Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе с взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо. Познавательные процессы: -внимание: иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью. -восприятие: знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. - память: преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание. -мышление: может выполнять основные логические операции в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинноследственные связи. Чаще всего, у Саши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения . -индивидуальные особенности:ребенок доброжелательный, уравновешенный. Деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены. 3.Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год 9 класс Предметные области Язык и практика Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Индивидуально с Комбинированно с Всего учителем семьёй и 2/68 1/34 3/102 речевая Речь альтернативная коммуникация Математика Математические представления Окружающий мир Окружающий природный мир Домоводство Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Физическая культура Адаптивная физкультура Технология Профильный труд Всего Коррекционно- 2/68 - 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 3/102 2/68 5/170 3/102 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 2,5/85 2,5/85 11,5/391 - 5/170 24/816 2/68 12,5/425 2/68 развивающие занятия «Психокоррекционные занятия (психологические)» «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» «Логопедические занятия» 1/34 - 1/34 0,5/17 - 0,5/17 0,5/17 - 0,5/17 4. Содержание образования СИПР 4.1 Формирование базовых учебных действий. Предмет Речь и альтернативная коммуникация Содержание, задачи обучения (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв); Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов; Начальные навыки чтения и письма. Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма,величина; Умение ориентироваться в схеме собственного тела; Умение различать положение предметов в пространстве относительносебя и относительно друг друга; Сравнение двух и более предметов по величине; Умение ориентироваться на листе бумаги; Сравнение двух и более предметов по массе; Сравнение жидкости и сыпучие вещества по объему; Математические представления Знание частей суток; Умение считать в пределах 20; Сравнение чисел в пределах 20 на предметном материале; Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 20 на предметном материале; Чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно, понимать слова, используемые при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка,лесенка,дорожка. (использование жестов); Решение и составление простых арифметических задач на основепредметнопрактических действий. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Окружающий природный мир Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, река, водоемы, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» идр.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени. Представление о профессиях людей. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Ориентация в помещениях своего дома. Представление об электронных устройствах. Окружающий социальный мир Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. Представление о стране, народе, столице, городах, селах, месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Человек Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умение следить за своим внешним видом. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку); Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; Музыка и движение Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре; Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях; Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Домоводство Коррекционноразвивающие занятия Освоение правил личной гигиены подростка. Представление о способах ухода за волосами. Представление о названиях средств по уходу за волосами. Умение отличать косметические средства от гигиенических средств. Назначение гостиной комнаты. Названия предметов мебели и оборудования комнаты. Освоение способов сезонной уборки комнаты. Освоение гигиенических требований при приготовлении пищи. Название кухонного оборудования: холодильник, плита, мойка, вытяжка. Устройство электроплиты, правила по технике безопасности приэксплуатации. Устройство холодильника и правила ухода. Правила заваривания чая в пакетиках; Правила сервировки стола к ужину; Название инвентаря и приспособлений для ручной стирки; Название моющих средств для ручной стирки; Соблюдение правил техники безопасности при работе с моющими средствами; Умение ухаживать за обувью. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми. Входить и выходить из помещения. Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью. Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.). Организовывать рабочее место. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Следовать предложенному плану и работать в темпе. Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения. 4.2. Нравственное развитие. Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.); Умение выражать свои желания, делая выбор. 4.3. Формирование здорового и безопасного образа жизни. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. 4.4. Внеурочная деятельность. Название мероприятия День знаний День Матери Новогодний праздник Планируемая деятельность Участие ребенка ребенка в мероприятии мероприятии присутствие линейке, на торжественной зритель Изготовление поделки участник Подготовка к мероприятию: зритель/участник изготовление украшений , новогодних открыток; участие в новогоднем празднике в «Масленица» «Пасха» подготовка к мероприятию: зритель/участник знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии подготовка покраска украшений к яиц, мероприятию: зритель/участник изготовление Изготовление открытки 8 участник Марта Прогулки на улице Последний учебный день игры с мячом, подвижные игры, участник экскурсия в лес, парк присутствие линейке на торжественной зритель 5. Организация ухода и присмотра. Время 08.00 08.1009.00 Режимные моменты 09.00 Лица, участвующие в образовании, и их взаимодействие Подъем Родители Гигиенические процедуры, утренний Родители туалет, зарядка Завтрак Родители Игры, развлечения Прогулка Гигиенические процедуры. Обед. Обеденный сон Учебные занятия Полдник Игры, общение, коррекционные занятия Прогулка Ужин Гигиенические процедуры, вечерний туалет Сон 09.30 - 11.30 11.30 - 12.30 12.30 - 13.00 13.00 - 14.00 14.00 - 16.00 16.10 - 16.30 16.30 – 17.30 17.30 - 19.00 19.30 - 20.00 20.00 - 21.00 21.00 Родители Родители Родители Родители учитель Родители Родители, учитель Родители Родители Родители Родители Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки. 6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель класса, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог 7. Программа сотрудничества с семьей. Формы работы Цель Индивидуальные консультации специалистов Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей (з/п) и ребенка Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в Занятия для родителей с детьми (мастерклассы) Присутствие родителей проведении занятий Домашнее визитирование при Примерное содержание Итоги диагностики, разработка СИПР. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР «Альтернативная коммуникация», обучение навыкам взаимодействия Сроки Ответственный В начале Узкие учебного года специалисты В конце учебного года В течение учебного года по запросу 1 раз в месяц, Учитель1 час дефектолог По запросу Зам. директора по родителя , УВР, учитель учителя или специалиста В течение Узкие учебного года специалисты, учитель Формы работы Примерное содержание Цель разработке и реализации СИПР Участие родителей Повышение во внеурочных активности мероприятиях родителей , преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. Сроки Ответственный Согласно плану внеурочной деятельности Зам. директора по УВР, учитель 8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности. Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, кегли. Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи. 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Показатели самостоятельности учащегося (ПС) Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - подражая или по образцу - самостоятельно - узнает объект - не всегда узнает объект - не узнает объект Учителя класса: Кондратьева Н.А. Гречухина Н.А. Условные обозначения ! пп п и о с у нву н Родители (мать): _Балаклеец С.Н.