Порядок организации и проведения НИ

1. Общие положения
Обучающиеся с нарушением интеллекта по завершении реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы (далее — АООП) в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г.
№ 1599) (ФГОС) и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена
приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г.
№ 1026) (ФАООП) проходят итоговую аттестацию.
Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим
этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем и
объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее освоения.
Оценивание

достижений

каждого

обучающегося

по

завершении

освоения

программного материала позволяет прогнозировать дальнейший образовательный маршрут
для реализации социальных, профессиональных и других возможностей обучающегося в
жизни, его дальнейшей социализации.
Важной на этом этапе становится оценка не только академических знаний подростка
(умения правильно ориентироваться в условиях задания, понимать смысл прочитанного
текста, производить необходимые в практической жизни расчеты, решать

задачи

социального характера), но и умения выполнять практические
задания по трудовому профилю, а также возможностей и достижений в личностной сфере.
С этой целью необходимо определение сильных качеств и возможностей личности
обучающегося,

а

именно:

сформированности

социально-бытовых

умений,

навыков

коммуникации, способности к межличностному взаимодействию, умения управлять
собственным поведением, положительных черт характера, индивидуальных качеств,
проявляющихся во внеурочной деятельности.
Результатом оценки личностных достижений ученика становится психологопедагогическая характеристика, прилагаемая к свидетельству об обучении и позволяющая
наиболее

полно

раскрыть

его

индивидуальный

портрет

с

целью

дальнейшего

самоопределения.

2.Организация и проведение итоговой аттестации обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
2.1.К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов, освоившие АООП
(вариант 1) по всем предметам учебного плана не ниже минимального уровня и имеющие
2

положительные оценки за учебный год.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов с нарушениями слуха,
зрения,

опорно-двигательного

аппарата,

расстройствами

аутистического

спектра,

завершающие обучение на II этапе (5–9 класс) по АООП (вариант 1) для обучающихся с
нарушением интеллекта по всем предметам учебного плана (см. п. 7).
Решение о допуске к итоговой аттестации выпускников по АООП (вариант 1)
принимается педагогическим советом образовательной организации. На основании решения
педагогического совета в образовательной организации издается приказ о допуске
обучающихся к итоговой аттестации.
Выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, решением педагогического совета
могут быть допущены к прохождению повторной итоговой аттестации, сроки которой
утверждаются руководителем образовательной организации.
Состав аттестационной комиссии и дата проведения аттестации утверждаются
приказом директора образовательной организации. Председателем аттестационной комиссии
назначается директор образовательной организации. Кроме председателя

в состав

аттестационной комиссии входят заместитель директора и учителя, преподающие учебные
предметы, по которым проводится оценка знаний и умений, жизненных компетенций
обучающегося. В случае отсутствия одного из членов аттестационной комиссии приказом по
образовательной организации ему назначается замена.
Цель итоговой аттестации (далее — ИА) — оценить знания и практические умения
обучающихся с нарушением интеллекта, получающих образование по АООП (вариант 1).
Итоговая аттестация

для

обучающихся осуществляется

по

завершении

реализации АООП (вариант 1) в форме двух испытаний:
первое испытание предполагает комплексную оценку по учебным предметам:
«Русский

язык»,

«Чтение

(Литературное

чтение)»,

«Математика»,

«Основы социальной жизни»;
второе испытание направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда и готовность к их применению.
По учебному предмету «Русский язык» оцениваются следующие знания и умения:


знание

элементарных

орфографических

и

пунктуационных

правил письменной речи;


знание

отличительных

грамматических

признаков

основных

частей слова;


умение производить разбор слова по составу;
3



умение различать изученные части речи по вопросу и значению;



умение устанавливать смысловые связи в словосочетании;



умение находить главные и второстепенные члены предложения;



умение находить в тексте однородные члены предложения;



умение различать предложения по интонации;



умение находить в тексте сложные предложения;



умение обосновывать выбор

знаков

их

в предложении в соответствии с

препинания,

расставлять

пунктуационными правилами;


знание построения схем различных предложений;



знание написания изученных слов с непроверяемыми орфограммами;



знание основных норм литературного языка;



умение соблюдать основные нормы литературного языка.

По

учебному

предмету

«Чтение

(Литературное

чтение)»

оцениваются следующие знания и умения:


умение читать и работать с текстом;



умение ориентироваться в тексте;



умение

пользоваться

разными

видами

чтения

(ознакомительного, выборочного и поискового);


умения читать и понимать инструкцию, содержащуюся в тексте задания;



умение

отвечать

на

вопросы

по

фактическому

содержанию произведения своими словами или с использованием слов автора;


умение устанавливать последовательность событий в произведении;



умение определять главных героев текста;



умение находить нужную информацию, представленную в тексте в

скрытой форме;


умение правильно записать ответ на вопрос;



умение проверять правильность написания текста.

По учебному предмету «Математика» оцениваются следующие знания и умения:


умение выполнять арифметические действия (сложение, вычитание,

умножение, деление);


умение сравнивать числа и находить разницу или кратность значений в

повседневных ситуациях;


умение решать текстовые задачи практической направленности;
4



знание основ геометрии, умение находить площадь помещения.

По учебному предмету «Основы социальной жизни» оцениваются следующие знания
и умения:


знание прав и обязанностей гражданина России в различных жизненных

ситуациях;


умение принимать решения в бытовых и социальных ситуациях (например,

планировать покупки, выбирать рациональные действия в различных ситуациях социального
взаимодействия);


умение анализировать и решать повседневные задачи с применением

математических расчетов и социальных норм.
По учебному предмету «Труд (технология)» оцениваются следующие знания и
умения:


умение читать и понимать инструкцию, содержащуюся в тексте задания;

выбирать правильный ответ;


умение читать и понимать технологическую карту;



умение читать и понимать графическую информацию (чертеж);



умение

выбирать

инструменты

и приспособления

для

выполнения практической части работы;


умение

пользоваться

выбранным

инструментом,

приспособлением, оборудованием;


умение

осуществлять

текущий

и

итоговый

контроль

результатов практической работы;


знание правил техники безопасности;



умение соблюдать правила техники безопасности.

.
2.2. Формы и организация итоговой аттестации
Форма ИА предметных результатов по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)», «Математика», «Основы социальной жизни» представлена
устными и письменными заданиями в открытой форме с написанием своего ответа и закрытой
форме предложения материала с выбором одного ответа; по учебному предмету «Труд
(технология)» — тестовыми заданиями с выполнением практической работы по выбранному
профилю труда.
По учебным предметам «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)» содержание
ИА включает 7 вопросов и заданий.
5

По учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни» ИА включает 10
открытых и закрытых вопросов.
Итоговая аттестация по учебным предметам и по профильному труду проводится в
рамках учебного плана, в часы, отведенные на проведение годовых контрольных работ.
Организация ИА осуществляется в течение трех дней:
в первый день проводится ИА по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)»; на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
во второй день — по учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»;
на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
в третий день — по учебному предмету «Труд (технология)»; на выполнение теста
отводится 40 минут, на выполнение практического задания — 2 часа (120 минут); между
выполнением теста и практическим заданием допускается перерыв не менее 15–20 минут.
Вариант выполнения практической работы по выбранному профилю труда определяет учитель
с учетом возможностей каждого обучающегося.
Перерыв между проведением отдельных аттестационных испытаний должен быть не
менее 2 календарных дней.
2.3. Система оценки итоговой аттестации предметных
результатов
2.3.1.Оценка предметных результатов по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)» фиксируется в Протоколе 1 (см. Приложение 1). Выполнение
каждого задания по одному из двух вариантов оценивается от 1 до 4 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
Задание 1: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 2: 1 балл — ответил на 1 вопрос / 2 балла — ответил на 2 вопроса / 3 балла
— ответил на 3 вопроса / 4 балла — ответил на все вопросы.
Задание 3: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3
ошибок / 3 балла — допустил не более 3 ошибок / 4 балла — выполнил задание без ошибок.
Задание 4: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 5: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
6

задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 6: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 7: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с 2 ошибками / 3 балла
— выполнил с 1 ошибкой / 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий по учебным предметам
«Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)» (7 заданий) — 28.
2.3.2. Оценка предметных результатов по учебным предметам «Математика»,
«Основы социальной жизни» также фиксируется в Протоколе 1 (см. Приложение 1).
Выполнение каждого задания по одному из двух вариантов оценивается от 1 до 4 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
Задание 1: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 2: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Задание 3: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 2
ошибок / 3 балла — допустил 1 ошибку / 4 балла — выполнил задание без ошибок. Задание
4: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками /
3 балла — решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Задание 5: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 6: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу, но не сформулировал ответ / 4 балла — решил задачу правильно,
сформулировал ответ.
Задание 7: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3 ошибок / 3
балла — выполнил с 2–3 ошибками / 4 балла — выполнил правильно.
Задание 8: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 9: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3 ошибок / 3
балла — допустил не более 3 ошибок / 4 балла — выполнил правильно.
7

Задание 10: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Максимальное

количество

баллов

за

выполнение

заданий

по

учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»
(10 заданий) — 40.
Результаты выполнения ИА в процессе комплексной работы фиксируются в
Протоколе 1 (см. Приложение 1).
Итоговую оценку ИА вычисляют по формуле:
I = S/M * 100 %
где I — итоговая оценка за выполненные тест и практическую часть, в процентах;
S — сумма набранных обучающимся баллов;
M — максимальное возможное количество баллов за выполнение заданий по всем 4
предметам, составляющее (40 + 28) = 68. Это число в формуле остается неизменным.
Пример расчета оценки за комплексное выполнение заданий по 4 предметам
Обучающийся выполнил по 4 предметам: 8 заданий на 3 балла, 9 заданий — на
4 балла.
В этом случае число S составляет (8*3 + 9*4) = 24+36 = 60 баллов.
Подставив данные в формулу, получаем итоговую оценку в процентах: I =
60/68 * 100 %
I = 88 %
Результаты ИА оцениваются в форме «зачет» или «незачет»:
«ЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) составляет от 25 % и
выше;
«НЕЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) составляет
менее 25 %.
2.3.3. Система оценки итоговой аттестации по
выбранному профилю труда
Оценка предметных результатов по выбранному профилю труда фиксируется в
Протоколе 2 и в Протоколе 3 (см. Приложение 1).
В Протоколе 2 фиксируются результаты выполнения теста по 5 заданиям.
Критерии оценки выполнения каждого задания теста:

1 балл — обучающийся ответил на 1 вопрос или выполнил задание неверно;
2 балла — ответил на 2 вопроса;
8

3 балла — ответил на 3 вопроса;
4 балла — ответил на все вопросы верно.
Максимальное

количество

баллов

за

выполнение

теста

по

выбранному профилю труда — 20.
В Протоколе 3 фиксируются результаты выполнения практической части работы.
Оцениваются следующие умения:



умение соблюдать технику безопасности при выполнении практической

работы;



умение

соблюдать

последовательность

изготовления

изделия

по

технологической карте;



умение выполнять изделие в соответствии с образцом;



умение оценивать качество готового изделия.

Критерии оценки выполнения практической части работы:

1 балл — обучающийся не выполнил практическую работу;
2 балла — выполнил практическую работу с помощью учителя;
3 балла — самостоятельно

выполнил

практическую

работу

после дополнительного пояснения (разъяснения) учителя;

4 балла — выполнил практическую работу самостоятельно.
Максимальное количество баллов за выполнение практической работы по
выбранному профилю труда — 16.
Итоговая оценка ИА определяется как среднее арифметическое число, полученное
по результатам выполнения теоретической и практической частей, вычисленным по
двум формулам.
Первая формула:
I(т) = S/M * 100%
где I(т) — итоговая оценка за выполнение теста;
S — сумма набранных баллов;
M — максимальное возможное количество баллов за выполнение теста = 20
(это число в формуле остается неизменным).
Пример вычисления оценки за тест
Обучающийся выполнил тест из 5 заданий на 13 баллов. В
этом случае число S составляет 13 баллов.
Подставляем данные в формулу и получаем итоговую оценку в процентах:
9

I(т) = 13/20 * 100 %
I(т) = 65 %
Вторая формула:
I(п) = S/M * 100 %
где I(п) — итоговая оценка за выполнение практической части;
S — сумма набранных баллов;
M

—

максимальное

возможное

количество

баллов

за

выполнение практического задания = 16 (это число в формуле остается
неизменным).
Пример вычисления оценки за практическую часть работы
Обучающийся выполнил практическую работу на 4 балла. В
этом случае число S составляет 4 балла.
Подставляем данные в формулу и получаем итоговую оценку в процентах:
I(п)= 4/16 * 100 %
I(п)= 25 %
Общая итоговая оценка вычисляется как среднее арифметическое число
значений I(т) и I(п):
I = (I(т)+ I(п))/2 = (65 % + 25 %)/2 = 90/2 = 45 %
В Протоколе 4 фиксируются сводные результаты выполнения теоретической и
практической части работы (см. Приложение 1).
Результаты ИА оцениваются в форме «зачет» или «незачет»:
«ЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) за тест и практическую
часть работы составляет от 25 % и выше;
«НЕЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) за тест и
практическую часть работы составляет менее 25 %.
Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются и по шкале
пересчета переводятся в отметку (Шкалы пересчета см. далее).
Результаты комплексной оценки предметных результатов вносятся предметной
аттестационной комиссией на следующий день после проведения аттестации в протокол,
который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.
Шкала пересчета суммы баллов за выполнение итоговой
работы по предметным результатам в отметку
Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

10

Сумма баллов

0–17

18–35

36–53

54–68

Шкала пересчета суммы баллов за выполнение итоговой
работы по выбранному профилю труда в
отметку
Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Сумма баллов

0–8

9–18

19–27

28–36

Результаты ИА являются итоговой оценкой по учебному предмету, которая
фиксируется в свидетельстве об обучении выпускника.
В случае нарушения сроков прохождения итоговой аттестации (например, из- за
болезни и пр.) обучающийся допускается к прохождению аттестации, сроки которой
утверждаются приказом директора образовательной организации.
В случае несогласия с оценкой, выставленной аттестационной комиссией, выпускники,
их родители (законные представители) имеют право в трехдневный срок обратиться в
апелляционную комиссию образовательной организации. Апелляционная комиссия
обеспечивает объективность оценивания результатов ИА выпускников и разрешение
спорных вопросов, возникающих при ее проведении. Решение комиссии оформляется
протоколом и является окончательным.

3.Организация и проведение итоговой аттестации обучающихся
с нарушением интеллекта (вариант 2) по СИПР
Итоговая аттестация для обучающихся, получающих образование по варианту
2 АООП (СИПР), осуществляется по завершении реализации АООП в форме итоговой оценки
качества освоения обучающимися АООП (СИПР).
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП варианта 2 (СИПР)
являются достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие
жизненной компетенции обучающихся.
Система

оценки

результатов

включает

целостную

характеристику освоения

обучающимся СИПР, отражающую взаимосвязь следующих компонентов:



что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;



что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
11



насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения важно учитывать, что у обучающихся могут

быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов, но это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и
проявления:



особенности

психического,

неврологического

и соматического

состояния каждого обучающегося;



выявление

результативности

обучения

происходит

вариативно

с

учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ;



в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна

оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;



при

оценке

результативности

достижений

необходимо

учитывать

самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных

степень

результатов

обучения разных групп детей могут проявляться в оценочных показателях, а также в
качественных критериях по итогам практических действий. Например: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект»,
«не всегда узнает объект», «не узнает объект»;


для

выявление представлений, умений и навыков обучающихся должно создавать основу
корректировки

СИПР,

конкретизации

содержания

дальнейшей

коррекционно-

развивающей работы;



в случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с

отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в
естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. (см.Протокол 5)
12

Итоги освоения содержания СИПР и анализ результатов обучения позволяют составить
развернутую характеристику учебной деятельности обучающегося, оценить динамику
развития его жизненных компетенций (см. Приложение 2).
Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций
обучающегося

рекомендуется

междисциплинарной

основе).

применять
ЭГ

включает

метод

экспертной

представителей

группы

всех

(ЭГ)

(на

заинтересованных

участников образовательного процесса, тесно контактирующих с обучающимся, включая
членов его семьи. Действия членов ЭГ по оценке достижений обучающегося в сфере
жизненных компетенций должны быть согласованы. Основой служит анализ результатов
обучения обучающегося, динамики личностного развития. Результаты анализа должны быть
представлены в форме удобной и понятной всем членам группы оценки, характеризующей
актуальный уровень жизненных компетенций.

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол 1.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Математика, Основы социальной жизни

Общи
й
балл

Значени
е I (%)

Задание 10 (Математика)

Задание 9 (ОСЖ)

Задание 8 (Математика)

Задание 7 (ОСЖ)

Задание 6 (Математика)

Задание 5 (ОСЖ)

Транспорт Бюдже Питание Жилище
т

Задание 4 (Математика)

Задание 7

Задание 6

Задание 5

Задание 4

Задание 3

Задание 2

Задание 1

ФИО
обучающегося

Задание 2 (Математика)

Труд

№
задания,
оценка в
баллах

Задание 1 (ОСЖ)

№
п/
п

Задание 3 (ОСЖ)

Русский язык,
Чтение
(Литературное
чтение)

1.
2.
3.
4.

14

5.
6.

15

ФИО
обучающегося

Итого по заданию 5

Вопрос 5.4

Вопрос 5.3

Вопрос 5.2

Вопрос 5.1

Итого по заданию 4

Вопрос 4.4

Вопрос 4.3

Вопрос 4.2

Вопрос 4.1

Итого по заданию 3

Вопрос 3.4

Вопрос 3.3

Вопрос 3.2

Вопрос 3.1

Итого по заданию 2

Вопрос 2.4

Вопрос 2.3

Вопрос 2.2

Вопрос 2.1

Итого по заданию 1

Вопрос 1.4

Вопрос 1.3

№
п/п

Вопрос 1.2

Вопрос 1.1

Протокол 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
ТЕСТ (баллы)
Общий
балл
Значение
I (т)
(%)

1.

2.

3.

4.

5.

6...

16

ПРОТОКОЛ 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА

Трудовой профиль
Ф. И. обучающегося
Критерии оценивания

Количественная оценка качества выполнения
Выполнил
Выполнил
Выполнил
Не
Значени
практическу практическую практическую
выполнил
е I (п)
ю работу работу после работу только с
практическу
%
самостоятел дополнитель- помощью
ю
ь- но
ного
учителя
работу
пояснения

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Соблюдение техники безопасности при
выполнении практической работы
Соблюдение последовательности
изготовления изделия
Соблюдение параметров выполнения
изделия в соответствии с образцом
Оценка качества готового изделия
Общее количество баллов

17

Протокол 4
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА

№

ФИО
обучающегося

Теоретическая
часть

Практическая
часть

Общий
балл

Значение I
(%)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10..

18

«

»

20

г.

ПРОТОКОЛ 5
Достижения результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции обучающихся с
умеренной, тяжёлой или глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант2) 9 класса.
Комиссия в составе председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.)
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения, провела
оценку освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции и вынесла следующие рекомендации:
Итоговая
оценка

Не узнает объект

Не всегда узнает
объект

Узнает объект

Действие не
выполняет

Выполняет действие
со значительной
физической помощью

Выполняет действие
по образцу
Выполняет действие
с частичной
физической помощью

Выполняет действие
по инструкции
(вербальное или
невербальное)

№ п\п Выполняемые практические действия

Выполняет действие
самостоятельно

(Фамилия, имя, отчество выпускника)

1
2
Председатель комиссии:
Члены комиссии:

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ЗАВЕРШАЮЩИХ
ОБУЧЕНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Структура
психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушением
интеллекта, завершившего
обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе
(вариант 1)
Фамилия, имя обучающегося
Возраст
Класс
Вариант АООП
Семья (полная, неполная) (есть/нет)

1.

Физическое развитие:
а) общая моторика (соответствует возрасту, недостаточно развита, негрубо
нарушена, грубо нарушена);
б) мелкая моторика (сформирована, частично сформирована).

2.

Эмоционально-коммуникативная сфера (контактен, замкнут, инертен, обидчив,

злопамятен).

3.

Поведение:
а) с близкими взрослыми (подчиняется требованиям, подчиняется в некоторых

случаях, не подчиняется);
б) с педагогами школы (доброжелателен, уважителен, заинтересован, навязчив,
безразличен, груб, привлекает к себе внимание; соблюдает режимные и дисциплинарные
требования, не соблюдает);

20

в) с одноклассниками (со всеми дружелюбен, дружит избирательно, не имеет
друзей; предпочитает быть лидером, предпочитает подчиняться более сильному
сверстнику; предпочитает совместные игры, любит играть один; пользуется уважением
сверстников, не пользуется; проявляет интерес к коллективной внеклассной, трудовой,
кружковой работе, спорту и играм, не проявляет);
г) в учебной деятельности (на уроках ведет себя заинтересованно, активно,
пассивно, отказывается от деятельности; переключается от одной деятельности на
другую, не переключается; качественно выполняет задания, некачественно выполняет
задания, не выполняет задания; выполняет задания до конца, не выполняет задания до
конца);
д) навыки культурного поведения (сформированы, сформированы частично, не
сформированы; вежлив, груб; чуток, безразличен; отзывчив, себялюбив; опрятен,
неряшлив).

4.

Темп обучения (медленный, средний, высокий)

5.

Восприятие:

а) зрительное (достаточное, недостаточное, фрагментарное); б)
слуховое (достаточное, недостаточное, фрагментарное); в) тактильное
(достаточное, недостаточное, фрагментарное);

6.

Память (механическая, зрительная, слуховая, двигательная):

а)

характер

запоминания

информации

(произвольный,

непроизвольный, продуктивный, непродуктивный);
б) характер воспроизведения (точное, неточное, с ошибками, с привнесениями,
искажённое и др.);

7.

Внимание

(активное,

устойчивое,

произвольное,

поверхностное, неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное).
Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания являются
(наглядный материал, изменение громкости, высоты голоса).

21

Мышление (невербальное, наглядно-действенное, с элементами наглядно-

8.
образного,

наглядно-образное,

с

элементами

словесно-логического,

словесно-

логическое):
а) операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации,
установления

причинно-следственных

связей

(не

сформированы,

в

стадии

формирования, сформированы ниже возрастной нормы);
б) при усвоении понятий (умеет, не умеет) выделять существенные признаки и
давать определение, знает (называет) обобщающие слова и признаки предметов.

9.

Речевое развитие:

а) импрессивная речь (понимает обращенную речь, не понимает; выполняет
простые инструкции, не выполняет);
б) экспрессивная речь:



словарный запас (соответствует возрасту, ограничен, резко

ограничен);



грамматический строй речи (соответствует возрасту, нарушен, не

нарушен);



темп, ритм речи (нарушен, не нарушен, убыстрен, замедлен, с запинками);



выразительность речи (развита, не развита; интонационную окраску

употребляет, не употребляет);



монологическая речь (сформирована, не сформирована);



диалогическая речь (развита, не развита; умеет отвечать на вопросы,

задавать их, соблюдать последовательность высказываний, удерживать содержание
разговора);
в) средства альтернативной коммуникации (использует в общении и социальной
коммуникации, не использует).

10.

Предметные результаты.

22

а) Русский язык:



письмо (списывает с печатного и/или рукописного текста; по буквам, по

слогам, целыми словами; под диктовку пишет, не пишет; допускает большое количество
ошибок, допускает минимальное количество ошибок, без ошибок);



грамматические задания (выполняет, не выполняет, с помощью учителя,

самостоятельно с ошибками, самостоятельно правильно);



почерк (разборчивый, неразборчивый). б)

Чтение (Литературное чтение):



читает (побуквенно, медленно по слогам, бегло по слогам, целыми

словами);



понимает смысл прочитанного (полностью, частично, понимает с трудом,

не понимает);



отвечает на вопросы по прочитанному (с ошибками, односложно,

самостоятельно, не отвечает);



пересказывает содержание прочитанного (с опорой на картинку, по

вопросам, самостоятельно с ошибками, самостоятельно и правильно);



заучивает наизусть (короткие стихотворения, длинные стихотворения,

прозу, не может заучивать).
в) Математика:



счетно-вычислительные навыки (сформированы достаточно,

недостаточно, не сформированы);



прямой

(и

обратный)

счет

в пределах

(механически,

осознанно);


пределах



решает примеры (на сложение в пределах
, на умножение в пределах

, на вычитание в

, на деление в пределах

);

пользуется таблицей умножения (знает, не знает);

23



решает

задачи

(понимает

смысл,

нуждается

в

дополнительном

разъяснении, не понимает; решает самостоятельно, нуждается в помощи учителя);



геометрический материал (геометрические формы, фигуры узнает,

называет, путает, не знает);



временные представления (сформированы, сформированы частично, не

сформированы);



восприятие величины (формы) (сформировано, сформировано частично,

не сформировано);



ориентация в пространстве: право-лево (знает, путает, не понимает), верх-

низ (знает, путает, не понимает), близко-далеко (знает, путает, не понимает);



ориентация на листе бумаги (сформирована, не сформирована);



последовательность событий (понимает, путает, не удерживает).

г) Основы социальной жизни:



представления

о

себе,

о

ближайшем

окружении

(сформированы, частично сформированы, не сформированы);



представления об окружающем мире (сформированы, частично

сформированы, не сформированы);



представления о природном мире (сформированы, частично

сформированы, не сформированы);



представления о социальном мире (сформированы, частично

сформированы, не сформированы).
д) Трудовой профиль:



Швейное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);



Столярное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);



Слесарное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);



Строительное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);

24



Переплетно-картонажное дело (освоен, недостаточно освоен, не

освоен);



Сельскохозяйственный труд (освоен, недостаточно освоен, не освоен);



Подготовка

младшего

обслуживающего

персонала

(освоен,

недостаточно освоен, не освоен);



Цветоводство

и

декоративное

садоводство

(освоен,

недостаточно освоен, не освоен).

11.

Другое

12.

Самостоятельность:



в

самообслуживании

одевания/раздевания,

приеме

(проявляет

пищи,

самостоятельность

пользовании

туалетом,

в

процессах

осуществлении

гигиенических процедур; не проявляет);



в бытовой деятельности (проявляет самостоятельность в совершении

покупок, приготовлении пищи, уборке, уходе за вещами; не проявляет);



в учебной деятельности (самостоятельно выполняет задания, просит

помощи взрослого, принимает помощь, отказывается от помощи; не выполняет);



в доступной трудовой деятельности (проявляет интерес к определенным

видам труда, не проявляет; самостоятельно выполняет трудовые операции, действия в
рамках изучаемого профиля, не выполняет; стремится к достижению качественного
результаты труда, не стремится; просит помощи взрослого, принимает помощь,
отказывается от помощи).

13.

Особенности характера:



черты

(отличается

добротой,

искренностью,

трудолюбием,

сдержанностью, скромностью, честностью, самокритичностью, уверенностью в себе;
эгоизмом, замкнутостью, скрытностью, негативизмом,
ленью,

завышенными

притязаниями,

лживостью,

25

капризностью, вспыльчивостью, агрессивностью, мстительностью, драчливостью; при
возникновении трудностей прикладывает усилия для

их преодоления, становится

агрессивен, плаксив);



настроение (устойчиво положительное, пониженное, неустойчивое);



воля

(легкая

внушаемость,

ведомость,

податливость,

своеволие,

импульсивность, рассеянность, уход от трудностей);



склонности

(склонен

к

аффективным

реакциям,

длительным,

быстропроходящим переживаниям, не склонен; имеет вредные привычки, не имеет);


14.

самооценка (занижена, адекватна, завышена).
Положительные компетенции:



коммуникабелен, дружелюбен;



опрятен;



соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая

трудовую);



удерживает

инструкцию

со

вспомогательными

средствами

(карточками, схемами и пр.);



владеет элементарными навыками пользования компьютером

(телефоном, принтером или др.

);



требует частичного контроля собственной деятельности;



работоспособность

высокая

(средняя,

низкая,

быстро

истощаем).

15.

Особые характеристики (предпочтения):



театрализация;



спорт (виды спортивных занятий



рисование;



работа с глиной (гончарное дело);

);

26



работа с нитками (макраме, вязание крючком, вышивание и



волонтерство;



другое

др.);

На

учете

в правоохранительных

.
органах,

социальных

службах,

органах системы профилактики не состоит (состоит).
Дата

Подпись

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендации к составлению психологопедагогической характеристики
обучающегося с нарушением интеллекта, завершившего образование по АООП,
вариант 2 (СИПР)
Характеристика

представляет

собой

качественное

описание

уровня

сформированности жизненной компетенции обучающегося по четырем направлениям,
наиболее значимым для его дальнейшей жизни.
Структура характеристика следующая:

1.

Взаимодействие с окружающими людьми

Характер общения.
Вариативность средств коммуникации. Используемые
средства АДК (перечислить). Поведение.

2.

Психофизическое развитие

Состояние зрения. Состояние
слуха.
Используемые

ТСР

(перечислить,

например,

очки,

слуховые

аппараты, кохлеарные импланты).
Представления о явлениях общественной жизни и о социальном окружении.
Представления о количестве и счетных операциях.

28

3.

Возможности ориентировки и мобильности

Передвижение.
Ориентировка в пространстве. Положение сидя.
Ориентировка на плоскости.
Характер и степень принятия помощи.
Необходимость в сопровождении, постоянного участия ассистента.

4.

Трудовые навыки Мотивация к

деятельности. Целенаправленность
деятельности. Работоспособность.
Критичность (оценка собственных достижений).
Самостоятельность деятельности.
Доступные предметные манипуляции. Сформированность
предметной деятельности. Самообслуживание.
Сформированность продуктивной деятельности.
Доступные

трудовые

операции

(перечислить

в

соответствии

с

содержанием уроков труда).
Дополнительно: указать наиболее интересные для обучающегося виды
деятельности.

29

Члены экспертной группы (междисциплинарной команды специалистов) в
процессе наблюдения за обучающимся в процессе освоения СИПР последнего года
обучения и при проведении итоговой диагностики совместно разрабатывают содержание
характеристики.
Ниже представлена рекомендуемая структура итоговой характеристики и для
каждого показателя представлены варианты его качественной оценки.
Примерный образец вариантов качественной оценки освоения СИПР и
сформированности жизненных компетенций обучающегося с нарушением
интеллекта, завершившего обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе, вариант 2 (СИПР)
ФИО выпускника
Год рождения
Инвалидность ДА/НЕТ
Класс
Семья (полная, неполная) (есть/нет)
Варианты качественной оценки показателей

1.

Взаимодействие с окружающими людьми

Характер общения:



Самостоятельно проявляет инициативу, активно общается с другими людьми.



Инициирует

общение,

поддерживает

общение

при

наличии

эмоционального включения и интересной для него тематики.



Участвует в общении, может инициировать общение при поддержке другого

человека.

30



В общении избирателен, общается только со знакомыми людьми.



Участвует в общении формально, по инициативе другого человека, старается

уйти от общения.



Не проявляет стремления к любому виду контакта.

Вариативность средств коммуникации:



Использует

для

общения

устную

или

письменную

речь

(при

нарушениях слуха — жестовую или дактильную).



Самостоятельно использует ограниченный набор устных или письменных

слов/фраз (при нарушениях слуха — жестов и/или дактильную речь).



Использует ограниченный набор слов/фраз (устных, письменных, дактильных) с

опорой на предметы, изображения, естественные жесты.



Может использовать отдельные слова, в том числе усеченные или лепетные.

Может выразить просьбу, понимает простые инструкции. Использует средства
альтернативной и/или дополнительной коммуникации для общения.



Использует для общения элементарные паралингвистические средства, такие как

вокализации, необщепринятые формы коммуникации, преднамеренное поведение
(взгляд, улыбка, плач, отворачивание головы, приближение, отталкивание, прикасание к
партнеру, касание предмета, касание партнера, протягивание предмета), естественные
жесты и др.



Средства коммуникации не сформированы.

Используемые средства АДК (перечислить):
Поведение:



Поведение адекватное, соответствует социальным нормам.



Наблюдаются эпизодические нарушения поведения на фоне переутомления или

стресса, но они корректируются замечаниями другого человека.

31



Эпизодические проявления деструктивного поведения в бытовых и/или

учебных ситуациях.



Проявление негативного поведения при попытках включения

в

деятельность и/или общение.



Систематические проявления негативного поведения по отношению к

окружающим.



Постоянная

демонстрация

негативного

поведения.

Проявления

аутоагрессии.

2.

Особенности психофизического развития

Состояние зрения:



Сохранное.



Функциональные нарушения зрения.



Слабовидение.



Ограничение (изменение) полей зрения.



Слепота с остаточным зрением.



Тотальная слепота.

Состояние слуха:



Слух в пределах нормы.



Тугоухость I–II степени.



Тугоухость III–IV степени.



Глухота.

Используемые ТСР: перечислить, например, очки, слуховые аппараты, кохлеарные
импланты.
Представления

об

явлениях

общественной

жизни

и

о

социальном

окружении:



Представления сформированы: знает и называет знакомые общественные

объекты, знает, кто работает в этих учреждениях, называет профессии людей.

32



Представления сформированы частично: определяет учреждения социального

назначения, называет их доступным коммуникативным способом. Для обозначения
профессий людей необходима помощь другого человека.



Представления ограничены. Может показать по инструкции педагога знакомые

общественные объекты, не знает, кто в них работает и характер деятельности людей
(профессии).



Фрагментарные представления об явлениях общественной жизни и о социальном

окружении. Обозначить деятельность людей в общественных учреждениях не может.



Представления об явлениях общественной жизни и социальном окружении

фрагментарные, не узнает общественные объекты. Показ осуществляется совместно со
взрослым.



Не сформированы представления об объектах и явлениях общественной жизни.

Представления о количестве/ счетные операции:



Сформированы с закрытым и открытым результатом: выполняет счетные

операции в пределах 3–5 доступным способом, обобщает словом количество; соотносит
количество и число с цифрой.



Сформированы с открытым результатом в пределах 3–5. Может обозначить

количество предметов доступным способом в ответ на вопрос
«Сколько?».



Сформированы количественные представления в пределах 2–3, с открытым

результатом; самостоятельно количество не называет.



Сформированы количественные представления в пределах один – много,

доступен механический пересчет по подражанию действий педагога до 5.



Представления не сформированы.

33

3.

Возможности ориентировки и мобильности

Передвижение:



Двигательные возможности без ограничений.



Ходит самостоятельно, с ограничением скорости, балансировки и координации

общих движений (бег, прыжки и пр.).



Ходит самостоятельно, но нуждается в дополнительных приспособлениях или

помощи другого человека при перемещении на большие расстояния.



Ходит, используя ручные ортопедические приспособления для передвижения по

ровной поверхности, преимущественно в помещениях.



Передвигается по помещению перекатыванием или ползанием. Передвигается с

ортопедическими приспособлениями или с физической помощью другого человека.



Находится

в

вынужденном

положении

в

кровати,

самостоятельно

не

переворачивается, двигательно мало активен. Зависим от посторонней помощи.
Ориентировка в пространстве:



Находит все знакомые помещения в школе, свое место в них, объясняет их

местоположение. Ориентируется в процессе передвижения.



Находит 3 знакомых помещения в школе, свое место в них, объясняет их

местоположение. Определяет, называет доступным коммуникативным способом и
показывает направление движения, выполняет задание, но может допустить 1–2 ошибки.



Находит только 1–2 знакомых помещения в школе, свое место в них, допускает

ошибки в объяснении их местоположения. Определяет только 1–2 знакомых
направления передвижения, необходимых для выполнения задания, и выполняет его.

34



С помощью педагога находит знакомые помещения в школе и свое место в них,

допускает ошибки в объяснении их местоположения. С помощью педагога
ориентируется в процессе передвижения.



Не ориентируется в знакомом замкнутом пространстве, но делает попытки

совместных действий. Не ориентируется в процессе передвижения, но делает попытки
совместных действий.



Отказывается от совместной деятельности со взрослым.

Положение сидя:



Сидит устойчиво продолжительное время.



Нуждается в ТСР для длительного удержания правильной позы.



Способен поддерживать правильное положение сидя ограниченное время.



В положении сидя неустойчив. На время занятий, приёма пищи требуется

дополнительная фиксация ремнями. Для подъема из положения сидя на стуле или на
полу требуются физическая помощь или опорная поверхность.



Кратковременно удерживает положение сидя. Нуждается в адаптации сидения с

фиксацией таза и туловища.



Не сидит самостоятельно. Необходимы вспомогательные приспособления.

Ориентировка на плоскости:



Ориентируется в микропространстве.



Показывает и называет доступным коммуникативным способом части листа и

стола. Располагает предметы на заданных частях листа, стола.



Находит предметы в заданной части стола, но допускает 1–2 ошибки.



Показывает и называет только некоторые части листа и стола, располагает

предметы только на знакомых частях листа, стола, находит 2– 3 предмета в заданной
части стола.

35



Для ориентировки на столе необходима помощь другого человека.



Не ориентируется в микропространстве.

Характер и степень принятия помощи:



Понимает объем и характер необходимой помощи и обращается за помощью

доступным коммуникативным способом.



Не всегда адекватно оценивает свои возможности и обращается за

необходимой помощью.



За помощью не обращается, но принимает и использует ее.



Не способен продуктивно использовать помощь другого человека.

4.

Трудовые навыки

Мотивация к деятельности:



Заинтересован в различных видах деятельности.



Заинтересован в видах деятельности, свойственных более младшему возрасту.



Заинтересован

в определенном

виде

деятельности,

не

проявляя

интереса к другим видам деятельности (указать, каким).



Нуждается в стимуляции для включения в деятельность.



Эпизодически

кратковременно

проявляет

заинтересованность

к

некоторым действиям.



Мотивация к деятельности отсутствует.

Целенаправленность деятельности:



Целенаправленно действует в соответствии с заданием.



Действует

преимущественно

целенаправленно,

но

нуждается

в

вербальной поддержке.



Может действовать целенаправленно в зависимости от характера и сложности

деятельности.



Демонстрирует редкие проявления целенаправленной деятельности.



Деятельность нецеленаправленная, хаотичная.



К любому виду деятельности безразличен.

129

Работоспособность:



Работоспособен в течение всего урока.



В течение урока требуется смена видов учебной деятельности для профилактики

переутомления.



Требуются дозирование учебной нагрузки, частая смена видов учебной

деятельности, физкультминутки.



Практически

постоянно

демонстрирует

физическую

и/или

психическую

истощаемость, дефицит внимания, затрудняющие учебную деятельность.
Критичность (оценка собственных достижений):



Адекватно оценивает результаты своей деятельности, осуществляет пошаговый и

итоговый контроль результатов, корректирует выполнение задания.



Не всегда адекватно оценивает результаты своей деятельности, способен

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов при напоминании.



Может с помощью педагога увидеть ошибку и исправить ее, оценить трудность

выполнения задания (легко или трудно).



К результатам своей деятельности не критичен (не замечает ошибок и не

исправляет их).
Самостоятельность деятельности:



Знакомую деятельность осуществляет самостоятельно.



Отдельные знакомые операции выполняет самостоятельно.



При осуществлении знакомой деятельности требуется вербальная поддержка.



При осуществлении знакомой деятельности необходима помощь другого

человека.

130



Для выполнения отдельных знакомых операций необходима помощь другого

человека.



Проявления

самостоятельности

при

выполнении

привычной

деятельности минимальны.
Доступные предметные манипуляции:



Без ограничений.



Предметные манипуляции разнообразны, манипуляции с мелкими предметами

доступны в полном объеме.



Доступны разнообразные предметные манипуляции.



Предметные манипуляции доступны, затруднены манипуляции с мелкими

предметами.



Предметные действия резко ограничены. использует руку лишь для удержания

предмета при несложных манипуляциях.



Предметные манипуляции не доступны.

Сформированность предметной деятельности:



Действует с предметами в соответствии с их функциональным

назначением.



Адекватно

действует

с

ограниченным

количеством

бытовых

предметов.



Выполняет действия с предметами по подражанию взрослому.



Осуществляет

стереотипные

и/или

хаотичные

действия

с

неадекватные

действия

с

предметами.



Отсутствует;

или

осуществляет

предметами.
Самообслуживание:



Навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.



В процессе самообслуживания нуждается в незначительной помощи со стороны

взрослого.

131



Способен выполнять действия самостоятельно при организующей помощи

взрослого, при необходимости используя вспомогательные приспособления.



Может осуществлять деятельность с помощью взрослого и с использованием

вспомогательных приспособлений.



Проявляет активность и пытается сотрудничать при осуществлении деятельности

другим человеком.



Навыками самообслуживания не владеет. Нуждается в постоянном уходе.

Сформированность продуктивной деятельности:



Сформирована по возрасту.



Сформирована не по возрасту. Действует только по инструкции педагога

(словесной, жестовой и др.).



Осуществляет

деятельность

по

образцу

или

с

незначительной

помощью взрослого.



Осуществляет деятельность совместно со взрослым, со значительной помощью.



Осуществляет

отдельные

действия

в

совместной

с

педагогом

деятельности.



Не сформирована.

Доступные трудовые операции:

Положительные личностные качества:



коммуникабелен, дружелюбен;



опрятен;

132



соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая

трудовую);



удерживает инструкцию со вспомогательными средствами (карточками, схемами

и пр.);



владеет элементарными навыками пользования бытовыми приборами (

),



требует постоянного (частичного) контроля собственной деятельности

в

быту

и

в

других

ситуациях (

),



работоспособность (удовлетворительная, низкая, быстро истощаем). Особые

характеристики (предпочтения):



театрализация;



спорт;



рисование;



конструирование;



работа с глиной;



другое (

На

учете

).

в правоохранительных

органах,

социальных

службах,

органах системы профилактики не состоит (состоит) и пр.

Дата

Подпись

133


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».