1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7) по предмету обществознание – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. г. № 287 (редакция от 17.02.2023 г.), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО). Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7) адресована обучающимся, достигшим уровня психофизического развития близкого возрастной норме. Но у таких обучающихся часто отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, признаки общей социальноэмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР. К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся: учет особенностей психофизического состояния обучающегося; обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий; увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ: стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию); переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика; опора на жизненный опыт ребёнка; использование наглядных, дидактических материалов; выполнение задания по образцу; итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схемаалгоритм; реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий; использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний: опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных предметных знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера для коррекции мелкой моторики пальцев рук. К реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР могут быть привлечены учителялогопеды, педагоги-психологи. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ЗПР, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно коммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Изучение обществознания в 6 - 9 классах направлено на достижение следующих целей: 1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;, 4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. 5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности); - способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); - помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; - содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); - обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; Коррекционные задачи: • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; • создание благоприятного психолого-педагогического климата для индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ; реализации • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; • овладение навыками адаптации учащихся к социуму; • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями; • создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы; • индивидуализацию обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально – типологические особенности. • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. • коррекция нарушений устной и письменной речи; • обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. 2. Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся. Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание. Таким образом, курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития. Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 3. Место учебного предмета в учебном плане школы Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 4.Содержание учебного предмета 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. 7 КЛАСС Социальные ценности и нормы. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль. Человек как участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности. Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Основы российского права. Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений. Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданскоправовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов. 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. 5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» 6-8 класс Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою постановки цели до получения и оценки результата); познавательную деятельность (от • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; • рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1)использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами: 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности: • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); • давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. 9 класс Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками программы по обществознанию являются в сфере: основной школы содержания познавательной • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. 6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и его социальное окружение 1.1 Социальное становление человека 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 1.2 Деятельность человека. Учебная деятельность школьника 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 1.3 Общение и его роль в жизни человека 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 1.4 Человек в малой группе 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Итого по разделу 20 Раздел 2. Общество, в котором мы живём 2.1 Общество — совместная жизнь людей 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.2 Положение человека в обществе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.3 Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.4 Политическая жизнь 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.5 Культурная жизнь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.6 Развитие общества 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Итого по разделу 10 Защита проектов, итоговое повторение 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Социальные ценности и нормы 1.1 Социальные ценности 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 1.2 Социальные нормы 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 1.3 Мораль и моральный выбор. Право и мораль 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Итого по разделу 12 Раздел 2. Человек как участник правовых отношений 2.1 Правоотношения 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 2.2 Правонарушения и их опасность для личности и общества 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 2.3 Защита прав и свобод человека и гражданина 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Итого по разделу 7 Раздел 3. Основы российского права 3.1 Как устроено российское право 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.2 Основы гражданского права 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.3 Основы семейного права 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.4 Основы трудового права 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.5 Виды юридической ответственности 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.6 Правоохранительные органы в 3 Библиотека ЦОК Российской Федерации https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Итого по разделу 12 Защита проектов, итоговое повторение 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в экономических отношениях 1.1 Экономика — основа жизнедеятельности человека 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1.2 Рыночные отношения в экономике 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1.3 Финансовые отношения в экономике 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1.4 Домашнее хозяйство 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1.5 Экономические цели и функции государства 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Итого по разделу 20 Раздел 2. Человек в мире культуры 2.1 Культура, её многообразие и формы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.2 Наука и образование в Российской Федерации 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.3 Роль религии в жизни общества 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.4 Роль искусства в жизни человека 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.5 Роль информации в современном мире 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Итого по разделу 11 Защита проектов, итоговое повторение 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ПРОГРАММЕ 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в политическом измерении 1.1 Политика и политическая власть 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 1.2 Участие граждан в политике 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Итого по разделу 6 Раздел 2. Гражданин и государство 2.1 Основы конституционного строя Российской Федерации 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 2.2 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 2.3 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 2.4 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Итого по разделу 8 3.1 Социальные общности и группы 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.2 Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.3 Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Итого по разделу 11 Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Защита проектов, итоговое повторение 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п 1 Тема урока Социальное становление человека 2 Биологическое и социальное в человеке 3 Потребности и способности человека 4 Индивид, индивидуальность, личность 5 Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 6 Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция 7 Цели, мотивы и виды деятельности Колич ество часов Всего Электронные цифровые образовательные ресурсы Коррекционн ая работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6 73c Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6 8a4 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6 a2a Развитие нагляднообразного мышления 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6 d90 Коррекция и развитие речи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6 f34 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 1 Дата изучен ия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 0a6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 4b6 Коррекция и развитие речи Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 8 Познание как вид деятельности 9 Право человека на образование 10 Школьное образование. Права и обязанности учащегося 11 Общение и его роль в жизни человека 12 Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 13 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 14 Межличностные отношения (деловые, личные) 15 Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества 16 Семейные традиции. Семейный досуг 17 Свободное время подростка. Отношения с 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 63c Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 8f8 Развитие нагляднообразного мышления 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 a74 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 bdc Развитие нагляднообразного мышления Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7 d58 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 1b8 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 35c Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 4ce Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 640 Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 7b2 Развитие нагляднообразного 1 Коррекция и развитие речи друзьями и сверстниками 18 Конфликты в межличностных отношениях 19 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 20 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 21 Что такое общество. Связь общества и природы 22 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 23 Социальные общности и группы. Положение человека в обществе 24 Что такое экономика? 25 Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство 26 Наша страна в начале XXI века мышления 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 910 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 a78 Коррекция и развитие памяти и внимания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 d48 Коррекция и развитие памяти и внимания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8 ed8 Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 054 Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 1c6 Развитие нагляднообразного мышления 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 32e Коррекция и развитие речи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 66c Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 7de Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 1 1 27 28 Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа Развитие общества 29 Развитие общества / Всероссийская проверочная работа 30 Глобальные проблемы современности и возможности их решения 31 Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" 32 Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" 33 Повторительнообобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем" 34 Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 964 Развитие нагляднообразного мышления 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 aea Коррекция и развитие речи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 aea Коррекция и развитие эмоционально -волевой сферы 1 Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9 c7a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba 300 Коррекция и развитие памяти и внимания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba 468 Коррекция и развитие памяти и внимания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba 17a Коррекция и развитие памяти и внимания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba b52 Коррекция и развитие памяти и внимания 34 7КЛАСС № п/п Тема урока Кол-во часов Всего 1 Социальные ценности 1 2 Гражданственность и патриотизм 1 3 Социальные нормы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Коррекционная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebad0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebae7c Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebafee 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebb160 4 Социальные нормы 5 Нормы и принципы морали 1 6 Нормы и принципы морали 1 7 Нравственные чувства человека. Совесть и стыд Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebb3f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebb57a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebb70a 8 Моральный выбор и моральная оценка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebb886 9 Влияние моральных норм на общество и человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebbd40 10 Право и его роль в 1 Библиотека ЦОК Развитие нагляднообразного мышления Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие речи Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и 11 12 13 жизни общества. Право и мораль https://m.edsoo.ru/f 5ebbee4 Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" Повторительнообобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" Правоотношения и их особенности. Правовые нормы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebc060 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebc1e6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebc358 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebc5b0 14 Правомерное поведение 15 Правовая культура личности 1 16 Правонарушение и юридическая ответственность 1 17 Правонарушение и юридическая ответственность 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebcc54 18 Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebcdbc 19 Права ребёнка и возможности их защиты 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebcf24 20 Конституция Российской Федерации Основной закон. Система права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebd08c 21 Основы гражданского права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebd1f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebc970 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebcae2 развитие эмоциональноволевой сферы Коррекция и развитие речи Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие речи Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы Коррекция и развитие памяти и внимания Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebd5be 23 Основы семейного права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebd74e 24 Основы семейного права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebd8c0 25 Основы трудового права 1 26 Основы трудового права 1 27 Виды юридической ответственности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebdd16 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebdfd2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebe144 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebe2ac 22 Основы гражданского права 28 29 30 31 32 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних Правоохранительные органы в Российской Федерации Повторительнообобщающий урок по теме "Основы российского права" / Всероссийская проверочная работа Повторительнообобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права" Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebda32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebdbb8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebe414 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebe590 Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие памяти и внимания Развитие нагляднообразного мышления Коррекция и развитие речи Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие памяти и внимания Коррекция и развитие речи Защита проектов по теме "Права и 33 обязанности несовершеннолетних " Итоговое повторение по темам «Человек как участник 34 правовых отношений» и "Основы российского права" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebf7b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ebfbac Коррекция и развитие речи Коррекция и развитие памяти и внимания 8 КЛАСС № п/п 1 Тема урока Экономическая жизнь общества 2 Экономическая система и её функции. Собственность 3 Производство — источник экономических благ 4 Предпринимательство 5 Деньги, обмен, торговля 6 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков Коли честв о часов Всег о Дата изучен ия Электронные цифровые образовательные ресурсы Коррекционная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e bfda0 развитие навыков соотносительног о анализа; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e bff6c развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c0124 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c06f6 развитие навыков соотносительног о анализа; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c091c развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c0ae8 развитие навыков соотносительног 1 о анализа; 7 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 8 Предприятие в экономике 9 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 10 Финансовый рынок и финансовые посредники 11 12 Банковские услуги Страховые услуги 13 Финансовая безопасность 14 Экономические функции домохозяйств 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c0cb4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c0e62 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c1132 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c12ea развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c14b6 развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c175e формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c1920 развитие навыков соотносительног о анализа; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c1ae2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c1e70 1 развитие зрительного восприятия и узнавания, длительного пользования памяти и внимания; 16 Семейный бюджет и финансовое планирование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c2046 17 Экономические цели и функции государства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c21ea 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 19 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 20 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 21 Культура, её многообразие и формы. 22 Наука. Роль науки в развитии общества 23 Образование в современном обществе развитие навыков соотносительног о анализа; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c23a2 формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c255a развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c27f8 развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c29ce формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c2b86 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c2d2a развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 26 Роль религии в жизни человека и общества 27 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации 28 29 Что такое искусство. Виды искусств Роль искусства в жизни человека и общества 30 Общество и его развитие. Информация и современный мир 31 Роль информации и информационных технологий в современном мире 32 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек в мире 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c305e развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c31da развитие навыков соотносительног о анализа; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c3356 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c34c8 формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c363a развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c38c4 развитие навыков соотносительног о анализа; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c3f72 формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c3a5e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c3bd0 1 развитие зрительного восприятия и культуры" / Всероссийская проверочная работа узнавания, памяти и внимания; 33 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c3d60 развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e c40e4 развитие навыков соотносительног о анализа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 9 КЛАСС № п/п Тема урока 1 Политика и политическая власть 2 Государство — политическая организация общества Колич ество часов Дата изучения Электронные цифровые образовательны е ресурсы Коррекцион ная работа развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec4652 Библиотека ЦОК 3 Политические режимы 1 4 Формы политического участия. Выборы, референдум 1 5 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации 1 6 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек в https://m.edsoo.ru/f 5ec47ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec4aee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec4c9c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec4e68 формировани е обобщенного представлени я о свойствах предметов и явлений; политическом измерении" 7 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 8 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 9 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 1 10 Государственное управление и противодействие коррупции 1 11 Государственнотерриториальное устройство Российской Федерации 12 Местное самоуправление 13 Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации 14 Повторительнообощающий урок по теме «Гражданин и государство» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec53c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec575a развитие пространстве нного представлени яи ориентации; развитие навыков соотноситель ного анализа; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec591c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec5ae8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec5dcc Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec5f7a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec6150 воспитание чувства ответственно сти за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни Библиотека ЦОК 15 Социальная структура общества 1 16 Социальная мобильность 1 17 Социальный статус человека в обществе 1 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка 19 Социализация личности https://m.edsoo.ru/f 5ec64de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec66a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec6a4c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec6c40 Семья и ее функции 21 Этнос и нация. Россиямногонациональное государство 22 Этнос и нация. Россиямногонациональное государство 23 Социальная политика Российского государства формировани е адекватных навыков общения; Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec6e0c Библиотека ЦОК 20 развитие разносторонн их качеств личности и способности профессионал ьной адаптации к изменяющим ся социальноэкономически м условиям; 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec6fce Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec7190 умение планировать свою деятельность; нормализация эмоциональн о-волевой сферы; Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec746a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec55a2 формировани еу обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующе йся личности; Библиотека ЦОК 24 Отклоняющееся поведение 1 25 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 26 Информационное общество 27 Сущность глобализации 28 Молодёжь — активный участник общественной жизни 29 Профессиии настоящего и будущего https://m.edsoo.ru/f 5ec765e умение планировать свою деятельность; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5ec7a0a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec96de формировани еу обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующе йся личности; Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec98b4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec9a58 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec9be8 Библиотека ЦОК 30 Здоровый образ жизни. Мода и спорт 1 https://m.edsoo.ru/f 5ec9e54 31 Защита проектов, 1 Библиотека ЦОК развитие навыка группировки и классификаци и развитие навыков соотноситель ного анализа; умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией; итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении" https://m.edsoo.ru/f 5ec9fc6 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство" 1 33 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 34 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся мире" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5eca1ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5eca3d6 Библиотека ЦОК 1 34 https://m.edsoo.ru/f 5eca552 8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Обществознание. 6 класс : учебник, 6 класс/ Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание: 7-й класс : учебник, 7 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Половникова А. В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007г. Безбородое, А. Б. Обществознание: учеб. [Текст] / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008. Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие [Текст] /Б. А. Исаев. — СПб., 2008 Каверин, Б. И. Обществознание [Текст] / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М.,2007. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/