1. Пояснительная записка 1.1 Направленность программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Образовательная программа «Подвижные игры» физкультурно-спортивной направленности составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). 2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р); 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года») 4. Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 5. Плана реализации концепции развития дополнительного образования детей. 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993). 7. Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 8. Приказа МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9.10 2018 г. № 196. 9. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2015 г.). 10. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 11. Положения о дополнительном образовании обучающихся МБОУ Скворцовская СОШ. 1. 2 Характеристика обучающихся по программе Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в младшем возрасте является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются подвижные игры. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия народов России (русских, чувашей,мордвы, татар и т.д). 1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность данной программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. 1.4 Основные особенности программы Адресат программы Программа "Подвижные игры" для детей 7-10 лет рассчитана на 1 год обучения при 1занятии в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1-4 классов (7 – 10 лет) Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности. Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт тренера-преподавателя, использованы методические и авторские материалы ученых и известных тренеров в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика. Условия набора учащихся О б ъ е д и н е н и е могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача. Форма занятий - групповая. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1. Количество учебных недель 2. 3. 4. в первом полугодии во втором полугодии Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) Количество учебных часов на одного учащегося в неделю Количество учебных часов на одного учащегося в год Форма организации образовательного процесса 5. 6. 7. 8. 34 16 18 02.09.2024 26.05.2025 1 34 очно 1.5. Формы и методы образования детей Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия. Для повышения интереса занимающихся к занятиям «Подвижные игры» и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. 1.6 Объем и срок освоения программы: Срок обучения по программе составляет 1 год. Объем часов по программе – 34 ч. Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1ч. 1.7 Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут.Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде. Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.43172 -14). ОБУЧЕНИЕ 2. 2.1 Цели и задачи обучения Основная цель программы -укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр . Основные задачи программы: развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки; осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности; формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности; воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность; выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта. Образовательные: Приобщать детей к систематическим занятиям спортом. Формировать двигательные умения и навыки, способствующие гармоничному развитию детей; Развивающие: Укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке; Развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, ловкость и укреплять опорно-двигательный аппарат Воспитательные: Создавать условия для здорового образа жизни. Воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься спортом, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья 2.2. Учебный план Практика Кол-во часов Теория Название раздела, темы всего № Формы промежуточной аттестации/ 1 История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. 2 2 контроля Тест собеседование 2 Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. 2 2 Тест собеседование 3 Игры со скакалкой 5 4 Игры с мячом 10 5 Игры на развитие координационных способностей 5 5 10 5 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 6 Игры для исправления нарушений осанки. 5 5 7 Игры народов России 5 5 Итого часов 34 6 30 Практическое занятие Практическое занятие 2.3. Содержание учебного плана Игры с бегом ( 5 часов) Теория. Правила безопасного поведения при проведении игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи» Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и ночь». Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров» Игра «Пустое место». Упражнения с предметами. Игра «Невод». Игра «Колесо» Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьи-попрыгунчики». Игры с прыжками (5 часов) Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой Практические занятия: Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра « Воробушки». Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка». Игра «Кто выше» Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины с мячом». Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра «Прыжки с поворотом» Игры с мячом (5 часов) Теория. Правила безопасного поведения при с играх мячом. Практические занятия: Совершенствование координации движений. Игра « Передал – садись». Игра «Свечи». Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч» Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд». Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч». Игры малой подвижности (5 часов) Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой подвижности. Практические занятия: Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка». Игра «Карлики и великаны». Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра «Ручеек». Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки». Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». Игра « Лабиринт». Игра «Что изменилось?» Зимние забавы (4 часа) Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике безопасности. Практические занятия: Игра «Лепим снежную бабу». Игра «Лепим сказочных героев». Игра «Санные поезда». Игра «На одной лыже». Игра «Езда на перекладных» Эстафеты (5 часов) Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет Способы деления на команды. Считалки Практические занятия: Веселые старты Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек». Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд». Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны». Эстафеты «Стрекозы», «На новое место». Игры народов России (5 часов) Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Практические занятия: Разучивание игр народов России. Игра «Бегунок» Разучивание игр народов России. Игра «Верёвочка» Разучивание игр народов России. Игра «Котел» Разучивание игр народов России. Игра «Вороны и воробьи» 2.4. Календарный учебный план № Дата / Форма Время прове дения Тема занятия Кол- Место во часов Проведения Форма контроля занятий 1 2 3 4 5 6 7 беседа Правила безопасного 1 Спорт. Зал; поведения при проведении стадион игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега практическая Игра «Совушка». Игра 1 Спорт. работа; «Вороны и воробьи» Зал, стадион; практическая Игра «К своим флажкам». 1 Спорт. Зал; работа; Игра «День и ночь». стадион практическая Игра «Вызов номеров» Игра 1 Спорт. Зал; «Пустое место». работа; стадион Упражнения с предметами. Игра «Мяч среднему». практическая Игра «Два мороза». Игра 1 Спорт. зал работа; «Вызов номеров». практическая Правила по технике 1 Спорт. зал работа; безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой практическая Игра «Салки на одной ноге». 1 Спорт. зал работа; Игра « Воробушки». практическая работа; собеседование; практическая работа; практическая работа; практическая работа; практическая работа; практическая работа; практическая работа; 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 практическая Комплекс упражнений с работа; длинной скакалкой. Игра «Охотника и утки». Игра «Кто выше» практическая Игра «Прыжки в приседе». работа; Игра «Пингвины с мячом». практическая Комплекс ОРУ с короткой работа; скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра «Прыжки с поворотом» безопасного практическая Правила поведения при играх с работа; мячом. практическая Совершенствование работа; координации движений. Игра « Передал – садись». Игра «Свечи». практическая Развитие глазомера и работа; чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч» практическая Укрепление основных работа; мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд». практическая Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра работа; «Не упусти мяч». практическая Правила по технике работа; безопасности при проведении игры малой подвижности. практическая Комплекс специальных работа; упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка». Игра «Карлики и великаны». практическая Комплекс упражнений с работа; мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра «Команда быстроногих». практическая Упражнения для работа; исправления нарушений осанки. Игра «Стрекозы». Игра «Перестрелка скакалки». практическая Гимнастические построения, работа; размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал 1 Спорт. зал практическая работа; практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 практическая Закаливание и его влияние работа; на организм. Правила беседа безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике безопасности. практическая Игра «Два мороза». Игра работа; «Лепим сказочных героев». практическая Игра «Санные поезда». работа; практическая Игра «На одной лыже». Игра работа; «Езда на перекладных» практическая Правила безопасного работа; поведения при проведении беседа эстафет. Способы деления на команды. Считалки практическая Веселые старты. Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег работа; сороконожек». «Рак пятится практическая Эстафеты назад», Игра «Передалработа; садись». практическая Эстафеты «Чемпионы работа; скакалки», «Вьюны». практическая Эстафеты «Не давай мяча водящему», Игра «На новое работа; место». практическая История изучения и работа; организации игр. беседа Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. практическая Разучивание игр народов России. работа; Игра «Ручеек» практическая Разучивание игр народов России. работа; Игра «Верёвочка» практическая Разучивание игр народов России. работа; Игра «Котел» практическая Разучивание игр народов России. работа; Игра «Вороны и воробьи» 1 Спорт. зал практическая работа; 1 стадион 1 стадион 1 стадион 1 Спорт. зал практическая работа; практическая работа; практическая работа; практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал 1 Спорт. зал практическая работа; практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. зал практическая работа; 1 Спорт. практическая Зал; стадион работа; 1 Спорт. практическая Зал; стадион работа; 1 Спорт. практическая Зал; стадион работа; 2.5. Планируемые результаты. 2.6. Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по подвижным играм являются следующие умения: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по подвижным играм являются следующие умения: -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; -планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; -анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; -оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; -управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по подвижным играм являются следующие умения: -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; -измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; -характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; -в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять -находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками, выделять отличительные признаки и элементы. -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 2.6 Способы и формы определения результатов обучения Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Время проведения Входной контроль В начале учебного года Текущий контроль В течение всего учебного Цель проведения Формы контроля Определение уровня развития детей, их способностей Практическое тестирование, сдача основных нормативов Определение степени усвоения Практическая работа, игра, года Итоговый контроль В конце учебного года по окончании обучения по программе обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении спортом. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. собеседование Определение изменения уровня развития детей. Определение освоенных навыков. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения. Соревнование Структура занятий состоит из нескольких этапов: 1. Организация начала занятия (актуализация знаний) 2. Постановка цели и задач занятия (мотивация) 3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом) 4. Практическая часть (первичное закрепление навыков) 5. Проверка первичного усвоения знаний 6. Рефлексия 7. Рекомендации для самостоятельной работы. Необходимые умения и навыки для реализации программы: 1. Создать стабильный коллектив в группе. 2. Уметь применять полученные знания на практике. 3. Уметь оценивать различные ситуации. 4. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни. 5. Прививать умение выполнять правила личной гигиены. 6. Умение выбирать способ деятельности. Методические рекомендации: - Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры. - Рекомендации по организации подвижных игр с мячом. - Инструкции по охране труда. Контрольные нормативы Правильное передвижение по площадке, соблюдение правил игры, точная передача мяча, Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бег 10-30 м. Бег с изменением направления (5x6 м). Прыжок в длину с места. Челночный бег Метание мяча из-за головы двумя руками. Метание мяча Прыжки на скакалке Ожидаемые результаты. Укрепление здоровья; Повышение физической подготовленности. Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости. Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий. Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития; Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение; Формы подведения итогов реализации программы. Способы проверки знаний и умений: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы; участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы ; Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: 3. весёлые старты; спортивные эстафеты; фестиваль игр; праздник «Игромания»; праздник «Богатырские потешки»; «День здоровья». ВОСПИТАНИЕ 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний. Основные целевые ориентиры воспитания: -понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; -безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния; -стремления к соблюдению норм спортивной этики; -уважения к старшим, наставникам; -дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; -сознания ценности физической культуры; -стремления к командному взаимодействий к общей победе; 3.2. Формы и методы воспитания Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению. Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. Практические занятия детей (тренировки, подготовка к конкурсам, соревнованиям, и т.д.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности. Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё выражение российские базовые ценности, традиционные духовно-нравственные ценности народов России. На это должны быть направлены ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад, туристических сборов, соревнований. 3.3. Условия воспитания, анализ результатов В процессе обучения и воспитания, собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Дополнительная образовательная программа физического воспитания учащихся предусматривает достижение следующих результатов образования: Личностными результатами программы является формирование следующих умений: •определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); •в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно; •проговаривать последовательность действий; • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; •средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; • учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: •добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; •перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; •совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы: -Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; -Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы физического воспитания учащихся В ходе реализация программы «Подвижные игры» обучающиеся должны: В результате первого года обучения учащиеся должны уметь: 1) знать правила игр 2) владеть спортивным инвентарем; 3) выполнять правильно и точно задания; 4) самостоятельно проводить разминку; 5) играть в предложенные подвижные игры Формы подведения итогов реализации программы: В ходе реализации программы дети приобретают знания, умения и навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти умения выявляются в ходе каждого занятия на протяжении учебного года методом наблюдения за каждым ребенком. Обследование физической подготовленности и выявление уровня развития психофизических качеств у детей осуществляется в начале и конце учебного года с помощью тестирования. В течение учебного года проводятся игровые занятия, в течение всего процесса обучения – участие в соревнованиях. В результате освоения программы учащиеся должны знать: -влияние физических упражнений на организм , -гигиену и самоконтроль , -основы правил подвижных игр Должны уметь: -технически правильно осуществлять двигательные действия игры, -использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга, -управлять своими эмоциями, -эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения, -пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий; Демонстрировать: -игру во все предложенные игры по правилам, -участие в соревнованиях -соблюдение норм поведения в коллективе, правил безопасности и личную гигиену, - помощь друг другу и учителю, -поддержку товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовку, -активность, выдержку и самообладание. Одним из оснований, обеспечивающих успех в реализации программы, выработке у детей эффективной системы мотивов и стимулов, является разнообразие методов работы, использование как общепедагогических, так и специфических методов физического воспитания, в том числе приемов, направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к элементам игр, использование физкультурных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых заданий, совместной игры детей и взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности. Хороший эффект поддержания внимания к игре дает введение соревновательных моментов. Побуждение детей на занятиях и в индивидуальной работе к сравнению и противопоставлению, анализу и обобщению, обоснованию и оценке способствует активизации их мысли, приучает к самостоятельности, подготавливает необходимую психологическую основу для решения творческих задач. Основными критериями успешной реализации программы будут: 1.Высокая мотивация к участию в работе объединения. 2.Положительная динамика уровня физического развития учащихся, 3.Высокий уровень сплоченности коллектива. 4. Активность и результативность участия в соревнованиях разного уровня. Отслеживание результатов проводится разными способами: наблюдение, соревнование, индивидуальные зачеты. Сдача контрольных тестов проходит каждые два месяца. Участие в соревнованиях разного уровня контролируется как учителем, так и самими учениками. Данные заносятся в общую таблицу. Так каждый учащийся может проследить историю своего физического становления в спортивном объединении. 3.4. Календарный план воспитательной работы № Название мероприятия, события Сроки проведения Форма проведения 1 Соревнования Веселые старты «Бегом в Новый год» Соревнования Веселые старты посвященные Дню защитника Отечества Декабрь Спорт.зал школы Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фотоотчет. Заметки на сайте школы Февраль Спорт.зал школы Фотоотчет. Заметки на сайте школы Соревнования Веселые старты Ко Дню 8 марта Март Спорт.зал школы Фотоотчет. Заметки на сайте школы 2 3 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение программы 1. Правила игр 2. Бланки протоколов соревнований Информационное обеспечение: справочники, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предмету. Кадровое обеспечение: учитель начальных классов Кондратьева Нина Александровна. Стаж работы 35 лет. Категория первая Формы аттестации: опрос, педагогическое наблюдение. тестирование, контрольное практические задание, 4.2. Материально-техническое обеспечение программы Помещение для проведения подвижных игр: спортивный зал. № Наименование Количество Техническое состояние 1. Корзина для мячей 10 Отл. 2. Мяч волейбольный 25 Отл. 3. Мяч баскетбольный 28 Отл. 4. Мяч 150г. 5 Отл. 5. Скакалки 10 Хор. 6. Счетное табло 1 хор 7. Секундомер 1 отл 8. Свисток 1 Хор. 9. Конусы 10 Отл. 10. Наколенники 10 Отл. 11. Сетка волейбольная 2 Хор. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учащихся 1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г. 2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г. 3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г. 4. Игры детей мира. Лукачи А. Пер. с венг. Л. Васильевой, .Тумаркиной. М., «Молодая гвардия», 1977, 160с. С ил. 5. Букатов В. М., Ершова А.П «Я иду на урок...» Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. –М.: Издательство «Первое сентября», 2001. Литература для учителя 1. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г 2. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 3. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г 4. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г 5. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г 6. ПРИЛОЖЕНИЕ Игры и их классификация Игры народов России - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам: 1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла). 2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности). 3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.). 4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные). 5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр. 6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). 7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). 8. По отношению к заключительной частей урока). структуре урока (для подготовительной, основной, Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Игры народов России, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Подвижные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты. С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушкарожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты. С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. Описание игр и эстафет. «Салки».Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком. «Вызов номеров».Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия. «Пустое место».Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим. «Команда быстроногих».Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. «День и ночь».Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д. «Встречная эстафета».Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше. «Круговая охота».Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать. «Кто подходил ?»Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос. Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим. «Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука". Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей". Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки". Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука". «Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке. Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. « Два Мороза».На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос" По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы -два брата молодые, Два Мороза удалые: Я - Мороз Красный Нос, Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой. «Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу. По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если комунибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг. Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим. «Метание в цель».Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах».Две- четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой. «Подвижная цель».Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим. «Мяч соседу».Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу. «Передал - садись».Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 24 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. «Быстрая передача».Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает. «Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает. «Не давай мяча водящему».Все играющие образуют круг, В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу. «Мяч среднему».Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно. «Охотника и утки».Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток. «Гонка мячей по кругу».Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой. «Гонка мячей по рядам».Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. «Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу. В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив. «Эстафета с ведением мяча»Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их. «Перестрелка».Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.