Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы. Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии]. Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения [п. 17 Cтратегии]. В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного воспитания детей и подростков. Целью духовно нравственного развития и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Курс рассчитан на 34 часа занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й класс). Содержание программы внеурочной деятельности Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую части. Содержание курса исследовательскую, ориентировано на самостоятельную игровые, творческие деятельность, работу формы, с проектную, художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо 2 прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной позиции. Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра. Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками. Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему (ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода (религиозной организации), благочиния, епархии). Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской православной церковью. Задачи воспитания: • содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно- нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь; • стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; • пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения; • научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего; • знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести; • способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.; • формировать и расширять знания и представления детей об основных 3 духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.; • научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим); • воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам; • развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств; • воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; • содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; • • развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; • формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов; • формировать неравнодушное, бережное отношение окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным; • способствовать формированию готовности к к самостоятельности, самоанализу и саморефлексии; • научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного запаса и образного строя речи. Результаты освоения программы Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации 4 в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны. Тематическое планирование. № Содержание Всего часов 1 Добро и зло 7 2 Нравственные поступки 5 3 Источник добра 5 Итого 17ч 5 Календарно-тематическое планирование. № Тема занятия 1 Трудолюбие Коли Формы организации честв занятий о часов 1 Задание «Сундук народной мудрости». Отрывок из рассказа А. Ишимовой «Петр Первый». Игра «Моя любимая профессия». Виды деятельности Взаимодействие – Дата проведе ния 3.09 групповое, фронтальное, индивидуальное Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Игра «Верни слово». Чтение Взаимодействие – рассказа «Почему же не групповое, поругали?» М. Андрианова. фронтальное, Игра «Лучи честности». индивидуальное Просмотр мультфильма «Честная игра». Игра «Я знаю...», Взаимодействие – «Круглый», «Фантазер», групповое, «Страна Наоборотия». 17.09 1 Игра «Хорошее качество». Рассказ «Воробьи» А. Нееловой. Рисунок «Все прекрасное». Творческое задание «Находим хорошее». Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 5.11 1 Игра «Человеческие чувства». Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 19.11 2 Бескорыстие 1 3 Честность 1 4 Ум 1 5 Умение видеть хорошее 6 Умение прощать Рассказ В. Сухомлинского «Металлический рубль». Игра «Доскажи словечко» 6 1.10 15.10 7 Умение сотрудничать 1 Сказка «Лесные певцы» Марии Скребцовой. Игра «Полезное дело». Игра «Строим дом». Басня «Лебедь, рак и щука». Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 3.12 8 Храбрость 1 Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 17.12 9 Упорство 1 Просмотр мультфильма «Крошка Енот». Сказка «Храбрая лягушка» Марии Скребцовой. Рисунок «Добрые путешественники». Сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева, игра «Упорный как мяч». 14.01 10 Чуткость 1 11 Щедрость 1 Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Беседа-рассуждение Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Задание «Сундук народной Взаимодействие – мудрости». Просмотр групповое, мультфильма «Просто так!» фронтальное, индивидуальное Чтение и обсуждение сказки Взаимодействие – групповое, В. Осеевой «Волшебное фронтальное, слово» индивидуальное Взаимодействие – Путешествие на групповое, остров Заботы фронтальное, индивидуальное Беседа-рассуждение Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Игра «Подумаем о Взаимодействие – верности». групповое, фронтальное, индивидуальное Беседа-рассуждение Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Задание «Где спряталось Взаимодействие – дружба?». групповое, фронтальное, индивидуальное 12 Почтительность 1 13 Забота 1 14 Взаимопомощь 1 15 Верность 1 16 Гордость 1 17 Дружба 1 Итого 17 ч 7 28.01 4.02 18.02 4.03 18.03 1.04 15.04 6.05