ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативная база по адаптированным программам для УО Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса составлена на основании следующих нормативных документов: Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями). Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249) Цель курса изобразительной деятельности - развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением основной задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные (планируемые) результаты для учащихся 5 класса: - положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности; - понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; - адекватные представления о собственных возможностях; - осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке; - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; - привычка к организованности, порядку, аккуратности; - стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности; - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности. - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования (предметные результаты). Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Минимальный уровень для учащихся 5 класса: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень для учащихся 5 класса: должны знать: - некоторые народные и национальные промыслы (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; - правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); должны уметь: - передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; - рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. Основные формы работы: - урок; - фронтальная работа; - индивидуальная работа; - работа в парах и группах; - коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: - рисование с натуры - декоративное рисование; - рисование на тему; -беседы об изобразительном искусстве. Технологии обучения: - здоровьесберегающие технологии; - личностно-ориентированное обучение; - ИКТ-технологии; -игровые технологии; -объяснительно-иллюстративные; -группового взаимодействия. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка «5» ставится, если: учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Рисование с натурыпредполагает совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. 2. Декоративное рисование ориентировано на составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). 3. Рисование на темы способствует развитию у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. 4. Беседы об изобразительном искусственаправлены наразвитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ (УО) № п/п Тема урока Характеристика видов деятельности учащихся 1 Тематическое рисование «Воспоминание о лете» Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Применять имеющиеся знания и умения в практической деятельности Воспринимать и анализировать форму и размер предмета 2 3 4 Рисование симметричного узора по образцу (шаблону) 5 Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). 6 Рисование мятой бумагой. «Ваза с цветами» Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex оваловлепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону). 7 8 9 10 Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см). Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование простого Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видеть в сложной форме составляющие – простые формы Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценивать свою работу. Понимать простые основы симметрии Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе Понимать, что такое шаблон. Овладевать навыками работы с шаблоном Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Анализировать различные предметы с Дата проведения План факт 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование несложного натюрморта из овощей Беседа об изобразительном искусстве. Декоративноприкладное искуство» Декоративное рисование изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм Рисование с натуры предмета шаровидной формы Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы Рисование с натуры. Игрушка точки зрения строения их формы. Понимать простые основы симметрии Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой Усваивать информацию. Отвечать на вопросы по теме Применять полученные знаний и умения на практике Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений Беседа «Декоративно- Усваивать информацию. Отвечать на прикладное искусство» вопросы (керамика: посуда, игрушки, по теме малая скульптура) Декоративное рисование. Применять знания и умения на практике. Посуда Оценивать свою работу Рисование с натуры Закреплять навыки работы от общего к дорожных знаков частному. треугольной формы Анализировать форму частей, соблюдать («Крутой спуск», пропорции «Дорожные работы») Тематическое рисование Отражать свои наблюдения в рисунке «Осень в лесу» Рисование с натуры Воспринимать и анализировать форму объемного предмета предмета. конической формы (детская Соотносить простую и сложную форму с раскладная пирамидка опытом зрительных впечатлений разных видов) Видеоуэкскурсия. Воспринимать и усваивать информацию, «Выразительные средства отвечать на вопросы живописи» Беседа на тему «Народное Понимать, что в создании формы поделки декоративно-прикладное принимает участие художник-дизайнер, искусство» (богородская который придумывает, как эта поделка деревянная игрушка: будет выглядеть. «Кузнецы», «Клюющие Работать по образцу курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) Иллюстрирование отрывка Соотносить простую и сложную форму с литературного произведения опытом зрительных впечатлений 25 26 27 28 Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см). Рисование с натуры предметов комбинированной формы Рисование с натуры «Ветка рябины» Тематическое рисование «Новогодняя открытка» 30 Декоративное рисование. Елочная игрушка Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см). 31 Герои сказок. Рисование по памяти 29 Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины Воспринимать, анализировать и передавать форму предмета Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка Развивать навыки работы в технике рисунка Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Понимать простые основы симметрии Передавать в изображении характер и настроение. Критически оценивать свою работу Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). 33 Рисование на тему «Лес Закреплять навыки работы от общего к зимой» частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка. Оценивать критически свою работу 34 Беседы об изобразительном Понимать, что картина — это особый искусстве «Картины мир, созданный художником, художников о школе, наполненный его мыслями, чувствами и товарищах и семье» переживаниями. Отвечать на вопросы по содержанию произведений художников 35 Рисование с натуры фигуры Воспринимать и анализировать форму человека предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка 36- Рисование на тему «Зимние Передавать в изображении характер и 37 развлечения» (примерное настроение. Закреплять навыки работы от содержание рисунка: дом и общего к частному. Развивать навыки деревья в снегу, дети лепят работы в технике рисования.Осваивать снеговика, строят крепость, приемы создания орнамента: повторение спускаются с горы на лыжах модуля, ритмическое чередование и санках, играют на катке в элемента хоккей, катаются на коньках и т.п.) 38 Видеоурок «ДекоративноВоспринимать и усваивать информацию, прикладное искусство отвечать на вопросы 32 39 России» Рисование с натуры предметов комбинированной формы Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений 41 Декоративное рисование. Закреплять навыки работы от общего к Составление узора для вазы частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции 42 Рисование в квадрате узора Применять знания и умения на практике из растительных форм с применением осевых линий 43- Рисование с натуры Воспринимать, анализировать и отражать 44 объемных предметов форму, пропорции предметов. Критически оценивать свою работу, сравнивая с другими работами 45 Декоративное рисование. Воспринимать и анализировать форму Узор для ковра предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка 46 Беседа об изобразительном Рассматривать и сравнивать картины искусстве с показом разных жанров, рассказывать о репродукций картин на тему настроении и разных состояниях. «Мы победители» Рассуждать о своих впечатлениях 47 Видеоэкскурсия «Школа Воспринимать и усваивать информацию, графики» отвечать на вопросы 48 Каллиграфия как Работать по образцу изобразительное средство 49 Декоративное рисование Работать в группе, выполнять свои задачи плаката «8 Марта» 50 Тематическое рисование. 8 Применять знания и умения на практике Марта. Открытка для мамы 51 Рисование с натуры Воспринимать и анализировать форму объемного прямоугольного предмета. Соотносить простую и предмета (чемодан, ящик, сложную форму с опытом зрительных коробка) впечатлений 52 Рисование с натуры Воспринимать и анализировать форму объемного прямоугольного предмета. Соотносить простую и предмета, повернутого к сложную форму с опытом зрительных учащимся углом (коробка с впечатлений. тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками) 53 Рисование с натуры Воспринимать и анализировать форму объемного предмета, предмета. Соотносить простую и расположенного выше сложную форму с опытом зрительных уровня зрения (скворечник) впечатлений 54 Декоративное рисование, Закреплять навыки работы в технике заполнение предложенной рисунка формы графическими элементами (дудлинг) 55 Иллюстрирование отрывка Передавать в изображении характер и из литературного настроение. Закреплять навыки работы от произведения (по выборы общего к частному. Развивать навыки учителя с учетом работы в технике рисования 40 возможностей учащихся) 56 Тематическое рисование «Любимый литературный герой» Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять нвыки работы в технике рисунка 57 Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Оценивать свою работу 58 Рисование эмблемы Закреплять навыки работы от общего к частному. Передавать форму, пропорции, строение предметов. Развивать навыки работы в технике рисования 59- Тематическое рисование Применять знания и умения на практике 60 «Весенний пейзаж» 61 Декоративное рисование. Находить природные узоры и более Самостоятельное мелкие формы. Изображать предмет, составление узора из максимально копируя форму, созданную растительных декоративно природой. Видеть ритмические повторы переработанных элементов в узоров в природе. геометрической форме (по выбору учащихся). 62 Беседа об изобразительном Рассматривать и сравнивать картины искусстве с показом разных жанров, рассказывать о репродукции картин на тему настроении и разных состояниях. Знать о Великой Отечественной имена знаменитых художников. войне против немецко- Рассуждать о своих впечатлениях и фашистских захватчиков (А. эмоционально оценивать, отвечать на Пластов «Фашист пролетел»; вопросы по содержанию произведений С.Герасимов «Мать художников партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя») 63 Рисование плаката «Нет Работать в группе войне» 64 Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал) Декоративная роспись 65 66 Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. 67 Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана) Итоговая выставкапрезентация работ учащихся 68 Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Передача пропорций предметов симметричной формы Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины. Применять знаний и умения на практике