РП по курсу внеурочной деятельности "Практическая математика" 8 класс 2025-2026 г

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, на основе федеральной рабочей программы воспитания и с
учётом концепции преподавания учебного предмета
«Математика» в образовательных организациях Российской Федерации, а
также:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г.
№ 287) (далее – ФГОС ООО);
– Федеральной образовательной программы основного общего
образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370)
(далее – ФОП ООО);
– Федеральной рабочей программы основного общего образования
учебного предмета «Химия» (базовый и углублённый уровни) (далее – ФРП
ООО);
– приказа Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;






интеллектуальное развитие, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
2

общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
Обучение направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
 развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
 формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных
стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
 воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
 формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
 развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей.
в метапредметном направлении:
 формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и
современного общества;
 развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
 формирование

общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
в предметном направлении:
 овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных
учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
 создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения,
постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных
заключений.
Прикладная
направленность
курса
обеспечивается
систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности
применения математики к изучению действительности и решению практических
задач.
В структуре программы учебного курса «Практическая математика» 8 класса для
основного общего образования основное место занимают содержательно3

методические

линии:

«Числа

и

вычисления»,

«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». В ходе
изучения учебного курса обучающимся приходится логически рассуждать,
использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим в программу
учебного курса «Практическая математика» включены некоторые основы логики,
представленные во всех основных разделах математического образования и
способствующие
овладению
обучающимися
основ
универсального
математического языка. Содержательной и структурной особенностью учебного
курса «Практическая математика» является его интегрированный характер.
Особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности
обучающихся, которая формирует умения критически мыслить, работать в
команде, решать практико-ориентированные задачи, правильно принимать
необходимые эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности в обществе.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего
изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического
мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также
приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.
Развитие понятия о числе на уровне основного общего образования связано с
рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о
действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к
среднему общему образованию.
Содержание двух алгебраических линий – «Алгебраические выражения» и
«Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся
математического аппарата, необходимого для решения задач математики,
смежных предметов и практико- ориентированных задач. На уровне основного
общего образования учебный материал группируется вокруг рациональных
выражений.
«Прикладная математика» демонстрирует значение математики как языка для
построения математических моделей, описания процессов и явлений реального
мира. В задачи обучения входят также дальнейшее развитие алгоритмического
мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и
овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных
форм способствует развитию воображения, способностей к математическому
творчеству.
Содержание функционально-графической линии нацелено на получение
обучающимися знаний о функциях как важнейшей математической модели для
описания и исследования разнообразных процессов и явлений в природе и
обществе. Изучение материала способствует развитию у обучающихся умения
использовать различные выразительные средства языка математики – словесные,
символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о
роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Программа учебного курса «Практическая математика составлена с учетом
концепции математического образования. Воспитательный потенциал учебного
курса «Практическая математика» реализуется через:
4

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально- значимой
информацией;
демонстрацию обучающим примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения;
воспитание уважительного отношения к чужому высказыванию и
мнению, уважение права любого человека на собственное аргументиров анное
мнение;
установление доброжелательной атмосферы на уроке в целях повышения и
поддержания мотивации детей к получению знаний;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
-

приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей.
-

На изучение учебного курса «Практическая математика» отводится 34 часа (1 час в
неделю).

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Алгебраические выражения.
Решение задач на нахождение количества вещества по его процентному содержанию;
режим дня; расчет затрат на жилищно- коммунальные услуги, применяя составление
алгебраических выражений. Статистика.
Уравнения с одним неизвестным.
Решение старинных задач; геометрических задач; экономических задач с помощью
уравнений
Одночлены и многочлены.
Стандартный вид числа в физике и химии. Площади фигур.
Алгебраические дроби.
Решение задач на «растворы и смеси»; задач на движение. Алгебраические дроби в
физических формулах.
Функция. Линейная функция.
Чтение таблиц, диаграмм, графиков практической направленности. Физические
процессы, моделируемы линейной функцией.
Системы уравнений с двумя неизвестными.
Решение старинных задач, задач на процентное содержание, на сплавы с помощью
систем уравнений с двумя неизвестными.
Комбинаторика.
Решение практических задач на комбинации и расположение; разрезание и
раскрашивание. Исторические комбинаторные задачи.
Повторение.
Решение задач прикладного характера.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Практическая
математика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы,
опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности моральноэтических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому
восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья,
ведения
здорового
образа
жизни
(здоровое
питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность),
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
7

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).





Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный

8
























эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия
с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
9

выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:





владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных
ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку,
давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Алгебраические выражения
Использовать алгебраическую терминологию и символику, применять её в процессе
освоения учебного материала.
Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных.
Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных
слагаемых, раскрытием скобок.
Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять
формулы квадрата суммы и квадрата разности. Осуществлять разложение многочленов
на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя, группировки
слагаемых, применения формул сокращённого умножения.
Применять преобразования многочленов для решения различных задач из
математики, смежных предметов, из реальной практики. Использовать свойства
степеней с натуральными показателями для преобразования выражений.
Уравнения и неравенства
Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя правила перехода от
исходного уравнения к равносильному ему. Проверять, является ли число корнем
уравнения.
Применять графические методы при решении линейных уравнений и их систем.
Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя
переменными.
Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя
переменными, пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения. Решать
системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически.
Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по
условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи
полученный результат.
10

Функции
Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам,
лучи, отрезки, интервалы, записывать числовые промежутки на алгебраическом языке.
Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам, строить графики
линейных функций. Строить график функции y =|х|.
Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём
работы.
Находить значение функции по значению её аргумента.
Понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Количе
п/п программы
ство
часов
1. Алгебраические выражения
5
2.

Уравнения с одним
неизвестным

5

3.

Одночлены и многочлены

4

4.

Алгебраические дроби

5

5.

Функция. Линейная функция

3

6.

Системы уравнений с двумя
неизвестными

4

7.

Комбинаторика

6

8.

Повторение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264
https://myschool.edu.ru/?ysclid=lln
epu85ht1500
14264

34

12

№п/
п
1.

Календарно-поурочное планирование
Тема урока
Дата ЭОР
К-во
часов
1
https://myschool.edu.ru/?ysclid
Алгебраические выражения

2

Алгебраические выражения

1

3

Алгебраические выражения

1

4

Алгебраические выражения

1

5

Алгебраические выражения

1

6

Уравнение с одним неизвестным

7

Уравнение с одним неизвестным

1
1

8

Уравнение с одним неизвестным

1

9

Уравнение с одним неизвестным

1

Уравнение с одним неизвестным

1

10.
11.

Одночлены и многочлены

1

12.

Одночлены и многочлены

1

13.

Одночлены и многочлены

1

14.

Одночлены и многочлены

1

15.

Одночлены и многочлены

16

Алгебраические дроби

1

17

Алгебраические дроби

1

18

Алгебраические дроби

1

19

Алгебраические дроби

1

20.

Функция. Линейная функция

1

21.

Функция. Линейная функция

1

22.

Функция. Линейная функция

1

=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264https://m
yschool.edu.ru/?ysclid=llnepu8
5ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
13

26.

Уравнение с двумя
неизвестными
Уравнение с двумя
неизвестными
Уравнение с двумя
неизвестными
Комбинаторика

27.

Комбинаторика

1

28.

Комбинаторика

1

29.

Комбинаторика

1

30.

Комбинаторика

1

31.

Комбинаторика

1

32.

Комбинаторика

1

33.

Повторение

1

34.

Повторение

1

23.
24.
25.

Общее количество часов по
учебному плану

https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264

1
1
1
1

https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264
https://myschool.edu.ru/?ysclid
=llnepu85ht150014264

34

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч/
Мордкович А.Г. М.: Мнемозина 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к предметной линии учебников по алгебре Ю. Н. Макарычева,
Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и др Москва Просвещение 2023
Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. -М: Просвещение, 2020.-80
Сергеева Т.Ф. Математическая грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8
классы. -М: Просвещение, 2020.-112
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Фотина И.В. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады,
конкурсы. ФГОС. М: Учитель,2019.-199
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://schoolcollection.edu.ru/
2. Общероссийский математический портал: http://www.mathnet.ru/
3. Сайт Федерального института педагогических измерений, на котором
размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ и опубликованы открытые банки
заданий ГИА: http://www.fipi.ru/
4. онлайн-сервис по созданию диаграмм и графиков
самостоятельно или на основе готовых шаблонов:
https://www.canva.com/ru_ru/grafiki/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».