РП по курсу внеурочной деятельности Добротолюбие 3 кл

Пояснительная записка
Программа

внеурочной

деятельности

разработана

в

соответствии

с

межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере
региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор
и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на
2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных
традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и
основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения
[п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного воспитания детей и подростков. Целью духовно нравственного развития и
социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную,
осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и
культурных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации,

подготовленного к жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 34 часа занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й класс).
Содержание программы внеурочной деятельности
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в
совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание

курса

исследовательскую,

ориентировано

на

самостоятельную

игровые,

творческие

деятельность,

работу

формы,
с

проектную,

художественной

литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка
представления

о

внутреннем

мире

человека:

его

переживаниях,

мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком
небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку,
ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо
2

прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и
нравственной позиции.
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала
различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных
поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия,
которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном
подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса,
можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему
(ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода
(религиозной организации), благочиния, епархии).

Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах
житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:

•

содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно-

нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

•

стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных

значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

•

пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших

чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;

•

научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и

формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности
отличать плохое от хорошего;

•

знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром,

воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;

•

способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти,

цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;

•

формировать и расширять знания и представления детей об основных
3

духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность,

простота

–

хитрость,

правдивость

–

лицемерие,

ответственность

–

предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость,
сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость –
равнодушие и т. д.;

•

научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с

другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим);

•

воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и

педагогам;

•

развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному
проявлению этих чувств;

•

воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное

отношение к ближним;

•

содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в

процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

•
•

развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;
воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре,

языку, святыням;

•

формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других

народов;

•

формировать неравнодушное,
бережное
отношение
окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;

•

способствовать

формированию

готовности

к

к

самостоятельности,

самоанализу и саморефлексии;

•

научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного

запаса и образного строя речи.

Результаты освоения программы
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности
гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений
с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации
4

в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям
и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее
своей страны.

Тематическое планирование.
№

Содержание

Всего часов

1

Добро и зло

7

2

Нравственные поступки

5

3

Источник добра

5

Итого

17ч

5

Календарно-тематическое планирование.

№ Тема занятия

1

Трудолюбие

Коли Формы организации
честв занятий
о
часов
1
Задание «Сундук народной
мудрости». Отрывок из
рассказа А. Ишимовой
«Петр Первый». Игра «Моя
любимая профессия».

Виды
деятельности
Взаимодействие –

Дата
проведе
ния
3.09

групповое,
фронтальное,
индивидуальное

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Игра «Верни слово». Чтение Взаимодействие –
рассказа «Почему же не
групповое,
поругали?» М. Андрианова. фронтальное,
Игра «Лучи честности».
индивидуальное
Просмотр мультфильма
«Честная игра».
Игра «Я знаю...»,
Взаимодействие –
«Круглый», «Фантазер»,
групповое,
«Страна Наоборотия».

17.09

1

Игра «Хорошее качество».
Рассказ «Воробьи» А.
Нееловой. Рисунок «Все
прекрасное». Творческое
задание «Находим
хорошее».

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

5.11

1

Игра «Человеческие
чувства».

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

19.11

2

Бескорыстие

1

3

Честность

1

4

Ум

1

5

Умение видеть
хорошее

6

Умение
прощать

Рассказ В. Сухомлинского
«Металлический рубль».
Игра «Доскажи словечко»

6

1.10

15.10

7

Умение
сотрудничать

1

Сказка «Лесные певцы»
Марии Скребцовой.
Игра «Полезное дело». Игра
«Строим дом». Басня
«Лебедь, рак и щука».

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

3.12

8

Храбрость

1

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

17.12

9

Упорство

1

Просмотр мультфильма
«Крошка Енот». Сказка
«Храбрая лягушка» Марии
Скребцовой. Рисунок
«Добрые путешественники».
Сказка «Две лягушки» Л.
Пантелеева, игра «Упорный
как мяч».

14.01

10 Чуткость

1

11 Щедрость

1

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Беседа-рассуждение
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Задание «Сундук народной Взаимодействие –
мудрости». Просмотр
групповое,
мультфильма «Просто так!» фронтальное,
индивидуальное
Чтение и обсуждение сказки Взаимодействие –
групповое,
В. Осеевой «Волшебное
фронтальное,
слово»
индивидуальное
Взаимодействие –
Путешествие на
групповое,
остров Заботы
фронтальное,
индивидуальное
Беседа-рассуждение
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Игра «Подумаем о
Взаимодействие –
верности».
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Беседа-рассуждение
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Задание «Где спряталось
Взаимодействие –
дружба?».
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

12 Почтительность 1

13 Забота

1

14 Взаимопомощь

1

15 Верность

1

16 Гордость

1

17 Дружба

1

Итого

17 ч

7

28.01

4.02

18.02

4.03

18.03

1.04

15.04

6.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».