1. Общие положения
Обучающиеся с нарушением интеллекта по завершении реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы (далее — АООП) в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г.
№ 1599) (ФГОС) и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена
приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г.
№ 1026) (ФАООП) проходят итоговую аттестацию.
Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим
этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем и
объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее освоения.
Оценивание
достижений
каждого
обучающегося
по
завершении
освоения
программного материала позволяет прогнозировать дальнейший образовательный маршрут
для реализации социальных, профессиональных и других возможностей обучающегося в
жизни, его дальнейшей социализации.
Важной на этом этапе становится оценка не только академических знаний подростка
(умения правильно ориентироваться в условиях задания, понимать смысл прочитанного
текста, производить необходимые в практической жизни расчеты, решать
задачи
социального характера), но и умения выполнять практические
задания по трудовому профилю, а также возможностей и достижений в личностной сфере.
С этой целью необходимо определение сильных качеств и возможностей личности
обучающегося,
а
именно:
сформированности
социально-бытовых
умений,
навыков
коммуникации, способности к межличностному взаимодействию, умения управлять
собственным поведением, положительных черт характера, индивидуальных качеств,
проявляющихся во внеурочной деятельности.
Результатом оценки личностных достижений ученика становится психологопедагогическая характеристика, прилагаемая к свидетельству об обучении и позволяющая
наиболее
полно
раскрыть
его
индивидуальный
портрет
с
целью
дальнейшего
самоопределения.
2.Организация и проведение итоговой аттестации обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
2.1.К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов, освоившие АООП
(вариант 1) по всем предметам учебного плана не ниже минимального уровня и имеющие
2
положительные оценки за учебный год.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов с нарушениями слуха,
зрения,
опорно-двигательного
аппарата,
расстройствами
аутистического
спектра,
завершающие обучение на II этапе (5–9 класс) по АООП (вариант 1) для обучающихся с
нарушением интеллекта по всем предметам учебного плана (см. п. 7).
Решение о допуске к итоговой аттестации выпускников по АООП (вариант 1)
принимается педагогическим советом образовательной организации. На основании решения
педагогического совета в образовательной организации издается приказ о допуске
обучающихся к итоговой аттестации.
Выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, решением педагогического совета
могут быть допущены к прохождению повторной итоговой аттестации, сроки которой
утверждаются руководителем образовательной организации.
Состав аттестационной комиссии и дата проведения аттестации утверждаются
приказом директора образовательной организации. Председателем аттестационной комиссии
назначается директор образовательной организации. Кроме председателя
в состав
аттестационной комиссии входят заместитель директора и учителя, преподающие учебные
предметы, по которым проводится оценка знаний и умений, жизненных компетенций
обучающегося. В случае отсутствия одного из членов аттестационной комиссии приказом по
образовательной организации ему назначается замена.
Цель итоговой аттестации (далее — ИА) — оценить знания и практические умения
обучающихся с нарушением интеллекта, получающих образование по АООП (вариант 1).
Итоговая аттестация
для
обучающихся осуществляется
по
завершении
реализации АООП (вариант 1) в форме двух испытаний:
первое испытание предполагает комплексную оценку по учебным предметам:
«Русский
язык»,
«Чтение
(Литературное
чтение)»,
«Математика»,
«Основы социальной жизни»;
второе испытание направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда и готовность к их применению.
По учебному предмету «Русский язык» оцениваются следующие знания и умения:
знание
элементарных
орфографических
и
пунктуационных
правил письменной речи;
знание
отличительных
грамматических
признаков
основных
частей слова;
умение производить разбор слова по составу;
3
умение различать изученные части речи по вопросу и значению;
умение устанавливать смысловые связи в словосочетании;
умение находить главные и второстепенные члены предложения;
умение находить в тексте однородные члены предложения;
умение различать предложения по интонации;
умение находить в тексте сложные предложения;
умение обосновывать выбор
знаков
их
в предложении в соответствии с
препинания,
расставлять
пунктуационными правилами;
знание построения схем различных предложений;
знание написания изученных слов с непроверяемыми орфограммами;
знание основных норм литературного языка;
умение соблюдать основные нормы литературного языка.
По
учебному
предмету
«Чтение
(Литературное
чтение)»
оцениваются следующие знания и умения:
умение читать и работать с текстом;
умение ориентироваться в тексте;
умение
пользоваться
разными
видами
чтения
(ознакомительного, выборочного и поискового);
умения читать и понимать инструкцию, содержащуюся в тексте задания;
умение
отвечать
на
вопросы
по
фактическому
содержанию произведения своими словами или с использованием слов автора;
умение устанавливать последовательность событий в произведении;
умение определять главных героев текста;
умение находить нужную информацию, представленную в тексте в
скрытой форме;
умение правильно записать ответ на вопрос;
умение проверять правильность написания текста.
По учебному предмету «Математика» оцениваются следующие знания и умения:
умение выполнять арифметические действия (сложение, вычитание,
умножение, деление);
умение сравнивать числа и находить разницу или кратность значений в
повседневных ситуациях;
умение решать текстовые задачи практической направленности;
4
знание основ геометрии, умение находить площадь помещения.
По учебному предмету «Основы социальной жизни» оцениваются следующие знания
и умения:
знание прав и обязанностей гражданина России в различных жизненных
ситуациях;
умение принимать решения в бытовых и социальных ситуациях (например,
планировать покупки, выбирать рациональные действия в различных ситуациях социального
взаимодействия);
умение анализировать и решать повседневные задачи с применением
математических расчетов и социальных норм.
По учебному предмету «Труд (технология)» оцениваются следующие знания и
умения:
умение читать и понимать инструкцию, содержащуюся в тексте задания;
выбирать правильный ответ;
умение читать и понимать технологическую карту;
умение читать и понимать графическую информацию (чертеж);
умение
выбирать
инструменты
и приспособления
для
выполнения практической части работы;
умение
пользоваться
выбранным
инструментом,
приспособлением, оборудованием;
умение
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль
результатов практической работы;
знание правил техники безопасности;
умение соблюдать правила техники безопасности.
.
2.2. Формы и организация итоговой аттестации
Форма ИА предметных результатов по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)», «Математика», «Основы социальной жизни» представлена
устными и письменными заданиями в открытой форме с написанием своего ответа и закрытой
форме предложения материала с выбором одного ответа; по учебному предмету «Труд
(технология)» — тестовыми заданиями с выполнением практической работы по выбранному
профилю труда.
По учебным предметам «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)» содержание
ИА включает 7 вопросов и заданий.
5
По учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни» ИА включает 10
открытых и закрытых вопросов.
Итоговая аттестация по учебным предметам и по профильному труду проводится в
рамках учебного плана, в часы, отведенные на проведение годовых контрольных работ.
Организация ИА осуществляется в течение трех дней:
в первый день проводится ИА по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)»; на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
во второй день — по учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»;
на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
в третий день — по учебному предмету «Труд (технология)»; на выполнение теста
отводится 40 минут, на выполнение практического задания — 2 часа (120 минут); между
выполнением теста и практическим заданием допускается перерыв не менее 15–20 минут.
Вариант выполнения практической работы по выбранному профилю труда определяет учитель
с учетом возможностей каждого обучающегося.
Перерыв между проведением отдельных аттестационных испытаний должен быть не
менее 2 календарных дней.
2.3. Система оценки итоговой аттестации предметных
результатов
2.3.1.Оценка предметных результатов по учебным предметам «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)» фиксируется в Протоколе 1 (см. Приложение 1). Выполнение
каждого задания по одному из двух вариантов оценивается от 1 до 4 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
Задание 1: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 2: 1 балл — ответил на 1 вопрос / 2 балла — ответил на 2 вопроса / 3 балла
— ответил на 3 вопроса / 4 балла — ответил на все вопросы.
Задание 3: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3
ошибок / 3 балла — допустил не более 3 ошибок / 4 балла — выполнил задание без ошибок.
Задание 4: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 5: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
6
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 6: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 7: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с 2 ошибками / 3 балла
— выполнил с 1 ошибкой / 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий по учебным предметам
«Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)» (7 заданий) — 28.
2.3.2. Оценка предметных результатов по учебным предметам «Математика»,
«Основы социальной жизни» также фиксируется в Протоколе 1 (см. Приложение 1).
Выполнение каждого задания по одному из двух вариантов оценивается от 1 до 4 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
Задание 1: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с большим
количеством ошибок / 3 балла — выполнил с незначительным количеством ошибок
/ 4 балла — выполнил правильно и самостоятельно.
Задание 2: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Задание 3: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 2
ошибок / 3 балла — допустил 1 ошибку / 4 балла — выполнил задание без ошибок. Задание
4: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками /
3 балла — решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Задание 5: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 6: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу, но не сформулировал ответ / 4 балла — решил задачу правильно,
сформулировал ответ.
Задание 7: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3 ошибок / 3
балла — выполнил с 2–3 ошибками / 4 балла — выполнил правильно.
Задание 8: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — выполнил с грубыми ошибками,
меньшую часть задания / 3 балла — выполнил с незначительными ошибками, бóльшую часть
задания / 4 балла — выполнил все задание правильно.
Задание 9: 1 балл — не выполнил задание / 2 балла — допустил более 3 ошибок / 3
балла — допустил не более 3 ошибок / 4 балла — выполнил правильно.
7
Задание 10: 1 балл — не решил задачу / 2 балла — решил задачу с ошибками / 3 балла
— решил задачу в 1 действие / 4 балла — решил задачу правильно.
Максимальное
количество
баллов
за
выполнение
заданий
по
учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»
(10 заданий) — 40.
Результаты выполнения ИА в процессе комплексной работы фиксируются в
Протоколе 1 (см. Приложение 1).
Итоговую оценку ИА вычисляют по формуле:
I = S/M * 100 %
где I — итоговая оценка за выполненные тест и практическую часть, в процентах;
S — сумма набранных обучающимся баллов;
M — максимальное возможное количество баллов за выполнение заданий по всем 4
предметам, составляющее (40 + 28) = 68. Это число в формуле остается неизменным.
Пример расчета оценки за комплексное выполнение заданий по 4 предметам
Обучающийся выполнил по 4 предметам: 8 заданий на 3 балла, 9 заданий — на
4 балла.
В этом случае число S составляет (8*3 + 9*4) = 24+36 = 60 баллов.
Подставив данные в формулу, получаем итоговую оценку в процентах: I =
60/68 * 100 %
I = 88 %
Результаты ИА оцениваются в форме «зачет» или «незачет»:
«ЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) составляет от 25 % и
выше;
«НЕЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) составляет
менее 25 %.
2.3.3. Система оценки итоговой аттестации по
выбранному профилю труда
Оценка предметных результатов по выбранному профилю труда фиксируется в
Протоколе 2 и в Протоколе 3 (см. Приложение 1).
В Протоколе 2 фиксируются результаты выполнения теста по 5 заданиям.
Критерии оценки выполнения каждого задания теста:
1 балл — обучающийся ответил на 1 вопрос или выполнил задание неверно;
2 балла — ответил на 2 вопроса;
8
3 балла — ответил на 3 вопроса;
4 балла — ответил на все вопросы верно.
Максимальное
количество
баллов
за
выполнение
теста
по
выбранному профилю труда — 20.
В Протоколе 3 фиксируются результаты выполнения практической части работы.
Оцениваются следующие умения:
умение соблюдать технику безопасности при выполнении практической
работы;
умение
соблюдать
последовательность
изготовления
изделия
по
технологической карте;
умение выполнять изделие в соответствии с образцом;
умение оценивать качество готового изделия.
Критерии оценки выполнения практической части работы:
1 балл — обучающийся не выполнил практическую работу;
2 балла — выполнил практическую работу с помощью учителя;
3 балла — самостоятельно
выполнил
практическую
работу
после дополнительного пояснения (разъяснения) учителя;
4 балла — выполнил практическую работу самостоятельно.
Максимальное количество баллов за выполнение практической работы по
выбранному профилю труда — 16.
Итоговая оценка ИА определяется как среднее арифметическое число, полученное
по результатам выполнения теоретической и практической частей, вычисленным по
двум формулам.
Первая формула:
I(т) = S/M * 100%
где I(т) — итоговая оценка за выполнение теста;
S — сумма набранных баллов;
M — максимальное возможное количество баллов за выполнение теста = 20
(это число в формуле остается неизменным).
Пример вычисления оценки за тест
Обучающийся выполнил тест из 5 заданий на 13 баллов. В
этом случае число S составляет 13 баллов.
Подставляем данные в формулу и получаем итоговую оценку в процентах:
9
I(т) = 13/20 * 100 %
I(т) = 65 %
Вторая формула:
I(п) = S/M * 100 %
где I(п) — итоговая оценка за выполнение практической части;
S — сумма набранных баллов;
M
—
максимальное
возможное
количество
баллов
за
выполнение практического задания = 16 (это число в формуле остается
неизменным).
Пример вычисления оценки за практическую часть работы
Обучающийся выполнил практическую работу на 4 балла. В
этом случае число S составляет 4 балла.
Подставляем данные в формулу и получаем итоговую оценку в процентах:
I(п)= 4/16 * 100 %
I(п)= 25 %
Общая итоговая оценка вычисляется как среднее арифметическое число
значений I(т) и I(п):
I = (I(т)+ I(п))/2 = (65 % + 25 %)/2 = 90/2 = 45 %
В Протоколе 4 фиксируются сводные результаты выполнения теоретической и
практической части работы (см. Приложение 1).
Результаты ИА оцениваются в форме «зачет» или «незачет»:
«ЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) за тест и практическую
часть работы составляет от 25 % и выше;
«НЕЗАЧЕТ» обучающийся получает, если его итоговая оценка (I) за тест и
практическую часть работы составляет менее 25 %.
Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются и по шкале
пересчета переводятся в отметку (Шкалы пересчета см. далее).
Результаты комплексной оценки предметных результатов вносятся предметной
аттестационной комиссией на следующий день после проведения аттестации в протокол,
который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.
Шкала пересчета суммы баллов за выполнение итоговой
работы по предметным результатам в отметку
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
10
Сумма баллов
0–17
18–35
36–53
54–68
Шкала пересчета суммы баллов за выполнение итоговой
работы по выбранному профилю труда в
отметку
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Сумма баллов
0–8
9–18
19–27
28–36
Результаты ИА являются итоговой оценкой по учебному предмету, которая
фиксируется в свидетельстве об обучении выпускника.
В случае нарушения сроков прохождения итоговой аттестации (например, из- за
болезни и пр.) обучающийся допускается к прохождению аттестации, сроки которой
утверждаются приказом директора образовательной организации.
В случае несогласия с оценкой, выставленной аттестационной комиссией, выпускники,
их родители (законные представители) имеют право в трехдневный срок обратиться в
апелляционную комиссию образовательной организации. Апелляционная комиссия
обеспечивает объективность оценивания результатов ИА выпускников и разрешение
спорных вопросов, возникающих при ее проведении. Решение комиссии оформляется
протоколом и является окончательным.
3.Организация и проведение итоговой аттестации обучающихся
с нарушением интеллекта (вариант 2) по СИПР
Итоговая аттестация для обучающихся, получающих образование по варианту
2 АООП (СИПР), осуществляется по завершении реализации АООП в форме итоговой оценки
качества освоения обучающимися АООП (СИПР).
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП варианта 2 (СИПР)
являются достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие
жизненной компетенции обучающихся.
Система
оценки
результатов
включает
целостную
характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимосвязь следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
11
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения важно учитывать, что у обучающихся могут
быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов, но это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и
проявления:
особенности
психического,
неврологического
и соматического
состояния каждого обучающегося;
выявление
результативности
обучения
происходит
вариативно
с
учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ;
в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;
при
оценке
результативности
достижений
необходимо
учитывать
самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных
степень
результатов
обучения разных групп детей могут проявляться в оценочных показателях, а также в
качественных критериях по итогам практических действий. Например: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект»,
«не всегда узнает объект», «не узнает объект»;
для
выявление представлений, умений и навыков обучающихся должно создавать основу
корректировки
СИПР,
конкретизации
содержания
дальнейшей
коррекционно-
развивающей работы;
в случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в
естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. (см.Протокол 5)
12
Итоги освоения содержания СИПР и анализ результатов обучения позволяют составить
развернутую характеристику учебной деятельности обучающегося, оценить динамику
развития его жизненных компетенций (см. Приложение 2).
Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций
обучающегося
рекомендуется
междисциплинарной
основе).
применять
ЭГ
включает
метод
экспертной
представителей
группы
всех
(ЭГ)
(на
заинтересованных
участников образовательного процесса, тесно контактирующих с обучающимся, включая
членов его семьи. Действия членов ЭГ по оценке достижений обучающегося в сфере
жизненных компетенций должны быть согласованы. Основой служит анализ результатов
обучения обучающегося, динамики личностного развития. Результаты анализа должны быть
представлены в форме удобной и понятной всем членам группы оценки, характеризующей
актуальный уровень жизненных компетенций.
13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол 1.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Математика, Основы социальной жизни
Общи
й
балл
Значени
е I (%)
Задание 10 (Математика)
Задание 9 (ОСЖ)
Задание 8 (Математика)
Задание 7 (ОСЖ)
Задание 6 (Математика)
Задание 5 (ОСЖ)
Транспорт Бюдже Питание Жилище
т
Задание 4 (Математика)
Задание 7
Задание 6
Задание 5
Задание 4
Задание 3
Задание 2
Задание 1
ФИО
обучающегося
Задание 2 (Математика)
Труд
№
задания,
оценка в
баллах
Задание 1 (ОСЖ)
№
п/
п
Задание 3 (ОСЖ)
Русский язык,
Чтение
(Литературное
чтение)
1.
2.
3.
4.
14
5.
6.
15
ФИО
обучающегося
Итого по заданию 5
Вопрос 5.4
Вопрос 5.3
Вопрос 5.2
Вопрос 5.1
Итого по заданию 4
Вопрос 4.4
Вопрос 4.3
Вопрос 4.2
Вопрос 4.1
Итого по заданию 3
Вопрос 3.4
Вопрос 3.3
Вопрос 3.2
Вопрос 3.1
Итого по заданию 2
Вопрос 2.4
Вопрос 2.3
Вопрос 2.2
Вопрос 2.1
Итого по заданию 1
Вопрос 1.4
Вопрос 1.3
№
п/п
Вопрос 1.2
Вопрос 1.1
Протокол 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
ТЕСТ (баллы)
Общий
балл
Значение
I (т)
(%)
1.
2.
3.
4.
5.
6...
16
ПРОТОКОЛ 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
Трудовой профиль
Ф. И. обучающегося
Критерии оценивания
Количественная оценка качества выполнения
Выполнил
Выполнил
Выполнил
Не
Значени
практическу практическую практическую
выполнил
е I (п)
ю работу работу после работу только с
практическу
%
самостоятел дополнитель- помощью
ю
ь- но
ного
учителя
работу
пояснения
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Соблюдение техники безопасности при
выполнении практической работы
Соблюдение последовательности
изготовления изделия
Соблюдение параметров выполнения
изделия в соответствии с образцом
Оценка качества готового изделия
Общее количество баллов
17
Протокол 4
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
№
ФИО
обучающегося
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Общий
балл
Значение I
(%)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10..
18
«
»
20
г.
ПРОТОКОЛ 5
Достижения результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции обучающихся с
умеренной, тяжёлой или глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант2) 9 класса.
Комиссия в составе председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.)
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения, провела
оценку освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции и вынесла следующие рекомендации:
Итоговая
оценка
Не узнает объект
Не всегда узнает
объект
Узнает объект
Действие не
выполняет
Выполняет действие
со значительной
физической помощью
Выполняет действие
по образцу
Выполняет действие
с частичной
физической помощью
Выполняет действие
по инструкции
(вербальное или
невербальное)
№ п\п Выполняемые практические действия
Выполняет действие
самостоятельно
(Фамилия, имя, отчество выпускника)
1
2
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ЗАВЕРШАЮЩИХ
ОБУЧЕНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Структура
психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушением
интеллекта, завершившего
обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе
(вариант 1)
Фамилия, имя обучающегося
Возраст
Класс
Вариант АООП
Семья (полная, неполная) (есть/нет)
1.
Физическое развитие:
а) общая моторика (соответствует возрасту, недостаточно развита, негрубо
нарушена, грубо нарушена);
б) мелкая моторика (сформирована, частично сформирована).
2.
Эмоционально-коммуникативная сфера (контактен, замкнут, инертен, обидчив,
злопамятен).
3.
Поведение:
а) с близкими взрослыми (подчиняется требованиям, подчиняется в некоторых
случаях, не подчиняется);
б) с педагогами школы (доброжелателен, уважителен, заинтересован, навязчив,
безразличен, груб, привлекает к себе внимание; соблюдает режимные и дисциплинарные
требования, не соблюдает);
20
в) с одноклассниками (со всеми дружелюбен, дружит избирательно, не имеет
друзей; предпочитает быть лидером, предпочитает подчиняться более сильному
сверстнику; предпочитает совместные игры, любит играть один; пользуется уважением
сверстников, не пользуется; проявляет интерес к коллективной внеклассной, трудовой,
кружковой работе, спорту и играм, не проявляет);
г) в учебной деятельности (на уроках ведет себя заинтересованно, активно,
пассивно, отказывается от деятельности; переключается от одной деятельности на
другую, не переключается; качественно выполняет задания, некачественно выполняет
задания, не выполняет задания; выполняет задания до конца, не выполняет задания до
конца);
д) навыки культурного поведения (сформированы, сформированы частично, не
сформированы; вежлив, груб; чуток, безразличен; отзывчив, себялюбив; опрятен,
неряшлив).
4.
Темп обучения (медленный, средний, высокий)
5.
Восприятие:
а) зрительное (достаточное, недостаточное, фрагментарное); б)
слуховое (достаточное, недостаточное, фрагментарное); в) тактильное
(достаточное, недостаточное, фрагментарное);
6.
Память (механическая, зрительная, слуховая, двигательная):
а)
характер
запоминания
информации
(произвольный,
непроизвольный, продуктивный, непродуктивный);
б) характер воспроизведения (точное, неточное, с ошибками, с привнесениями,
искажённое и др.);
7.
Внимание
(активное,
устойчивое,
произвольное,
поверхностное, неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное).
Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания являются
(наглядный материал, изменение громкости, высоты голоса).
21
Мышление (невербальное, наглядно-действенное, с элементами наглядно-
8.
образного,
наглядно-образное,
с
элементами
словесно-логического,
словесно-
логическое):
а) операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации,
установления
причинно-следственных
связей
(не
сформированы,
в
стадии
формирования, сформированы ниже возрастной нормы);
б) при усвоении понятий (умеет, не умеет) выделять существенные признаки и
давать определение, знает (называет) обобщающие слова и признаки предметов.
9.
Речевое развитие:
а) импрессивная речь (понимает обращенную речь, не понимает; выполняет
простые инструкции, не выполняет);
б) экспрессивная речь:
словарный запас (соответствует возрасту, ограничен, резко
ограничен);
грамматический строй речи (соответствует возрасту, нарушен, не
нарушен);
темп, ритм речи (нарушен, не нарушен, убыстрен, замедлен, с запинками);
выразительность речи (развита, не развита; интонационную окраску
употребляет, не употребляет);
монологическая речь (сформирована, не сформирована);
диалогическая речь (развита, не развита; умеет отвечать на вопросы,
задавать их, соблюдать последовательность высказываний, удерживать содержание
разговора);
в) средства альтернативной коммуникации (использует в общении и социальной
коммуникации, не использует).
10.
Предметные результаты.
22
а) Русский язык:
письмо (списывает с печатного и/или рукописного текста; по буквам, по
слогам, целыми словами; под диктовку пишет, не пишет; допускает большое количество
ошибок, допускает минимальное количество ошибок, без ошибок);
грамматические задания (выполняет, не выполняет, с помощью учителя,
самостоятельно с ошибками, самостоятельно правильно);
почерк (разборчивый, неразборчивый). б)
Чтение (Литературное чтение):
читает (побуквенно, медленно по слогам, бегло по слогам, целыми
словами);
понимает смысл прочитанного (полностью, частично, понимает с трудом,
не понимает);
отвечает на вопросы по прочитанному (с ошибками, односложно,
самостоятельно, не отвечает);
пересказывает содержание прочитанного (с опорой на картинку, по
вопросам, самостоятельно с ошибками, самостоятельно и правильно);
заучивает наизусть (короткие стихотворения, длинные стихотворения,
прозу, не может заучивать).
в) Математика:
счетно-вычислительные навыки (сформированы достаточно,
недостаточно, не сформированы);
прямой
(и
обратный)
счет
в пределах
(механически,
осознанно);
пределах
решает примеры (на сложение в пределах
, на умножение в пределах
, на вычитание в
, на деление в пределах
);
пользуется таблицей умножения (знает, не знает);
23
решает
задачи
(понимает
смысл,
нуждается
в
дополнительном
разъяснении, не понимает; решает самостоятельно, нуждается в помощи учителя);
геометрический материал (геометрические формы, фигуры узнает,
называет, путает, не знает);
временные представления (сформированы, сформированы частично, не
сформированы);
восприятие величины (формы) (сформировано, сформировано частично,
не сформировано);
ориентация в пространстве: право-лево (знает, путает, не понимает), верх-
низ (знает, путает, не понимает), близко-далеко (знает, путает, не понимает);
ориентация на листе бумаги (сформирована, не сформирована);
последовательность событий (понимает, путает, не удерживает).
г) Основы социальной жизни:
представления
о
себе,
о
ближайшем
окружении
(сформированы, частично сформированы, не сформированы);
представления об окружающем мире (сформированы, частично
сформированы, не сформированы);
представления о природном мире (сформированы, частично
сформированы, не сформированы);
представления о социальном мире (сформированы, частично
сформированы, не сформированы).
д) Трудовой профиль:
Швейное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
Столярное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
Слесарное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
Строительное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
24
Переплетно-картонажное дело (освоен, недостаточно освоен, не
освоен);
Сельскохозяйственный труд (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
Подготовка
младшего
обслуживающего
персонала
(освоен,
недостаточно освоен, не освоен);
Цветоводство
и
декоративное
садоводство
(освоен,
недостаточно освоен, не освоен).
11.
Другое
12.
Самостоятельность:
в
самообслуживании
одевания/раздевания,
приеме
(проявляет
пищи,
самостоятельность
пользовании
туалетом,
в
процессах
осуществлении
гигиенических процедур; не проявляет);
в бытовой деятельности (проявляет самостоятельность в совершении
покупок, приготовлении пищи, уборке, уходе за вещами; не проявляет);
в учебной деятельности (самостоятельно выполняет задания, просит
помощи взрослого, принимает помощь, отказывается от помощи; не выполняет);
в доступной трудовой деятельности (проявляет интерес к определенным
видам труда, не проявляет; самостоятельно выполняет трудовые операции, действия в
рамках изучаемого профиля, не выполняет; стремится к достижению качественного
результаты труда, не стремится; просит помощи взрослого, принимает помощь,
отказывается от помощи).
13.
Особенности характера:
черты
(отличается
добротой,
искренностью,
трудолюбием,
сдержанностью, скромностью, честностью, самокритичностью, уверенностью в себе;
эгоизмом, замкнутостью, скрытностью, негативизмом,
ленью,
завышенными
притязаниями,
лживостью,
25
капризностью, вспыльчивостью, агрессивностью, мстительностью, драчливостью; при
возникновении трудностей прикладывает усилия для
их преодоления, становится
агрессивен, плаксив);
настроение (устойчиво положительное, пониженное, неустойчивое);
воля
(легкая
внушаемость,
ведомость,
податливость,
своеволие,
импульсивность, рассеянность, уход от трудностей);
склонности
(склонен
к
аффективным
реакциям,
длительным,
быстропроходящим переживаниям, не склонен; имеет вредные привычки, не имеет);
14.
самооценка (занижена, адекватна, завышена).
Положительные компетенции:
коммуникабелен, дружелюбен;
опрятен;
соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая
трудовую);
удерживает
инструкцию
со
вспомогательными
средствами
(карточками, схемами и пр.);
владеет элементарными навыками пользования компьютером
(телефоном, принтером или др.
);
требует частичного контроля собственной деятельности;
работоспособность
высокая
(средняя,
низкая,
быстро
истощаем).
15.
Особые характеристики (предпочтения):
театрализация;
спорт (виды спортивных занятий
рисование;
работа с глиной (гончарное дело);
);
26
работа с нитками (макраме, вязание крючком, вышивание и
волонтерство;
другое
др.);
На
учете
в правоохранительных
.
органах,
социальных
службах,
органах системы профилактики не состоит (состоит).
Дата
Подпись
27
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендации к составлению психологопедагогической характеристики
обучающегося с нарушением интеллекта, завершившего образование по АООП,
вариант 2 (СИПР)
Характеристика
представляет
собой
качественное
описание
уровня
сформированности жизненной компетенции обучающегося по четырем направлениям,
наиболее значимым для его дальнейшей жизни.
Структура характеристика следующая:
1.
Взаимодействие с окружающими людьми
Характер общения.
Вариативность средств коммуникации. Используемые
средства АДК (перечислить). Поведение.
2.
Психофизическое развитие
Состояние зрения. Состояние
слуха.
Используемые
ТСР
(перечислить,
например,
очки,
слуховые
аппараты, кохлеарные импланты).
Представления о явлениях общественной жизни и о социальном окружении.
Представления о количестве и счетных операциях.
28
3.
Возможности ориентировки и мобильности
Передвижение.
Ориентировка в пространстве. Положение сидя.
Ориентировка на плоскости.
Характер и степень принятия помощи.
Необходимость в сопровождении, постоянного участия ассистента.
4.
Трудовые навыки Мотивация к
деятельности. Целенаправленность
деятельности. Работоспособность.
Критичность (оценка собственных достижений).
Самостоятельность деятельности.
Доступные предметные манипуляции. Сформированность
предметной деятельности. Самообслуживание.
Сформированность продуктивной деятельности.
Доступные
трудовые
операции
(перечислить
в
соответствии
с
содержанием уроков труда).
Дополнительно: указать наиболее интересные для обучающегося виды
деятельности.
29
Члены экспертной группы (междисциплинарной команды специалистов) в
процессе наблюдения за обучающимся в процессе освоения СИПР последнего года
обучения и при проведении итоговой диагностики совместно разрабатывают содержание
характеристики.
Ниже представлена рекомендуемая структура итоговой характеристики и для
каждого показателя представлены варианты его качественной оценки.
Примерный образец вариантов качественной оценки освоения СИПР и
сформированности жизненных компетенций обучающегося с нарушением
интеллекта, завершившего обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе, вариант 2 (СИПР)
ФИО выпускника
Год рождения
Инвалидность ДА/НЕТ
Класс
Семья (полная, неполная) (есть/нет)
Варианты качественной оценки показателей
1.
Взаимодействие с окружающими людьми
Характер общения:
Самостоятельно проявляет инициативу, активно общается с другими людьми.
Инициирует
общение,
поддерживает
общение
при
наличии
эмоционального включения и интересной для него тематики.
Участвует в общении, может инициировать общение при поддержке другого
человека.
30
В общении избирателен, общается только со знакомыми людьми.
Участвует в общении формально, по инициативе другого человека, старается
уйти от общения.
Не проявляет стремления к любому виду контакта.
Вариативность средств коммуникации:
Использует
для
общения
устную
или
письменную
речь
(при
нарушениях слуха — жестовую или дактильную).
Самостоятельно использует ограниченный набор устных или письменных
слов/фраз (при нарушениях слуха — жестов и/или дактильную речь).
Использует ограниченный набор слов/фраз (устных, письменных, дактильных) с
опорой на предметы, изображения, естественные жесты.
Может использовать отдельные слова, в том числе усеченные или лепетные.
Может выразить просьбу, понимает простые инструкции. Использует средства
альтернативной и/или дополнительной коммуникации для общения.
Использует для общения элементарные паралингвистические средства, такие как
вокализации, необщепринятые формы коммуникации, преднамеренное поведение
(взгляд, улыбка, плач, отворачивание головы, приближение, отталкивание, прикасание к
партнеру, касание предмета, касание партнера, протягивание предмета), естественные
жесты и др.
Средства коммуникации не сформированы.
Используемые средства АДК (перечислить):
Поведение:
Поведение адекватное, соответствует социальным нормам.
Наблюдаются эпизодические нарушения поведения на фоне переутомления или
стресса, но они корректируются замечаниями другого человека.
31
Эпизодические проявления деструктивного поведения в бытовых и/или
учебных ситуациях.
Проявление негативного поведения при попытках включения
в
деятельность и/или общение.
Систематические проявления негативного поведения по отношению к
окружающим.
Постоянная
демонстрация
негативного
поведения.
Проявления
аутоагрессии.
2.
Особенности психофизического развития
Состояние зрения:
Сохранное.
Функциональные нарушения зрения.
Слабовидение.
Ограничение (изменение) полей зрения.
Слепота с остаточным зрением.
Тотальная слепота.
Состояние слуха:
Слух в пределах нормы.
Тугоухость I–II степени.
Тугоухость III–IV степени.
Глухота.
Используемые ТСР: перечислить, например, очки, слуховые аппараты, кохлеарные
импланты.
Представления
об
явлениях
общественной
жизни
и
о
социальном
окружении:
Представления сформированы: знает и называет знакомые общественные
объекты, знает, кто работает в этих учреждениях, называет профессии людей.
32
Представления сформированы частично: определяет учреждения социального
назначения, называет их доступным коммуникативным способом. Для обозначения
профессий людей необходима помощь другого человека.
Представления ограничены. Может показать по инструкции педагога знакомые
общественные объекты, не знает, кто в них работает и характер деятельности людей
(профессии).
Фрагментарные представления об явлениях общественной жизни и о социальном
окружении. Обозначить деятельность людей в общественных учреждениях не может.
Представления об явлениях общественной жизни и социальном окружении
фрагментарные, не узнает общественные объекты. Показ осуществляется совместно со
взрослым.
Не сформированы представления об объектах и явлениях общественной жизни.
Представления о количестве/ счетные операции:
Сформированы с закрытым и открытым результатом: выполняет счетные
операции в пределах 3–5 доступным способом, обобщает словом количество; соотносит
количество и число с цифрой.
Сформированы с открытым результатом в пределах 3–5. Может обозначить
количество предметов доступным способом в ответ на вопрос
«Сколько?».
Сформированы количественные представления в пределах 2–3, с открытым
результатом; самостоятельно количество не называет.
Сформированы количественные представления в пределах один – много,
доступен механический пересчет по подражанию действий педагога до 5.
Представления не сформированы.
33
3.
Возможности ориентировки и мобильности
Передвижение:
Двигательные возможности без ограничений.
Ходит самостоятельно, с ограничением скорости, балансировки и координации
общих движений (бег, прыжки и пр.).
Ходит самостоятельно, но нуждается в дополнительных приспособлениях или
помощи другого человека при перемещении на большие расстояния.
Ходит, используя ручные ортопедические приспособления для передвижения по
ровной поверхности, преимущественно в помещениях.
Передвигается по помещению перекатыванием или ползанием. Передвигается с
ортопедическими приспособлениями или с физической помощью другого человека.
Находится
в
вынужденном
положении
в
кровати,
самостоятельно
не
переворачивается, двигательно мало активен. Зависим от посторонней помощи.
Ориентировка в пространстве:
Находит все знакомые помещения в школе, свое место в них, объясняет их
местоположение. Ориентируется в процессе передвижения.
Находит 3 знакомых помещения в школе, свое место в них, объясняет их
местоположение. Определяет, называет доступным коммуникативным способом и
показывает направление движения, выполняет задание, но может допустить 1–2 ошибки.
Находит только 1–2 знакомых помещения в школе, свое место в них, допускает
ошибки в объяснении их местоположения. Определяет только 1–2 знакомых
направления передвижения, необходимых для выполнения задания, и выполняет его.
34
С помощью педагога находит знакомые помещения в школе и свое место в них,
допускает ошибки в объяснении их местоположения. С помощью педагога
ориентируется в процессе передвижения.
Не ориентируется в знакомом замкнутом пространстве, но делает попытки
совместных действий. Не ориентируется в процессе передвижения, но делает попытки
совместных действий.
Отказывается от совместной деятельности со взрослым.
Положение сидя:
Сидит устойчиво продолжительное время.
Нуждается в ТСР для длительного удержания правильной позы.
Способен поддерживать правильное положение сидя ограниченное время.
В положении сидя неустойчив. На время занятий, приёма пищи требуется
дополнительная фиксация ремнями. Для подъема из положения сидя на стуле или на
полу требуются физическая помощь или опорная поверхность.
Кратковременно удерживает положение сидя. Нуждается в адаптации сидения с
фиксацией таза и туловища.
Не сидит самостоятельно. Необходимы вспомогательные приспособления.
Ориентировка на плоскости:
Ориентируется в микропространстве.
Показывает и называет доступным коммуникативным способом части листа и
стола. Располагает предметы на заданных частях листа, стола.
Находит предметы в заданной части стола, но допускает 1–2 ошибки.
Показывает и называет только некоторые части листа и стола, располагает
предметы только на знакомых частях листа, стола, находит 2– 3 предмета в заданной
части стола.
35
Для ориентировки на столе необходима помощь другого человека.
Не ориентируется в микропространстве.
Характер и степень принятия помощи:
Понимает объем и характер необходимой помощи и обращается за помощью
доступным коммуникативным способом.
Не всегда адекватно оценивает свои возможности и обращается за
необходимой помощью.
За помощью не обращается, но принимает и использует ее.
Не способен продуктивно использовать помощь другого человека.
4.
Трудовые навыки
Мотивация к деятельности:
Заинтересован в различных видах деятельности.
Заинтересован в видах деятельности, свойственных более младшему возрасту.
Заинтересован
в определенном
виде
деятельности,
не
проявляя
интереса к другим видам деятельности (указать, каким).
Нуждается в стимуляции для включения в деятельность.
Эпизодически
кратковременно
проявляет
заинтересованность
к
некоторым действиям.
Мотивация к деятельности отсутствует.
Целенаправленность деятельности:
Целенаправленно действует в соответствии с заданием.
Действует
преимущественно
целенаправленно,
но
нуждается
в
вербальной поддержке.
Может действовать целенаправленно в зависимости от характера и сложности
деятельности.
Демонстрирует редкие проявления целенаправленной деятельности.
Деятельность нецеленаправленная, хаотичная.
К любому виду деятельности безразличен.
129
Работоспособность:
Работоспособен в течение всего урока.
В течение урока требуется смена видов учебной деятельности для профилактики
переутомления.
Требуются дозирование учебной нагрузки, частая смена видов учебной
деятельности, физкультминутки.
Практически
постоянно
демонстрирует
физическую
и/или
психическую
истощаемость, дефицит внимания, затрудняющие учебную деятельность.
Критичность (оценка собственных достижений):
Адекватно оценивает результаты своей деятельности, осуществляет пошаговый и
итоговый контроль результатов, корректирует выполнение задания.
Не всегда адекватно оценивает результаты своей деятельности, способен
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов при напоминании.
Может с помощью педагога увидеть ошибку и исправить ее, оценить трудность
выполнения задания (легко или трудно).
К результатам своей деятельности не критичен (не замечает ошибок и не
исправляет их).
Самостоятельность деятельности:
Знакомую деятельность осуществляет самостоятельно.
Отдельные знакомые операции выполняет самостоятельно.
При осуществлении знакомой деятельности требуется вербальная поддержка.
При осуществлении знакомой деятельности необходима помощь другого
человека.
130
Для выполнения отдельных знакомых операций необходима помощь другого
человека.
Проявления
самостоятельности
при
выполнении
привычной
деятельности минимальны.
Доступные предметные манипуляции:
Без ограничений.
Предметные манипуляции разнообразны, манипуляции с мелкими предметами
доступны в полном объеме.
Доступны разнообразные предметные манипуляции.
Предметные манипуляции доступны, затруднены манипуляции с мелкими
предметами.
Предметные действия резко ограничены. использует руку лишь для удержания
предмета при несложных манипуляциях.
Предметные манипуляции не доступны.
Сформированность предметной деятельности:
Действует с предметами в соответствии с их функциональным
назначением.
Адекватно
действует
с
ограниченным
количеством
бытовых
предметов.
Выполняет действия с предметами по подражанию взрослому.
Осуществляет
стереотипные
и/или
хаотичные
действия
с
неадекватные
действия
с
предметами.
Отсутствует;
или
осуществляет
предметами.
Самообслуживание:
Навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.
В процессе самообслуживания нуждается в незначительной помощи со стороны
взрослого.
131
Способен выполнять действия самостоятельно при организующей помощи
взрослого, при необходимости используя вспомогательные приспособления.
Может осуществлять деятельность с помощью взрослого и с использованием
вспомогательных приспособлений.
Проявляет активность и пытается сотрудничать при осуществлении деятельности
другим человеком.
Навыками самообслуживания не владеет. Нуждается в постоянном уходе.
Сформированность продуктивной деятельности:
Сформирована по возрасту.
Сформирована не по возрасту. Действует только по инструкции педагога
(словесной, жестовой и др.).
Осуществляет
деятельность
по
образцу
или
с
незначительной
помощью взрослого.
Осуществляет деятельность совместно со взрослым, со значительной помощью.
Осуществляет
отдельные
действия
в
совместной
с
педагогом
деятельности.
Не сформирована.
Доступные трудовые операции:
Положительные личностные качества:
коммуникабелен, дружелюбен;
опрятен;
132
соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая
трудовую);
удерживает инструкцию со вспомогательными средствами (карточками, схемами
и пр.);
владеет элементарными навыками пользования бытовыми приборами (
),
требует постоянного (частичного) контроля собственной деятельности
в
быту
и
в
других
ситуациях (
),
работоспособность (удовлетворительная, низкая, быстро истощаем). Особые
характеристики (предпочтения):
театрализация;
спорт;
рисование;
конструирование;
работа с глиной;
другое (
На
учете
).
в правоохранительных
органах,
социальных
службах,
органах системы профилактики не состоит (состоит) и пр.
Дата
Подпись
133