Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Занимательная математика»
для 2,3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы О.А.
Холодова « Занимательная математика» М.Издательство РОСТ, 2015г., Курс «Заниматика»
входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению
общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса – определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию
к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы
развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной
задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и
общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс «Занимательная математика » в 2,3 классах рассчитан на 1 час в неделю, 34 учебных
часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса внеурочной деятельности
Арифметический блок-15ч.
Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числавеликаны (миллион и другие).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение
числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими
цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Блок логических и занимательных задач-15ч.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»
(алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и
задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.
Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен,
на размещение, на просеивание. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе
и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА +
KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи
международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрический блок-3ч.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелки, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место
заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка
фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Внеурочная деятельность проходит в форме кружка. Основной формой деятельности
является учебное занятие в виде: олимпиад, соревнований, путешествий, урока-игры,
практикума и т.д.
Используемые виды деятельности :
решение занимательных и игровых задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Тематическое планирование.
№
Тема урока
Город Закономерностей
1
Кол-во
часов
Форма проведения
Электронные
учебнометодические
материалы
7
1
Игры соревнования
http://www.vneuro
ka.ru/mathematics.
по php
Путешествие
городу
«Закономерностей»
Порядковый проспект
http://www.develo
p-kinder.com
http://puzzleru.blogspot.com
2
Порядковый проспект
1
3
Улица Шифровальная
1
4
Порядковый проспект.
1
5
Порядковый проспект.
1
6
Порядковый проспект.
1
7
Испытание в городе
Закономерностей «По морям,
по волнам…»
1
Город Загадочных Чисел.
8
Улица Ребусовая
1
8
9
1
Решение числовых
головоломок
Решение
математических и
арифметических
ребусов
Улица Ребусовая .
10
Вычислительный проезд
1
11
Вычислительный проезд
1
12
Улица Магическая
1
13
Порядковый проспект
1
14
Цифровой проезд
1
15
1
16
Испытание в городе
Загадочных чисел «Сказка
ложь, да в ней намёк…»
Город Логических
Рассуждений
Улица Высказываний.
17
Проспект Умозаключений
1
18
Проспект Логических задач
1
19
Площадь Множеств
1
20
Проспект Логических задач.
1
21
Проспект Логических задач.
1
22
Проспект Комбинаторных
задач
Испытание в городе
Логических рассуждений «Там
на неведомых дорожках…»
Город Занимательный
Задач.
1
23
24
8
1
1
7
1
Семейная магистраль
25
Временной переулок
1
26
Денежный бульвар
1
27
Улица Величинская.
1
28
Смекалистая улица
1
29
Хитровский переулок
1
30
Испытание в городе
Занимательных задач «В
рыцарском замке…»
Город Геометрических
превращений
1
31
1
Окружная улица
Решение
нестандартных
заданий
3
Конструкторский проезд
32
Решение задач путём
рассуждения
1
Конструирование
фигур
33
Художественная улица
1
34
«Там на неведомых
дорожках…»
1
Итого
34
часа